ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-513/18 от 07.08.2018 Исилькульского городского суда (Омская область)

Дело № 2-513/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Исилькуль 07 августа 2018 года

Исилькульский городской суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Квят Е.В.,

при секретаре Быстрицкой Н.В.,

с участием прокурора Артименок М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ «Баррикадская СОШ», Управлению образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области о возложении обязанности создать безопасные условия обучения путём оборудования системы видеонаблюдения с архивированием и хранением данных в течение месяца,

УСТАНОВИЛ:

Исилькульский межрайонный прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ обратился с иском к МБОУ «Баррикадская СОШ» и Управлению образования администрации Исилькульского муниципального района Омской области о возложении обязанности создать безопасные условия обучения путём оборудования системы видеонаблюдения с архивированием и хранением данных в течение месяца. В обоснование исковых требований указал, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, о противодействии терроризму и экстремизму в деятельности МБОУ «Баррикадская СОШ», в ходе которой установлено, что МБОУ «Баррикадская СОШ» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних. В указанном помещении МБОУ «Баррикадская СОШ» снаружи имеется 1 камера видеонаблюдения, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности и антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Следовательно, как МБОУ «Баррикадская СОШ», так и Управление образования администрация Исилькульского муниципального района несёт самостоятельную обязанность по созданию безопасных условий обучения в образовательной организации.

На основании п. Устава МБОУ «Баррикадская СОШ», утвержденного приказом и.о. начальника Управления образования администрации Исилькульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем МБОУ «Баррикадская СОШ» является администрация Исилькульского муниципального района Омской области в лице Управления образования администрации Исилькульского муниципального района.

На основании изложенного просил обязать МБОУ «Баррикадская СОШ» и Управление образования администрацию Исилькульского муниципального района Омской области создать безопасные условия обучения, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание МБОУ «Баррикадская СОШ» системой видеонаблюдения, дополнительно установив 3 наружных камеры и 1 внутреннюю, с архивированием и хранением данных в течение одного месяца.

В судебном заседании прокурор Артименок М.С. исковые требования поддержала по изложенным основаниям.

Соответчики - Управление образования администрации Исилькульского муниципального района Омской области и МБОУ «Баррикадская СОШ», будучи извещёнными, своих представителей в судебное заседание не направили.

Начальник Управления образования администрации Исилькульского муниципального района Омской области ФИО1 в заявлении дело просил рассмотреть без его участия, выразил несогласие с исковыми требованиями прокурора, т.к. в соответствии с п.5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Субсидиарную ответственность собственник имущества бюджетного учреждения несёт только по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам при недостаточности имущества учреждения.

Директор МБОУ «Баррикадская СОШ» ФИО2 в заявлении выразил согласие с исковыми требованиями прокурора, дело просил рассмотреть без его участия.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Исилькульского муниципального района Омской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, т.к. в соответствии с п.5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка (вступила в силу для СССР 15.09.1990) государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Частью 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Положения п. 2 ч. 3 и п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в РФ" устанавливают, что к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также обязанность образовательного учреждения по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Согласно пп. б п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление), в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).

В соответствии с п. 27 Постановления, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

В соответствии с пп. "а" п. 23 названных Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно ч. 1 ст. 3 и п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденных Приказом Минрегиона России N 635/10 от 29.12.2011 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Пункт 3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 Концепция противодействия терроризму в РФ предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7).

В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 29).

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42).

Приказом Рособразования N 2013 от 11.11.2009 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, вступивших в действие ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. п. 3, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится: владение, пользование и распоряжение в муниципальной собственностью муниципального района;

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Пункт 5 ч. 7 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ" устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Исилькульской межрайонной прокуратурой, установлено, что МБОУ «Баррикадская СОШ» является объектом с массовым пребыванием людей (в том числе несовершеннолетних) и входит в перечень объектов, подлежащих антитеррористической защищённости, расположенных на территории Исилькульского муниципального района (л.д.17-21). В указанном помещении МБОУ «Баррикадская СОШ» имеется система видеонаблюдения (1 камера снаружи), архивирование и хранение данных осуществляется в течение 14 дней (л.д.14).

В тоже время согласно акту проверки антитеррористической защищённости объекта от ДД.ММ.ГГГГ и по информации Исилькульского ОВО-филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Омской области» от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Баррикадская СОШ» необходимо дополнительно установить не менее 3-х наружных (уличных) видеокамер и 1 внутреннюю камеру, увеличить ёмкость жёсткого диска.

По факту выявления указанных нарушений Исилькульской межрайонной прокуратурой на имя врип главы Исилькульского района Омской области ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление.

На основании п. 1.2 Устава МБОУ «Баррикадская СОШ», утвержденного приказом начальника Управления образования администрации Исилькульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем МБОУ «Баррикадская СОШ» является администрация Исилькульского муниципального района Омской области в лице Управления образования администрации Исилькульского муниципального района.

В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Частью 1 ст. 22 Устава Исилькульского муниципального района Омской области, принятого Решением Совета Исилькульского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют:

1) Совет муниципального района;

2) Глава муниципального района;

3) Администрация муниципального района.

Согласно п.. Положения об Управлении образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области (долее по тексту Положение) учредителем Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области (далее по тексту Управление) является Администрация Исилькульского муниципального района Омской области.

Одной из основных задач Управления является защита прав и интересов детей, нуждающихся в помощи государства (п. Положения).

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

- участие в формировании местного бюджета в части расходов на образование (п.. Положения);

- утверждение смет доходов и расходов муниципальных образовательных учреждений, находящихся в ведении Управления (п.. Положения);

- осуществление планирования, реализация муниципального заказа и контроль по его исполнению в сфере образования Исилькульского муниципального района (п.. Положения);

- составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством и решением Совета Исилькульского муниципального района Омской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п.3. Положения);

- в установленном законом порядке заключать контракты, договоры и соглашения в пределах своей компетенции, а также принимать непосредственное участие в их реализации (п.3.2.5. Положения);

- осуществлять контроль за операциями со средствами бюджета, отраженными на лицевом счёте учреждений (п.. Положения).

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений, в связи с чем довод о применении к данным правоотношениям ч.5 ст. 123.22. ГК РФ основан на неверном толковании закона.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Наличие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения, которая не может в полной мере обеспечить обзор территории, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения.

На основании изложенного исковые требования Исилькульского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ «Баррикадская СОШ», Управлению образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области подлежат удовлетворению в полном объёме.

В силу ст.103 ГПК РФ необходимо взыскать с ответчиков государственную пошлину.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Исилькульского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ «Баррикадская СОШ», Управлению образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области удовлетворить.

Обязать МБОУ «Баррикадская СОШ» и Управление образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание МБОУ «Баррикадская СОШ» системой видеонаблюдения, дополнительно установив 3 наружных камеры и 1 внутренней камерой, с архивированием и хранением данных в течение одного месяца.

Взыскать с МБОУ «Баррикадская СОШ» и Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области в доход местного бюджета Исилькульского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> с каждого.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Исилькульский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Квят Е.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 13.08.2018