Гражданское дело № 2-513/2019
УИД 24RS0055-01-2019-000603-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Уяр Красноярского края 19 августа 2019 года
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Дубынина Е.А.,
при секретаре Вацлавской Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением видеоконференцсвязи гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ича к прокуратуре Уярского района Красноярского края и Прокуратуре Красноярского края о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к прокуратуре Уярского района Красноярского края, Прокуратуре Красноярского края о взыскании компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей. Требования мотивированы тем, что 12.04.2015 года его арестовали за совершение преступления. Содержался в ПФРС ИК-6 г. Красноярска, неоднократно был этапирован в г. Уяр где содержался в ИВС МО МВД РФ «Уярский», а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е., содержался более 10 суток подряд в нарушение требований ст. 13 ФЗ РФ №103 «О содержании под стражей». За допущенное нарушение ДД.ММ.ГГГГ Уярским районным судом Красноярского края действия сотрудников ИВС были признаны незаконными. В указанный период истец неоднократно обращал в устной форме внимание сотрудников прокуратуры Уярского района на указанное выше нарушение. Однако мер реагирования принято не было. Считает, что ему были причинен моральный вред, выразившийся в перенесенных нравственных страданиях в связи с его содержанием в условиях ИВС г. Уяра за пределами установленного законом срока для содержания в таких условиях, что принесло ему неудобства и вызванные этим нравственные переживания.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель прокуратуры – помощник прокурора Уярского района Красноярского края Величева Е.Н., возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что овчинников В.В. не представил сведений о том к кому из работников прокуратуры он обращался по поводу нарушения срок нахождения в ИВС, с письменными обращениями в прокуратуру района не обращался. В последующем ФИО1 было реализовано право на обжалование действий сотрудников МО МВД РФ «Уярский» в судебном порядке. При изложенных обстоятельствах права ФИО1 работниками прокуратуры нарушены не были. Кроме того, истцом в порядке ст. 1070 ГК РФ не доказан факт незаконности действий работниками прокуратуры и причинение ими вреда. Кроме того, какие-либо действия (бездействия) должностных лиц прокуратуры Уярского района Красноярского края в причинно-следственной связи с содержанием ФИО1 в рассматриваемый период под стражей в ИВС МО МВД РФ «Уярский» не состоят, что свидетельствует об отсутствии самостоятельных правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
По факту нарушения срока непрерывного пребывания ФИО1 в ИВС МО МВД РФ «Уярский» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судом в пользу ФИО1 с МО МВД РФ «Уярский» взыскана компенсация морального вреда.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Положениями ст. 1069 ГК РФ предусмотрено: вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии с абз. 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в том числе в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Из содержания ст. 1101 ГК РФ вытекает - компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, ее размер определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Условия и порядок содержания в следственных изоляторах регулируются Федеральным законном от 15.07.1995 № 103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 13 указанного закона подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
В соответствии со ст. 15 ФЗ- 103 в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно ст. 23 подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно ст. 10 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В силу ст. 21 указанного Федерального закона предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Статья 32 ФЗ "О прокуратуре РФ" устанавливает, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
Постановления и требования прокурора подлежат обязательному исполнению администрацией исправительных учреждений (статья 34 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 45, обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 содержался в изоляторе временного содержания МО МВД России «Уярский» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ непрерывно, более чем десять дней. Из книги покамерного учета лиц, содержащихся в ИВС, журналов учета передач, предоставления прогулок, акта комиссионного обследования ИВС от ДД.ММ.ГГГГ установлено, условия содержания истца в ИВС МО МВД России «Уярский» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворяли требованиям закона, предъявляемым к содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно журнала регистрации предложений, заявлений и жалоб подозреваемых и обвиняемых следует, что ФИО1 каких-либо жалоб или замечаний по поводу его содержания не имел.
Согласно ст. 56 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств лежит на сторонах. В данном случае обязанность факта причинения вреда в результате незаконных действий (бездействий) сотрудниками прокуратуры лежит на истце ФИО1.
Доказательств обращений в органы прокуратуры либо к конкретному работнику прокуратуры о нарушении порядка содержания в изоляторе временного содержания МО МВД РФ Уярский» истцом не представлено.
Следует отметить, что по факту нарушения положений ст. 13 ФЗ № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и в связи с этим взысканию с МО МВД РФ «Уярский» компенсации морального вреда ФИО1 обращался в Уярский районный суд Красноярского края, решением которого ДД.ММ.ГГГГ его исковые требования были частично удовлетворены и с МВД России за счет казны Российской Федерации в его пользу была взыскана компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ данное решение Уярского районного суда Красноярского края было оставлено без изменения.
Указанное свидетельствует о том, что ФИО1 реализовал свое право на компенсацию морального вреда за непрерывное содержание в ИВС с превышением установленных сроков в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Его нравственные и физические страдания судом определены в полном объеме, пропорционально которым была установлена сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с причинителя вреда, и которая пересмотру не подлежит.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает отказать истцу ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в связи с недоказанностью истцом причинения ему вреда действиями (бездействием) работниками прокуратуры Уярского района Красноярского края
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с истца ФИО1 подлежат взысканию в доход местного бюджета судебные издержки в виде государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. Однако в связи с тем, что овчинников В.В. отбывает наказание, не имеет доходов, на его финансово-лицевом счете фактически отсутствуют денежные средства (числится 0,70 рублей), суд полагает освободить ФИО1 от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 ича к прокуратуре Уярского района Красноярского края и Прокуратуре Красноярского края о взыскании компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Освободить ФИО1 ича от уплаты государственной пошлины в связи с отсутствием денежных средств.
На решение сторонами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 23.08.2019 года.
Судья Дубынин Е.А.