ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-513/20 от 14.07.2020 Краснотурьинского городского суда (Свердловская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 14 июля 2020 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2020 года г. Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Сумбаевой С.П.,

при секретаре судебного заседания Делимовой Н.Н.,

с участием истца Калугиной Л.В., ее представителя Алексеевой Н.Б., действующей по ходатайству,

представителя ответчика администрации городского округа Краснотурьинск Силантьевой А.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калугина Л.В. к администрации городского округа Краснотурьинск о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

установил:

Калугина Л.В. обратились в суд с исковым заявлением к администрации городского округа Краснотурьинск о представлении жилого помещения во внеочередном порядке, в обоснование указав, что на основании договора купли-продажи от <дата обезличена> она является собственником жилого помещения – однокомнатной <адрес обезличен>, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 26,3 кв.м. Распоряжением администрации городского округа Краснотурьинск № 86-р от 05.04.2016 указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем она и ее дочь <ФИО>1 постановлением администрации городского округа Краснотурьинск № 1161 от 27.10.2016 приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда городского округа Краснотурьинск и включены в программу переселения граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах. В настоящее время в данном доме проживать опасно, но переехать она не имеет возможности, т.к. другое жилое помещение у нее отсутствует, временное жилое помещение ей не предоставлено. Просит обязать администрацию городского округа предоставить ей в собственность во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте городского округа Краснотурьинск, общей площадью не менее 26,3 кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты.

В судебном заседании истец Калугина Л.В. уточнила исковые требования, пояснив, что в просительной части искового заявления она ошибочно указала администрацию городского округа Серов, вместо администрации городского округа Краснотурьинск, просила принять в данной части уточнение иска. В остальном поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что она неоднократно обращалась в администрацию городского округа Краснотурьинск по вопросу предоставления жилого помещения, между тем ей предлагали лишь предоставить по социальному найму комнату в общежитии, с чем она не согласна. Она настаивает на предоставлении ей в собственность нового жилого помещения, площадью не менее имеющейся у нее квартиры. В настоящее время проживать в принадлежащей ей квартире невозможно, везде грибок и плесень. Практически все жильцы <адрес обезличен> в <адрес обезличен> уже съехали, у нее нет такой возможности. Если бы она знала о том, что сложится такая ситуация, она не купила бы спорную квартиру.

Представитель истца Алексеева Н.Б. в судебном заседании поддержала доводы своего доверителя, дополнив, что Калугина Л.В. является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>. На основании Распоряжения №86-р от 05.04.2016 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 27.10.2016 семья Калугиной Л.В. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилого фонда. В последующем Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах». В настоящее время проживать в данном жилом доме опасно, Калугиной Л.В. проживать негде, помещений для временного проживания ей не предоставлено. Указанное подтверждается заключением специалиста, представленным суду, что подтверждает право истца на внеочередное предоставление жилья. Ссылаясь на положения ст.40 Конституции Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении жилищного кодекса РФ», ст.2, ст10, ч.ч. 1,8 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, просит суд удовлетворить исковые требования Калугиной Л.В., обязав администрацию городского округа Краснотурьинск предоставить истцу в собственность во внеочередном порядке в черте городского округа Краснотурьинск другое благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 26,3 кв.м, состоящее не менее чем из одной комнаты.

Представитель администрации городского округа Краснотурьинск Силантьева А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что в основание иска истцом положены нормы статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также правовая позиция, изложенная в разделах 2 и 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014. Однако из указанных норм не следует, что орган местного самоуправления обязан предоставить вне очереди в собственность гражданина другое жилое помещение.

Так, положения раздела 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 не могут быть применены судом к настоящим правоотношениям, поскольку не распространяются на обеспечение жилищных прав собственников, а касаются только нанимателей жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.

Такими нормами для лиц, проживающих в жилом помещении на условиях социального найма, являются ст. ст. 85, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие предоставление взамен помещения, из которого гражданин подлежит переселению, другого жилого помещения на условиях социального найма, являющегося благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта.

Если лицо является собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания, то разрешение вопроса об улучшении его жилищных условий возможно только с одновременным разрешением вопроса о судьбе данного жилого помещения и земельного участка, на котором расположено жилое помещение, то есть при решении вопроса об изъятии жилого помещения и земельного участка.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, однако решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось, соответственно соглашение о предоставлении истцу другого жилья между сторонами не заключалось, следовательно, основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания отсутствуют.

При этом следует отметить, что согласно условиям программы дом истца подлежит расселению в 2023 году. В настоящее время орган местного самоуправления еще начал реализовывать мероприятия по данной программе только по первому этапу, в отношении земельного участка, где расположен дом истца решение об изъятии еще не принималось.

Кроме того, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Кроме того, анализ судебной практики показал, что предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома (разд.2 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 29.04.2014).

Что касается внеочередного права истца на предоставление жилого помещения в собственность, считаю, что такое право истцом не доказано, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Принадлежащая истцу на праве собственности квартира находится в доме, который признан аварийным. Вместе с тем, решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд Администрацией городского округа Краснотурьинск не принималось и соглашение о предоставлении истцу другого жилого помещения не заключалось.

Таким образом, сам по себе факт признания истца малоимущей и нуждающейся в жилье не влечет возникновения у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению ей жилого помещения во внеочередном порядке, другое жилое помещение для проживания может быть предоставлено истцу только в порядке очередности (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ), либо в случае изъятия земельного участка под аварийным домом в порядке ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Аналогичные выводы содержатся в судебной практике.

Кроме того факт признания дома аварийным ответчиком не оспаривается, при этом истец в связи с невозможностью проживать в данном доме (угроза жизни и здоровью) в Администрацию городского округа Краснотурьинск с заявлением о предоставлении жилого помещения для временного проживания (т.е. о заключении договора маневренного найма) с 2016 года (с момента признания дома аварийным) по настоящее время не обращалась. В судебном заседании ей было предложено рассмотреть несколько квартир для временного проживания, до решения вопроса о переселении в соответствии со сроками, установленными программой, однако истец отказалась.

Кроме того, законом на орган местного самоуправления возложена обязанность по выкупу жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу в соответствие с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения могут быть предоставлены гражданам только по договорам социального найма, а не в собственность. Данный вывод следует из судебной практики.

С учетом вышеизложенного, а также руководствуясь нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту, включая судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 8, части 1 и 2 статьи 19, части 1 и 2 статьи 35, часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46).

Из названных положений Конституции Российской Федерации, предопределяющих правовое положение участников гражданского оборота, в том числе при осуществлении сделок с недвижимым имуществом, во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 2) и 17 (часть 3) вытекает требование о необходимости соотнесения принадлежащего лицу права собственности с правами и свободами других лиц, которое означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы других лиц.

В силу ч.1 и 3 ст.35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В развитие приведенных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в ст.32 предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 01.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Таким образом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Судом установлено и подтверждается доказательствами по делу, что Калугина Л.В. на основании свидетельства о государственной регистрации права с <дата обезличена> является единоличным собственником жилого помещения – <адрес обезличен> жилом <адрес обезличен> в <адрес обезличен> (л.д.8).

В силу положений ч. 4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.

Распоряжением администрации городского округа Краснотурьинск от 05.04.2016 №86-р многоквартирный дом, расположенный по указанному выше адресу, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.9).

Постановлением администрации городского округа Краснотурьинск семья Калугиной Л.В. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда (л.д.10).

Указанное сторонами не оспаривается, подтверждается также справкой, предоставленной ответчиком, согласно которой Калугина Л.В. включена в список малоимущих граждан, имеющих внеочередное право на предоставление по договору социального найма жилого помещения муниципального жилого фонда городского округа Краснотурьинск, номер очереди -20 (л.д.60).

<адрес обезличен> в <адрес обезличен>, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную целевую программу Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 №208-ПП «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах».

Во исполнение указанного постановления на территории городского округа Краснотурьинск утверждена муниципальная программа «Переселение граждан на территории городского округа Краснотурьинск из аварийного жилищного фонда на 2020-2025 годы», в нее также включен дом, в котором проживает истец.

Как было установлено судом, Калугина Л.В. в качестве способа обеспечения ее жилищных прав выбрала предоставление ей в собственность другого жилого помещения.

Действительно, другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч.8 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч.8 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений ст.16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.

Калугина Л.В. обратилась с настоящими требованиями в суд, ссылаясь на то, что до настоящего времени ей, как собственнику, не предоставлено другое равнозначное жилое помещение, взамен квартиры, проживание в которой невозможно по причине ее аварийного состояния.

В обоснование указанных доводов суду представлено заключение специалиста ООО Ассоциация независимых судебных экспертиз «Экспертиза» по результатам проведенного строительно-технического исследования технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

Так, по результатам проведённого исследования специалист приходит к выводу о том, что осматриваемый жилой дом находится в ветхом состоянии и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В материалах дела имеется требование администрации городского округа Краснотурьинск от 17.09.2018 к Калугиной Л.В. о сносе аварийного дома в течение 6 месяцев с момента получения настоящего требования, которое истец получила лично, о чем свидетельствует ее подпись.

Согласно ст. 9 п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляю принадлежащие им права.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

В соответствии с ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения) (пункт 8 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Учитывая, что с момента направления Калугиной Л.В. требования о сносе аварийного дома администрации муниципального образования не предприняла мер, определенных ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находятся спорные жилые помещения, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», при этом с момента признания дома аварийным (2016 год) до даты рассмотрения дела прошел длительный промежуток времени, суд находит требование истца о возложении на ответчика обязанности предоставить ей равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу во внеочередном порядке обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Калугина Л.В. к администрации городского округа Краснотурьинск о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа Краснотурьинск предоставить Калугина Л.В. в собственность во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 26,3 кв. м, состоящее не менее чем из одной комнаты в черте городского округа Краснотурьинск.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Краснотурьинский городской суд.

Председательствующий: судья (подпись) Сумбаева С.П.