66RS0016-01-2022-000355-27
Дело № 2-513/2022
Мотивированное решение составлено 18.05.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Артемовский 11 мая 2022 года
Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тюриковой Т.В., с участием истца заместителя Артемовского городского прокурора Редозубова А.Н., при секретаре Плехановой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело
по иску Артемовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Артемовского городского округа «Лебедкинское жилищно-коммунальное хозяйство» об обязании Муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа «Лебедкинское жилищно-коммунальное хозяйство» в срок до 01.09.2022 организовать проведение работ по оснащению котельных, расположенных по адресам: Артемовский район, с. Лебедкино (котельная № 1); <...> (котельная Леспромхоз); <...> (котельная Химлесхоз); Артемовский район, п. Красногвардейский (котельная АО «ККЗ») приборами учета вырабатываемой тепловой энергии и обеспечить их ввод в эксплуатацию,
УСТАНОВИЛ:
Артемовский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию Артемовского городского округа «Лебедкинское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ») об обязании МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» в срок до 01.09.2022 организовать проведение работ по оснащению котельных, расположенных по адресам: Артемовский район, с. Лебедкино (котельная № 1); <...> (котельная Леспромхоз); <...> (котельная Химлесхоз); Артемовский район, п. Красногвардейский (котельная АО «ККЗ») приборами учета вырабатываемой тепловой энергии и обеспечить их ввод в эксплуатацию.
В обоснование требований истец в иске указал, что Артемовской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Свердловской области от 09.02.2022 № 7/1-26-2022 проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в жилищно-коммунальной сфере. В ходе проведенной проверки установлено, что МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» в целях теплоснабжения потребителей на праве хозяйственного ведения эксплуатирует угольную котельную № 1, расположенную по адресу: Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино. Указанная котельная введена в эксплуатацию в 1984 году. На основании договора аренды от 05.08.2019 № 1 МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» эксплуатирует котельную «Леспромхоз», расположенную по адресу: <...> год ввода в эксплуатацию 1989 г., и котельную «Химлесхоз», расположенную по адресу: <...> год ввода в эксплуатацию 1988 г. Также на основании договора аренды от 14.09.2021 № 26/А-2021 МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» эксплуатирует котельную АО «Красногвардейский крановый завод» (далее АО «ККЗ»), расположенную по адресу: <...>, год ввода в эксплуатацию 1973 г. В марте 2022 года на требование прокурора из МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» поступила информация, свидетельствующая об отсутствии приборов учета вырабатываемой тепловой энергии на вышеуказанных угольных котельных. Вместе с тем, ответчик производит расчеты за тепловую энергию расчетным способом, чем может наносить потребителям материальный ущерб. В соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 4, ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» правительство РФ утверждает Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Пунктом 4 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях: осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; документирования параметров теплоносителя – массы (объема), температуры и давления. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее – договор) не определена иная точка учета. В силу п. 20 Правил № 1034 на источниках тепловой энергии узлы учета устанавливаются на каждом выводе тепловой сети. Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее Правила № 115). Согласно п. 2.5.1 Правил № 115 для эффективной эксплуатации тепловых энергоустановок организация обеспечивает учет топливно-энергетических ресурсов. В соответствии с п. 2.5.2 Правил № 115 в тепловых энергоустановках должна быть обеспечена: требуемая точность измерения расходов тепловой энергии, теплоносителей и технологических параметров работы; учет (сменный, суточный, месячный, годовой) по установленным формам показателей работы оборудования, основанный на показаниях контрольно-измерительных приборов и информационно-измерительных систем. Таким образом, МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» несет обязанность по организации коммерческого учета тепловой энергии и установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя на: котельной № 1 в с. Лебедкино, АО «ККЗ» в п. Красногвардейский, котельной «Леспромхоз» в п. Красногвардейский, котельной «Химлесхоз» в п. Красногвардейский. В настоящее время указанные котельные не оборудованы приборами учета вырабатываемой тепловой энергии, что нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения и, как следствие, влечет нарушение прав потребителей, то есть неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие организованного надлежащим образом учета тепловой энергии на котельных влияет на размер тарифов, устанавливаемых для потребителей. В частности, отсутствие приборов учета лишает граждан возможности требовать перерасчета за потребленную тепловую энергию в случае несоблюдения утвержденного температурного режима. В силу требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований. Просит суд иск удовлетворить (л.д. 3-5).
В судебном заседании представитель истца заместитель Артемовского городского прокурора Редозубов А.Н. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился без указания причин.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:
Согласно п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Частью 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
На основании ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 19-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях: осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.
В соответствии с пунктом 20 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 на источниках тепловой энергии узлы учета устанавливаются на каждом выводе тепловой сети.
Согласно пункту 2.5.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 для эффективной эксплуатации тепловых энергоустановок организация обеспечивает учет топливно-энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 2.5.2. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 в тепловых энергоустановках должна быть обеспечена: требуемая точность измерения расходов тепловой энергии, теплоносителей и технологических параметров работы; учет (сменный, суточный, месячный, годовой) по установленным формам показателей работы оборудования, основанный на показаниях контрольно-измерительных приборов и информационно-измерительных систем.
Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела установлено, Артемовской городской прокуратурой на основании поручения прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в жилищно-коммунальной сфере (л.д. 3-5).
В ходе проведенной проверки установлено, что МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» в целях теплоснабжения потребителей на праве хозяйственного ведения эксплуатирует угольную котельную № 1, расположенную по адресу: Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, котельную «Леспромхоз», расположенную по адресу: <...> котельную «Химлесхоз», расположенную по адресу: <...> и котельную АО «Красногвардейский крановый завод», расположенную <...> (л.д. 3).
Согласно информации МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» на 01.03.2022 МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» провели работы по изысканию технической возможности установки узлов учета тепловой энергии на эксплуатируемых тепловых котельных. Техническая возможность установки узлов учета тепловой энергии имеется на тепловой котельной «Химлесхоз» и тепловой котельной «Леспромхоз» п. Красногвардейский. Приборы узлов учета тепловой энергии на котельной АО «Красногвардейский крановый завод» п. Красногвардейский требуют ремонта и поверки с заменой элементов питания. Прибор узлов учета тепловой энергии на котельной с. Лебедкино требует ремонта и поверки с заменой элементов питания. Установка приборов учета на тепловых котельных «Леспромхоз» и АО «Красногвардейский крановый завод» п. Красногвардейский запланированы на июль 2022 года (л.д. 6-7).
Согласно пункту 1.1 договора о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 08.08.2007 № 2007/01, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа (Комитет) и МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» (Предприятие) на основании решения комитета от 26.07.2007 № 155 Комитет закрепляет за Предприятием на праве хозяйственного ведения и передает ему, а Предприятие принимает имущество согласно перечню для осуществления своей уставной деятельности (л.д. 8-10).
На основании дополнительного соглашения № 1 от 13.09.2007 к договору о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 08.08.2007 № 2007/01 в перечень имущества, закрепляемого за МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» на праве хозяйственного ведения внесено здание котельной на 6 котлов «Энергия-3» на твердом топливе с инженерными сетями с. Лебедкино (л.д. 12-13).
Согласно пункту 1.1 договора аренды № 26/А-2021 от 14.09.2021 Акционерное общество «Красногвардейский крановый завод» за обусловленную сторонами договора плату предоставляет МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» во временное владение и пользование имущественный комплекс котельной, предназначенный для использования и деятельности в соответствии с конструктивным и эксплуатационным назначением, а именно генерации тепловой энергии и ее транспортировки, на нужды теплоснабжения физических и юридических лиц. Объект аренды расположен по адресу: <...> (л.д. 14-18).
Согласно акту приема передачи передаваемого в аренду имущественного комплекса котельной (приложение № 1 к договору аренды № 26/А-2021 от 14.09.2021) Акционерное общество «Красногвардейский крановый завод» передало, а МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» приняло здание котельной (и иное неотъемлемое конструктивное оборудование котельной) (л.д. 19).
Согласно пункту 1.1 договора аренды № 1 от 05.08.2019 МУП АГО «Покровское ЖКХ» передает МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» в аренду за плату социально значимые объекты, указанные в акте приема-передачи имущества (л.д. 21-24).
Согласно акту приема-передачи имущества (приложение № 1 к договору аренды № 1 от августа 2019 года) МУП АГО «Покровское ЖКХ» передает, а МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» принимает социально значимые объекты - здание котельной Леспромхоз, расположенное в <...> здание котельной Химлесхоз, расположенное в <...> (л.д. 25-29).
Согласно пункту 2.8 постановления Администрации Артемовского городского округа «Об утверждении схемы теплоснабжения Артемовского городского округа на период до 2029 года» от 28.08.2015 № 1179-ПА Муниципальному унитарному предприятию Артемовского городского округа «Лебедкинское ЖКХ» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах зоны централизованной системы теплоснабжения с. Лебедкино (л.д. 31-32).
Согласно постановлению Администрации Артемовского городского округа «О внесении изменений в постановление Администрации Артемовского городского округа от 28.08.2015 № 1179-ПА «Об утверждении схемы теплоснабжения Артемовского городского округа на период до 2029 года» от 27.09.2019 № 1086-ПА Муниципальному унитарному предприятию Артемовского городского округа «Лебедкинское ЖКХ» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах зоны централизованной системы теплоснабжения с. Лебедкино, п. Красногвардейский (л.д. 33-34).
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что угольная котельная № 1, расположенная по адресу: Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино; котельная «Леспромхоз», расположенная по адресу: <...>; котельная «Химлесхоз», расположенная по адресу: <...>; котельная АО «Красногвардейский крановый завод», расположенная по адресу: <...> эксплуатируются при отсутствии прибора учета вырабатываемой тепловой энергии, при этом МУП АГО «Лебедкинское ЖКХ» несет обязанность по организации коммерческого учета тепловой энергии и установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя.
Бездействие ответчика, выразившееся в не оборудовании исправно работающим прибором учета вырабатываемой тепловой энергии нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и, как следствие, влечет нарушение прав потребителей, то есть неопределенного круга лиц, служит препятствием организованного надлежащим образом учета тепловой энергии на котельной, влияет на размер тарифов, устанавливаемых для потребителей.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Артемовского городского прокурора, при этом, учитывая характер спорных правоотношений, суд считает разумным сроком для организации проведения работ по оснащению котельной № 1, расположенной по адресу: Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино; котельной «Леспромхоз», расположенной по адресу: <...>; котельной «Химлесхоз», расположенной по адресу: <...>; котельной АО «Красногвардейский крановый завод», расположенной по адресу: <...> приборами учета вырабатываемой тепловой энергии и обеспечения его ввода в эксплуатацию не позднее 01.09.2022.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Артемовского городского прокурора в интересахнеопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие Артемовского городского округа «Лебедкинское жилищно-коммунальное хозяйство» в срок до 01.09.2022 организовать проведение работ по оснащению котельных, расположенных по адресам: Артемовский район, с. Лебедкино (котельная № 1); <...> (котельная Леспромхоз); <...> (котельная Химлесхоз); Артемовский район, п. Красногвардейский (котельная АО «ККЗ») приборами учета вырабатываемой тепловой энергии и обеспечить их ввод в эксплуатацию,
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа «Лебедкинское жилищно-коммунальное хозяйство» в доход местного бюджета Артемовского городского округа Свердловской области госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.
Судья Т.В. Тюрикова