ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-514 от 31.12.9999 Чебаркульского городского суда (Челябинская область)

                                                                                    Чебаркульский городской суд Челябинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Чебаркульский городской суд Челябинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-514/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата г.Чебаркуль Челябинской области

Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Андрусенко И.Д.,

при секретаре Косковой Т.А.,

с участием представителя истцов Якуповой Н.Б., представителей третьего лица Главы администрации Чебаркульского городского округа Якуповой Н.Б., Куракиной Л.П., Бычковой С.Р., представителя ответчиков муниципального учреждения «Администрация Чебаркульского муниципального района», Главы администрации Чебаркульского муниципального района Бездниной Ю.И., представителей ответчика ООО «Перспектива» Хайрисламова Ш.Х., Хвостова М.А., представителей ответчика ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» Трухановой Н.И., Носкова И.Н., представителя третьего лица Управления муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района Шемякиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова А.В., Валекжанина Е.Г. к муниципальному учреждению «Администрация Чебаркульского муниципального района», Главе администрации Чебаркульского муниципального района, обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива», областному государственному автономному учреждению «Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области» об оспаривании ненормативных правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Орлов А.В., Валекжанин Е.Г. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «***» (далее по тексту ООО «***»), муниципальному учреждению «Администрация Чебаркульского муниципального района» (далее по тексту Администрация Чебаркульского муниципального района), в котором просили признать недействительными: с момента издания ненормативный акт Заключение государственной экспертизы Номер областного государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Адрес» от Дата; разрешение на строительство Номер от Дата, выданного отделом архитектуры и градостроительства МУ «Администрация Чебаркульского муниципального района»; восстановить положение, существовавшее до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (л.д.2-4 т.1).

Определением судьи Чебаркульского городского суда от Дата по ходатайству истца исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле соответчиком Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области (л.д.96 т.1).

Определением Чебаркульского городского суда от Дата к участию в деле по ходатайству и с согласия истцов к участию в деле привлечен соответчиком Глава администрации Чебаркульского муниципального района и третьим лицом - Управление муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района (л.д.123-124 т.1).

В ходе судебного разбирательства истцами неоднократно уточнялись исковые требования и в окончательном виде истцы просили суд признать недействительными с момента издания: постановление Главы Чебаркульского муниципального района от Дата Номер «Об утверждении акта выбора земельного участка, намеченного для проектирования и строительства автозаправочной станции ООО «***» на Адрес»; постановление Главы Чебаркульского муниципального района от Дата Номер «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте»; постановление главы Чебаркульского муниципального района от Дата Номер "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "***" из земель сельскохозяйственного значения"; разрешение на строительство Номер от Дата, выданное отделом архитектуры и градостроительства МУ "Администрация Чебаркульского муниципального района"; Заключение государственной экспертизы Номер областного государственного автономного учреждения "Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области" от Дата (л.д.92-94,110-115 т.1, 38-42 т.2).

Иск обоснован тем, что в границах Чебаркульского муниципального района расположен земельный участок сельскохозяйственного назначения по адресу: Адрес площадью 6500 кв.м с кадастровым номером Номер с разрешенным видом использования - для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта. По заявлению ООО «***» земельный участок был отведен актом выбора от Дата под строительство АЗС, который утвержден постановлением главы Чебаркульского муниципального района от Дата Номер. В акте выбора указано, что участок намечен для проектирования и строительства автозаправочной станции. При этом данный земельный участок в Дата относился к категории земель сельхозназначения, перевода в другую категорию не было. В данном случае необходимо было проведение публичных слушаний, которые не проведены. Дата, уже после утверждения акта выбора земельного участка и отсутствия перевода земель из одной категории в другую, были проведены публичные слушания, на которых вопрос о расположении АЗС вблизи с озером питьевого назначения г.Чебаркуль не обсуждался. Распоряжение земельным участком под строительство АЗС на землях сельхозназначения противоречит п.1 ст.31 ЗК РФ. Нарушена процедура предоставления земельного участка. Градостроительный план земельного участка от Дата содержит множество противоречий. Строительство АЗС начато в нарушение градостроительного и земельного законодательства. Земельный участок из земель сельхозназначения мог быть передан в аренду только после того, как он прошел кадастровый учет. Дата отделом архитектуры и градостроительства администрации Чебаркульского муниципального района было выдано разрешение на строительство со сроком до Дата. Строительство АЗС было начато до выдачи положительного заключения госэкспертизы и соответствующих заключений. Заключение госэкспертизы было выдано без обследования объекта в натуре. В разделах 4.6,4.7 Заключения по оценке окружающей среды отсутствуют какие-либо заключения о воздействии на окружающую среду сливной станции сжиженного газа, горюче-смазочных материалов в целом. Раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» не содержит какого-либо заключения в отношении расположения озера Чебаркуль - озера питьевого назначения, а также Травяного болота, влияния грунтовых и поверхностных вод в период эксплуатации объекта и его влияния на озеро Чебаркуль. По Заключению АЗС расположена на расстоянии 500 м от уреза воды озера, в случае сбоя в работе АЗС неизбежно будет нанесен урон природе. Строительство АЗС нарушает права и законные интересы истцов ввиду создания угрозы причинения экологического вреда озеру питьевого режима как основы жизнедеятельности.

Истцы Орлов А.В., Валекжанин Е.Г. не приняли участия в судебном заседании, о месте и времени извещены надлежащим образом (л.д.115,116 т.2), направили в суд своего представителя Якупову Н.Б.

Представитель истцов Якупова Н.Б. (доверенность л.д.56, 120 т.1) в судебном заседании поддержала исковые требования с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении от Дата, при этом не поддержала требования в части признания недействительным разрешения на строительство Номер от Дата, восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, просила восстановить пропущенный истцами по уважительной причине срок для обращения с заявлением в суд, пояснила, что разрешение на строительство Дата не выдавалось, ошибочно в иске указала эту дату, строительством АЗС нарушены права истцов на безопасную окружающую среду, поскольку по смежеству с земельным участком, на котором ведется строительство, расположено озеро Чебаркуль - источник питьевой воды, что создает угрозу причинения экологического вреда озеру. Нарушено право на достоверную и полную информацию, из-за чего истцы были лишены возможности участвовать в торгах по продаже права аренды на спорный земельный участок, лишены были возможности высказать свое мнение на публичных слушаниях. Намерений у истцов участвовать в торгах не было, но проводить их по закону должны были. Сообщение о предоставлении земельного участка под строительство АЗС в средствах массовой информации не публиковалось. О ходе строительства АЗС были ознакомлены из доклада представителя администрации Чебаркульского района Пв. О.В. в Дата года, копии документов не вручались. Оспариваемые ненормативные акты получили в суде после обращения с иском.

Третье лицо - Глава Чебаркульского городского округа Орлов А.В. не принял участия в судебном заседании, о месте и времени извещен надлежащим образом, направил в суд письменные отзывы, в которых просит удовлетворить требования истцов (л.д.114, 135- т.2).

Представитель третьего лица - Главы Чебаркульского городского округа Якупова Н.Б. (доверенность л.д.57 т.1) полагала исковые требования подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица - Главы Чебаркульского городского округа Куракина Л.П. (доверенность л.д.124 т.2) полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснила, что при размещении автозаправочной станции должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей среды. Участок, на котором ведется строительство АЗС, имеет уклон в сторону озера Чебаркуль. Возникновение утечек и проливов ГСМ приведет к проникновению нефтепродуктов в подземные воды, а с ними в озеро и болото. С попаданием в воду нефтепродуктов будет невозможно ее использовать для питьевых нужд. В настоящее время окисляемость воды выше нормативной, что уже свидетельствует о загрязнении источника стоками, появлении отравляющих веществ. Отсутствует государственная экологическая экспертиза.

Представитель третьего лица - Главы Чебаркульского городского округа Бычкова С.Р. (доверенность л.д.125 т.2) также полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснила, что выбор земельного участка под строительство АЗС выполнялся на землях сельхозназначения. Такого разрешенного вида использования для данной категории земель нет. Сначала нужно было перевести земли из одной категории в другую через публичные слушания. Акт выбора земельного участка утвержден ранее схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте. Договор аренды был заключен Дата на участок для целей сельхозпроизводства, земельный участок поставлен на кадастровый учет Дата. Градостроительный план подготовлен и выдан до изменения категории земельного участка, что является нарушением законодательства. Разрешение на строительство также было выдано до перевода земель из одной категории в другую. Положительное заключение госэкспертизы подготовлено без учета ряда важных факторов с недостаточно глубоким подходом к вопросам окружающей среды и оценки воздействия на нее в процессе эксплуатации.

Представитель ответчика - муниципального учреждения «Администрация Чебаркульского муниципального района» Безднина Ю.И. (доверенность л.д.63 т.1) исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что постановления Главы Чебаркульского муниципального района являются законными. Градостроительный регламент на территории Чебаркульского муниципального района отсутствует, поэтому при переводе земель из одной категории в другую следует руководствоваться пп.2 п.1 ст.8 Земельного кодекса РФ. В Челябинской области перевод земель осуществляет Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области. При переводе земель из одной категории в другую публичные слушания не проводятся. Земельный участок находится за пределами 50-ти метровой водоохраной зоны озера Чебаркуль и протоки, соединяющей озеро с травяным болотом Зоны санитарной охраны источников водоснабжения на территории города и района не утверждены. Права истцов строительством АЗС не нарушены. Истцами по неуважительной причине пропущен срок по оспариванию ненормативных актов органов местного самоуправления

В судебное заседание не явился ответчик - Глава Чебаркульского муниципального района, о месте и времени извещен надлежащим образом (л.д.110 т.2).

Представитель ответчика - Главы Чебаркульского муниципального района Безднина Ю.И. (доверенность л.д.138 т.1) в судебном заседании не признала иск в полном объеме, пояснила, что постановления Главы являются законными и обоснованными, не нарушающими права и интересы истцов, которыми без уважительной причины пропущены сроки для обращения в суд с заявлениями об оспаривании постановлений Главы, разрешения на строительство, Заключения государственной экспертизы.

Представитель третьего лица - Управления муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района Шемякина С.В. (доверенность от Дата л.д.139 т.1) возражала против удовлетворения требований истцов, пояснила, что при выборе земельного участка под строительство нарушений земельного законодательства допущено не было. На заседание рабочей группы администрации города в Дата года по запросу она предоставляла все необходимые документы, в том числе и оспариваемые постановления Главы, Пв. О.В. также на заседании рабочей группы в Дата года предоставлял разрешительные документы на строительство АЗС. Истцам было известно об издании постановлений Главы по утверждению акта выбора и схемы земельного участка, о предоставлении земельного участка в аренду, о положительном заключении госэкспертизы. Срок ими пропущен без уважительной причины, в иске надлежит отказать.

Представители ответчика - ООО «***» Хайрисламов Ш.Х. и Хвостов М.А. (доверенность л.д.62 т.1, т.2 л.д.62) иск не признали, пояснили, что Общество является ненадлежащим ответчиком, поскольку постановления принимал Глава Чебаркульского муниципального района, с их стороны никаких нарушений допущено не было. Обжалуемые постановления, разрешение на строительство и заключение государственной экспертизы соответствуют нормам материального права и были изданы в соответствии с законом и иными нормативными актами. Строительством АЗС и изданными постановлениями права истцов на благоприятную окружающую среду не нарушены. Была проведена государственная экспертиза проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий, получено положительное заключение. Дата было получено санитарно-эпидемиологическое заключение. Проект зон санитарной охраны источника водоснабжения озеро Чебаркуль разработан, но не утвержден. Истцы не являются жителями Чебаркульского муниципального района, поэтому не могли участвовать в публичных слушаниях. На данный момент готовность АЗС составляет 75%, Управление государственного строительного надзора осуществляет контроль за строительством, нарушения не выявлены.

Представитель ответчика - ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» Труханова Н.И. (доверенность л.д.126 т.2) исковые требования не признала, пояснила, что иск заявлен необоснованно. Истцы не указывают на несоответствие заключения техническим регламентам. При проведении экспертизы проектов документов нет необходимости выезжать на место. Вся необходимая проектная документация в соответствии с Перечнем была представлена заказчиком. Государственная экологическая экспертиза в данном случае не требуется.

Представитель ответчика - ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» Носков И.Н. (доверенность л.д.127 т.2) исковые требования не признал, пояснил, что проектная документация, представленная на экспертизу, соответствовала требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. При проведении экспертизы никаких нарушений допущено не было. Проект зон санитарной охраны на территории города Чебаркуля и района не утвержден. АЗС строится на расстоянии 500 метров от озера. Нет запрета на строительство АЗС при условии проведения природоохранных мероприятий.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, Министерства строительства инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Министерства по экологической и радиационной безопасности по Челябинской области, о месте и времени извещены надлежащим образом (л.д.108,117,118 т.2).

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля Пв. О.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Дата ООО «***» обратились на имя Главы Чебаркульского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 0,6 га для размещения АЗС по адресу: Адресл.д.180).

Предварительное согласование выбора земельного участка, предназначенного для размещения объекта и согласование вопроса о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства Положением «О комиссии по земельным отношениям Чебаркульского муниципального района», утвержденным решением Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района III созыва от 26.05.2005 года №38/1, отнесено к компетенции Комиссии (л.д.100-103 т.2).

Дата Комиссия рассмотрела, в том числе, заявление ООО «***» о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка для размещения АЗС общей площадью 0,6 га, расположенного по адресу: Адрес и приняла решение о необходимости отделу архитектуры подготовить акты выбора земельных участков, ООО «***» получить заключение ФГУ «Упрдор «Южный Урал», ГУДХ Челябинской области, ГИБДД Челябинской области, Пожнадзора (т.2 л.д.97-98).

Дата в газете «Южноуралец» был опубликован протокол Номер комиссии по земельным отношениям Чебаркульского муниципального района от Дата (т.2 л.д.99), в публикации было указано, что по истечении 30-дневного срока после публикации, в случае отсутствия обоснованных претензий и подачи встречных заявлений, УМС Чебаркульского муниципального района приступит к делопроизводству по данному протоколу.

Дата было издано распоряжение начальника УМС о начале делопроизводства по протоколу заседания комиссии по земельным отношениям Номер от Дата в связи с отсутствием обоснованных претензий и подачи встречных заявлений (л.д.96 т.2).

Дата комиссией в акте выбора земельного участка под проектирование и строительство АЗС был рекомендован земельный участок, расположенный на Адрес (т.2 л.д.2-3).

Постановлением Главы Чебаркульского муниципального района от Дата Номер утвержден акт выбора земельного участка от Дата, намеченного для проектирования и строительства автозаправочной станции ООО «***» на Адрес (т.2 л.д.1).

29.09.2009 года решением Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района III Созыва №574 утверждена Схема территориального планирования Чебаркульского муниципального района, в которой данный земельный участок числится как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с целевым назначением - для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства (т.2 л.д.93,94).

Постановлением Главы Чебаркульского муниципального района от Дата Номер утверждена схема расположения на кадастровой карте земельного участка (Приложение Номер), находящегося по адресу: ***.; ООО «***» рекомендовано поставить на кадастровый учет вышеуказанный земельный участок (л.д.74 т.1).

Постановлением Главы Чебаркульского муниципального района от Дата Номер обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 6500 кв.м., расположенный по указанному выше адресу, предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев для сельскохозяйственного производства (т.2 л.д.4).

На основании указанного Постановления между УМС Чебаркульского муниципального района и ООО «***» Дата заключен договор аренды данного земельного участка на срок 11 месяцев, который продлен дополнительным соглашением от Дата до Дата (т.2 л.д.5-7,181).

Земельный участок, являющийся предметом договора аренды, был поставлен на кадастровый учет Дата и ему присвоен номер Номер, что следует из кадастрового паспорта земельного участка (л.д.8-9 т.2).

Дата заместителем Главы Чебаркульского муниципального района подготовлен градостроительный план земельного участка (л.д.75-77 т.1), в котором указано, что градостроительный регламент на территории Чебаркульского муниципального района не установлен. Отсутствие градостроительного регламента подтверждено и справкой МУ «Администрация Чебаркульского муниципального района» от Дата (л.д.95 т.2).

Дата Госэкспертизой Челябинской области было выдано положительное заключение по проектной документации без сметы на строительство, включая результаты инженерных изысканий, на объект капитального строительства - АЗС на Адрес (л.д.8-16 т.1).

Дата отделом архитектуры и градостроительства МУ «Администрация Чебаркульского муниципального района» обществу с ограниченной ответственностью «***» выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства - АЗС на Адрес со сроком действия до Дата, Дата срок продлен до Дата (л.д.122 т.2).

Дата УМС Чебаркульского муниципального района обратилось в Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области с ходатайством о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения (т.2 л.д.91).

Распоряжением Министра промышленности и природных ресурсов Челябинской области от Дата Номер-р земельный участок площадью 6500 кв.м. кадастровый номер Номер, адресные ориентиры: Адрес, находящийся в государственной собственности, предоставленный в аренду ООО «***», переведен из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (л.д.80 т.1).

Постановлением Главы Чебаркульского муниципального района от Дата Номер в связи с переводом земельного участка из состава земель сельхозназначения в земли промышленности и иного специального назначения изменено его разрешенное использование (назначение) с цели - для сельскохозяйственного производства на целевое назначение - для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства (л.д.123 т.2).

Дополнительным соглашением Номер от Дата к договору аренды земельного участка Номер от Дата в предмет договора внесены изменения в части категории земельного участка и разрешенного использования (л.д.22-23 т.2).

В государственный кадастр недвижимости также внесены изменения в части категории земельного участка и разрешенного использования (л.д.18-19 т.1).

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или бездействие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч.4 ст.258 ГПК РФ).

Статьей 13 ГК РФ предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для признания ненормативного акта, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании ненормативного акта, действия (бездействия) незаконными.

При рассмотрении настоящего гражданского дела данные условия не нашли своего подтверждения.

Обосновывая факт нарушения прав и свобод или создания препятствий к их осуществлению, истцы ссылаются на то, что принятыми ненормативными актами нарушаются их права на благоприятную окружающую среду, а также право участвовать в торгах и публичных слушаниях.

Указанные доводы суд полагает несостоятельными по следующим основаниям.

Статьёй 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 30 указанного Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу п.5 ст.30 Кодекса предоставление земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п.3 ст.31 Кодекса).

Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.

В соответствии со ст.32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

В судебном заседании установлено, что земельный участок под строительство АЗС был предоставлен ООО «***» органом местного самоуправления с предварительным согласованием места размещения объекта.

ООО «***» были выданы технические условия на проектирование и строительство МАЗС (л.д.67-71 т.1).

Население через публикацию в газете «Южноуралец» 21.12.2006 года было проинформировано о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка под строительство АЗС.

Статья 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

На публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Аналогичная норма закреплена в статье 12 Устава муниципального образования «Чебаркульский муниципальный район» (л.д.200-230 т.1).

Условия проведения публичных слушаний по указанным выше вопросам урегулированы в Градостроительном кодексе РФ (ст.ст.28,30,39,40,46). Результаты публичных слушаний учитываются при принятии соответствующих решений, но они не носят обязательного характера.

Довод представителя истцов Якуповой Н.Б. о том, что при предоставлении земельного участка должны были проводиться публичные слушания и права истцов нарушены их непроведением, несостоятелен. При принятии решения о предоставлении земельного участка, расположенного на территории Чебаркульского муниципального района, в аренду ООО «***» не было оснований для проведения публичных слушаний, поскольку отсутствовали условия их проведения, предусмотренные нормами Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, непроведение публичных слушаний не могло нарушить права и законные интересы истцов Орлова А.В. и Валекжанина Е.Г., являющихся жителями муниципального образования «Чебаркульский городской округ». Пунктом 3 ст.12 Устава МО «Чебаркульский муниципальный район» предусмотрено, что участниками публичных слушаний могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, проживающие в границах муниципального района и обладающие избирательным правом.

Таким образом, при предоставлении земельного участка мнение граждан учитывается, но прямая зависимость между этим мнением и принятием решения о предоставлении земельного участка действующим законодательством не установлена.

В соответствии с п.6 ст.27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно ст.9 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

Пунктом 2 ст.10 названного Закона предусмотрено, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Порядок и процедура предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения ООО «Перспектива» под строительство АЗС нарушена Администрацией Чебаркульского муниципального района.

Глава администрации Чебаркульского муниципального района постановлением от Дата Номер утвердил схему расположения земельного участка на кадастровой карте и постановлением от Дата Номер предоставил в аренду указанный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Однако земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет Дата, то есть после предоставления земельного участка в аренду. В результате чего были нарушены требования ст.9 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Доводы представителя истцов Якуповой Н.Б. о том, что при утверждении акта выбора земельного участка к нему не была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не могут быть положены в основу решения, поскольку к акту выбора была приложена выкопировка с обозначением земельного участка, намеченного для проектирования и строительства автозаправочной станции ООО «***». Схема расположения земельного участка на кадастровой карте была утверждена Дата.

Довод представителя истцов Якуповой Н.Б. о том, что при предоставлении земельного участка должны были проводиться торги, судом не принимается как несостоятельный. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта исключает необходимость проведения торгов. Кроме того, в судебном заседании установлено, что в администрацию Чебаркульского муниципального района других заявлений о предоставлении спорного земельного участка в аренду не поступало; не обращались с таким заявлением и истцы Орлов А.В. и Валекжанин Е.Г. При таких обстоятельствах права и интересы истцов постановлениями Главы Чебаркульского муниципального района: от Дата Номер «Об утверждении акта выбора земельного участка, намеченного для проектирования и строительства автозаправочной станции ООО «***» на Адрес»; от Дата Номер «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте»; от Дата Номер "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "***" из земель сельскохозяйственного значения"; не нарушены.

Обсуждая требование истцов о признании недействительным Заключения государственной экспертизы Номер от Дата, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данного требования.

Согласно п.4 ст.49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

В соответствии с Уставом ОГАУ «Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области» является органом, уполномоченным на организацию и проведение в установленном порядке государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий.

Дата ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» было выдано положительное заключение по проектной документации без сметы на строительство, включая результаты инженерных изысканий на объект капитального строительства - АЗС на Адрес (л.д.8-16 т.1).

В силу п.5 ст.49 Градостроительного кодекса РФ предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 18 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу до направления проектной документации на государственную экспертизу, результатом государственной экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (п.9).

Согласно Положению об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 года №145, принятым по исполнение части 11 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требования технических регламентов.

До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации (пункт 27).

В соответствии с пунктом 34 названного Положения результатом государственной экспертизы является заключение, содержащее вывод о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение):

а) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий - в случае, если осуществлялась государственная экспертиза проектной документации;

б) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов - в случае, если осуществлялась государственная экспертиза результатов инженерных изысканий; в) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов - в случае, если одновременно осуществлялась государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Согласно выводам, содержащимся в разделе 5 положительного заключения экспертизы от Дата Номер проектной документации и результатов инженерных изысканий, проектная документация соответствует требованиям нормативных технических документов, а также результатам инженерных изысканий.

Как следует из исковых заявлений и объяснений представителя истцов Якуповой Н.Б., соответствие выводов положительного заключения требованиям технических регламентов истцами не оспаривается.

В силу пункта 37 Положения требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы устанавливаются Министерством регионального развития Российской Федерации.

Таким образом, порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы установлены в императивном порядке федеральным законодательством.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Ссылки представителей истцов, третьего лица Якуповой Н.Б., Куракиной Л.П. на то, что при выдаче заключения ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» не была проведена государственная экологическая экспертиза, не основаны на законе.

Статьей 35 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2006 года) были установлены требования в области охраны окружающей среды при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов, при этом пункт 2 указанной статьи предусматривал, что выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Выбор места размещения объекта, который предшествует принятию органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка под строительство должен был осуществляться при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в силу императивного указания в законе. В силу п.3 ст.36 названного Закона проекты, по которым не имелось положительное заключение государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежали, и работы по их реализации финансировать запрещалось. С 01 января 2007 года приведенные нормы утратили свою силу в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 года №232-ФЗ.

Пунктом 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 года №145, установлен перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы, в котором указано, что положительное заключение государственной экологической экспертизы представляется в случае, если для проведения государственной экспертизы представляется проектная документация на объекты капитального строительства, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых предполагается осуществить в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации.

Довод представителя истцов, третьего лица Якуповой Н.Б., представителя третьего лица Куракиной Л.П. о том, что заключение подготовлено без оценки рельефа местности, без учета воздействия на поверхностные и грунтовые воды, без учета уклона в сторону озера Чебаркуль - источника питьевого режима, не исследовано воздействие на поверхностные и подземные воды, на окружающую среду, положительное заключение не могло быть выдано. Так как рядом находится озеро Чебаркуль, не принимаются судом, поскольку заключение выполнено в соответствии с требованиями ст.49 ГрК РФ и Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, по утвержденной действующим законодательством форме. Из п.4.7. Выводы по разделу «Оценка воздействия на окружающую среду» заключения следует, что проектной документацией по строительству АЗС предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды, которые достаточны для уменьшения негативного воздействия намечаемой деятельности до допустимого уровня; неопределенности в оценке воздействия на окружающую среду отсутствуют. Кроме того, для проведения государственной экспертизы был представлен протокол радиационного обследования участка Номер от Дата, утвержденный Главным врачом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» (л.д.15 т.1 выводы по разделу «Охрана окружающей среды. Меры по обеспечению санитарно-эпидемиологических мероприятий»). В заключении дана оценка воздействия на окружающую среду, на поверхностные и подземные воды строительством АЗС (раздел 3.2.7). Согласно Заключению расстояние от уреза воды оз.Чебаркуль до АЗС составляет 500 метров. Положительное заключение ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» выполнено в соответствии с законом в пределах своих полномочий и права либо свободы граждан Орлова А.В. и Валекжанина Е.Г. не были при этом нарушены.

Таким образом, оснований для признания положительного заключения государственной экспертизы 74-1-4-0157-10 незаконным у суда не имеется.

В соответствии с положениями ст.ст.8,51 Градостроительного кодекса РФ администрация муниципального учреждения «Чебаркульский муниципальный район» наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство.

На основании проверки представленной документации разрешением на строительство от Дата № Номер, выданным отделом архитектуры и градостроительства МУ «Администрация Чебаркульского муниципального района», разрешено строительство АЗС на Адрес» со сроком действия до Дата, действие разрешения продлено до Дата (л.д.122 т.2).

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 1).

Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков (пункт 6).

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта (пункт 7).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 11).

Таким образом, порядок выдачи разрешения на строительство также урегулирован федеральным законодателем. При этом в силу названной правовой нормы Градостроительного кодекса РФ проектная документация на данном этапе проверяется на соответствие требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.

Разрешение на строительство АЗС выдано на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, то есть разрешенное использование не соответствовало категории земель. Перевод земли из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения на момент выдачи разрешения осуществлен не был. Договор аренды с ООО «***» был заключен на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для целей сельскохозяйственного производства.

В силу пп.2 п.1 ст.8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перевод земельного участка с кадастровым номером Номер из одной категории в другую был осуществлен распоряжением Министра промышленности и природных ресурсов Челябинской области от Дата Номер (л.д.80 т.1).

Разрешенное использование (назначение) с цели - для сельскохозяйственного производства на целевое назначение - для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства в связи с переводом земельного участка из состава земель сельхозназначения в земли промышленности и иного специального назначения изменено постановлением Главы Чебаркульского муниципального района от Дата Номер (л.д.123 т.2).

На момент выдачи оспариваемого разрешения отсутствовало санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области по вопросу соответствия проектной документации на строительство АЗС государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

В соответствии с п.3 ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (п.3 в редакции Федерального закона от 18.12.2006 №232-ФЗ, п.3 утратил силу в связи с принятием ФЗ от 19.07.2011 №248-ФЗ) предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

Однако Дата территориальным отделом Территориального управления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в городе Чебаркуле и Чебаркульском, Уйском районах обществу с ограниченной ответственностью «***» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение Номер, согласно которому требования, установленные в проектной документации на строительство АЗС, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (т.2 л.д.24).

Дата Госэкспертизой Челябинской области было выдано положительное заключение по проектной документации без сметы на строительство, включая результаты инженерных изысканий на объект капитального строительства - АЗС на Адрес (л.д.8-16 т.1).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что рабочий проект строительства АЗС соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям нормативных технических документов, а также результатам инженерных изысканий. Таким образом, выбор и предоставление земельного участка для строительства, а также само строительство АЗС не нарушают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

При таких обстоятельствах у суда не имеется законных оснований для признания разрешения на строительство от Дата незаконным, поскольку права и свободы истцов Орлова А.в. и Валекжанина Е.Г. данным решением органа местного самоуправления, принятым в пределах его полномочий, не нарушены.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

В силу части 2 статьи 16 названного Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнения окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Как следует из искового заявления истцов Орлова А.В. и Валекжанина Е.Г., оспариваемые ими ненормативные акты нарушают их права на благоприятную окружающую среду, поскольку разрешено строительство автозаправочной станции рядом с озером Чебаркуль, являющимся единственным централизованным источником хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения населения и предприятий г.Чебаркуль.

В подтверждение своих доводов истцами, а также третьим лицом - Главой Чебаркульского муниципального района представлены гидрологическое заключение, изготовленное ООО «Челябинскгеосъемка» (л.д.156-164 т.1); результаты замеров озера Чебаркуль (л.д.151-154 т.2) и приведены показатели окисляемости воды (л.д.144-148 т.2). Однако указанные материалы с достоверностью не подтверждают факт негативного воздействия на окружающую среду, а именно загрязнения озера Чебаркуль и прилегающей к нему территории. Представленные исследования носят предположительный характер. Проект зон санитарной охраны источника водоснабжения оз.Чебаркуль разработан, но не прошел утверждение. Согласно СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и проекта ЗСО размеры II пояса составляют от водозабора в обе стороны по берегу 3 км (граница III пояса совпадает с границей II пояса). Участок под строительство АЗС в границы ЗСО II пояса не входит (от уреза воды озера до АЗС более 300 метров).

В соответствии со статьями 12,56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.

В порядке статьей 12,56,249 ГПК РФ обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод заявителей или создания препятствий к их осуществлению оспариваемыми ненормативными актами органа местного самоуправления судом возложена на заявителей. Возражения по заявлению, в том числе законность оспариваемых решений, правомочность их принятия, законность процедуры принятия решений должен был доказать орган, чьи решения оспариваются.

При рассмотрении данного гражданского дела доказательств нарушения прав и интересов истцов или создания препятствий к их осуществлению оспариваемыми ненормативными актами: постановлением Главы Чебаркульского муниципального района от Дата Номер «Об утверждении акта выбора земельного участка, намеченного для проектирования и строительства автозаправочной станции ООО «***» на Адрес», постановлением Главы Чебаркульского муниципального района от Дата Номер «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте», постановлением главы Чебаркульского муниципального района от Дата Номер "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "***" из земель сельскохозяйственного значения", разрешением на строительство №Номер от Дата, выданным отделом архитектуры и градостроительства МУ "Администрация Чебаркульского муниципального района", заключением государственной экспертизы Номер областного автономного учреждения "Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области" от Дата, истцами в суд не представлено. Само по себе нарушение процедуры предоставления земельного участка при отсутствии доказательств нарушения прав и свобод истцов или создания препятствий к их осуществлению не может служить самостоятельным основанием для признания недействительными оспариваемых истцами Орловым А.В. и Валекжаниным Е.Г. ненормативных актов.

Кроме того, в судебном заседании достоверно установлено, что строительство автозаправочной станции подходит к завершению (см. фотоснимки л.д.182-189 т.2). В связи с чем одним лишь признанием недействительными решений органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка и разрешения на строительство АЗС нарушенные права, при установлении таковых, восстановлены быть не могут.

В судебном заседании представители МУ «Администрация Чебаркульского муниципального района» Безднина Ю.И., ООО «***» Хайрисламов Ш.Х., Хвостов М.А. заявили о пропуске истцами срока на обращение в суд, предусмотренного ГПК РФ при обжаловании ненормативных актов органа местного самоуправления,

Истцами и их представителем Якуповой Н.Б. было заявлено о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока для обращения с заявлением в суд об оспаривании ненормативных актов органа местного самоуправления.

В силу ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, при этом пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании

Исковое заявление Орлова А.В., Валекжанина Е.Г. об оспаривании заключения ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» от Дата поступило в суд Дата (л.д.2-4 т.1). Уточненное исковое заявление, в котором истцы оспаривают постановления Главы администрации Чебаркульского муниципального района от Дата Номер, от Дата Номер, от Дата Номер, поступило в суд Дата (л.д.110-115 т.1), уточненное исковое заявление, в котором истцы оспаривают разрешение на строительство от Дата, поступило в суд Дата (л.д.38-42 т.2).

Распоряжением Главы Чебаркульского городского округа Орлова А.В., являющимся истцом по настоящему делу, от Дата Номер создана рабочая группа, в состав которой также включен депутат Валекжанин Е.Г. (л.д.20 т.1). Из протокола Номер заседания рабочей группы от Дата следует, что на заседании присутствовал Валекжанин Е.Г., а также Пв. О.В. - начальник отдела архитектуры и градостроительства Чебаркульского муниципального района, который ознакомил представителей рабочей группы с разрешительными документами на строительство объекта и представил копии документов в рабочую группу (л.д.21 т.1).

Допрошенный в судебном заседании Пв. О.В. подтвердил, что на заседание рабочей группы Дата им были представлены все документы, явившиеся основанием для выдачи им разрешения на строительство, а именно положительное заключение Госэкспертизы Челябинской области, правоустанавливающие документы на земельный участок, разрешение на строительство.

Из письма руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области от Дата на имя Главы администрации Чебаркульского округа (поступило в администрацию Дата, имеется резолюция Главы Орлова А.В.) имеется указание, что в обращении Главы от Дата к ним содержится положительное заключение государственной экспертизы Номер от Дата (л.д.28 т.1). В свою очередь в указанном положительном заключении в разделе 2.3 имеются сведения об акте выбора земельного участка от Дата и постановлении Главы Чебаркульского муниципального района от Дата Номер «Об утверждении акта выбора земельного участка» (л.д.9 т.1).

Из писем Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области от Дата и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области от Дата в адрес Валекжанина Е.Г. следует, что Валекжанину из данных писем было известно о разрешении на строительство многотопливной АЗС от Дата, постановлениях главы Чебаркульского муниципального района от Дата Номер, от Дата Номер о предоставлении земельного участка в аренду ООО «***», положительном заключении государственной экспертизы (л.д.29,30 т.2).

В судебном заседании представитель истцов Якупова Н.Б. пояснила, что Орлов А.В. узнал об издании Главой Чебаркульского муниципального района трех оспариваемых им постановлениях, разрешении на строительство и положительном заключении государственной экспертизы Дата из доклада рабочей группы, а Валекжанин Е.Г. достоверно узнал об издании этих документов Дата на последнем заседании рабочей группы, когда он давал интервью журналисту газеты «Южноуралец».

Таким образом, оценив все представленные доказательства, суд приходит к выводу о пропуске истцами Орловым А.В. и Валекжаниным Е.Г. без уважительной причины срока для обращения с заявлением об оспаривании ими ненормативных актов в суд. Решение вопроса через различные государственные органы и орган местного самоуправления, принявшего оспариваемые решения, не может свидетельствовать об уважительности причины пропуска срока. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Орлова А.В., Валекжанина Е.Г. к муниципальному учреждению «Администрация Чебаркульского муниципального района», Главе администрации Чебаркульского муниципального района, обществу с ограниченной ответственностью «***», областному государственному автономному учреждению «Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области» о признании недействительными с момента издания: постановлений Главы Чебаркульского муниципального района от Дата Номер «Об утверждении акта выбора земельного участка, намеченного для проектирования и строительства автозаправочной станции ООО «***» на Адрес», от Дата Номер «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте», от Дата Номер "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "***" из земель сельскохозяйственного значения"; разрешения на строительство №Номер от Дата, выданного отделом архитектуры и градостроительства МУ "Администрация Чебаркульского муниципального района"; Заключения государственной экспертизы Номер областного государственного автономного учреждения "Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области" от Дата отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено Дата.

Судья: