ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5140/2016 от 05.10.2016 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

К делу 2-5140-16 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ростов-на-Дону 05 октября 2016 года

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Баташевой М.В.

При секретаре Андриевской К.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гузенко ЛВ к ГУ УПФР в Ленинском районе г.Ростове-на-Дону о признании отказа в назначении пенсии досрочно незаконным, включении в выслугу лет периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии

установил:

Истец Гузенко Л.В. обратилась в суд с иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. назначении пенсии она обратилась в Пенсионный фонд РФ г.Ростова-на-Дону с заявлением в соответствии с п.13 ч.1 ст 30 Федерального закона От 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ., ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 вышеназванного закона, т.к. по мнению ответчика, должность бортпроводника не относится к летному составу гражданской авиации, а также в связи с не достижением возраста 45 лет и отсутствии у истца страхового стажа 15 лет.

Решение пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

С ДД.ММ.ГГГГ. она работала в ОАО «ДОНАВИА» в должности бортпроводника, по ДД.ММ.ГГГГ. работала в должности старшего бортпроводника, что подтверждается записью в трудовой книжке.

На дату обращения за назначением пенсии в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 закона от ДД.ММ.ГГГГ. она имела налет часов 6521 час 44 мин. в качестве бортпроводника.

Согласно Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета министров РСФСР от 04.09.1991г. № 459 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются: каждые 20 часов налета на самолетах - за один месяц выслуги.

В период своей работы в должности бортпроводника, а также старшего бортпроводника, истец была занята на работе полный рабочий день, полную рабочую неделю, работы с сокращенным рабочим днем не было, совмещений профессий не было, что подтверждается справкой АО «Донавиа» от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выданной АО «Донавиа» справкой о налете часов по годам и типам самолетов от ДД.ММ.ГГГГ. истец имеет налет часов 6521 час 44 мин., что составляет 27 лет 1 месяц налета: (6521:20=326 месяцев 12=27 лет 1 месяц), что является достаточным для назначения пенсии в соответствии с пп.13 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Полет гражданского воздушного судна не разрешается в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного состава ( ч.1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ).

Согласно постановлению Правительства РФ от 16.07.2014г. №665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 3О ФЗ «О страховых пенсиях» применяются:

При досрочном назначении страховой лицам, работавшим в летном составе и инженерно-техническом составе непосредственному обслуживанию гражданской авиации, соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. № 459.

Согласно п.1 Списка должностей работников летного состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.

В соответствии с указанными правовыми актами к должностям работников летного состава отнесены члены экипажа воздушных судов.

Поскольку в п.1 вышеуказанного Списка должностей включены все члены экипажа без каких-либо исключений и изъятий, следует, что право на назначение досрочной пенсии имеют как члены летного экипажа, так и члены кабинного экипажа, в том числе бортпроводники.

Считает, что основным критерием для определения ее права на назначение досрочной пенсии является осуществление ею полетов в составе экипажа воздушного судна независимо от принадлежности к кабинному экипажу. В период работы в должности бортпроводника и старшего бортпроводника, она занимала должность в летном составе гражданской авиации, принимала непосредственное участие в выполнении полетов.

Как член экипажа, входила в летный состав гражданской авиации, при этом относясь к кабинному экипажу, который в совокупности с летным экипажем образовывает экипаж воздушного судна.

Пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретшим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации

Согласно ст.56 Воздушного кодекса РФ экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Согласно ст.3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ», состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями летной эксплуатации воздушного судна.

Минимальный состав экипажа из числа летного состава указывается в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна определенного типа.

Согласно Руководствам по летной эксплуатации воздушных судов ТУ-154, Ту-134, Боинг-737, в экипаж данных судов входит бортпроводник.

Отказывая в назначении досрочной пенсии ответчик указал, что работа в должности бортпроводника не несет повышенные психофизиологические нагрузки, неблагоприятные воздействий различного рода факторов, обусловленные спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. В этой части необходимо отметить, что Руководством по летной эксплуатации воздушных судов, на которых истец осуществляла полеты, предусмотрено, что основной задачей экипажа в случае аварийной посадки, является обеспечение безопасности пассажиров при приземлении самолета и эвакуации пассажиров из самолета. В такой ситуации бортпроводник обязан организовать эвакуацию пассажиров из самолета, открыть аварийные люки и выбросить спасательные канаты, оказать помощь пострадавшим, оказать помощь второму пилоту привести в рабочее положение матерчатый желоб и спустить двух пассажиров для удержания желоба.

Т.е. такого рода факторы, указывают на то, что работа в должности бортпроводника напрямую сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками.

Считает, что положения ст.56 Воздушного кодекса РФ не противоречат ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» и не исключают лиц, занимающих должности членов кабинного экипажа из числа лиц, имеющих право на назначение досрочной пенсии по основаниям пп.13 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях». Аналогичное разъяснение содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2009г., согласно которому пенсионное законодательство относит к лицам, приобретшим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают.

На момент обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии от 05.04.201бг., специальный трудовой стаж составлял более 20 лет (27 лет), в связи с чем, считает, у ответчика возникла обязанность назначить досрочную пенсию с этой даты.

На основании изложенного и руководствуясь пп.13 п.1 ст.30 ФЗ от 2 8.12.2013г., п.2 ст.27, п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст. 66 ТК РФ, ст.5б Воздушного кодекса РФ просит суд признать незаконным решение Управления пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в назначении досрочной пенсии и обязать Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону назначить Гузенко ЛВ досрочную страховую пенсию по старости по пп.13 п.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013

Впоследствии истец в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила требования в части включения в стаж, дающий право на назначении страховой пенсии досрочно период работы с 2002 года по 2012 г. в должности бортпроводника, с ДД.ММ.ГГГГ по день обращения с заявлением ДД.ММ.ГГГГ. – в должности старшего бортпроводника.

Истец Гузенко Л.В. и ее представитель в судебное заседание явились, просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в судебном заседании возражала против удовлетворения требования, поддержала свои письменные возражения. Просила в иске отказать.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, в указанном составе гражданской авиации.

В соответствии с пп. "з" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".

В силу п. 3 указанного Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров от 04.09.1991 N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено членам экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.

П. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников); состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2).

Конституционный Суд РФ в Определении от 19.03.2009 N 260-О-О разъяснил, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537).

Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение.

Разделение п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.

Анализ приведенных выше правовых норм с учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что действовавшее в периоды работы истца в должности бортпроводника правовое регулирование не предусматривало возможность зачета в специальный стаж, дающий право на пенсию работникам летного состава гражданской авиации, периодов работы в должности бортпроводника. Бортпроводники воздушных судов гражданской авиации имею право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, т.е. при достижении пенсионного возраста (мужчинам по достижении возраста 50 лет), наличии специального стажа работы (10 лет) и страхового стажа (20 лет).

Исходя из вышеизложенного должность бортпроводника не входит в летный состав гражданской авиации, как того требуют положения п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, следовательно, у суда не имеется оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с данным пунктом.

Поскольку оснований для удовлетворения требований о включении спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", судом не установлено, оснований для признания решения УПФР в ленинском районе г.Ростова-на-Дону об отказе в назначении страховой пенсии досрочно и возложения такой обязанности также не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Гузенко ЛВ к ГУ УПФР в Ленинском районе г.Ростове-на-Дону о признании отказа в назначении пенсии досрочно незаконным, включении в выслугу лет периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Текст мотивированного решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: