ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5141/17 от 21.11.2017 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-5141/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2017 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Подушкина О.В.,

при секретаре Козловой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Калининградской областной таможне о понуждении выдать паспорт транспортного средства,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к Калининградской областной таможне о понуждении выдать паспорт транспортного средства, указав, что 10.11.2016 Калининградским акцизным таможенным постом рассмотрено ее обращение по вопросу выдачи паспорта транспортного средства (далее - ПТС) на принадлежащий ей автомобиль <данные изъяты>, VIN год выпуска 2008, оформленный по пассажирской таможенной декларации от 21.07.2016. Ответчиком было предписано получить свидетельство о безопасности транспортного средства (СБКТС) и уплатить утилизационный сбор, после чего Истца может обратиться за получением ПТС на автомобиль. С указанным предписанием истица не согласна, полагает его незаконным. Указанный автомобиль был приобретен на территории Украины, но привозили его из России. Данная машина единственный вид транспорта, ввезенный на территорию Калининградской области и имеющийся в наличии у семьи истицы. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 г. N 609 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 N 718) утвержден специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". Данным регламентом предусмотрено такое понятие как "экологический класс" - классификационный код, характеризующий автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов. Однако согласно письму ФТС России от 19.02.2007 г. N 01-06/5905 "О подтверждении экологического класса автомобильной техники" таможенное оформление и выпуск новой автомобильной техники, ввозимой юридическими и физическими лицами не для личных целей, производится при одновременном представлении с таможенной декларацией одобрения типа транспортного средства, в котором отражена информация об экологическом классе автотранспортного средства. В остальных случаях при таможенном оформлении ввозимой автомобильной техники (новой или бывшей в эксплуатации, российской или иностранной, раритетной или обращенной в федеральную собственность, ввозимой физическими или юридическими лицами, беженцами или лицами, переселяющимися на постоянное место жительства) представление документов, подтверждающих соблюдение регламента, не требуется. Таким образом, из смысла письма ФТС России следует, что я как переселяющийся на постоянное место жительства в Россию, не должна представлять документы, подтверждающие соблюдение регламента. В соответствии с совместным Приказом МВД России, Микпромэнерго России, ФТС России от 24.08.2006 г. N 659/192/804 "О внесении дополнений в Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденное Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 г. N 469/192/134" сведения об экологическом классе автотранспортных средств в обязательном порядке вносятся в ПТС (в том числе в случаях выдачи ПТС без таможенного оформления). Однако, этот приказ издан ранее письма ФТС России от 19.02.2007 года, доказательства того, что и после направления данного письма в таможенные органы совместный приказ действует, отсутствуют.

Кроме того, таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании информации, представленной Минпроэнерго России (размещается на сайте ФТС России и рассылается в таможенные органы в формате Ехсе1). Полагает, что у таможенных органов отсутствуют законные основания требования государственным органам (таможней) от заинтересованных лиц подтверждать экологический класс автотранспортных средств сертификатами соответствия, выдаваемыми аккредитованными органами по сертификации. На территории Калининградской области отсутствуют аккредитованные организации по проверке транспортного средства на предмет выполнения требований предъявляемых к единичным транспортным средствам, следовательно, нет организаций, которые выдают СБКТС, необходимое для получения ПТС. В целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ применяется специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных, загрязняющих веществ", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N609. Согласно Техническому регламенту запрещается выпуск в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса, после даты вступления в силу требований следующего экологического класса, установленной пунктом 14 Технического регламента. Пункт 14 Регламента устанавливает, что введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки: а) экологического класса 2-е даты вступления в силу настоящего регламента; б) экологического класса 3 - с 1 января 2008; в) экологического класса 4 - с 1 января 2010; г) экологического класса 5 - с 1 января 2014. В соответствии с совместным Приказом Министерства внутренних дел России, Министерства промышленности и энергетики России, Федеральной таможенной 1 службы России от 24.08.2006 N 659/192/804 "О внесении дополнений в Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утвержденное Приказом МВД России, Министерства промышленности и энергетики России, Министерства экономического развития и торговли России от 23 июня 2005 N 469/192/134 сведения об экологическом классе автотранспортных средств в обязательном порядке вносятся в ПТС (в том числе в случаях выдачи ПТС без таможенного оформления). Заполнение строки ПТС "Экологический класс" осуществляется таможенными органами при выдаче ПТС на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия. В соответствии с абзацем 5 пункта 70 данного Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства требованиям технического регламента ПТС не выдаются. Заполнение строки "Экологический класс" ПТС осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, "Одобрениях типа транспортного средства" и "Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям". Сведения формируются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и один раз в месяц передаются в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и ФТС России. Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы. При невозможности определения экологического класса транспортного средства (шасси) в соответствии с установленным порядком, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства (шасси) или лицом, осуществляющим таможенное оформление по поручению собственника транспортного средства (шасси), определение экологического класса транспортного средства (шасси) осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке. Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 26.11.2009 № 956 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 года № 609 предписано производить оформление паспортов транспортных средств в отношении автомобильной техники при документальном подтверждении ее соответствия требованиям к экологическому классу, действующему на момент оформления ПТС, или требованиям к более высокому экологическому классу в соответствии с требованиями технического регламента. Порядок подтверждения соответствия автомобильной техники требованиям технического Регламента определен Правилами ЕЭК ООН. Стандарт Евро 4 введен в действие с 2005 года. В отношении автомобилей до 2005 года выпуска таможенным органом направляются запросы в официальные представительства автомобильных марок в России о соответствии автомобилей экологическому классу 4, а так же о возможности переоборудования под указанный стандарт; запрашиваются у органа сертификации заверенные копии документов, на основании которых был выдан сертификат соответствия. Мне не понятно, с какой целью ответчик в настоящее время решает вопрос о направлении запроса в Ф агентство по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ по вопросу соответствия автомобиля марки <данные изъяты> года выпуска, требованиям ТР ТС 018/2011. Очевидно, что данный автомобиль имеет экологический класс Евро-4. Вместе с тем, пунктом 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств предусмотрено, что требования абзаца четвертого пункта 70 данного Положения, запрещающего выдачу паспортов транспортных средств в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента, не распространяются, в частности, на автомобильную технику, ввозимую на территорию РФ в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" также установлено, что утилизационный сбор не уплачивается, в частности, в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. При этом из содержания указанных норм в их взаимосвязи с положениями Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637, а также из того, что данные нормы введены в действие именно в связи с утверждением Президентом РФ данной Программы, следует, что используемое в пункте 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств и в пункте 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" понятие участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является более широким по сравнению с приведенным в названной Государственной программе, и включает в себя как непосредственных указанных в этой Программе ее участников, так и членов их семей, переселяющихся совместно с ними на постоянное место жительства в РФ на определенных указанной Программой условиях и в связи с этим также принимающих участие в названной Государственной программе. Иное противоречило бы смыслу Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, направленной на стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ и способствование такому переселению для решения демографической проблемы, стабилизации численности населения РФ, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России, на создание социально-экономических и организационных условий переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ, и в которой указано, что основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в РФ являются, в частности, обеспечение баланса интересов переселенцев и принимающего сообщества, приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих условия и характер переселения, доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки. Изложенные обстоятельства опровергают приведенный ответчиком в письме довод о том, что право на ввоз автомобиля без вышеуказанных ограничений предоставлено только лицу, являющемуся непосредственным участником вышеназванной Программы, а не члену его семьи. Просила обязать Калининградскую областную таможню выдать ПТС на автомобиль <данные изъяты>, VIN , год выпуска 2008, оформленный по пассажирской таможенной декларации от 21.07.2016.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дала аналогичные пояснения, просила иск, удовлетворить.

Представитель Калининградской областной таможни ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, полагала их не подлежащими удовлетворению.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании пункта 6 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом от 23 июня 2005 года МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2005 №6842) (далее- Положение) таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта транспортного средства (далее- ПТС) выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года.

В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии одобрения типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

На основании пункта 60.9 Положения допускается отсутствие сведений о наличии одобрений типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства в случаях оформления паспортов транспортных средств на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги).

Иные случаи, при которых допускается непредставление физическими лицами одобрений типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства при оформлении ПТС на ввозимые транспортные средства для личного пользования, Положением не предусмотрены.

ФИО3 14 декабря 2015 года выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом №СС-00315938. ФИО1 внесена в указанное свидетельство в качестве члена семьи (матери) участника Государственной программы.

В соответствии с письмом ФТС России от 28 января 2016 года №01-11/03363 оформление ПТС на транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию в качестве личного имущества совершеннолетними супругом (супругой), совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми супруга (супруги) участника Госпрограммы, вписанными в свидетельство участника Госпрограммы, с освобождением от соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года №877, осуществляется при условии уплаты ими утилизационного сбора.

При этом не предусмотрена возможность оформления ПТС с освобождением от соблюдения требований Технического регламента на транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию в качестве личного имущества иными членами семьи участника Госпрограммы, вписанными в свидетельство участника Госпрограммы.

С 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года №877 (далее- Технический регламент), которым установлены требования к колесным транспортным средствам независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на территории Евразийского экономического союза (пункт 1).

В соответствии с пунктом 6 Технического регламента транспортные средства, ввозимые на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза физическим лицом для собственных нужд, относятся к единичным транспортным средствам.

На основании подпункта 5 пункта 3 Технического регламента действие названного акта не распространяется на транспортные средства, ввозимые на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

Пунктом 7 Технического регламента транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии Техническому регламенту.

Документами, удостоверяющими соответствие требованиям Технического регламента при выпуске в обращение, для единичных транспортных средств является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (пункт 8 Технического регламента).

На основании абзаца пятого пункта 70 Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства требованиям технического регламента, ПТС не выдается.

В настоящее время приказ МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 от 23 июня 2005 года «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» действует с учетом изменений, внесенных приказом МВД России №115, Минпромторга России №666, ФТС России №370 от 10 марта 2017 года (начало действия редакции- 09.06.2017).

В связи с изложенным является ошибочным довод истицы об отсутствии доказательств действия указанного совместного приказа после направления письма ФТС России от 19.02.2007 в таможенные органы.

При обращении в таможенный орган с заявлением о выдаче ПТС на указанный автомобиль истицей не представлено документов, подтверждающих соответствие экологического класса транспортного средства требованиям Технического регламента, доказательств обратного, суду не представлено. При таких обстоятельствах у Калининградской областной таможни отсутствуют основания для оформления и выдачи паспорта транспортного средства на легковой автомобиль марки «<данные изъяты> года выпуска, идентификационный номер

Доводы истицы об отсутствии на территории Калининградской области аккредитованной организации, оформляющей СБКТС, суд находит несостоятельными, так в ответе на обращение истицы в Калининградскую областную таможню от 16.09.2016 исх. №55-02-24/23483 указаны реквизиты сайта «Реестр аккредитованных лиц» оформляющих СБКТС на территории Калининградской области.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 27.11.2017.

Судья: О.В. Подушкин