Дело № 2-5143/2016 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
13 октября 2016 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.
с участием старшего помощника прокурора г. Ростова-на-Дону Мартынюк О.В.,
при секретаре Михайлове В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Ростова-на-Дону в интересах Боженко О.И. к Департаменту ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону, третье лицо Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону об обязанииустранить нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим заявлением в интересах Боженко О.И. к Департаменту ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону с требованиями об обязании устранить нарушение. В обосновании иска указал, что Прокуратурой города Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения администрацией города Ростова-на-Дону жилищного законодательства в части признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение вышеприведенных требований закона Департаментом ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону рассмотрение заявлений граждан при наличии необходимого пакета документов по существу изложенных в них доводов надлежащим образом не обеспечивается. Так, ДД.ММ.ГГГГ года в Департамент ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону поступило обращение Боженко О.И. по вопросу признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания с приложением копий необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ года городской межведомственной комиссией, утвержденной постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года №, проведено обследование вышеуказанного домовладения, по результатам которого составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ года № При этом решение, предусмотренное п.п. 46-47 Положения, по итогам обследования комиссией до настоящего времени не принято. Таким образом, муниципальная услуга «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в установленные п. 8 Административного регламента сроки не предоставлена. На основании изложенного, истец просит суд обязать Департамент ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону рассмотреть заявление Боженко О.И. от ДД.ММ.ГГГГ года, обеспечить принятие решения, предусмотренного п.п. 46-47 Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года.
Истец Боженко О.И. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель прокуратуры г. Ростова-на-Дону - старший помощник прокуратуры Кононенко О.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону Макарова А.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Пунктом 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии с п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Таким образом, на уровне местного самоуправления решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, если жилищный фонд является муниципальным, либо принадлежит гражданам на праве собственности.
Согласно п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 данного Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям: в соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению (п. 47 Положения).
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного Положения.
Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года № утвержден Административный регламент № муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с п. 1.2 Административного регламента правом на получение муниципальной услуги обладает юридическое или физическое лицо, собственник жилого помещения или наниматель жилого помещения (муниципального жилищного фонда по договорам социального или специализированного найма жилого помещения), находящегося в эксплуатации, расположенного на территории города Ростова-на-Дону.
Согласно п. 1.2.5 Административного регламента (в ред. ПостановленияАдминистрацииг.Ростова-на-Донуот09.06.2016 года № 722) результатомпредоставлениямуниципальнойуслугиявляется:
1.2.5.1. Решение (в виде заключения) комиссии в отношении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
1.2.5.2. Решение (в виде заключения) Комиссии о признании частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ частного жилого помещения.
1.2.5.3. Правовой акт Администрации города Ростова-на-Дону:
о признании помещения, находящегося в муниципальной собственности, пригодным, непригодным для проживания, о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ помещения;
о признании многоквартирного дома (за исключением многоквартирных домов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, федеральной собственности) аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц, о необходимости проведения ремонтно- восстановительных работ многоквартирного дома (за исключением многоквартирных домов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, федеральной собственности).
Ранее пунктом 1.2.5 Административного регламента (в ред. постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 05.08.2014 года № 870) было предусмотрено, что результатом исполнения муниципальной услуги является: решение (в виде заключения) о признании жилого помещения пригодным непригодным) для постоянного проживания; выдача постановления Администрации города:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его непригодности для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги.
В пункте 8 Административного регламента (в ред. постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 09.06.2016 года № 722) предусмотрено, что срок предоставления муниципальной услуги составляет 65 дней.
Ранее в соответствии с п. 8 Административного регламента (в ред. постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 05.08.2014 года № 870) предусматривался иной срок предоставления муниципальной услуги - 95 рабочих дней.
Согласно п. 3.3 Административного регламента (в ред. постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 09.06.2016 года № 722) специалисты отдела по правовым вопросам и вопросам межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Департамента ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, несут ответственность за исполнение административных процедур и несоблюдение сроков, установленных данным Регламентом.
Контроль за предоставлением указанных в данном регламенте муниципальных услуг, за соблюдением сроков и порядка исполнения административных процедур осуществляется директором Департамента ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону (п. 4.1 Административного регламента).
Кроме того, в соответствии с Приложением к постановлению Администрации г. Ростова-на-Дону от 13.11.2015 года № 1060 «Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией города Ростова-на-Дону и ее органами» муниципальная услуга «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» предоставляется отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону- Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ года в Департамент ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону поступило обращение ФИО1 по вопросу признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания с приложением копий необходимых документов.
ДД.ММ.ГГГГ года городской межведомственной комиссией, утвержденной постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года №, проведено обследование вышеуказанного домовладения, по результатам которого составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ года №
Согласно Заключению «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома), требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» от ДД.ММ.ГГГГ года: в соответствии с пунктами 38, 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживанияи многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (ред. от 25.03.2015): о выявлении оснований для признания помещения как непригодное для проживания не представляется возможным, в связи с тем, что жилой дом по адресу <адрес> не является аварийным, требуется проведение обследования специализированной организацией на предмет выдачи заключения о возможном (невозможном) повторном сходе оползня, грозящего разрушению жилого дома по адресу: <адрес>
Из материалов дела следует, что решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2016 года № 155 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на ДД.ММ.ГГГГ» МКУ «Управление благоустройств Железнодорожного района» города Ростова-на-Дону были выделены бюджетные средства для проведения проектных (изыскательных) работ и инженерно-геодезических изысканий на изучение оползневых процессов в границах отведенных территорий жилых домов по ул. Нагорной и ул. Трудящихся в размере 1137,5 тысяч рублей.
Однако решение, предусмотренное п.п. 46-47 Положения, по итогам обследования комиссией до настоящего времени не принято.
Таким образом, муниципальная услуга «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленные п.8 Административного регламента сроки не предоставлена.
Согласно представленному истцом Акту экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ года, выполненному экспертом Торгово-промышленной палаты Ростовской области, состояние дома <адрес>, на дату проведения экспертизы признано непригодным для проживания. Визуальным осмотром, замерами и расчетами установлено, наличие в помещениях дома: просадки полов относительно горизонта в северо-восточной части доминус 9,6 см; горизонтальных и вертикальных трещин внутри и на наружной северо-восточной стене дома диной более 4,2 м., шириной раскрытия до 6 мм. Причиной разрушения дома является подтопление придомовой территории в результате некачественно выполненных работ по устройству асфальтобетонного покрытия при устройстве тротуара по ул. Нагорная департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, что привело в течение года к постоянному залитию подвала водой после дождей и способствовало просадке грунта и разрушению фундамента.
Исходя из того, что по результатам работы межведомственная комиссия была обязана принять одно из решений, предусмотренных действующим законодательством (п. 47 Положения), суд приходит к выводу, что непринятие решения при отсутствии на то законных оснований свидетельствует о неправомерности допущенного со стороны комиссии бездействия.
Суд считает необходимым возложить на Департамент ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону обязанность рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года и обеспечить принятие решения, предусмотренного п.п. 46-47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требованиязаместителя прокурора г. Ростова-на-Дону в интересах ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ к Департаменту ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону об обязании устранить нарушение, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Департамент ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года и обеспечить принятие решения, предусмотренного п.п. 46-47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба либо принесено апелляционное представление в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2016 года.
Cудья