ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5143/2022 от 22.07.2022 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2-5143/2022

УИД:68RS0014-01-2022-000198-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2022 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Безрядиной Я.А.,

при секретаре Золотаревой А.О.,

с участием прокурора Овсянникова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Мордовского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Золотое зернышко» о возложении обязанности обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мордовского района Тамбовской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Золотое зернышко» о возложении обязанности обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.

В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой Мордовского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования в части охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего выявлен ряд нарушений, допущенных ответчиком (л.д.4-8).

В судебном заседании прокурор Овсянников Н.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Ответчик ООО «Золотое зернышко» в судебное заседание представителя не направило, о дате, времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом.

Суд, выслушав прокурора, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.

В силу ст. 1, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ № 7-ФЗ) эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Требованиями в области охраны окружающей среды являются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ № 7-ФЗ, одним из видов негативного воздействия на окружающую среду являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

В силу ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - ФЗ № 96-ФЗ), к источнику выброса относится сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Стационарным источником загрязнения окружающей среды является источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 30 ФЗ № 96-ФЗ, юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, обязаны обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, документировать и хранить полученные в результате проведения инвентаризации сведения, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.

Согласно п.п. 2, 3, 4, 5, 32 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы и загрязняющие вещества, ЗВ).

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), систематизируются и документируются полученные результаты.

В качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются:

ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух чёрез специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее - организованные ИЗАВ);

ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОН В или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные ИЗАВ);

ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (далее - точечные ИЗАВ, вид организованных ИЗАВ);

ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов (далее - линейные ИЗАВ);

ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (далее - площадные ИЗАВ, вид неорганизованных ИЗАВ).

При проведении инвентаризации определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ; устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ,-которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух.

По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте ОНВ с указанием даты утверждения.

В силу ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС), подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Объектом негативного воздействия является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Согласно ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее -Постановление № 1029).

ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (далее - площадные ИЗАВ, вид неорганизованных ИЗАВ).

При проведении инвентаризации определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ; устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ,-которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух.

По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте ОНВ с указанием даты утверждения.

В силу ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС), подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Объектом негативного воздействия является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Согласно ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее -Постановление № 1029).

Судом установлено, что на территории Мордовского района в р.п. Мордово велась деятельность по выращиванию зерновых культур, которую осуществляет ООО «Золотое зернышко» (юридический адрес: проспект Московский, д. 97А, корпус 1, помещение 1, г. Воронеж, ИНН: 3662190535, ОГРН: 1133668029209, КПП: 366201001).

В ходе проведенной проверки было установлено, что инвентаризация источников выброса, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов, программа производственного экологического контроля, информация об осуществлении производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха в ООО «Золотое зернышко» отсутствуют.

Согласно объяснениям управляющего обособленным подразделением в р.п. Мордово ООО «Золотое зернышко» для осуществления сельскохозяйственной деятельности юридического лица в обществе имеется производственная территория в р.п. Мордово с находящимися на ней различными объектами, сельскохозяйственной техникой и т.д.

Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в ООО «Золотое зернышко» не проводилась, так как о необходимости ее проведения ему не было известно.

Вышеназванная сельскохозяйственная техника при движении является нестационарными неорганизованными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При движении техники в атмосферный воздух поступают следующие загрязняющие вещества: азота диоксид, азота оксид, сажа, сера диоксид, углерод оксид, керосин, бензин, которые подлежат нормированию.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что ООО «Золотое зернышко» имеет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, инвентаризация выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и постановка на государственный учет которых в нарушение требований законодательства не произведены.

Непринятие мер по проведению инвентаризации источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В связи с чем, требования прокурора Мордовского района Тамбовской области о возложении на ООО «Золотое зернышко» обязанности обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников подлежат удовлетворению.

При подаче искового заявления в суд прокурор Мордовского района Тамбовской области был освобожден от уплаты государственной пошлины в доход бюджета.

Государственная пошлина в сумме 400 рублей следует взыскать с ответчика в доход бюджета городского округа г.Воронеж.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Мордовского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу сограниченной ответственностью «Золотое зернышко» о возложении обязанности обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников удовлетворить.

Обязать общество сограниченной ответственностью «Золотое зернышко» обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «Золотое зернышко» государственную пошлину в размере 400 рублей в доход бюджета городского округа г.Воронежа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме черезКоминтерновский районный суд города Воронежа.

Председательствующий: Я.А. Безрядина

Решение в окончательной форме

изготовлено 26.07.2022 год