ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5148/2012 от 20.09.2012 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-5148/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград «20» сентября 2012 года

Дзержинский районный суд г.Волгограда

В составе:

председательствующего судьи Смоляковой Л.Г.

при секретаре Катченко М.А.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Волгоградской таможне об оспаривании отказа в предоставлении информации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с заявлением к Волгоградской таможне об оспаривании отказа в предоставлении информации.

В обоснование иска указала, что с 27.08.2012г. обратилась в Волгоградскую таможню с целью получения официальной консультации по интересующему вопросу. Нужна была консультация о возможности ввоза гражданином пчелопакетов из Украины для личной пасеки в количестве 150 штук. Таможенник, который сидел на приеме по консультированию, объяснил, что количественных ограничений нет, но вопрос о том, ввозятся ли пчелопакеты для коммерческих целей или для личного пользования, будет решать таможенный пост, который будет растамаживать пчелопакеты, т.е. конкретного ответа не дал, что подтверждается выданной по требованию письменной консультацией. Считает, что Волгоградская таможня, уклонившись от дачи конкретного ответа на интересующий вопрос, нарушала законное право на получение от уполномоченного государственного органа интересующей информации, которая напрямую касается ее материального благосостояния.

Просит признать незаконным бездействие Волгоградской таможни по непредоставлению информации о возможности ввоза гражданином пчелопакетов из Ук4раины для личной пасеки в количестве 150 штук, в порядке восстановления нарушенных прав обязать таможню направить официальное разъяснение по указанному вопросу, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размер 200 рублей.

Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Волгоградской таможни ФИО3, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований.

Заслушав возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 11 Таможенного кодекса РФ предусматривает, что таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно. По письменному запросу заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме в возможно короткие сроки, но не позднее срока, установленного законодательством государств - членов таможенного союза.

При консультировании должностные лица таможенных органов не проверяют от имени таможенного органа таможенные декларации и иные документы, которые подлежат представлению таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а также не составляют такие таможенные декларации и документы.

При консультировании должностное лицо таможенного органа не вправе:

1) проводить консультации по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов;

2) вносить изменения и дополнения в представленные заинтересованными лицами документы;

3) совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующие решения таможенного органа или действия его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы;

4) сообщать сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством.

Информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров.

Порядок организации консультирования таможенными органами определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии с пунктом 66 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 09.06.2012г. № 1128, консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, предоставляется по конкретным таможенным правоотношениям, касающимся:

- совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств;

- включения юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

- таможенного транзита;

- временного хранения товаров;

- применения таможенных процедур;

- порядка таможенного декларирования товаров и транспортных средств, представления документов при таможенном декларировании товаров и транспортных средств, выпуска товаров;

- перемещения товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;

- перемещения товаров в международных почтовых отправлениях;

- перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

- иных вопросов, входящих в компетенцию таможенных органов.

При этом, пунктом 91 Административного регламента установлено, что при предоставлении консультации уполномоченное должностное лицо, ответственное за консультирование, не вправе:

- искажать положения нормативных и иных правовых актов;

- предоставлять сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая сведения, относящиеся к собственной безопасности таможенных органов, а также составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера;

- давать правовую оценку любых обстоятельств и событий, в том числе решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц;

- вносить изменения и дополнения в любые предоставленные лицами документы;

- совершать на документах лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам, их должностным лицам или каким-либо иным способом влиять на последующее решение таможенного органа или действие его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы;

- подтверждать иным образом достоверность сведений и правильность оформления документов, необходимых для совершения таможенных операций.

Согласно п. 110 указанного Административного регламента, ст. 36 ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд.

В соответствии с ч.2 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По настоящему делу судом установлено следующее.

27.08.2012г. ФИО1 обратилась в Волгоградскую таможню для получения консультации по вопросу возможности ввоза гражданином пчелопакетов из Украины для личной пасеки в количестве 150 штук.

В соответствии с письменным ответом - консультацией от 27.08.2012г., ФИО3, главный государственный таможенный инспектор правового отдела Волгоградской таможни на запрос ФИО1 разъяснил следующее.

В соответствии с п.1 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза для совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками, исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных указанным Соглашением; характера и количества товаров; частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу. Приложением 1 к данному Соглашению установлен перечень товаров, которые независимо от критериев, указанных в п.1 ст.3 Соглашения, не относятся к товарам личного пользования.

Количественные критерии для ввоза пчелопакетов физическими лицами для личного пользования указанным Соглашением не установлены.

Таким образом, принятие решения об отнесении товара «пчелопакеты», ввезенного физическим лицом на таможенную территорию Таможенного союза, к товарам для личного пользования, будет осуществляться таможенным органом, который будет совершать таможенные операции в отношении указанных товаров, на основании критериев, указанных в п.1 ст.3 Соглашения.

Исходя из письменной консультации, предоставленной истице, суд приходит к выводу о том, что представитель Волгоградской таможни предоставил ей ответ в максимально возможном объеме, разъяснения даны полно, развернуто, со ссылкой на нормативно-правовые акты, дано подробное описание, какими критериями руководствуется таможенный орган при отнесении товара для личного пользования, консультация содержит систему аргументов и доводов, обоснованных на законе. Также имеется указание на то, что количественные критерии для ввоза данного товара - пчелопакетов законом не установлены, а также, то, что решение принимает непосредственно таможенный пост в каждом конкретном случае.

При таких обстоятельствах, учитывая предоставленный сотрудником ответчика развернутый ответ в строгом соответствии с таможенным законодательством РФ, исходя из того, что сотрудник при консультировании не вправе давать правовую оценку любым обстоятельствам и событиям, в том числе решениям, действиям (бездействиям) таможенных органов, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на их последующее решение или действие при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы, а также учитывая, что консультация не может являться основанием для принятия решения или совершения (несовершения) действий таможенными органами, суд полагает, что нарушений со стороны таможенного органа не имеется, права и интересы ФИО1 не нарушены.

Доказательств обратного суду не предоставлено.

Истицей не представлено каких-либо доказательств того, что ее права и интересы нарушены ответчиком и не дана консультация по ее запросу по вопросу, относящегося к компетенции таможни.

Таким образом, суд находит требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В силу вышеуказанного, требования истица о взыскании расходов по оплате государственной пошлины также не подлежат удовлетворению, поскольку они не основаны на законе.

На основании всего изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании отказа в предоставлении информации Волгоградской таможни - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Дзержинский районный суд г. Волгограда.

Судья: Смолякова Л.Г.