ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5149/2012 от 05.12.2012 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-5149/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Пикулевой Е.В.,

с участием представителя прокурора Нартымова А.М.,

представителя заинтересованного лица ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Перми об оспаривании распоряжений Главы города Перми председателя Пермской городской Думы от 9 июля 2012г. № 139-р и от 30 декабря 2009г. № 214-р,

установил:

Прокурор города Перми обратился в суд с заявлением о признании противоречащим законодательству и недействующим с момента издания распоряжения Главы города Перми – председателя Пермской городской думы от 9 июля 2012 № 139-р, ссылаясь на то, что указанным распоряжением утверждено Положение о квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы в аппарате Пермской городской Думы. Нормы положения предполагают возможность своего неоднократного применения в отношении неопределенного круга лиц, что свидетельствует о нормативном характере распоряжения. В нарушение установленных требований, распоряжение главы города Перми – Председателя Пермской городской Думы издано в форме распоряжения Пермской городской Думы, что не предусмотрено законодательством и Уставом. Оспариваемое распоряжение, как несоответствующее форме правового акта, подлежит признанию недействующим. Степень соответствия квалификационных требований может определять не только работодатель, но и конкурсная комиссия. В данном случае имеет место коррупциогенный фактор, поскольку пунктом 1.4 Положения установлена степень соответствия квалификационным требованиям при назначении на муниципальную должность.

Прокурор города Перми обратился в суд с аналогичным заявлением о признании противоречащим законодательству и недействующим с момента издания распоряжения Главы города Перми – председателя Пермской городской думы от 30 декабря 2009 года № 214-р, ссылаясь на то, что указанным распоряжением утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Пермской городской Думе, и муниципальными служащими Пермской городской Думы сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Нормы положения предполагают возможность своего неоднократного применения в отношении неопределенного круга лиц, что свидетельствует о нормативном характере распоряжения. В нарушение установленных требований, распоряжение главы города Перми – Председателя Пермской городской Думы издано в форме распоряжения Пермской городской Думы, что не предусмотрено законодательством и Уставом. Оспариваемое распоряжение, как несоответствующее форме правового акта, что противоречит федеральному законодательству.

Дела по заявлениям Прокурора г. Перми объединены судом в одно производство (определение л.д. 1).

Представитель прокурора города Перми в судебном заседании на заявлениях настаивал.

Представитель заинтересованного лица Главы города Перми в судебном заседании считала заявления необоснованными, пояснив, что в соответствии со ст. 53 Устава города Перми Глава города Перми по вопросам своей компетенции издает постановления – нормативные акты. Распоряжения – ненормативные акты по вопросам организационной деятельности Пермской городской думы. Оспариваемые распоряжения подписаны главой города Перми, который вправе издавать распоряжения. Указание в заглавии «Пермская городская Дума» не меняет лица, принявшего акт, то есть субъекта правотворчества. Комиссия предлагает работодателю кандидата на замещение должности служащего, в свою очередь, работодатель назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссий, что прямо предусмотрено ст. 17 Закона 25-ФЗ. В соответствии с п. 1.4 Положения, работодатель определяет степень соответствия претендентов квалификационным требованиям при назначении на муниципальную должность. То есть работодатель оценивает в сравнении имеющиеся у претендента на замещение должности муниципальной службы уровень образования, стаж, опыт работы, знания и навыки и выбирает предпочтительный вариант.

Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.

Согласно частям 1, 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Распоряжением главы города Перми – председателя Пермской городской Думы от 9 июля 2012 года № 139-р утверждено Положение о квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы в аппарате Пермской городской Думы, согласно которому Положение определяет перечень квалификационных требований к должностям муниципальной службы, замещаемым муниципальными служащими аппарата Пермской городской Думы (п. 1.1 Положения л.д. 5).

Распоряжением главы города Перми – председателя Пермской городской Думы от 30 декабря 2009 года № 214-р утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Пермской городской Думе, и муниципальными служащими Пермской городской думы сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, согласно которому Положение определяет порядок и форму представления гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Пермской городской Думе, а также муниципальными служащими Думы сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, об их обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера), сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также порядок проверки указанных сведений (л.д. 15).

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В силу пунктов 1.2, 1.3 Постановления Главы г. Перми от 23.01.2007 N 5 "О Порядке подготовки правовых актов Главы города Перми председателя Пермской городской Думы" Глава города издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Думы и иным вопросам, отнесенным к компетенции Главы города Уставом города Перми в соответствии с федеральным законодательством. Правовые акты подписывает Глава города.

Учитывая, что Уставом города Перми предусмотрено право Главы города Перми Председателя Пермской городской Думы издавать распоряжения, что не противоречит положениямФедерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", суд считает, что оспариваемые распоряжения приняты в рамках полномочий Главы города Перми по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Довод заявителя о том, что оспариваемые акты подлежат отмене, как не соответствующие форме правового акта, поскольку в заглавии актов имеется указание на Пермскую городскую Думу, суд находит несостоятельным. В оспариваемых актах указано, что Положения утверждены распоряжением Главы города Перми – председателя Пермской городской Думы, сами распоряжения от 9 июля 2012 года и от 30 декабря 2009 года подписаны от имени Главы города Перми – председателя Пермской городской Думы (л.д. 5, 13). Указание в заглавии «Пермская городская Дума» не меняет лица, принявшего акт, то есть субъекта правотворчества, поскольку распоряжения подписаны лицом их принявшим.

Пунктами 1.3, 1.4 Положения установлено, что соответствие квалификационным требованиям является необходимым условием для поступления на муниципальную службу и назначения на должность муниципальной службы. Квалификационные требования учитываются при отборе кандидатур для формирования кадрового резерва, определении кандидата на замещение вакантной должности муниципальной службы, при аттестации муниципального служащего и сдаче квалификационного экзамена. Степень соответствия квалификационным требованиям при назначении на муниципальную должность определяет работодатель, в дальнейшем при прохождении муниципальной службы – аттестационная комиссия.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

Из буквального толкования пункта 1.4 Положения работодатель оценивает степень соответствия претендентов на замещение должности муниципального служащего квалификационным требованиям.

При этом оспариваемое распоряжение от 9 июля 2012 года № 139-р не закрепляет возможность принятия гражданина на замещение муниципальной должности вне конкурса, путем принятия работодателем единоличного решения о соответствии кандидата предъявленным требованиям и назначения его на должность муниципального служащего.

Из анализа положений Решения Пермской городской Думы от 25.03.2008 N 92 и распоряжение главы города Перми – председателя Пермской городской Думы от 9 июля 2012 года № 139-р, суд приходит к выводу, чтодля проведения конкурса в органе формируется конкурсная комиссия на основании распорядительного акта работодателя. После проведения конкурса комиссия утверждает список кандидатов на замещение вакантной должности муниципальной службы путем принятия решения. Окончательное решение о назначении на должность муниципальной службы принимается работодателем, который принимает такое решение путем сравнения соответствия всех представленных комиссией кандидатов квалификационным требованиям и избрания того кандидата, который наиболее полно соответствует предъявленным требованиям. Указанный порядок назначения на должность муниципального служащего не противоречит законодательству РФ, регулирующему вопросы муниципальной службы.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает наличиякоррупциогенного фактора в Положении о квалификационных требованиях к должностном муниципальной службы в аппарате Пермской городской Думы, утвержденном Распоряжением Главы города Перми – Председателем Пермской городской Думы от 9 июля 2012 года № 139-р, предусмотренного подп. «з» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении заявления об оспаривании распоряжений Главы города Перми председателя Пермской городской Думы от 9 июля 2012г. № 139-р и от 30 декабря 2009г. № 214-р.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления Прокурора города Перми об оспаривании распоряжений Главы города Перми председателя Пермской городской Думы от 9 июля 2012г. № 139-р и от 30 декабря 2009г. № 214-р.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Алексеев А.А.