ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-514/19 от 19.06.2019 Гафурийского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело №2-514/2019 (03RS0037-01-2019-000422-46)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июня 2019 года село Толбазы

Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Буляккуловой Л.Н.,

при секретаре Нигматуллиной А.Р.,

с участием помощника прокурора Аургазинского района РБ Беляшевой Д.Р.,

представителя ответчиков ФИО1, ФИО2- ФИО3, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации к ФИО1, ФИО2 об обращении имущества в доход Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аургазинского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском ФИО1, ФИО2 об обращении имущества в доход Российской Федерации мотивируя тем, что в прокуратуру Аургазинского района РБ через прокуратуру Республики Башкортостан в порядке ч.3 ст. 16 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон № 230-ФЗ) из МВД по Республике Башкортостан поступили материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами начальника ОГИБДД ОМВД России по Аургазинскому району РБ. Установлено, что в ходе проведенного МВД России по Республики Башкортостан контроля за расходами ФИО1 выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии его расходов доходам. ФИО1 на основании приказа МВД России по Республике Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ года замещает должность <данные изъяты>. Согласно представленным ФИО1 справкам о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его доход, его супруги и несовершеннолетних детей за ДД.ММ.ГГГГ. составили <данные изъяты> рублей, в том числе за <данные изъяты>. У двоих несовершеннолетних детей доходов не имелось. Согласно сведениям налогового органа доход ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ год составил <данные изъяты> рублей (за вычетом НДФЛ-<данные изъяты> рублей), за ДД.ММ.ГГГГ год-<данные изъяты> рублей (за вычетом НДФЛ-<данные изъяты> рублей), за ДД.ММ.ГГГГ год-<данные изъяты> (за вычетом НДФЛ-<данные изъяты> рублей). Согласно сведениям налогового органа доходы супруги ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ года составили – <данные изъяты> рублей (за вычетом НДФЛ-<данные изъяты>), за ДД.ММ.ГГГГ год-<данные изъяты> рублей (за вычетом НДФЛ-<данные изъяты> рублей), сведений о доходах за ДД.ММ.ГГГГ года не имеется. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ приобретено транспортное средство <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ, по истечении девяти дней с момента покупки, указанный автомобиль переоформлен на мать-ФИО2, о чем составлен договор купли-продажи автомобиля, стоимостью <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ года, автомобиль по договору купли-продажи передан ФИО4, на транспортное средство получен и в тот же день, путем совершения аналогичной сделки автомобиль вновь зарегистрирован на ФИО2, регистрационный знак сохранен. Родители ФИО1-ФИО5, ФИО2 являются пенсионерами. Согласно сведения Пенсионного фонда РФ доходы ФИО5, ФИО2 составили в ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ году-ДД.ММ.ГГГГ рублей, в ДД.ММ.ГГГГ году-<данные изъяты> рублей. С учетом продажи автомобиля в ДД.ММ.ГГГГ году получено <данные изъяты> рублей. Согласно сведениям базы данных ФИС ГИБДД-М, ФИО2, в указанный период, понесены расходы в связи с приобретением транспортных средств: ДД.ММ.ГГГГ г.-автомобиль <данные изъяты>, стоимостью <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ г.-Рено <данные изъяты>, стоимостью <данные изъяты> рублей. В ходе контроля за расходами ФИО1 не представлены допустимые доказательства, подтверждающие наличие законных доходов, позволяющих приобрести автомобиль <данные изъяты>, законность приобретения указанного транспортного средства не подтверждена. Просит обратить в доход Российской Федерации автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.в., , г, приобретенный на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Аургазинского района РБ Беляшева Д.Р. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчиков ФИО3 возражала в удовлетворении исковых требований.

Ответчики ФИО1, ФИО2, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

При таком положении в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пункт 9 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты» определяется обязанность сотрудников органов внутренних дел представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Контроль за соответствием расходов государственного гражданского служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее по тексту — ФЗ от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ), настоящий Федеральный закон в целях противодействия коррупции устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (далее — контроль за расходами), определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

Пунктом 1 части 1 статьи 2 ФЗ от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ определены категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. Контроль за соответствием расходов лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также расходов их супруга (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, и их супруга (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Сведения о расходах, предусмотренные федеральными законами от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ, отражаются в соответствующем разделе справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.

Согласно ч.3 ст. 5 Федерального закона от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо уполномоченное им должностное лицо принимает решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах "в", "г", "е" и "ж" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Из материалов дела следует и судом установлено, что на основании приказа МВД России по Республике Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен <данные изъяты>.

Согласно ст.8, 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.9 ст.12 Федерального закона от 30.11.2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», замещаемая ФИО1 должность <данные изъяты> обязывает предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

ДД.ММ.ГГГГ между АО «Альфа-Сервис» и ФИО1 заключен договор розничной купли-продажи автомобиля <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ между АО «Тайота Банк» и ФИО1 заключен договор потребительского кредита , на сумму <данные изъяты> рублей, на срок 60 месяцев, установлена процентная ставка <данные изъяты> годовых.

Актом приема-передачи автомобиля к Договору розничной купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN , передан ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 заключен договор купли-продажи автомототроанспорта, согласно которому продавец ФИО1 продал автомобиль <данные изъяты> покупателю ФИО2 за <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ автомобиль зарегистрирован на ФИО2, получен государственный регистрационный знак .

ДД.ММ.ГГГГ автомобиль по договору купли-продажи передан ФИО4 за <данные изъяты> рублей, получен г.р.з. , в тот же день, ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи транспортное средство продано и зарегистрировано на ФИО2 за <данные изъяты> рублей, регистрационный знак сохранен.

Указанные договоры купли-продажи не оспаривались.

ДД.ММ.ГГГГ в МВД по РБ поступила информация прокуратуры РБ о выявлении прокуратурой <адрес> РБ несоответствия расходов <данные изъяты> ФИО1 полученным доходам.

На основании информации, поступившей из прокуратуры Республики Башкортостан, ДД.ММ.ГГГГ принято решение об осуществлении контроля за расходами майора полиции ФИО1, его супруги и несовершеннолетних детей.

В силу ст. 4 Федерального закона от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей включает в себя: истребование от данного лица сведений: о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду; об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, указанная в подпункте "а" настоящего пункта; проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей части; определение соответствия расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) их общему доходу.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вправе: давать пояснения в письменной форме: в связи с истребованием сведений, предусмотренных пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона; в ходе проверки достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 и пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, и по ее результатам; об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка, указанная в подпункте "а" пункта 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона; представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме.

В целях реализации основополагающих принципов противодействия коррупции в Российской Федерации, таких как законность, защита основных прав и свобод человека и гражданина, действующее законодательство в рамках контроля за соответствием расходов государственного служащего его доходам, предоставляет государственному служащему возможность представить сведения (объяснения, дополнительные материалы) об источниках получения средств, за счет которых им совершена сделка, сумма которой превышает общий доход за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

ФИО1 в ходе уведомления об установлении контроля за расходами разъяснено, что он и его члены семьи обязаны предоставить в ОПКиК УРЛС МВД по РБ сведения о расходах, также о расходах супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке, совершенной в течении отчетного периода, также представить сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки.

В справке о доходах ФИО1 за <адрес> года указаны следующие сведения: 1)доход по основному месту работу-<данные изъяты> рублей, доход, полученный в порядке дарения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.-<данные изъяты> рублей, в сведениях об имуществе указаны: 2) земельный участок для размещения домов индивидуальной жилой застройки по адресу: <адрес>, долевая собственность, основание приобретения и источник средств указаны договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, 3) жилой дом по адресу: <адрес> долевая собственность, основание приобретения и источник средств указаны договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, 4) гараж по адресу <адрес> долевая собственность, основание приобретения и источник средств указаны договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, 5) автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года изготовления, индивидуальная собственность, в срочных обязате6льствах финансового характера указаны: 5) кредит на сумму <данные изъяты> рублей, размер обязательства на отчетную дату-<данные изъяты> рублей, кредитор АО «Тайота Банк», условия обязательства-<данные изъяты>, основания возникновения-договор потребительского кредита от ДД.ММ.ГГГГ.

В справке о доходах ФИО6 за 2017 год указаны следующие сведения: 1) доход по основному месту работу <данные изъяты> рублей, в сведениях об имуществе указаны: 2) земельный участок для размещения домов индивидуальной жилой застройки по адресу: РБ, <адрес>, <данные изъяты> кв.м., долевая собственность, основание приобретения и источник средств указаны договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, 3) жилой дом по адресу: РБ, <адрес>, площадью 121,8 кв.м., долевая собственность, основание приобретения и источник средств указаны договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, 4) гараж по адресу РБ, <адрес>, площадью 50 кв.м., долевая собственность, основание приобретения и источник средств указаны договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, в п. 6.2 указано об отсутствии срочных обязательств финансового характера.

В справке о доходах ФИО7 за 2017 года указаны следующие сведения: в сведениях об имуществе указаны: 1) земельный участок для размещения домов индивидуальной жилой застройки по адресу: РБ, <адрес>, площадью 1271 кв.м., долевая собственность, основание приобретения и источник средств указаны договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, 2) жилой дом по адресу: РБ, <адрес>, площадью 121,8 кв.м., долевая собственность, основание приобретения и источник средств указаны договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, 3) гараж по адресу РБ, <адрес>, площадью 50 кв.м., долевая собственность, основание приобретения и источник средств указаны договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №б/н.

В справке о доходах ФИО7 за 2017 года указаны следующие сведения: в сведениях об имуществе указаны: 1) земельный участок для размещения домов индивидуальной жилой застройки по адресу: РБ, <адрес>, площадью 1271 кв.м., долевая собственность, основание приобретения и источник средств указаны договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, 2) жилой дом по адресу: РБ, <адрес>, площадью 121,8 кв.м., долевая собственность, основание приобретения и источник средств указаны договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, 3) гараж по адресу РБ, <адрес>, площадью 50 кв.м., долевая собственность, основание приобретения и источник средств указаны договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №б/н.

Исходя из положений Федерального закона от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц", ответчиком должны быть представлены сведения о совершении в отчетном периоде сделок по приобретению вышеуказанного автомобиля.

Вместе с тем, в справке о доходах ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ год отсутствуют сведения о приобретении им ДД.ММ.ГГГГ автомобиля <данные изъяты>, об отчуждении данного автомобиля ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, а также о нахождении данного автомобиля в пользовании ФИО1

Совокупный доход семьи ФИО1, согласно представленным справкам о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, на супругу и несовершеннолетних детей, за три года составил <данные изъяты> рублей (в том числе за <данные изъяты>, за <данные изъяты>, за <данные изъяты> Кроме того, ФИО1 получены кредитные средства ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей. Согласно выписке по счету в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внесено <данные изъяты> рублей.

В ходе осуществления контроля установлено, что в <данные изъяты> году ФИО1 в порядке дарения от матери ФИО2 были переданы денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ родителями ФИО1 являются ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В соответствии с представленными справками ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, размер страховой пенсии по старости ФИО2 и ФИО8 составил в <данные изъяты>, в <данные изъяты>, в <данные изъяты>.

В ходе осуществления контроля ФИО1 неоднократно менял свои объяснения в части указания источников денежных средств, за счет которых совершена сделка по приобретения автомобиля <данные изъяты>, а также об источниках средств, направленных на погашение кредитных обязательств, что свидетельствует на непоследовательность его позиции

Так, в своем письменном объяснении от ДД.ММ.ГГГГ, пояснял, что автомобиль <данные изъяты> принадлежит на праве собственности матери ФИО2 В настоящее время ФИО1 управляет данным автомобилем с разрешения матери, иногда на данном автомобиле ездит отец ФИО5 По факту получения подарка от матери денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей, пояснил, что не знает, откуда у нее деньги. За указанный автомобиль ФИО1 оплачивает кредит самостоятельно, поскольку мама нигде не работает, является пенсионеркой.

В своих письменных объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, пояснил, что в марте <данные изъяты> родители ФИО5, ФИО2 решили приобрести автомобиль <данные изъяты>. Поскольку у них не хватало денежных средств, ФИО1 решил взять кредит и родители передали ему денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей. После чего, ФИО1, оформил договор потребительского кредита на сумму <данные изъяты> рублей со сроком возврата до ДД.ММ.ГГГГ. Автомобиль <данные изъяты> оформили на маму, кредитные обязательства исполнятся совместно. Кроме того, поясняет, что денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей он указал в справке о доходах за ДД.ММ.ГГГГ года. Посоветовавшись с родителями, решили, что платежи большие, а также страхование авто каско более <данные изъяты> рублей, в связи с чем, родители решили обратиться к семейному другу ФИО9, который является предпринимателем, и у которого имелись свободные денежные средства. По обоюдному соглашению, ФИО2, взяла в долг у ФИО9 денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, кредитные обязательства были погашены. Родители разводят крупный рогатый скот, реализуют его, о чем имеются расписки.

В своем пояснении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подтвердил, что ДД.ММ.ГГГГ автомобиль <данные изъяты>, который оформлен на имя матери ФИО2, приобрел сам в автосалоне Тайота Центр Уфа. Источниками средств послужили подаренные родителями денежные средства в сумме около <данные изъяты> рублей, личные средства в размере <данные изъяты> рублей, кредитные средства, полученные в АО «Тайота Банк» по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ. Также пояснил, что родители до пенсии работали, откладывали денежные средства, держат крупный рогатый скот и птиц.

В пояснении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 указывает, что автомобиль <данные изъяты> приобрели родители, кредитные обязательства в ДД.ММ.ГГГГ г. погашал личными средствами, отложенными ранее.

ДД.ММ.ГГГГ в объяснении ФИО1 указал, что кредитные обязательства ДД.ММ.ГГГГ г.г. погашал личными сбережениями и денежными средствами, подаренными его родителями и родителями супруги. Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ транспортного средства <данные изъяты> матери ФИО10 заключен формально, без передачи денежных средств. Также поясняет, что в ДД.ММ.ГГГГ родители предоставили ему денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей для погашения кредита в АО «Тайота Банк».

ФИО2, в своем объяснении показала, что с ДД.ММ.ГГГГ года они согласно распискам, накопили около <данные изъяты> рублей, в том числе <данные изъяты> от продажи мясной продукции и иного имущества. Вырученные денежные средства хранили дома.

В докладной записке о результатах контроля за соответствием расходов ФИО1 его доходам отражено, что у ФИО11 имеются иные доходы, за счет которых совершена сделка по приобретению транспортного средства и погашены кредитные обязательства, имеются явные несоответствия расходов его доходам, грубом игнорировании им требований федерального законодательства о противодействии коррупции, в том числе обязанностей по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Согласно ч.3 ст. 16 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры при получении материалов, предусмотренных частью 3 статьи 16 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.

ДД.ММ.ГГГГ МВД по РБ направило прокурору Республики Башкортостан материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами ФИО1

Основанием для направления материалов осуществления контроля за расходами ФИО1 в органы прокуратуры послужил факт выявления обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов ФИО1 и членов его семьи, их доходам за три года, предшествующих совершению сделки по приобретению транспортного средства.

Таким образом, прокурор, реализуя результаты контроля за соответствием расходов <данные изъяты> РБ его доходам, обратился в суд с иском об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не было представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.

В силу ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года N 273-ФЗ, противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

В целях реализации основополагающих принципов противодействия коррупции в Российской Федерации, таких как законность, защита основных прав и свобод человека и гражданина, действующее законодательство в рамках контроля за соответствием расходов муниципального служащего его доходам, предоставляет государственному гражданскому служащему возможность представить сведения (объяснения, дополнительные материалы) об источниках получения средств, за счет которых им совершена сделка, сумма которой превышает общий доход за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ни в ходе осуществления контроля за соответствием расходов <данные изъяты> его доходам, ни в ходе судебного разбирательства ФИО1 не представил в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательств приобретения транспортного средства на законные доходы.

Законные доходы (применительно к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции) – это доходы, происхождение которых обязанным лицом документально подтверждено. Все полученные доходы должны быть указаны в соответствующих справках.

Предоставление сведений законности доходов, за счет которых были совершены сделки, в силу ч.1 ст. 9 ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», является обязанностью лица, в отношении которого осуществляется контроль за расходами.

Согласно представленным и исследованным справкам о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ, на счетах супругов М-ных никогда не аккумулировались денежные суммы, сопоставимые со стоимостью приобретенного транспортного средства.

Так, ФИО1 в своем пояснении указывает на получение в дар от матери ФИО2 денежных средств в размере <данные изъяты> рублей. Родители - пенсионеры, занимаются разведением крупного рогатого скота, для последующей реализации. Также указывает на наличие расписок, свидетельствующих о накоплении денежных средств. В связи с покупкой автомобиля <данные изъяты> ФИО1 оформил договор потребительского кредита в размере <данные изъяты> рублей. В ДД.ММ.ГГГГ году в связи с процентной ставкой, высокой стоимости страхования по программе АвтоКаско, решили взять в долг денежные средства друга семьи ФИО9, который является предпринимателем в сумме <данные изъяты> рублей. Кредитные обязательства были погашены.

Как установлено в судебном заседании, согласно представленным распискам ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, следует, что до ДД.ММ.ГГГГ М-ными получены доходы в размере <данные изъяты> рублей.

Доходы родителей ФИО1- ФИО5 и ФИО2, согласно представленным сведениям ГУ-УПФ РФ в Аургазинском районе РБ составили в <данные изъяты> рублей, в <данные изъяты>, в <данные изъяты>, также, в ДД.ММ.ГГГГ получен доход от продажи автомобиля <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> рублей, общий доход, полученный за период с ДД.ММ.ГГГГ г составляет <данные изъяты> рублей.

Кроме того, согласно представленной информацией ФИС ГИБДД-М ФИО2 приобретены: ДД.ММ.ГГГГ автомобиль <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> рублей, ДД.ММ.ГГГГ автомобиль <данные изъяты> стоимость <данные изъяты> рублей.

Согласно объяснению ФИО9 занимается разводом и продажей крупного рогатого скота, а также выращиванием капусты. За период осуществления данной деятельности у него появились свободные денежные средства. Также ФИО9 пояснил, что знает семью М-ных давно, подтвердил наличие долгового обязательства в сумме <данные изъяты> рублей.

Представителем ответчиков ФИО3, в судебном заседании представлены договор дарения денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО2 безвозмездно передает ФИО1 денежные средства в сумме <данные изъяты>, акт приема-передачи денег от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из лицевого счета по вкладу ФИО2, договор займа от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО9 передает ФИО11 <данные изъяты> сумму займа в размере <данные изъяты> рублей до ДД.ММ.ГГГГ, а также акт приема-передачи денег от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, суд считает, что договор дарения денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ, оформленный в простой письменной форме, а также иные расписки, составлены лишь с целью придания видимости законности приобретения транспортного средства.

Доходы ФИО9, согласно представленным справках о доходах составили в <данные изъяты> рублей, в <данные изъяты> рублей, в <данные изъяты>,34 рублей.

Кроме того, согласно представленной информацией Межрайонной ИФНС России №39 по РБ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о регистрации ФИО9, ФИО2, ФИО6, ФИО5 в качестве учредителей (участников), лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (глав крестьянского (фермерского) хозяйств) отсутствуют.

При этом доводы стороны ответчика о том, что источником денежных средств являются, в том числе и денежные средства, образовавшиеся от реализации продукции хозяйства, из собственных накоплений и материальной помощи членов семьи, носят голословный характер, подтверждающих доказательств заявленному в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт несоответствия расходов ФИО1 и его семьи общим доходам супругов за предшествующие три года.

Часть 1 статьи 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ гласит, что невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 3 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, является правонарушением.

Ответственность за совершение коррупционных правонарушений, должна быть неотвратимой. Это один из принципов противодействия коррупции в Российской Федерации.

Если правонарушение выразилось в не представлении сведений о расходах по сделке по приобретению имущества, если общая сумма такой сделки превышает общий доход данного лица за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершена эта сделка, то за его совершение может наступить дисциплинарная ответственность в виде увольнения с государственной или муниципальной службы (ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ).

В случае если правонарушение выразилось в не представлении доказательств приобретения имущества на законные доходы в связи с осуществлением контроля за расходами государственного гражданского служащего, то за его совершение может наступить ответственность в виде обращения имущества в доход Российской Федерации (ч. 1 ст. 9, ч. 3, ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ).

Отсутствие соответствующих доказательств переводит соответствующие доходы в разряд незаконных, а имущество, приобретенное на них, подлежит обращению в доход государства.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2016 года N 26-П положения п. п. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ и ст. 17 Федерального закона N 230-ФЗ признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой, допуская обращение в порядке гражданского судопроизводства в доход Российской Федерации принадлежащих лицу, замещающему должность государственной (муниципальной) службы, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых таким лицом не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, а также денежных средств, полученных от продажи такого имущества, эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования:

предполагают необходимость учета при определении оснований применения данной меры государственного принуждения всего объема законных доходов, которые были получены указанными лицами и могли быть использованы для приобретения соответствующего имущества, в том числе законных доходов, не отраженных в представленных государственным (муниципальным) служащим сведениях о доходах, и позволяют указанным лицам представлять доказательства законности происхождения своих доходов;

не препятствуют суду принимать любые допустимые Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации доказательства, представленные как государственным (муниципальным) служащим, так и его супругой (супругом) и - с особенностями, установленными данным Кодексом, - несовершеннолетними детьми в подтверждение законного происхождения средств, позволивших приобрести соответствующее имущество, которые подлежат оценке судом по его внутреннему убеждению с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении;

не препятствуют суду при выявлении незначительного расхождения размера доходов, законность происхождения которых подтверждена, и размера расходов на приобретение соответствующего имущества с учетом фактических обстоятельств конкретного дела определить ту его часть, которая приобретена на доходы, законность происхождения которых не доказана, и потому подлежит обращению в доход Российской Федерации (либо денежные средства, полученные от реализации такого имущества), а также определить порядок исполнения своего решения с учетом особенностей этого имущества.

В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.

Как следует из правовой позиции, содержащейся в п. 5.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года N 26-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в соответствии с запросом Верховного суда Республики Башкортостан", по буквальному смыслу подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ и ст. 17 Федерального закона от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" предполагается, что имущество, в отношении которого государственным (муниципальным) служащим не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, подлежит изъятию в целом, независимо от того, что в какой-то части затраты на его приобретение могли быть произведены из законных доходов. Избранный федеральным законодателем подход является конституционно допустимым.

Требования прокурора рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства, поскольку правовые основания для обращения в доход государства имущества в отношении которого отсутствуют доказательства законности получения дохода, затраченного на его приобретение, предусмотрены гражданским кодексом и Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Обращение в доход государства имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы, не является наказанием. По своей правовой природе указанная мера является только основанием прекращения права собственности, в каком качестве и закреплена в подп.8 п.2 ст.235 ГК РФ.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Положения указанной статьи разъяснялось сторонам как в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, так и в подготовительной части судебных заседаний.

Поскольку источник дохода, на который приобретено транспортное средство <данные изъяты> известен только ответчикам, соответственно только они имеют возможность представить доказательства законности получения дохода. При невозможности получения каких-либо документов непосредственно по запросу самих ответчиков, они имели возможность ходатайствовать перед судом о затребовании конкретных документов из того или иного органа. Таких ходатайств ответчиками не заявлялось.

Поскольку ФИО1 при рассмотрении гражданского дела не представлено доказательств, подтверждающих приобретение транспортного средства на законные доходы, иск прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 1102, п.4 ст. 1103 ГК РФ к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица подлежат применению правила, предусмотренные главой 60 Гражданского Кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении, т.е. приобретении имущества без установленных законом, иными правовыми актами оснований. В соответствии со ст. 1104 ГК РФ имущество составляющее неосновательное обогащение, также как это предусмотрено Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ, подлежит возвращению в натуре, но в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное имущество, приобретателем в соответствии со ст. 1105 ГК РФ подлежит возмещению его стоимости на момент его приобретения.

С учетом обстоятельств, установленных в судебном заседании, суд полагает, что исковые требования прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации к ФИО1, ФИО2 об обращении имущества в доход Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации к ФИО1, ФИО2 об обращении имущества в доход Российской Федерации удовлетворить.

Обратить в доход Российской Федерации автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.в. (VIN ), государственный регистрационный знак , приобретенный на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на который оформлено ДД.ММ.ГГГГ на ФИО2.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца в апелляционном порядке со дня принятия его в окончательной форме через Гафурийский межрайонный суд РБ.

Судья п/п ФИО14

Резолютивная часть объявлена 19.06.2019 года.

Мотивировочная часть решения принята в окончательной форме 21.06.2019 года.

Судья п/п ФИО14