Дело № 2-514/2013г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 декабря 2013 года
Островский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гурова А.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> Смирновой С.В.,
при секретаре Ячменевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального района и к Муниципальному общеобразовательному учреждению «ФИО1 средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой на объекте,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка деятельности администрации <адрес> муниципального района <адрес> и Муниципального общеобразовательного учреждения «Михайловской средней общеобразовательной школы» <адрес> муниципального района <адрес> (далее - МОУ «ФИО1 СОШ») в части обеспечения антитеррористической защищенности учреждений образования на территории района, по результатам которой было установлено следующее. В ходе проведенной проверки было установлено, что руководством МОУ «ФИО1 СОШ» не ведутся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а именно: отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой, что способствует созданию негативных последствий в учреждении, в том числе несвоевременному принятию мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершения преступлений и иных правонарушений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ « О противодействии терроризму», противодействие терроризму в РФ основывается на следующих основных принципах: обеспечение; защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность; комплексное использование политических, информационно-пропагандистских социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействие терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация
эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к
ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы,
минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление
комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление к
снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих
возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по
противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание
необходимого уровня защищенности объектов. Безопасность достигается
проведением единой государственной политики в области обеспечения;
безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и
иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности,
общества и государства.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее - ФЗ № 273) образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно пункту 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» (актуализированная редакция СНиП 31-06-2009), утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункт 5 части 1 статьи 9 ФЗ № 273 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 18.10.2012 за МОУ «ФИО1 СОШ» зарегистрировано право оперативного управления на нежилое здание под размещение школы, общей площадью 2469, 3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, д. Михайловское, <адрес>. Основанием для регистрации указанного права является распоряжение о приеме в муниципальную собственность государственного имущества и передаче его в оперативное управление МОУ ФИО1 школа от 12.10.2010 № 427-р.
Согласно пункту 1.2 Устава МОУ «ФИО1 СОШ» учредителем школы является администрация <адрес> муниципального района. Как следует из содержания п. 1.3 указанного Устава деятельность школы финансируетсяучредителем. Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета Судиславского муниципального района <адрес> на основании бюджетной сметы.
Таким образом, обязанность по устранению выявленных нарушений, а именно обеспечение установки видеонаблюдения должна быть возложена на МОУ «ФИО1 СОШ», в случае недостаточности денежных средств финансирование указанных мероприятий должно проводиться за счет средств бюджета <адрес> муниципального района <адрес>.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Учитывая, что мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений администрацией <адрес> муниципального района, а также МОУ «ФИО1 СОШ» не ведутся, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а именно: отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение.
Это способствует созданию негативных последствий в учреждении, несвоевременному принятию мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу здоровью и жизни неопределенного круга лиц, и, в первую очередь, несовершеннолетних лиц, обучающихся в указанном учреждении образования. В связи с чем, прокурором предъявляется настоящее заявление в интересах неопределенного круга лиц.
Просит суд обязать МОУ «ФИО1 СОШ» установить систему видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой на объекте - школе, расположенной по адресу: <адрес>, д. Михайловское, <адрес>.
При отсутствии у МОУ «ФИО1 СОШ» денежных средств, необходимых для установления системы видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой на объекте - школе, расположенной по адресу: <адрес>, д. Михайловское, <адрес>, обязать администрацию <адрес> муниципального района <адрес> обеспечить финансирование указанных работ за счет средств бюджета <адрес> муниципального района <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Смирнова С.В., исковые требования поддержала, уточнила, просила установить ответчику срок для устранения недостатков до 1 января 2015 года.
Представитель ответчика - администрации <адрес> муниципального района по доверенности ФИО2, в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> признала, суду пояснила, чтодействительно МОУ «ФИО1 СОШ» является муниципальным учреждением, ее финансирование осуществляется по смете в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. Для установки системы видеонаблюдения администрации <адрес> муниципального района необходимо минимум 100 000 рублей, бюджет администрации дефицитный, в настоящее время выделить такую сумму администрация не может, к тому же ФИО1 школа не большая, просит установить срок для устранения до 1 января 2015 года.
Представитель ответчика - директор МБОУ ФИО1 СОШ ФИО3, исковые требования прокурора <адрес> признала, суду пояснила, что школа не большая, на сегодняшний день в ней обучаются 39 учеников, полагает, что экстренной необходимости в установке системы видеонаблюдения не имеется. Заявка в администрацию <адрес> муниципального района уже подана, также просит установить срок для устранения до 1 января 2015 г.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд считает уточненные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ « О противодействии терроризму», противодействие терроризму в РФ основывается на следующих основных принципах: обеспечение; защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность; комплексное использование политических, информационно-пропагандистских социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействие терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация
эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к
ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы,
минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление
комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление к
снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих
возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по
противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание
необходимого уровня защищенности объектов. Безопасность достигается
проведением единой государственной политики в области обеспечения;
безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и
иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности,
общества и государства.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее - ФЗ № 273) образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» (актуализированная редакция СНиП 31-06-2009), утв. приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ № 635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 273 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 18.10.2012 г., за МОУ «ФИО1 СОШ» зарегистрировано право оперативного управления на нежилое здание под размещение школы, общей площадью 2469,3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, д. Михайловское, <адрес>. Основанием для регистрации указанного права является распоряжение о приеме в муниципальную собственность государственного имущества и передаче его в оперативное управление МОУ «ФИО1 СОШ» от 12.10.2010 № 427-р. В соответствии с пунктом 1.2 Устава МОУ «ФИО1 СОШ» учредителем школы является администрация <адрес> муниципального района. Как следует из содержания п. 1.3 указанного Устава деятельность школы финансируетсяучредителем. Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета <адрес> муниципального района <адрес> на основании бюджетной сметы, (л.д.7-21).
Суд согласен с доводами прокурора о том, что мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений администрацией <адрес> муниципального района, а также МОУ «ФИО1 СОШ» не ведутся, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а именно: отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение. Это способствует созданию негативных последствий в учреждении, несвоевременному принятию мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу здоровью и жизни неопределенного круга лиц, и, в первую очередь, несовершеннолетних лиц, обучающихся в указанном учреждении образования, а, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п. 2 ст. 333.20 НК РФ Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить от государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями…
С учетом тяжелого финансового положения ответчика, суд считает возможным освободить ответчика - МОУ «ФИО1 СОШ» от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «ФИО1 средняя общеобразовательная школа» установить систему видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой на объекте - школе, расположенной по адресу: <адрес>, д. Михайловское, <адрес>, в срок до 1 января 2015 года.
При отсутствии у МОУ «ФИО1 СОШ» денежных средств, необходимых для установления системы видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой на объекте - школе, расположенной по адресу: <адрес>, д. Михайловское, <адрес>, обязать администрацию <адрес> муниципального района <адрес> обеспечить финансирование указанных работ за счет средств бюджета <адрес> муниципального района <адрес>, в срок до 1 января 2015 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес> областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: А.В. Гуров