ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-514/2015 от 25.12.2015 Макушинского районного суда (Курганская область)

дело №2-514/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Макушино Курганской области 25 декабря 2015 года

Макушинский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Жакипбаевой Ж.А.

при секретаре Кривошеевой Е.А.

с участием истца МКУ Администрация Макушинского района, в лице представителя ФИО1, действующей по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям МКУ Администрация Макушинского района к Макушинскому РО СП УФССП по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей

установил:

МКУ Администрация Макушинского района обратилось в суд с исковыми заявлениями к Макушинскому РО СП УФССП по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительских сборов, установленных в рамках исполнительных производств №6754/15/45046, №6686/15/45046, №6699/15/45046.

В обоснование требований указывает, что решениями Макушинского районного суда МКУ Администрация Макушинского района, как учредитель, была обязана профинансировать работы по установлению в МКОУ «Клюквенская средняя общеобразовательная школа» системы подачи светового и звукового сигнала о возникновении пожара на пульт пожарной охраны без участия работников объекта, работы по приведению МКОУ «Клюквенская средняя общеобразовательная школа» в соответствие с требованиями СанПин, а также профинансировать работы по приведению в соответствие с требованиями СанПин интерната при МКОУ «Клюквенская средняя общеобразовательная школа». Судебным приставом-исполнителем в отношении МКУ Администрация Макушинского района возбуждены исполнительные производства. В установленный судебным приставом срок для добровольного исполнения, требования исполнительных документов выполнены Администрацией не были, в связи с чем, судебным приставом были вынесены постановления о взыскании с Администрации исполнительского сбора. О невозможности исполнения исполнительных документов в срок, судебный пристав был своевременно проинформирован. Указывает, что исполнение истцом исполнительных документов в установленные сроки было невозможно, поскольку в расходной части бюджета на 2015 год не предусмотрено финансирование расходов по проведению вышеуказанных работ. Также указывает, что МКОУ и Администрация являются учреждениями, финансируемыми из средств бюджета в соответствие с бюджетной классификацией на соответствующий год. Бюджет Макушинского района является высокодотационным, направление средств на финансирование мероприятий, не предусмотренных в бюджете на соответствующий год, повлечет нарушение бюджетного законодательства. Нецелевое использование поступающих денежных средств соответственно влечет привлечение организации к административной ответственности. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только сначала очередного финансового года при условии их включения в решение о бюджете, либо текущем году после внесения соответствующих изменений в данное решение, при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и/или при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Кроме того, указывает, что исполнительский сбор отнесен законодательством к административным платежам и сборам, денежные средства при его уплате в данном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, т.к. средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений по указанным категориям фактически взыскиваются в виде исполнительского сбора в другой бюджет одной бюджетной системы РФ.

Заявленные МКУ Администрацией Макушинского района исковые требования объединены судом в одно производство.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержала, дала пояснения согласно исковому заявлению, кроме того пояснила, что утверждение бюджета Макушинского района находится в исключительной компетенции Макушинской районной Думы. При утверждении бюджета на 2015 год в структуру расходов бюджета не были включены расходы на исполнение судебных решений. С целью включения в Бюджет Макушинского района ассигнований для исполнения судебных решений, в том числе установки системы подачи светового и звукового сигнала «О возникновении пожара» на пульт пожарной охраны без участия работников объекта в 29 образовательных организациях Макушинского района Курганской области Главой Макушинского района на рассмотрение Макушинской районной Думы направлено ходатайство о возможности предусмотреть в бюджете Макушинского район на 2016 год и выделить бюджетные ассигнования в сумме 318000 рублей. Данный вопрос рассмотрен на заседании Макушинской районной Думы 22 декабря 2015 года, при утверждении бюджета Макушинского района на 2016 год. Кроме того, на имя председателя Курганской областной Думы направлено письмо с просьбой предусмотреть в бюджете Курганской области и выделить ассигнования для финансирования работ по установлению системы подачи светового и звукового сигнала «О возникновении пожара» в сумме 1318000 рублей. Также пояснила, что 30 ноября 2015 г., во исполнение Федеральной программы "Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2015 г. N 2145-р, Главой Макушинского района Утвержден план мероприятий («дорожная карта») по созданию новых мест и обеспечению односменного режима обучения в 1-11 классах общеобразовательных организаций Макушинского района на 2016-2025 года, который предусматривает проведение капитального ремонта здания Клюквенской ООШ. Мероприятия данного плана будут включены в региональную программу, которой будут определены сроки выполнения работ, в зависимости от года постройки здания, подлежащего капитальному ремонту.

Представитель ответчика Макушинского РО УФССП по Курганской области будучи извещенные о времени и месте разбирательства дела надлежащим образом, на судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания суду не поступало, в связи с чем, с учетом мнения представителя истца, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что решением Макушинского районного суда от 04.12.2014 МКОУ «Клюквенская средняя общеобразовательная школа» обязана привести интернат в соответствие с требованиями СП 2.4.990-00, а именно оборудовать помещение интерната системами хозяйственно-питьевого, горячего водоснабжения, канализации, обеспечить подводкой механизированной горячей и холодной воды умывальные, санитарные узлы при спальных комнатах, изолятор, спальные комнаты для детей обеспечить твердым и мягким инвентарем в соответствии с требованиями, предъявляемыми к мебели, заменить изношенную мебель для хранения одежды и обуви, и в помещении для принятия пищи (с дефектами в покрытии столов, тумбочек и другой мебели, которая не имеет гладкой поверхности и не доступна для влажной уборки). В соответствие с СанПин 2.4.2.2821-10 обязана помещение интерната оборудовать теплыми санитарными узлами, умывальными помещениями, туалетом, обеспечить остекление оконных проемов во всех помещениях интерната из цельного стеклополотна. МУ Администрация Макушинского района обязана, как учредитель профинансировать работу, направленную на выполнение вышеперечисленных мероприятий (л.д.28-29).

Решением Макушинского районного суда от 03.03.2015 МКОУ «Клюквенская средняя общеобразовательная школа» обязана привести в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.4.5.2409-08 помещение школы, а именно: на втором этаже разместить туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями; в лаборантской, учебных кабинетах (физики, химии, рисования, биологии), мастерской, кабинете домоводства установить умывальные раковины; устранить дефекты полов на пищеблоке, в туалетных, раздевальных при спортзале; лаборантскую химии оборудовать вытяжным шкафом; заменить покрытие спортивных матов, имеющих видимые повреждения, провести замену разделочных досок, имеющих повреждения, не использовать эмалированные тазы со сколотой эмалью; складское помещение для хранения продуктов оборудовать прибором для измерения относительной влажности воздуха (психрометр); для хранения столовых приборов приобрести специальные ящики кассеты. Привести в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 помещения филиала «Неверовская начальная общеобразовательная школа»: в помещениях начальных классов установить умывальные раковины; остекление окон в кабинете начальных классов выполнить из цельного стеклополотна. Привести интернат МКОУ «Клюквенская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с СанПиН 2.4.990-00: потолки в умывальной для мальчиков окрасить масляной краской; провести ремонт полов, имеющих щели; отопительные приборы оградить съемными деревянными решетками; для разделки сырых и готовых продуктов использовать разделочные доски без щелей и зазоров, используемый инвентарь промаркировать. МУ Администрация Макушинского района обязана, как учредитель профинансировать работу, направленную на выполнение вышеперечисленных мероприятий решениями Макушинского районного суда (л.д.70-71).

Решением Макушинского суда от 22.07.2015 МКОУ «Клюквенская средняя общеобразовательная школа» обязана обеспечить подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта. На Администрацию Макушинского района возложена обязанность в случае недостаточности собственных средств у школы профинансировать работы по установлению указанной системы пожарной безопасности (л.д.119-120).

В соответствии с указанными решениями 16.09.2015 в отношении Администрации Макушинского района возбуждены исполнительные производства №6699/15/45046, №6686/15/45046, №6754/15/45046; должнику предложено в добровольном порядке исполнить решение суда в пятидневный срок. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительных документов без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере по 50 000 рублей (л.д.36,77,118).

Судом также установлено и не оспаривалось истцом, что после получения Администрацией копии указанных постановлений в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок, указанные требования должником исполнены не были. В связи с чем, судебным приставом – исполнителем в рамках указанных исполнительных производств в отношении Администрации Макушинского района 20.10.2015 вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере по 50000 рублей (л.д.8,91,112).

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, одним из оснований для принятия решения о взыскании исполнительского сбора является установление вины должника в невыполнении требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

В обоснование заявленных исковых требований об освобождении МКУ Адмнистрация Макушинского района от взыскания исполнительского сбора, истцом представлены доказательства, из которых следует, что Бюджет муниципального образования Макушинский район Курганской области является высокодотационным,что подтверждается решением Макушинской районной Думы №148 от 18.12.2014г. «О бюджете Макушинского района на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (л.д.138-141).

Согласно коммерческого предложения на л.д.162-163 следует, что для обеспечения светового и звукового сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объектов в общеообразовательных организация требуется значительное количество денежных средств.

Из приложения к решению Макушинской районной Думы №148 от 18.12.2014г. «О бюджете Макушинского района на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» следует, что денежных средств на 2015 г. направленных на исполнение судебных решений, в том числе на установление системы подачи светового и звукового сигнала «О возникновении пожара» на пульт пожарной безопасности без участия работников объекта в образовательных организациях района, в бюджете запланировано не было (л.д.142-143).

Направление средств на финансирование мероприятий, не предусмотренных в бюджете на соответствующий год, повлечет нарушение ст.38 БК РФ в части принципа «адресности» и целевого характера бюджетных средств, Положения о бюджетном процессе муниципального образования, а также нарушит объемы расходования защищенных статей бюджета (заработная плата, теплоэнергетические ресурсы и т.д.). Нецелевое использование поступающих денежных средств соответственно влечет привлечение учреждения к административной ответственности.

Суд принимает во внимание, что органы местного самоуправления Макушинского района не вправе финансировать расходы, не предусмотренные в местном бюджете на 2015 год, на устранение нарушений путем уменьшения финансирования определенных видов расходов бюджета. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в Решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в Решение о бюджете, при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Утверждение бюджета Макушинского района находится в исключительной компетенции Макушинской районной Думы. При утверждении бюджета на 2015 год в структуру расходов бюджета не были включены расходы на исполнение судебных решений. С целью включения в Бюджет Макушинского района Курганской области ассигнований для исполнения судебных решений, в том числе установки системы подачи светового и звукового сигнала «О возникновении пожара» на пульт пожарной охраны без участия работников объекта в обраховательных организациях Главой Макушинского района на рассмотрение Макушинской районной Думы направлено ходатайство о возможности предусмотреть в бюджете Макушинского район на 2016 год и выделить бюджетные ассигнования в сумме 318000 рублей.

Данный вопрос рассмотрен на заседании Макушинской районной Думы 22 декабря 2015 года, при утверждении бюджета Макушинского района на 2016 год, что подтверждается протоколом заседания Макушинской районной Думы №3 от 22.12.2015 года, из которого следует, что депутатами Макушинской районной Думы принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства Главы Макушинского района о выделении бюджетных ассигнований в общей сумме 3318000 рублей с целью финансирования работ по установке, оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту в 29 образовательных организациях Макушинского района системами подачи звукового и светового сигнала «О возникновении пожара» на пульт пожарной охраны без участия работников объекта, в том числе оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту данной системы, а также выполнению судебных решений по финансированию работ по приведению двух школ Макушинского района в соответствие с требованиями СанПин, ввиду того, что в пределах доведенных на 2016 год лимитов бюджетных обязательств, не представляется возможным предусмотреть в бюджете Макушинского района на 2016 год финансовые средства на нужды указанные в ходатайствах Главы Макушинского района. При возможном поступлении дополнительных ассигнований в бюджет Макушинского района в 2016 году, данный вопрос будет вновь рассмотрен на заседании Макушинской районной Думы (л.д.155-157).

Кроме того, на имя Губернатора Курганской области направлено письмо с просьбой предусмотреть в бюджете Курганской области и выделить ассигнования для финансирования работ по установлению системы подачи светового и звукового сигнала «О возникновении пожара» на пульт пожарной охраны без участия работников объекта, в том числе оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту данной системы в образовательных организациях Макушинского района, в том числе дошкольных образовательных учреждениях в сумме 1318000 рублей (л.д.158-159).

30 ноября 2015 г., во исполнение Федеральной программы "Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2015 г. N 2145-р, Главой Макушинского района утвержден план мероприятий («дорожная карта») по созданию новых мест и обеспечению односменного режима обучения в 1-11 классах общеобразовательных организаций Макушинского района на 2016-2025 года, который предусматривает проведение капитального ремонта здания Клюквенской ООШ. Мероприятия данного плана будут включены в региональную программу, которой будут определены сроки выполнения работ, в зависимости от года постройки здания, подлежащего капитальному ремонту (л.д.150-154).

Частью 7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушение обязательств установлены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, с учетом исследованных в суде доказательств, представленных истцом, суд приходит к выводу, что Администрацией Макушинского района приняты все меры для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительных документах требований, вина должника в неисполнении требований исполнительных документов в предусмотренный законом срок для добровольного его исполнения, отсутствует, что является основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования МКУ Администрация Макушинского района удовлетворить.

Освободить МКУ Администрация Макушинского района от взыскания исполнительских сборов в размере по 50000 рублей, установленных в рамках исполнительных производств №6754/15/45046, №6686/15/45046, №6699/15/45046.

Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции Курганского областного суда в течение одного месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Макушинский районный суд.

Председательствующий: Ж.А. Жакипбаева