Дело № 2-514/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2018 года г. Тимашевск
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Зелюка П.А.,
при секретаре Аршанском В.Э.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности ФИО2,
третьих лиц ФИО3 и ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об исправлении реестровой ошибки,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащего ей на праве собственности, указав, что ей на праве собственности принадлежит указанный земельный участок площадью 1693 кв. м для личного подсобного хозяйства. При выполнении кадастровых работ выявлена ошибка в определении границ ее участка, указанных в координатах архивного дела от 2008 года, тогда как фактически границы участка не менялись. Кадастровый инженер произвел повторное измерение, в результате которых изменилась координаты характерных точек границ участка, новые границы согласованы со смежными собственниками и споров с ними не имеется, но в ином порядке, кроме как в судебном она не может исправить указанную реестровую ошибку.
В судебном заседании ФИО1 просила иск удовлетворить полностью, не согласилась с заменой ответчика, считает, что иск подан ею к надлежащему ответчику.
Представитель ответчика управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ФИО2 просила отказать в иске к управлению, поскольку оно является ненадлежащим ответчиком, поскольку управление Росреестра является лишь органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на объекты на основании документов, подготовленных иными лицами, в частности кадастровым инженером, которые в последующем представляются заявителями в территориальные отделы управления Росреестра. Данные иски относятся к искам о правах, а поэтому у управления отсутствуют материальные интересы с истцом, в настоящее время управление не наделено полномочиями по межеванию и осуществлению кадастровых работ, в ходе которых на местности устанавливаются местоположение границ участков, а является лишь органом регистрации, а поэтому не может быть надлежащим ответчиком.
Третьи лица ФИО3 и кадастровый инженер ФИО4 не возражали против удовлетворения иска.
Третье лицо ФИО5 в суд не явился, хотя о времени и месте рассмотрения был извещен, о причине неявки суд не уведомил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не предоставил, а поэтому в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав истца, представителя ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выписке из ЕГРН от 21 апреля 2017 года ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1693 кв. м с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО4, содержащемуся в межевом плане от 25 декабря 2017 года, в результате повторного проведенного определения координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером <№>30 установлено, что ранее была допущена ошибка при определении данных координат, поскольку согласно схеме геодезических построений земельный участок смещен в сторону.
В соответствии с 4.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в законную силу с 01.01.2017 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральным законом порядке.
Аналогичное положение содержалось в ч.2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действующего до 01.01.2017 постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости осуществлялась на основании заявления о кадастровом учете объекта недвижимости и необходимых в соответствии с указанным Законом для осуществления такого учета документов, представленных лицами, указанными в ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч.3 ст. 61 Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном указанным Федеральным законом (реестровая ошибка).
Как видно из материалов дела, сведения о местоположении границ земельного участка с КН 23:31:0202007:30 внесены в государственный кадастр недвижимости в 2008 году на основании описания земельных участков (документа о межевании), подготовленного ООО «Землемер» (архив гос. фонда №39 от 26.02.2008), тогда как действующим законодательством управление Росреестра по Краснодарскому краю не наделено полномочиями по определению координат характерных точек границ земельных участков на местности.
Согласно части 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» функциями по определению (переопределению) координат характерных точек границ земельных участков наделен кадастровый инженер.
Таким образом, управление Росреестра по Краснодарскому краю (его территориальные органы) является органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на объекты на основании документов, подготовленных иными лицами (кадастровыми инженерами, органами местного самоуправления и т.д.), которые в последующем представляются заявителями в территориальные отделы Управления Росреестра по Краснодарскому краю
В том случае, если гражданин осуществляет пользование земельным участком не в границах (за пределами границ), соответствующих землеотводным (правоустанавливающим) документам (т.е. не в том месторасположении, которое должно быть по землеотводным документам), либо гражданином осуществлен самовольное занятие части земель муниципального образования (например, он пользуется земельным участком площадью более той, которая ему выделялась), либо у гражданина отсутствуют документы, подтверждающие границы земельного участка, в которых он был ему представлен, затрагиваются права и законные интересы лица, являющегося правообладателем земель муниципальной собственности, правообладателей смежных земельных участков, а не управления Росреестра по Краснодарскому краю (его территориальных органов)
Кроме того, в том случае, если новое местоположение границ отличается от местоположения, содержащегося в первоначальных правоустанавливающих (землеотводных) документах (т.к. при исправлении местоположения границ осуществляется изменение существующего описания местоположения границ), разрешение вопроса о наличии ошибки в местоположении границ земельного участка непосредственно связано с разрешением вопроса об установлении нового описания местоположения границ земельного участка, которое в соответствии с п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» относятся к искам о правах.
Из изложенного следует, что у управления Росреестра по Краснодарскому краю отсутствуют материальные интересы с истцом, в настоящее время оно не наделено полномочиями по межеванию и осуществлению кадастровых работ, в ходе которых на местности определяется (устанавливается) местоположение границ земельного участка (межевых работ), результатом которых является документ (межевой план), содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (в частности сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, посредством которых); в ходе которых выявляется соответствие местоположения земельного участка на местности местоположению, описанному в документах, на основании которых, сведения об указанном местоположении внесено в государственный кадастр недвижимости; не утверждает акты об установлении границ и уточненной площади, о предоставлении земельных участков и др., а является органом регистрации, в связи с чем, он не является надлежащим ответчиком по категории дел об установлении и исправлении реестровой ошибки.
Однако, ФИО1 иск предъявлен к управлению Росреестра, которое является ненадлежащим ответчиком, так как ни в каких правовых отношения с истцом не находится, а поскольку истец настаивала на рассмотрении дела к данному ответчику и на основании ст.41 ГПК РФ не заявляла ходатайство о его замене на надлежащего ответчика – собственников смежных земельных участков, а также органа местного самоуправления, в собственности которого находятся земли общего пользования, и не соглашалась на замену ненадлежащего ответчика, то суд отказывает истцу в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об исправлении реестровой ошибки - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение одного месяца со дня его оглашения.
Председательствующий