Дело № 2-5155/14-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Семериковой Т.А., при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Акинфина И. К., Лиенко А. В., Романовой Е. Ф., Шарова Д. С. о признании незаконным отказа Администрации Петрозаводского городского округа в продлении срока действия распоряжения о предоставлении земельного участка в аренду,
у с т а н о в и л:
Акинфин И.К., Лиенко А.В., Романова Е.Ф., Шаров С.Ю. обратились в суд с заявлением о признании незаконными решения Администрации Петрозаводского городского округа об отказе в продлении срока действия распоряжения Министерства природных ресурсов РК: № от ДД.ММ.ГГГГ Акинфину И. К., № от ДД.ММ.ГГГГ Лиенко А. В., № от ДД.ММ.ГГГГ Романовой Е. Ф., № от ДД.ММ.ГГГГ Шарову Д. С, возложении на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанности продлить срок действия распоряжений до ДД.ММ.ГГГГ г.
Заявление мотивировано тем, что распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ Акинфину И. К., № от ДД.ММ.ГГГГ Лиенко А. В., № от ДД.ММ.ГГГГ Романовой Е. Ф., № от ДД.ММ.ГГГГ Шарову Д. С. были предоставлены в аренду земельные участки площадью 1000 кв. м. в районе <адрес> в <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Согласно распоряжениям, они должны были обеспечить проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет в течение одного года. В связи с тем, что по объективным причинам они не могли осуществить государственный кадастровый учет земельных участков и обратиться для заключения договора аренды, Администрацией Петрозаводского городского округа во исполнение решений Петрозаводского городского суда трижды продлевались сроки действия распоряжений. Последнее продление было произведено постановлением Главы Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ на срок 1 год каждому. В указанный период времени заявители завершили формирование земельных участков и осуществили их кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров № (Акинфин И. К.), № (Лиенко А. В.), № (Романова Е. Ф.), № (Шаров Д. С), после чего обратились в Администрацию с заявлением о заключении договоров аренды земельных участков, но в связи с истечением срока действия ранее продленных распоряжений Администрация отказала в заключении договоров аренды земельных участков.ДД.ММ.ГГГГг. заявители обратились в Администрацию с заявлениями о продлении срока действия распоряжений Министерства природных ресурсов. Администрация Петрозаводского городского отказала гражданам в продлении срока действия распоряжений, Акинфину И. К. письмом № от ДД.ММ.ГГГГ., Лиенко А. В. № от ДД.ММ.ГГГГ, Романовой Е. Ф. № от ДД.ММ.ГГГГ., Шарову Д. С. № от ДД.ММ.ГГГГ. указав на вхождение земельных участков заявителей в зону земельного участка находящегося в собственности Российской Федерации, имеющего категорию - земли лесного фонда, кадастровый номер №. Отказы Администрации Петрозаводского городского округа являются незаконными. Согласно сведений государственного кадастра недвижимости, распоряжений Министерства природных ресурсов, постановлений Администрации Петрозаводского городского округа об утверждении схем расположения земельных участков, которые были предметом судебного контроля - решение Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, решение Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, земельные участки заявителей находятся на территории Петрозаводского городского округа, формируются из земель государственная собственность на которые не разграничена, предназначены для индивидуального жилищного строительства. В момент издания распоряжения Министерством природных ресурсов РК действовал Генеральный план Петрозаводского городского округа (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №) с изменениями утвержденными Решением Петрозаводского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» (опубликовано ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с генеральным планом, земельные участки, предоставленные распоряжением Министерства природных ресурсов РК находятся в жилой зоне индивидуальной, блокированной и коттеджной застройки (выделенной желтым цветом). В соответствии со ст. 18, 23 ГрК РФ Генеральный план является документом территориального планирования, включает в себя карты (схемы), где отображаются границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития. Следовательно, учитывая полученную Министерством природных ресурсов РК от Администрации Петрозаводского городского округа информацию о нахождении земельного участка в жилой зоне городского поселения, при размещении земельного участка в пределах такой зоны не имеется оснований предполагать возможного пересечения либо вхождения границ земельного участка в границы земельного участка, находящегося в федеральной собственности. Заявители долгое время не могли сформировать земельные участки по причинам незаконных действий Администрации отказывавшей в продлении действия распоряжений Министерства природных ресурсов, не утверждавшей схемы расположения земельного участка, а затем вносившей в эту схему изменения. Закончив выполнение кадастровых работ, граждане обратились за заключением договоров аренды, основываясь на положениях ст. 30.1 ЗК РФ, позволявших, по мнению граждан, заключить договор за рамками срока действия распоряжения, при условии завершения кадастровых работ в течение периода действия распоряжения, но в заключении договоров было отказано.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Территориальное управление Росимущества в Республике Карелия и Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
В судебное заседание заявители не явились, о рассмотрении дела извещены, дело просили рассмотреть без их участия.
Представитель заявителей Акинфина И.К. и Романовой Е.Ф – Ральман Д.Б., действующий на основании доверенностей поддержал заявленные требования.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа Калачева М.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления Администрацией Петрозаводского городского округа представлены письменные возражения против заявленных требований, в возражениях Администрация ПГО указвает на то, что компетенция органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления законодательно разграничена, право осуществлять взаимное продление изданных ненормативных актов, в том числе и в случае изменения их компетенции законом не предоставлено. Законом РК от 28.07.2010г. №1397-ЗРК «О признании утратившим силу Закона Республики Карелия «О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена», в силу которого уполномоченным на распоряжение земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена, является администрация, которой однако не предоставлено право продления срока действия распорядительных актов министерства. В заявлении граждане в обоснование требований сослались на наличие уважительных причин, по которым государственный кадастровый учет земельного участка не был осуществлен в срок, установленный в распоряжении Министерства природных ресурсов РК. Заявителями не представлено доказательств наличия обстоятельств, подтверждающих уважительность неисполнения обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет, при том, что этот срок уже продлевался по решению судебных органов. При указанных обстоятельствах, обращение заявителей в суд является злоупотреблением правом, что в силу ст. 10 Гражданского кодекса РФ недопустимо и судебной защите не подлежит.
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия в письменном отзыве просит отказать в удовлетворении заявления, указывая на то, что министерство осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, в соответствии с п. 1 которого осуществляет функции в области лесных и др. отношений. В границы Петрозаводского городского округа входит часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью 128 293,6 га, категория земель - земли лесного фонда. Указанный участок является федеральной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ При этом собственность Российской Федерации на указанный участок была зарегистрирована еще в ДД.ММ.ГГГГ. (Свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>). Согласно указанному свидетельству объектом недвижимого имущества является участок лесного фонда (леса) площадью 128308 га. Регистрация права собственности Российской Федерации была осуществлена на основании ч.1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, в соответствии с которой лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Данный земельный участок включает в себя земли лесного фонда, входившие в границы <данные изъяты> лесхоза (ныне ГКУ РК <данные изъяты>). В состав <данные изъяты> лесхоза, который впоследствии был преобразован в ГКУ РК <данные изъяты> входил № лесной квартал Пригородного участкового лесничества (Пригородного лесничества по материалам лесоустройства). Нахождение указанного лесного квартала в составе земель лесного фонда подтверждается выпиской из лесного реестра (Приложение№1). Более того, актом натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается расположение № квартала в кадастровом квартале №. Земельные участки находятся в той части кадастрового квартала №, которая представляет собой часть № квартала <данные изъяты> лесничества. В соответствии с Законом Республики Карелия от 01.11.2004 г №813-ЗРК «О городских и сельских поселениях в Республике Карелия» в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границе Петрозаводского городского округа. Указанным Законом, часть № квартала <данные изъяты> лесничества, находящегося в кадастровом квартале №, была включена в границы Петрозаводского городского округа. Однако, то обстоятельство, что указанные земли были включены в границу Петрозаводского городского округа не влияет на права Российской Федерации на указанные земли. Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в границах Петрозаводского городского округа могут находиться земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Более того, изменение категории включенных в границы города земель в соответствии с ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» до настоящего времени не осуществлено. Таким образом, вошедшая в границы города часть федерального земельного участка относится к землям лесного фонда.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу об отклонении заявления.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Согласно ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
Срок для обращения в суд заявителями не пропущен.
Судом установлено, что распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ. Акинфину И. К., № от ДД.ММ.ГГГГ. Лиенко А. В., № от ДД.ММ.ГГГГ Романовой Е. Ф., № от ДД.ММ.ГГГГ Шарову Д. С. были предоставлены в аренду земельные участки площадью 1000 кв. м. в районе <адрес> в <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
Вышеуказанными распоряжениями Акинфин И.К., Лиенко А.В., Романова Е.Ф., Шаров Д.С. должны были обеспечить выполнение кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет в течение одного года. В связи с тем, что в установленный в распоряжениях срок заявители не смогли обеспечить выполнение кадастровых работ и постановку земельных участков на кадастровый учет, им неоднократно продлевались сроки действия распоряжений.
Последнее продление было произведено постановлением Главы Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. каждому.
В указанный период времени заявители выполнили кадастровые работы и осуществили постановку земельных участков на кадастровый учет, земельным участкам присвоены кадастровые номера № (Акинфин И. К.), № (Лиенко А. В.), № (Романова Е. Ф.), № (Шаров Д. С).
В заключении договоров аренды заявителям было отказано, что не отрицалось представителем Администрации Петрозаводского городского округа. В судебном порядке отказ в заключении договоров аренды не оспаривался и предметом разбирательства по настоящему делу не является.
После постановки земельных участков на кадастровый учет, заявители ДД.ММ.ГГГГ обратились в Администрацию с заявлениями о продлении срока действия распоряжений Министерства природных ресурсов. Администрация Петрозаводского городского отказала гражданам в продлении срока действия распоряжений, Акинфину И. К. письмом № от ДД.ММ.ГГГГ., Лиенко А. В. № от ДД.ММ.ГГГГ., Романовой Е. Ф. № от ДД.ММ.ГГГГ., Шарову Д. С. № от ДД.ММ.ГГГГ. указав на вхождение земельных участков заявителей в зону земельного участка находящегося в собственности Российской Федерации, имеющего категорию - земли лесного фонда, кадастровый номер №.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действий…, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь ввиду, что о незаконности оспариваемых решений, действий(бездействий) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права <адрес>, выданного ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства общая площадь 128293,6 га, расположенный на территории <адрес> и <адрес> кадастровых районов, имеющий кадастровый номер № находится в собственности Российской Федерации. До ДД.ММ.ГГГГ право собственности Российской Федерации на данный участок подтверждалось свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, копия которого имеется в материалах дела.
Данный земельный участок включает в себя земли лесного фонда, входившие в границы <данные изъяты> лесхоза. В состав <данные изъяты> лесхоза, который впоследствии был преобразован в ГКУ РК <данные изъяты> входил № лесной квартал <данные изъяты> участкового лесничества.
Актом натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается расположение № квартала в кадастровом квартале №.
В соответствии с Законом Республики Карелия от 01.11.2004 г. №813-ЗРК «О городских и сельских поселениях в <адрес>» в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границе Петрозаводского городского округа. Указанным Законом, часть № квартала <данные изъяты> лесничества, находящегося в кадастровом квартале №, была включена в границы Петрозаводского городского округа. Вид разрешенного использования земельного участка (для ведения лесного хозяйства), включенного в границы населенного пункта <адрес> одновременно с изменением границ населенного пункта изменен не был.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»" в границах Петрозаводского городского округа могут находиться земли независимо от форм собственности и целевого назначения
Представленным в материалы дела заинтересованным лицом заключением эксперта филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Кареллеспроект» и исследованной графической частью заключения (схемой расположения испрашиваемых участков), имеющейся в материалах гражданского дела №. подтверждается то обстоятельство, что земельные участки, поставленные на кадастровый учет заявителями находятся на землях лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация.
Земельные участки сформированы в кадастровом квартале №, в той его части, которая Законом Республики Карелия от 01.11.2004г. № 813-ЗРК «О городских и сельских поселениях в Республике Карелия» была включена в границы Петрозаводского городского округа, однако включение части земель лесного фонда, в границы Петрозаводского городского округа, не влечет автоматического изменения категории земли и не меняет собственника земли.
Поскольку земельные участки сформированы на землях лесного фонда, собственником земли является Российская Федерация, у Администрации Петрозаводского городского округа не имелось полномочий по распоряжению земельными участками, в связи с чем отказ в продлении срока действия распоряжений Министерства природных ресурсов является законным.
Кроме того, на момент обращения заявителей земельные участки являлись сформированными и в соответствии с ч.6 ст.30 ЗК РФ их предоставление должно было осуществляться в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 ст.30 ЗК., независимо от того истек ли срок действия ранее принятого решения Министерством природных ресурсов РК.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявлений.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявлений Акинфина И. К., Лиенко А. В., Романовой Е. Ф., Шарова Д. С. о признании незаконным отказа Администрации Петрозаводского городского округа в продлении срока действия распоряжения о предоставлении земельного участка в аренду, возложении на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанности продлить срок действия распоряжения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.А. Семерикова
Мотивированное решение изготовлено 23.06.2014г.
.