ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5156/19 от 23.10.2019 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-5156/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 октября 2019 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Калашниковой А.В.,

при секретаре Тереховой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии должных мер по содержанию объекта культурного наследия, возложении обязанности провести определенные работы,

установил:

прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии должных мер по содержанию объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом Е.Ф. Вальневой», расположенного по адресу: <...>; обязать в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести уборку мусора и завалов внутренних помещений здания объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом Е.Ф. Вальневой», расположенного по адресу: <...>, расчистку от заслоняющей растительности прилегающей территории объекта, выкос травы, уборку сухой травы и листьев, принять меры, направленные на предотвращение несанкционированного проникновения в помещения посторонних лиц (установить дощатые щиты на окнах, дверях), не препятствующие естественному проветриванию помещений здания, обеспечить естественное проветривание для просушки помещений здания, ввести режим сторожевой охраны; обязать провести противоаварийные работы, предусмотренные в охранном обязательстве, утвержденном распоряжением Инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области от 13.12.2017 в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия были выявлены нарушения в содержании объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом Е.Ф. Вальневой», расположенного по адресу: <...>, его собственником – администрацией МО «Город Архангельск». Охранным обязательством указанного объекта предусмотрено проведение противоаварийных работ в период с 01.06.2018 по 31.10.2018, однако в ходе визуального осмотра установлено, что доступ на объект неограничен (окна, двери открыты), помещения находятся в антисанитарном состоянии, захламлены, содержатся в ненадлежащем состоянии. Территория вокруг объекта захламлена. Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязательств и угрожает интересам неопределенного круга лиц возможностью воздействия опасных природных процессов и явлений, угроз террористического характера, полного разрушения памятника культуры.

В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно изменял исковые требования, окончательно просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Город Архангельск», выразившееся в непринятии должных мер по содержанию и сохранению объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом Е.Ф. Вальневой», расположенного по адресу: <...>; обязать администрацию МО «Город Архангельск» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести уборку мусора и завалов внутренних помещений здания объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом Е.Ф. Вальневой», расположенного по адресу: <...>, принять меры, направленные на предотвращение несанкционированного проникновения в помещения посторонних лиц (установить дощатые щиты на окнах, дверях), не препятствующие естественному проветриванию помещений здания, обеспечить естественное проветривание для просушки помещений здания, обеспечить постоянный мониторинг за его текущим состоянием; разработать проектную документацию на проведение первоочередных противоаварийных и консервационных работ на объекте культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом Е.Ф. Вальневой»; провести первоочередные противоаварийные и консервационные работы на объекте культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом Е.Ф. Вальневой» в соответствии с рабочей документацией в течение года с момента вынесения решения суда.

Участвующий в деле прокурор Пальмина Т.В. требования поддержала. Дополнительно пояснила, что территория вокруг объекта приведена в соответствие с требованиями, однако несанкционированный доступ к объекту в должной мере не ограничен, что грозит его разрушению. Внутренние помещения захламлены мусором, что свидетельствует о необходимости уборки помещений. Сроки проведения противоаварийных работ, указанные в охранном обязательстве, истекли, однако должных мер к сохранению и содержанию объекта со стороны его собственника не принято.

Представитель ответчика ФИО1 с требованиями не согласилась, указав на то, что администрация неоднократно обращалась в Инспекцию с заявлениями о выдаче задания на проведение тех или иных работ, в чем ей было отказано. Рабочая документация на проведение противоаварийных работ не разрабатывалась, поскольку включена в состав проектной документации в целом согласно выданному Инспекцией заданию. Территория вокруг объекта приведена в соответствие с требованиями закона, администрацией приняты меры по сокращению несанкционированного доступа к объекту путем установки дощатых щитов на окнах. Какие-либо работы, в том числе, по уборке внутренних помещений, администрация без разрешения Инспекции проводить не вправе, в связи с чем требования прокурора о выполнении определенных работ заявлены необоснованно. Просит учесть, что дом является аварийным, грозит обрушением, в связи с чем проникновение внутрь здания запрещено органами МЧС, проведение работ внутри здания опасно для жизни. Указывает на то, что срок проведения проектных работ (до 31.12.2019) не наступил. Проведение каких-либо работ без составления рабочей документации невозможно и противоречит требованиям закона.

Представители третьего лица Инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области ФИО2, ФИО3 требования прокурора поддержали, указав на то, что в последнее время состояние объекта культурного наследия ухудшилось, что грозит его разрушению. Какие-либо меры по сохранности объекта его собственником не принимаются, предписания Инспекции не исполняются, противоаварийные работы, несмотря на истечение сроков их проведения, не проведены. Проведение противоаварийных работ в установленный охранным обязательством срок предусматривает составление специализированной организацией по заданию собственника объекта рабочей документации и фактическое проведение таких работ на основании составленной документации. Включение документации на проведение противоаварийных работ в состав общего задания на подготовку проектной документации не препятствует составлению рабочей документации отдельно и в более короткие сроки. Характер и перечень необходимых к проведению противоаварийных работ на объекте может быть установлен только в рабочей документации, сами противоаварийные работы подлежат выполнению специализированной организацией в связи с чем в выдаче разрешения на их проведение администрации МО «Город Архангельск» было обоснованно отказано, соответствующая лицензия на проведение противоаварийных работ у ответчика отсутствует. Уборка помещений объекта также подлежит включению в состав рабочей документации, необходимой для проведения противоаварийных работ, уборка является частью необходимого к выполнению объема работ, подлежит осуществлению в установленном законом и правилами порядке специалистами, а не силами самого собственника. В случае удовлетворения требований считают срок (в течение одного года) разумным и достаточным для осуществления необходимых действий.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Из материалов дела следует, что «Дом Е.Ф. Вальневой», расположенный по адресу: <...>, является объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации, имеет регистрационный номер .

Указанный объект культурного наследия принят на государственную охрану постановлением администрации Архангельской области от 13.08.1998 № 207 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Архангельской области».

Распоряжением Инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области от 13.12.2017 № 188р утверждено охранное обязательство собственника указанного объекта.

Приложением № 1 к охранному обязательству является акт осмотра технического состояния объекта (выявленного объекта) культурного наследия (здание, строение, сооружение) от 02.10.2017, пунктом 5 которого утвержден план выполнения работ, в том числе, проведение противоаварийных работ в установленные сроки: с 01.06.2018 по 31.10.2018.

В ходе проверки прокурором требований законодательства установлено, что доступ на объект что «Дом Е.Ф. Вальневой», расположенный по адресу: <...>, не ограничен, внутренние помещения здания находятся в антисанитарном состоянии, захламлены. Состояние объекта неоднократно являлось причиной возгорания.

Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Эта конституционная обязанность конкретизирована в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и который, согласно его преамбуле, направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В преамбуле данного Федерального закона также подчеркивается, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Определении Конституционного Суда РФ от 09.12.2014 № 2755-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО4 на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 31 и пунктом 4 статьи 36 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указано, что государственная охрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, для реализации которой Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрены, в частности, процедуры сохранения объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор; в случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под его сохранением понимаются спасательные археологические полевые работы с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов (статья 40). Статья 48 данного Федерального закона предусматривает, что объекты культурного наследия могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия определяются данным Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации; собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия с учетом требований данного Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (пункты 1 - 3). На реализацию этой обязанности направлены положения того же Федерального закона, согласно которым при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия (пункт 4 статьи 48) и при отчуждении объекта культурного наследия из государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 50) собственник объекта культурного наследия, а при заключении договора аренды объекта культурного наследия (пункт 5 статьи 55) либо договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия (пункт 4 статьи 56) - пользователь объекта культурного наследия оформляет так называемое охранное обязательство, которым он принимает на себя обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, к условиям доступа к нему граждан и т.п.) и по выполнению иных обеспечивающих его сохранность требований, что представляет собой ограничения (обременения) права собственности на данный объект. Тем самым федеральным законодателем была предпринята попытка обеспечить баланс публичных и частных интересов, ограничив права собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, в пределах которых находятся объекты культурного (археологического) наследия, принадлежащие государству.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ; выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; обследование и фотофиксацию один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности; иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 47.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).

Пунктом 2 ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Согласно п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе:

осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (пп. 1);

не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (пп. 2);

не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (пп. 3);

обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (пп. 4); незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (пп. 7);

не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (пп. 8).

Судом установлено, что, несмотря на наличие утвержденного охранного обязательства в отношении объекта «Дом Е.Ф. Вальневой», расположенного по адресу: <...>, а также определение необходимости проведения противоаварийных работ и сроков их проведения соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании составленного акта технического состояния объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия, противоаварийные работы собственником объекта – администрацией МО «Город Архангельск» не проведены. Данное обстоятельство сторонами по делу не оспаривается.

Срок проведения противоаварийных работ, включая разработку проектной (рабочей) документации на их проведение, был установлен Инспекцией – с 01.06.2018 по 31.10.2018.

Ссылка администрации МО «Город Архангельск» на то, что проведение противоаварийных работ невозможно без составления проектной документации, а для проведения научно-исследовательских и проектных работ установлен иной срок – до 31.12.2019, который в настоящее время не истек, не может служить основанием для освобождения собственника от принятия первоочередных мер к сохранению объекта культурного наследия.

Как следует из материалов дела и требований закона, разработка проектной документации в отношении всего объекта культурного наследия в целом не препятствует подготовке рабочей документации для проведения противоаварийных работ в отношении объекта отдельно и в более короткие сроки.

При этом отказ Инспекции в удовлетворении заявления администрации МО «Город Архангельск» о выдаче разрешения на проведение определенных работ в отношении спорного объекта также не свидетельствует о невозможности осуществления собственником обязательств, возложенных на него законом.

Правом непосредственного осуществления определенных видов работ обладает лишь специализированная организация, отвечающая требованиям закона, с которой собственник должен заключить договор, а не сам собственник, не обладающий специальными познаниями и возможностями организации каких-либо работ в отношении объекта культурного наследия.

Ответчик указал на отсутствие в настоящее время заключенного муниципального контракта на подготовку рабочей документации, а также на осуществление противоаварийных работ с каким-либо подрядчиком, в связи с чем требования прокурора в части признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии должных мер по содержанию и сохранению объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом Е.Ф. Вальневой», расположенного по адресу: <...>, подлежат удовлетворению.

В силу приведенных выше положений закона на администрацию МО «Город Архангельск» подлежит возложению обязанность организовать проведение противоаварийных работ в отношении объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом Е.Ф. Вальневой», расположенного по адресу: <...>, включая разработку рабочей документации и фактическое проведение противоаварийных работ на основании разработанной в установленном законом порядке рабочей документации.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая мнение сторон относительно сроков исполнения указанной обязанности, фактическое состояние объекта, его индивидуальные характеристики, суд считает, что срока – один год с даты вступления в законную силу настоящего решения суда, достаточно для исполнения решения суда в данной части.

Оснований для возложения обязанности на ответчика провести консервационные работы не имеется, необходимости в их осуществлении по делу не выявлено, охранное обязательство обязательств в данной части не содержит, рабочая документация, из которой бы следовала необходимость их проведения, отсутствует, мотивы предъявления таких требований прокурором не приведены.

При этом не подлежат удовлетворению и требования прокурора о возложении на ответчика обязанности в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда провести уборку мусора и завалов внутренних помещений здания объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом Е.Ф. Вальневой», расположенного по адресу: <...>, обеспечить естественное проветривание для просушки помещений здания, обеспечить постоянный мониторинг за его текущим состоянием, поскольку указанные мероприятия являются составной частью противоаварийных работ, подлежащих проведению в более длительные сроки в установленном рабочей документацией порядке.

Более того, суд принимает во внимание, что собственно администрация не вправе проводить какие-либо работы в отношении объекта культурного наследия без соответствующего разрешения и разработанной рабочей документации.

Проведение указанных прокурором работ в первоочередном порядке также противоречит и предусмотренным законом обязанностям собственника не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия, работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия (ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ).

Правом определения, что относится к «мусору и завалам внутренних помещений здания», а что к интерьеру выявленного объекта культурного наследия ни администрация МО «Город Архангельск», ни прокурор не наделены.

Вместе с тем, с целью обеспечения сохранности и неизменности облика объекта культурного наследия, не допущения ухудшения состояния объекта, в соответствии со ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ суд полагает необходимым возложить на администрацию МО «Город Архангельск» обязанность принять меры, направленные на предотвращение несанкционированного доступа к объекту культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом Е.Ф. Вальневой», расположенному по адресу: <...>.

При этом суд отклоняет доводы ответчика о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа к объекту культурного наследия неопределенного круга лиц, поскольку решением суда на ответчика возложена обязанность предотвратить именно несанкционированный доступ, а не любой доступ к спорному объекту.

С учетом приведенных положений закона, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан совершить действия, возложенные на него судебным решением, в течение одного месяца с даты вступления в законную силу настоящего решения суда.

Отсутствие необходимого финансирования работ по содержанию объектов культурного наследия не освобождает ответчика от исполнения обязанностей, возложенных на него законом.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск заместителя прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии должных мер по содержанию объекта культурного наследия, возложении обязанности провести определенные работы удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Архангельск», выразившееся в непринятии должных мер по содержанию и сохранению объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом Е.Ф. Вальневой», расположенного по адресу: <...>.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» организовать проведение противоаварийных работ в отношении объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом Е.Ф. Вальневой», расположенного по адресу: <...>, включая разработку рабочей документации и фактическое проведение противоаварийных работ на основании разработанной в установленном законом порядке рабочей документации, в течение одного года с даты вступления в законную силу настоящего решения суда.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» принять меры, направленные на предотвращение несанкционированного доступа к объекту культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом Е.Ф. Вальневой», расположенному по адресу: <...>, в течение одного месяца с даты вступления в законную силу настоящего решения суда.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2019 года

Председательствующий А.В. Калашникова