ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5159/2013 от 23.08.2013 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2-5159\2013

23 августа 2013 года                 Абаканский городской суд в г.Абакане

В составе судьи                    Шаповаловой С.В.,

При секретаре                     Сороквашиной Е.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об обязании Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 России по РХ внести изменения в единый государственный реестр юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об обязании Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 России по РХ внести запись в ЕГРЮЛ сведения о прекращении им полномочий генерального директора общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее ООО «<данные изъяты>»), заявленные требования мотивировав тем, что исполнял обязанности генерального директора ООО «АДМ-Хакасия» в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ. Полномочия генерального директоры были прекращена ДД.ММ.ГГГГ на основании решения единственного участника ООО «<данные изъяты>». В ДД.ММ.ГГГГ года им были получены письма МИ ФНС России № 3 по РХ с требованиями о предоставлении документов в отношении ООО «<данные изъяты> и о проведении выездной проверки предприятия. В ответ он направил в адрес МИ ФНС России № 3 по РХ заявление о прекращении полномочий генерального директора ООО «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ он был вызван в МИ ФНС России № 3 по РХ с принуждением подписать решение о проведении выездной проверки, уведомления о необходимости ознакомления с документами, требование о предоставлении документов, решение о приостановлении выездной проверки, на что он заявил отказом от подписания данных документов. Просит в судебном порядке обязать МИ ФНС России № 3 по РХ внести запись в ЕГРЮЛ по юридическому лицу ООО «<данные изъяты>» о том, что заявитель не является генеральным директором ООО «<данные изъяты>».

В судебном заседании заявитель ФИО1, его представитель ФИО2, действующая на основании п.6 ст. 53 ГПК РФ, на заявлении настаивали по вышеуказанным основаниям, дополнительно суду указали, что законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице, следовательно до избрания нового генерального директора внести изменения в содержащихся в ЕГРЮЛ сведения о руководителе общества технически невозможно. Таким образом, в настоящее время в ЕГРЮЛ содержаться недействительные сведения о том, что он (заявитель) является генеральным директором ООО «<данные изъяты>», данными сведениями также могут располагать банки, бюджетные и внебюджетные фонды, налоговые органы и третьи лица. В силу ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с момента прекращения полномочий генерального директора он утратил право действовать от имени общества, в связи с чем, у него отсутствует возможность обеспечить внесение в ЕГРЮЛ сведений о прекращении своих полномочий в качестве генерального директора. Вместе с тем, в соответствии с требованиями п.2 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» налоговый орган уполномочен на ведение государственного реестра юридических лиц и внесение изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица. Кроме того, на основании ФЗ «О персональных данных» налоговый орган является оператором, который осуществляет обработку персональных данных. В силу ст. 14 вышеуказанного закона субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения своих персональных данных или их уничтожения, в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, а также принимать меры по защите своих прав. В ЕГРЮЛ до настоящего времени содержаться сведения о том, что он является генеральным директором ООО «<данные изъяты>», тогда как данные сведения не соответствуют действительности. Дополнительно указал, что наличие в ЕГРЮЛ недостоверной записи о нем, как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени общества, влечет нарушение его прав и законных интересов.

В судебном заседании представитель МИ ФНС России № 3 по РХ ФИО3, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, суду пояснила, что лица, имеющие право подавать заявления на государственную регистрацию, указаны в ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в связи с чем, с момента прекращения полномочий генерального директора он утрачивает право действовать от имени общества без доверенности, в том числе подавать заявления в налоговый орган. Если в рассматриваемом случае на должность генерального директора общим собранием не будет избрано новое лицо, то фактически сложиться ситуация, при которой в обществе отсутствует орган, имеющий право действовать от имени общества без доверенности. Кроме того, форма заявления Р14001 не предполагает уведомления о прекращении полномочий компетентного лица в качестве генерального директора, поскольку содержащиеся в заявлении сведения касаются только нового генерального директора, в связи с чем, сведения о прежнем генеральном директоре как о едином исполнительном органе общества будут содержаться в государственном реестре до момента внесения обществом в ЕГРЮЛ сведений о новом генеральном директоре. Тем не менее, закон не связывает возникновение и прекращение полномочий единоличного органа с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ, поэтому при прекращении трудового договора с генеральным директором полномочия последнего прекращаются вне зависимости от внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. Государственная регистрация носит заявительный характер и осуществляется регистрирующим органом только на основании представленных документов. Дополнительно суду пояснила, что в отношении заявителя налоговый орган не допускает нарушения прав и законных интересов относительно защиты персональных данных, поскольку общество в связи с не предоставлением сведений о новом генеральном директоре нарушает права заявителя. Просит в удовлетворении требований ФИО1 отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно п. п. "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001 г., в едином государственном реестре юридических лиц в сведениях относительно юридического лица должны содержаться фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В силу п. 5 ст. 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1.3 ст. 9 указанного Закона при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» (полное наименование ЗАО «<данные изъяты>») зарегистрировано в ЕГРЮЛ с ДД.ММ.ГГГГ. Генеральным директором ООО «<данные изъяты>» указан ФИО1

Решением единственного участника ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ досрочно прекращены полномочия генерального директора общества ФИО1.

Актами приема-передачи документов от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «<данные изъяты>» в лице генерального директора ФИО4 переданы документации и ценности общества ФИО1

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор заключенный между ООО «<данные изъяты>» и генеральным директором ООО «<данные изъяты>» ФИО1 прекращен на основании ч.1 п.3 ст. 77 ТК РФ.

В ходе судебного разбирательства установлено, что после освобождения от должности генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1, сведений о назначении на указанную должность иного лица не имеется.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МИ ФНС Росси № 3 по РХ в адрес генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 направлено решение от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении выездной налоговой проверки, а также требования № о предоставлении документов в отношении ООО «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ заявитель направил в адрес МИ ФНС России № 3 по РХ заявление о том, что заявитель с ДД.ММ.ГГГГ не исполняет обязанности генерального директора ООО «<данные изъяты>», с приложением решения от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи документов, приказа об увольнении генерального директора.

Из акта отказа от подписи от ДД.ММ.ГГГГ, составленного налоговым органом следует, что ФИО1 отказался от подписи следующих документов: решение о проведении выездной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление о необходимости ознакомится с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, решение о приостановлении выездной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ

В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с заявлением об обязании Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 России по РХ внести изменения в единый государственный реестр юридических лиц, в соответствии с которым просил обязать налоговый орган внести запись в ЕГРЮЛ о том, что заявитель не является генеральным директором ООО «<данные изъяты>».

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ он вступил в должность генерального директора ООО «<данные изъяты>».

Исчерпывающий перечень оснований, при которых допускается отказ в государственной регистрации, изложен в ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Согласно п. е ч.1 ст. 23 вышеуказанного закона отказ в государственной регистрации допускается в случае выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

В соответствии с п. 2 ст. 17 вышеуказанного закона, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Заявление по форме N Р14001 представляется, в частности, при изменении сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, содержащихся в государственном реестре, в том числе при смене указанного лица.

Таким образом, исходя из буквального толкования указанных положений закона, следует, что действующее законодательство предполагает обязанность юридического лица сообщить в регистрирующий орган в срок установленный законом об изменении сведений, подлежащих внесению в государственный реестр, включая анкетные сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, путем подачи заявления по установленной форме.

Часть 1 ст. 5 названного Федерального закона устанавливает, что об изменениях в вышеперечисленных сведениях юридическое лицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней.

В рассматриваемом случае установлено, что единственный участник ООО «<данные изъяты>» ФИО5 не обращался в установленном законом порядке в налоговый орган с документами о назначении нового генерального директора общества и прекращении полномочий генерального директора ФИО1, заявление в налоговый орган по форме N Р 14001 в порядке не предоставлял.

Это является нарушением Приказа ФНС РФ от 01.11.2004 г. N САЭ-3-09/16) о методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. Данное нарушение служит основанием для отказа в государственной регистрации вносимых в ЕГРЮЛ изменений.

Исходя из пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо действует через свои органы, образование и действие которых определяется законом и учредительными документами юридического лица. Пункт 6 статьи 37, пункт 1 статьи 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" связывают возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа с решением уполномоченного органа управления данного юридического лица, которое оформляется протоколом общего собрания участников или решением единственного участника.

С момента прекращения уполномоченным органом управления юридического лица полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу приведенных норм не вправе без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (директоре).

Следовательно, направленное заявителем ФИО1 заявление о прекращении своих полномочий в должности генерального директора ООО «<данные изъяты>» в налоговый орган не может быть расценено как ненадлежащее, поскольку сведения о новом генеральном директоре, либо прекращении полномочий прежнего директора могут быть внесены лишь юридическим лицом, либо лицом, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Доводы заявителя о том, что невнесением в ЕГРЮЛ сведений о прекращении полномочий его полномочий в качестве генерального директора ООО «<данные изъяты>», налоговым органом нарушается ФЗ «О персональных данных», суд находит не состоятельными, исходя из следующего.

В силу ст. 3 ФЗ "О персональных данных" N 152-ФЗ от 27.07.2006 г. в редакции от 27.07.2010 под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

В соответствии с п. 3 статьи 3 указанного закона под обработкой персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

Возникший спор не связан с обработкой персональных данных заявителя.

Распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поскольку ФИО1 не указала, какие именно вредные для него последствия повлекли за собой бездействия налогового органа, не доказал, что в результате указанных бездействий ему были причинены нравственные страдания, ущемлены его нематериальные права (блага), суд не находит оснований для удовлетворения требований.

По смыслу части 1 статьи 6, статьи 7, частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона "О персональных данных", обработка персональных данных, в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Одним из таких федеральных законов является Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который предусматривает, что содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения, в том числе такие, которые, по смыслу статьи 3 Федерального закона "О персональных данных", относятся к персональным данным физического лица, являются открытыми и общедоступными, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, а также определяет порядок их предоставления (статья 6).

Учитывая, что внесение изменений в ЕГРЮЛ о новом генеральном директоре общества носит заявительный характер, а также что действующее законодательство предполагает обязанность юридического лица сообщить в регистрирующий орган об изменении сведений, подлежащих внесению в государственный реестр, суд приходит к выводу о том, что обязанности у налогового органа в нарушение требований ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" об исключении сведений о прекращении полномочий генерального директора ООО «<данные изъяты>» в ЕГРЮЛ не возникло.

Принимая во внимание, что действие ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" направлено на обеспечение стабильности гражданского оборота, защиту прав и интересов его участников, суд приходит к выводу о том, что ООО «<данные изъяты>» в результате не предоставления налоговому органу сведений о новом генеральном директоре, злоупотребляя своими правами, нарушает в отношении заявителя права по защите персональных данного лица.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 об обязании Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 России по Республике Хакасия внести запись в единый государственный реестр юридических лиц сведения о прекращении его полномочий генерального директора общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>».

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 об обязании Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 России по Республике Хакасия внести запись в единый государственный реестр юридических лиц сведения о прекращении его полномочий генерального директора общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.

Судья:                                    С.В. Шаповалова

Мотивированное решение составлено: 28 августа 2013 года

Судья:                                    С.В. Шаповалова