Дело №2-515/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Павловск 24 июля 2012г.
Павловский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Кирсанова С.В.
при секретаре Лодневой Т.М.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю к обществу с ограниченной ответственностью «Б.» о защите прав неопределенного круга потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (РОСПОТРЕБНАДЗОР) обратилось в суд с иском к ООО «Б.» с требованиями о защите прав неопределенного круга потребителей-покупателей, приобретающих бытовую технику и электронику на территории <адрес> в фирменных магазинах по продаже бытовой техники под наименованием «СИБВЕЗ». При этом, просят суд признать действия ООО «Б.», оказывающего потребителям дополнительные платные услуги при продаже промышленных товаров без учета их гарантийного срока незаконными, кроме того, просят обязать ответчика внести соответствующие изменения в свой фирменный сервисный абонемент на оказание дополнительных платных услуг по ремонту проданной бытовой техники, указав в данном абонементе на то, что дополнительные обязательства по платному ремонту товара возникают у продавца с момента окончания гарантийного срока, установленного изготовителем товара, а не с момента продажи данного товара покупателю как записано в сервисном абонементе в настоящее время, полагая, что данная запись допускает двоякое толкование возможности постгарантийного обслуживания техники и нарушает положения Закона «О защите прав потребителей» в этой части, в случае удовлетворения поданного иска просят обязать ответчика разместить решение суда в средствах массовой информации.
В обоснование поданного иска ссылаются на то, что ДД.ММ.ГГГГ в территориальный отдел Роспотребнадзора обратилась с жалобой гражданка ФИО3 на продажу ей некого сервисного абонемента на ремонт купленного в магазине «СИБВЕЗ» в <адрес> телевизора марки «Филипс» сроком на два года с момента продажи товара, стоимостью абонемента <...>., при этом покупателю не был разъяснен порядок гарантийного и после гарантийного обслуживания купленного телевизора, что нарушает права потребителей на получение достоверной информации о гарантийном обслуживании товара. Своим обращением в суд Управление Роспотребнадзора просит признать указанную деятельность продавца противоправной, нарушающей права неопределенного круга потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах и их производителях, а также на приобретение качественных товаров, соответствующих требованиям по их безопасности и обязать продавца – ООО «Б.» устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга потребителей с последующей публикацией решения суда в средствах массовой информации.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 настаивает на удовлетворении поданного искового заявления, полагает, что некорректная запись в оспариваемом сервисном абонементе вводит покупателей магазинов «СИБВЕЗ» в заблуждение относительно сроков и порядка ремонта купленной бытовой техники и в абонемент необходимо внести предлагаемые изменения.
Привлеченная судом к участию в процессе в качестве третьего лица на стороне истца непосредственный покупатель ФИО3 иск ТО Роспотребнадзора полностью поддержала. Сообщила суду, что действительно ДД.ММ.ГГГГ в магазине «СИБВЕЗ» <адрес> она купила телевизор «Филипс», который в течение года несколько раз выходил из строя и в настоящее время более 6 месяцев находится в ремонте у продавца. При покупке телевизора ей предложили дополнительное техническое обслуживание купленного прибора сроком на два года с момента продажи за <...>., ей не разъяснили, что имеется еще и гарантия изготовителя телевизора на совершенно бесплатный ремонт в течение года с момента продажи товара и она полагала, что в случае поломки товара она будет его ремонтировать по купленному абонементу и не знала, что данный платный абонемент начнет действовать лишь после окончания гарантийного срока, установленного производителем, то есть была введена в заблуждение продавцом относительно гарантийного обслуживания и ремонта купленного товара и при наличии возможности не стала бы тратиться на после гарантийное обслуживание товара за отдельную плату, что по ее мнению нарушило ее права потребителя.
Представитель ответчика по делу ООО «Б.» ФИО2 в судебном заседании заявленный иск не признал, однако согласен с тем, что нарушен установленный порядок заполнения сервисного абонемента на после гарантийное обслуживание товара, однако нет необходимости менять текст данного абонемента и при его правильном заполнении покупателю будет понятен смысл заключенного договора на дополнительное платное техническое обслуживания купленной бытовой техники, но после истечения гарантийного срока, подает письменные возражения на иск.
Выслушав пояснения сторон и их представителей, третьих лиц, изучив представленные письменные доказательства и исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
В ходе судебного разбирательства дела суду был представлен оригинал сервисного абонемента фирменного магазина электроники и бытовой техники «СИБВЕЗ», который подтверждает право неуказанного лица на сервисное техническое обслуживание изделия марки ТВ Филипс, модель 32 ПФЛ5405н/60, приобретенного неизвестным лицом ДД.ММ.ГГГГ
Как указано на оборотной части документа: «настоящий абонемент удостоверяет право на ремонт некого изделия ТВ Филипс, без указания заводского номера, в течение 2 года с момента продажи изделия при предъявлении сервисного абонемента без дополнительной оплаты». При этом, не указана денежная сумма выплаченная при получении данного абонемента, также указывается на то, что независимо от того, использовал заказчик право на ремонт или нет, внесенная им сумма возврату не подлежит.
Приведенная формулировка и сам порядок заполнения и продажи дополнительных сервисных платных услуг покупателю нарушает права потребителей, гарантированные статьёй 5 Закона «О защите прав потребителей», в части права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) на установление гарантийного срока на товар, а также на после гарантийное платное обслуживание за отдельную плату как на дополнительное платное обязательство самого продавца на ремонт товара, но уже после истечения срока гарантии на него.
Пункт 6 статьи 5 базового Закона указывает на то, что изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.
Изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.
7. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.
Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.
8. Изготовитель (продавец) несет ответственность за недостатки товара, обнаруженные в течение срока действия дополнительного обязательства, в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 18 настоящего Закона, а после окончания срока действия дополнительного обязательства - в соответствии с пунктом 5 статьи 19 настоящего Закона.
Таким образом, из прямого толкования указанной нормы права усматривается, что дополнительное платное обслуживание купленного товара может быть предложено покупателю лишь на добровольной основе и строго после истечения гарантийного срока, установленного на купленный товар изготовителем или продавцом. В оспариваемом сервисном абонементе торговой сети «СИБВЕЗ» сказано определенно, что настоящий абонемент удостоверяет право его владельца на ремонт изделия – телевизора в течение двух лет с момента его продажи и при предъявлении данного сервисного абонемента без дополнительной платы, то есть в пределах стоимости абонемента, как установлено судом, в размере <...>. и без учета гарантийного срока в один год, установленного производителем телевизора фирмой «Филипс», что безусловно нарушает права потребителей на гарантийное обслуживание купленной электроники и установленных статьей 19 Закона «О защите прав потребителей» сроков предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара в части того, что потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.
При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.
Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.
Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.
Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.
Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Кроме того, описанный в исковом заявлении порядок реализации абонементов на дополнительное платное обслуживание товара нарушает внутренний приказ продавца – ООО «Б.» №<номер> от ДД.ММ.ГГГГ. «О продаже сервисных абонементов в магазинах», Приложение <номер>, где под сервисным абонементом понимается услуга, которая дает возможность продлить срок сервисного обслуживания товара за отдельную плату до пяти лет, что предполагает бесплатный ремонт товара в случае обнаружения недостатка в течение оплаченных годов действия сервисного абонемента, но по истечении гарантийного периода на товар. Пункт 5 Приложения устанавливает правила заполнения абонементов и указывает на обязательное заполнение всех строк в сервисном абонементе разборчивым почерком с указанием: изделия, марки, модели, даты продажи, а на оборотной стороне и наименования изделия, заводской номер товара, год сервисного обслуживания, сумма к оплате и подписи покупателя и продавца с их расшифровкой.
Представленный суду сервисный абонемент от ДД.ММ.ГГГГ, находящийся на руках у покупателя ФИО3, заполнен не полностью и с многочисленными нарушениями приведенной инструкции по его заполнению. Однако и сам печатный текст абонемента грубым образом нарушает действующей законодательство в сфере защиты прав потребителей, так как указывает на то, что он начинает свое действие по платному ремонту купленного товара в течение определенного времени с момента продажи изделия и такой ремонт с момента продажи товара возможен лишь при покупке и предъявлении продавцу указанного платного абонемента без учета какого-либо срока гарантийного обслуживания, установленного либо производителем товара или его продавцом на бесплатной основе и в течение срока гарантии на купленный товар. То есть, покупатель электроники и бытовой техники торговой сети «Сибвез» полностью лишен права на бесплатное гарантийное обслуживание приобретаемого товара, что безусловно нарушает права неопределенного круга потребителей и приведенные права потребителей подлежат судебной защите с возложением на продавца обязанности устранить допущенные нарушения прав потребителей, признания их действий незаконными и противоречащими действующему законодательству в сфере защиты прав потребителей, с возложением на ответчика обязанности донести до потребителей информацию о нарушении их прав посредством средств массовой информации.
На необходимость публичного доведения до потребителей результатов судебного разбирательства данной категории дел прямо указывается в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012г. N17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в той части, что в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
При этом, в случае нарушения, затрагивающего интересы неопределенного круга потребителей, суд вправе направить копию вступившего в законную силу решения суда для обнародования в официальном печатном издании - государственном или муниципальном.
Суд в соответствии со ст.98 ГПК РФ относит все судебные расходы по данному делу на сторону ответчика по делу, в том числе и уплату государственной пошлины в местный бюджет в размере 200руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю к обществу с ограниченной ответственностью «Б.» о защите прав неопределенного круга потребителей удовлетворить.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Б.» по принятию на себя дополнительных платных обязательств, связанных с ремонтом проданного товара, с момента продажи товара без учета гарантийного срока на него, установленного производителем, незаконными и противоречащими действующему законодательству в сфере защиты прав потребителей.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Б.» внести изменения в реализуемый покупателю сервисный абонемент на после гарантийное платное обслуживание купленных товаров, указав в нем, что дополнительные обязательства по платному обслуживанию товара возникают у продавца с момента окончания срока гарантии на купленный товар, установленной изготовителем товара.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Б.» разместить данное решение суда в средствах массовой информации.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Б.» в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 200руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Павловский районный суд Алтайского края.
Председательствующий С.В. Кирсанов