ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-515/18 от 29.03.2018 Джанкойского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-515/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Джанкой 29 марта 2018 года

Джанкойский районный суд Республики Крым в составе

председательствующего судьи Басовой Е.А.

при секретаре Кузь Т.А.,

с участием истца Степановой И.П., представителя истца Чорного С.Н., представителя ответчика Матвеевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Степановой Ирины Петровны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения, включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности назначить пенсию,

установил:

26 февраля 2018 года Степанова И.П. обратилась в суд с иском, требования которого поддержала в судебном заседании. Указывает, что 13.11.2017 обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, но решением от 14.12.2017 ей было отказано, поскольку ее специальный стаж составил лишь 27 лет 03 месяцев 23 дня. Отказ в назначении пенсии истец просит признать незаконным, просит засчитать периоды ее работы с 26.08.1989 по 05.02.1995 (в том числе периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком) и с 03.01.1997 по 31.10.1999 в должности фельдшера-лаборанта отделения анестезиологии-реанимации как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, включить в специальный стаж в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 17.04.2000 по 25.05.2000, с 31.01.2005 по 25.02.2005, с 17.02.2010 по 17.03.2010, с 04.02.2014 по 03.03.2014, а также период работы с 01.01.2017 по 30.06.2017, обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 13.11.2017.

Представитель ответчика иск признала частично, пояснив, что спорные периоды 1989 – 1995 г.г. включены в стаж работы истца, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии, но в календарном исчислении на основании Правил, утвержденных Постановлением от 11.07.2002 № 516, периоды нахождения на курсах повышения квалификации не включены в специальный стаж, поскольку в эти периоды истец не осуществляла лечебную деятельность. Признает иск в части включения в стаж работы истца, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии, период работы с 01.01.2017 по 30.06.2017 в связи с получением необходимых документов (выписка ИЛС с кодом льготы 27-ГД), но уже после принятия оспариваемого решения.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив предоставленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, которые могут применяться при определении права на досрочную страховую пенсию после вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях».

Так, с учетом названного Постановления Правительства Российской Федерации при оценке пенсионных прав обратившегося за досрочной пенсией лица могут применяться Списки и Правила, которые действуют на момент обращения за пенсией, или те Списки и Правила, которые действовали на момент работы обратившегося лица в той или иной профессии (должности), в том или ином учреждении, структурном подразделении.

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшему с 01.01.1992 по 01.11.1999, работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

Судом установлено, это подтверждается материалами дела, что истец Степанова Ирина Петровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно записям в трудовой книжке работала:

с 07.08.1989 по 25.08.1989 фельдшером-лаборантом клинической лаборатории Джанкойской ЦРБ,

с 26.08.1989 по 05.02.1995 фельдшером-лаборантом отделения анестезиологии и реанимации,

с 06.02.1995 по 02.01.1997 фельдшером-лаборантом клинической лаборатории,

с 03.01.1997 по 30.09.2001 фельдшером-лаборантом отделения реанимации,

с 01.10.2001 по 11.03.2007 фельдшером-лаборантом централизованной клинико-диагностической лаборатории,

с 12.03.2007 по 30.06.2007 фельдшером-лаборантом по бактериологии бактериологического отдела централизованной клинико-диагностической лаборатории,

с 01.07.2007 по 31.05.2008 лаборантом общеклинического отдела по обслуживанию больных инфекционного отделения,

с 01.06.2008 по 08.12.2014 лаборантом бактериологического отдела централизованной клинико-диагностической лаборатории,

с 09.12.2014 по настоящее время фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории диагностического отделения (л.д. 16-18).

Из справок, уточняющих особый характер работ от 06.12.2017 № 479, и от 13.11.2017 № 447 усматривается, что:

в период с 01.12.1990 по 19.04.1991 истец находилась в отпуске по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности, в период с 20.04.1991 по 04.08.1992 в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, в период с 05.08.1992 по 04.02.1994 в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет,

01.02.1994 истец приступила к работе после выхода из отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет фельдшером-лаборантом реанимационно-анестезиологического отделения (наименование подразделения не соответствует записям в трудовой книжке),

в периоды с 17.04.2000 по 25.05.2000, с 31.01.2005 по 25.02.2005, с 17.02.2010 по 17.03.2010, с 04.02.2014 по 03.03.2014 истец проходила курсы повышения квалификации (л.д. 35,36).

13 ноября 2017 года Степанова Ирина Петровна обратилась в Управление ПФР в Джанкойском районе РК с заявление о назначении пенсии (л.д. 58-59).

Решением № 723024/17 от 14.12.2017 ГУ-УПФР в Джанкойском районе РК (межрайонное) Степановой Ирине Петровне отказано в назначении досрочной страховой пенсии согласно п. 20 п.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013. Стаж истца в должности по осуществлению лечебной деятельности определен ответчиком в 27 лет, 3 месяца, 23 дня (л.д. 14-15).

Усматривается, что включены в стаж работы в должностях по осуществлению медицинской деятельности периоды работы истца с 07.08.1989 по 31.01.1994, с 01.02.1994 по 16.04.2000, с 26.05.2000 по 30.01.2005, с 26.02.2005 по 16.02.2010, с 18.03.2010 по 03.02.2014, с 04.03.2014 по 31.12.2016, с 01.07.2017 по 30.09.2017 – в календарном исчислении.

Период работы истца с 01.02.1994 по 05.02.1995 фельдшером-лаборантом реанимационно-анестезиологического отделения не засчитан в льготном исчислении (один год и шесть месяцев за один год работы), т.к. наименование структурного подразделения не соответствует Правилам от 29.10.2002 «отделение анестезиологии-реанимации».

Не включены в стаж по осуществлению лечебной деятельности истцом периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации 17.04.2000 по 25.05.2000, с 31.01.2005 по 25.02.2005, с 17.02.2010 по 17.03.2010, с 04.02.2014 по 03.03.2014, а также период работы с 01.01.2017 по 30.06.2017 (л.д. 14-15).

Суд с таким решением в полной мере согласиться не может и оценку правильности решения пенсионного органа проводит исходя, в том числе, и из законодательства, действовавшего в периоды работы истца.

Усматривается, что трудовая деятельность истца протекала в период действия Постановления № 1397 от 17 декабря 1959 г., Постановления № 464 от 6 сентября 1991 г., Постановления № 1066 от 22 сентября 1999 г., Постановления № 781 от 29 октября 2002 г. и которые могут применяться при оценке ее пенсионных прав к каждому спорному периоду работы соответственно.

Спорным является льготное исчисление периодов работы истца с 26.08.1989 по 05.02.1995 (в том числе периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком) и с 03.01.1997 по 31.10.1999.

В спорный период работы истца с 26.08.1989 по 31.12.1991 года действовало Постановление № 1397 от 17 декабря 1959 г., которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пункт 5 которого предусматривал исчисление месяца работы в сельской местности или поселке городского типа за 1,2 месяца.

Поскольку Степанова И.П. в этот период не работала ни в сельской местности, ни в пгт, а работала в городе, льготный порядок исчисления стажа ее работы, предусмотренный Постановлением № 1397, не применяется. Положения же Постановления № 464 от 6 сентября 1991 г. (об исчислении стажа исходя из года работы к одному году и 6 месяцам) к указанному периоду также не применимы, поскольку в этот период постановление № 464 не действовало и обратной силы не имеет.

Следовательно, требования истца о льготном исчислении периода ее работы с 26.08.1989 по 31.12.1991 года (один год и шесть месяцев за один год работы), не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

В период работы истца с 01.01.1992 года и до 31.10.1999 года действовало Постановление № 464 от 06.09.1991 года, которое в список профессий и должностей работников, лечебная и иная работа которых по охране здоровья дает право на пенсию по выслуг лет, включало весь средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии – реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии производило по правилам: один год и шесть месяцев за один год работы.

Поскольку с 01.01.1992 по 05.02.1995 истец работала фельдшером-лаборантом реанимационно-анестезиологического отделения (отделения анестезиологии и реанимации), что подтверждается справкой, уточняющей особый характер работы, № 479 от 06.12.2017, а с 03.01.1997 по 31.10.1999 – фельдшером-лаборантом отделения реанимации, что подтверждается записями в трудовой книжке истца и данными той же справки, суд считает, что эти периоды должны быть исчислены по правилам Постановления № 464 от 06.09.1991 года как один год и шесть месяцев за один год работы, т.к. название подразделений, где истец осуществляла лечебную деятельность, соответствует Списку, утвержденному Постановлением № 464, а чередование слов в наименованиях «отделений (групп) анестезиологии – реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии», допущенные работодателем, не меняет, не искажает и не делает иным особый характер работы истца.

Довод истца о том, что периоды ее нахождения в отпуске по беременности и родами в отпуске по уходу за ребенком до достижения 1,5 и 3-х лет подлежат исчислению в льготном исчислении (один год и шесть месяцев за один год работы), основан на правильном толковании законодательства, но частично.

Отпуска по беременности и родам в силу статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Исходя из приведенного выше правового регулирования, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Установлено, что нахождение истца в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и до 3-х лет (с 01.12.1990 по 04.02.1994) имело место в периоды действия Постановления № 1397 от 17 декабря 1959 г. и Постановления № 464 от 6 сентября 1991 г.

Поскольку льготное исчисление стажа работы (один год и шесть месяцев за один год работы) для истца предусматривало лишь Постановление № 464 от 6 сентября 1991 г., то период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком возможно исчислять в льготном порядке лишь в период действия этого Постановления, т.е. с 01.01.1992 по 28.02.1994.

В части требований о включении в стаж работы периодов прохождения истцом курсов повышения квалификации суд усматривает следующее.

Согласно пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичная норма действовала и в законодательстве Украины, т.е. в периоды, когда истец осуществляла свою трудовую деятельность, и которые в настоящее время признаются Российской Федерацией.

Согласно правовой позиции, высказанной Верховным Судом РФ, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем отказ суда во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона (Определение от 4 февраля 2011 г. № 74-В10-11).

Поскольку истец в спорные периоды прохождения курсов повышения квалификации (с 17.04.2000 по 25.05.2000, с 31.01.2005 по 25.02.2005, с 17.02.2010 по 17.03.2010, с 04.02.2014 по 03.03.2014) работала в должности фельдшера-лаборанта (лаборанта) в учреждениях здравоохранения, а в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы являлось повышение квалификации медицинского работника, и именно в связи с этим истец направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которого работодатель в обязательном порядке по требованиям действовавшего законодательства производил отчисления в Пенсионный фонд, эти периоды должны быть включены в специальный стаж истца в календарном исчислении.

Требование истца о включении периода ее работы с 01.01.2017 по 30.06.2017 в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, признано ответчиком в полном объеме, поскольку имеется (поступила, но уже после вынесения оспариваемого решения) выписка ИЛС с кодом льготы 27-ГД, поэтому в этой части суд удовлетворяет иск без дополнительного обоснования (ч.2 ст. 68 ГПК РФ).

При изложенных обстоятельствах решение пенсионного органа, которым он не включил в стаж Степановой И.П., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы с 01.01.2017 по 30.06.2017, а также периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации с 17.04.2000 по 25.05.2000, с 31.01.2005 по 25.02.2005, с 17.02.2010 по 17.03.2010, с 04.02.2014 по 03.03.2014, а также не применил льготное исчисление стажа (один год и 6 месяцев за один год работы) в периоды работы истца с 01.01.1992 по 05.02.1995, с 03.01.1997 по 31.10.1999 нельзя признать законным.

Решая вопрос о возможности возложить на ответчика обязанность назначить Степановой И.П. страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», суд должен исходит из того, имеется ли у истца необходимый для этого стаж с учетом установленного пенсионным органом и судом.

Применяя календарный и льготный порядки исчисления специального стажа истца в периоды ее работы, которые пенсионным органом и решением суда включены в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, с учетом предоставленной пенсионным органом справки о предварительном расчете стажа истца, суд считает, что специальный стаж Степановой И.П. в таком исчислении по состоянию на 13.11.2017 (день обращения с заявлением о назначении пенсии) составляет более 30 лет, т.е. истец имеет право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения за указанной пенсией.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, понесенные истцом при обращении в суд с данным иском, в виде государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д. 11).

Руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск удовлетворить частично.

Признать частично незаконным решение № 723024/17 от 14.12.2017 Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Степановой Ирине Петровне.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) включить в стаж, дающий Сепановой Ирине Петровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, период ее работы с 01.01.2017 по 30.06.2017, периоды прохождения ею курсов повышения квалификации с 17.04.2000 по 25.05.2000, с 31.01.2005 по 25.02.2005, с 17.02.2010 по 17.03.2010, с 04.02.2014 по 03.03.2014 в календарном исчислении.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) стаж работы Степановой Ирины Петровны в периоды с 01.01.1992 по 05.02.1995, с 03.01.1997 по 31.10.1999 рассчитать в льготном исчислении как один год и 6 месяцев за один год работы.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) назначить Сепановой Ирине Петровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную трудовую пенсию в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях» с 13 ноября 2017 года.

В остальной части иска – отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) в пользу Степановой Ирины Петровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возмещение судебных расходов 300 руб. (триста рублей).

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Джанкойский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Басова

Решение суда принято в окончательной форме 2 апреля 2018 года.