ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-515/20 от 02.07.2020 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-515/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июля 2020 года г. Хабаровск

Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре С.Д. Зыкове, с участием представителя процессуального истца <адрес> Хабаровского края - старшего помощника прокурора Кировского <адрес> г.Хабаровска Лозовицкой А.А., представителя ответчика КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" по доверенности Никулина Д.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Хабаровского края по доверенности Рубцовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес>, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц к КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" о возложении обязанности,

установил:

<адрес> обратился в Кировский районный суд г.Хабаровска с иском в интересах неопределенного круга лиц к КГКУ «Хабаровскуправтодор» о возложении обязанности, в обоснование иска указав, что <адрес> установлены факты нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. Так, в октябре 2019г. сотрудниками УГИБДД УМВД России но Хабаровскому краю осуществлен рабочий выезд в р.<адрес> Хабаровского края. В ходе выезда осуществлен ряд встреч с должностными лицами администрации <адрес>. В рамках встречи был рассмотрен вопрос о транспортной доступности районного центра, а также других населенных пунктов <адрес> к другим районам Хабаровского края и г.Хабаровска. Ссылаясь на ст.3, 5, 6 ФЗ от ДАТА № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст.12 ФЗ от ДАТА № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», указали, что по территории Верхнебуреинского, Солнечного и Комсомольского муниципального района проходит региональная автомобильная дорога «<адрес> - рп.Чегдомын». В ходе осуществления деятельности Госавтоинспекции по надзору в сфере безопасности дорожного движения, в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог сотрудниками дорожного надзора УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю совместно со специалистом по дорожной деятельности администрации <адрес> проведено обследование участка протяженностью 130 км., автомобильной дороги Амгунь - <адрес> - рп.Чегдомын», начиная от рп.Чегдомын по ходу движения в <адрес>. В ходе обследования установлено, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства на указанной дороге: - отсутствуют информационные дорожные знаки 6.13 «Километровый знак», на всем протяжении автомобильной дороги; - на км. 454 (Деревянный мост) - имеется просадка мостового покрытия (возможно разрушение прогона моста) на всю длину моста, глубиной 10,5 см. ближе к оси проезжей части, и более 15 см., ближе к краю проезжей части мостового сооружения. Разрушение (износ) досок верхнего настила деревянных конструкции, с потерей материала, провалы глубиной более 15 см. за счет потери деревянного материала настила. Разрушение перильных секций моста, разрушение отбойного бруса; - на км. 447,4 (Деревянный мост) имеется разрушение (износ) досок верхнего настила деревянных конструкции, с потерей материала. Вместе с тем, за счет потери материала, образовался пролом проезжей части мостового сооружения глубиной более 15 см. (площадь 2 кв.м.); - на км. 435,5 (Деревянный мост) имеется просадка мостового покрытия на всю ширину мостового сооружения (14 метров), вследствие разрушения несущих конструкций моста (прогонов) и деформации поперечин. Разрушение перильных секций моста, гниение материала; - на км. 408,3 (Деревянный мост) имеется просадка мостового покрытия на всю длину мостового сооружения (8 метров), вследствие разрушения несущих конструкций моста (прогонов) и деформации поперечин. Разрушение перильных секций моста. Гниение материала; - на км. 396,3 не обеспечен отвод воды с проезжей части (застой воды), наличие деформации и размыва грунта проезжей части. Водоотводное сооружение (металлическая труба) деформирована, заросла травой и кустарниковой растительностью, вследствие чего не выполняет свои функции по отводу воды; - на км. 381,9 (Деревянный мост) имеется разрушение (износ) досок верхнего настила деревянных конструкции, с потерей материала. Вместе с тем, за счет потери материала, образовались проломы проезжей части мостового сооружения глубиной более 15 см. (площадь 25,0 кв.м.). Разрушение перильных секций моста. Гниение материала; - на км. 369 - км 367 имеются просадки, гребенки, колейность, размерами превышающими установленные ГОСТ Р 50597-2017, размеры отдельных просадок составляли: глина 1,3 м., ширина 0,5 м., глубина 0,075 м.(площадь 0,65 кв.м.); длина 8,1 м, ширина 2,5 м, глубиной более 0,15м. (площадь 20,25 кв.м.); длина 2,5 м., ширина 2,0 м., глубина 13 см.(5.) кв.м.); на участке дороги свыше 100м. (Кроме того имеются просадки гравийного покрытия размеры которых, измерить не представляется возможным за счет застоя воды на проезжей части, а глубина просадки и длина не позволяет проехать транс портному средству и пройти пешком данное расстояние за счет большой глубины скопившейся воды); - на км. 367 - км 364,5 застой воды на проезжей части, препятствующий проезду транспортных средств; - на км. 379,2 полное разрушение деревянного моста, организованны объездные пути; - на км. 369,2 (<адрес>) полное разрушение деревянного моста, водители транспортных средств вынуждены пересекать реку вброд, что на прямую влияет на безопасность дорожного движения. - река Могды, мост через данную реку отсутствует, движение транспортных средств организовано вброд через реку, что на прямую влияет на безопасность дорожного движения. Кроме того, на всем протяжении автомобильной дороги отсутствуют километровые дорожные знаки 6.13 «Километровый знак», которые применяют для указания расстояния от места его установки до начального или конечного пункта дороги и устанавливаются через 1 км. Данные знаки вне населенных пунктах, также служат для ориентирования на автомобильной дороге, определения мест установки технических средств организации дорожного движения, определения места возникновения дефектов автомобильной дороги, фиксации места совершения дорожно-транспортных происшествий, передачи информации службам спасения о точном месте нахождения в случае возникновения непредвиденных обстоятельств и т.д. Таким образом, в ходе обследования установлено, что указанная автомобильная дорога не обеспечивает автомобильную транспортную доступность Верхнебуреинского муниципального района по отношению к другим районам Хабаровского края, вследствие многочисленных разрушений деревянных малых мостовых сооружений или их неудовлетворительного эксплуатационного состояния. Ввиду вышесказанного, проезд автомобильного транспорта по указанной автомобильной дороги и ее эксплуатация невозможны. Таким образом, территория <адрес> Хабаровского края остается отрезана от общей транспортной (автомобильной) инфраструктуры Хабаровского края, что нарушает права неопределённого круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.45 ГПК РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просили Обязать КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» привести региональную автомобильную дорогу «<адрес> -рп.Чегдомын» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течении шести месяцев со дня вынесения решения суда.

Определением судьи от 18.03.2020г. по данному гражданскому делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Правительство Хабаровского края.

В ходе судебного разбирательства по делу 27.04.2020г. ответчиком КГКУ "Хабаровскупратодор" представлены возражения на иск прокурора, где ссылаясь на нормы ст.26.3, 26.13 ФЗ от ДАТА № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ", ст.14 ФЗ от ДАТА № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", ст.31 БК РФ, указали, что обращаясь в суд с иском к КГКУ «Хабаровскуправтодор» о понуждении совершению определенных действий, прокурор фактически просит возложить на ответчика обязанность по расходованию средств Дорожного фонда определенны образом. Вместе с тем, в представленном в суд исковом заявлении не приведено доводов о том, в чем состоит приоритетность автомобильной дороги «<адрес> - рп.Чегдомын» по отношению к иным объекта включенным в планы работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Наличие дефектов в дорожном покрытии само по себе не может являться основанием для принятия мер прокурорского реагирования, в том числе основанием для обращения в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Удовлетворение исковых требований повлечет необходимость пересмотр утвержденного плана работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог перераспределения бюджетных ассигнований между объектами дорожного хозяйства вплоть до исключения определенных объектов из плана, и, как следствие, приведет к недостижению ранее запланированных показателей по улучшению технического состояния автомобильных дорог. Также считали, что представленный УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, не является допустимым доказательством, поскольку в нарушение п.1 ст.12 ФЗ от ДАТА № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» составлен без участия представителей КГКУ «Хабаровскуправтодор». Кроме того, акт выявленных недостатков составлен без учета нормативных документов, регламентирующих порядок оценки технического состояния мостовых сооружений. Ссылаясь на ст.41 ФЗ от 30.12.2009№ 384-ФЗ«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правила обследования мостовых сооружений установлены Сводом правил СП 79.13330.2012 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний Актуализированная редакция СНиП ДАТА-86» (п.5.2), Федеральным дорожным агентством утверждены Отраслевые дорожные методические документы, применяемые в ходе оценки технического состояния мостовых сооружений, а именно: - ОДМ 2ДАТА-2011 «Методика оценки технического состояния мостов и сооружений на автомобильных дорогах» (раздел 5); - ОДМ 2ДАТА-2014 «Рекомендации по определению параметров и назначении категорий дефектов при оценке технического состояния мостовых сооружений и автомобильных дорогах» (п.5.9, 5.10, 6.3); - ОДМ 2ДАТА-2014 «Рекомендации по выполнению приборных инструментальных измерений при оценке технического состояния мостов и сооружений на автомобильных дорогах» (раздел 5), указали, что в представленном акте не содержится конкретного описания дефектов автомобильных мостов в соответствии с каталогом дефектов. Расчеты и расчетные исследования влияния выявленных дефектов на свойства конструкций мостов, а также инструментальные измерения в ходе обследования мостов не проводились. Виды ремонтного воздействия, которым выявленные дефекты могу быть устранены, не определялись. Сам акт составлен лицами, не имеющим специальных познаний в сфере дорожной деятельности. Помимо этого, п.9.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что контроль характеристик эксплуатационного состояния дорог и улиц, допустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляют приборами, включенными в Государственный реестр средств измерения и прошедшими поверку установленном порядке. Как следует из акта выявленных недостатков, в ходе измерения дефектов проезжей части применялось средство измерения - рейка дорожная универсальная РДУ - КОНДОР с истекшим сроком поверки (03.09.2019г.). Таким образом, акт выявленных недостатков подлежит исключению из числа доказательств как недопустимое доказательство. Также истец просит обязать КГКУ «Хабаровскуправтодор» привести региональную автомобильную дорогу «<адрес> - рп.Чегдомын» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Из данных формулировок неясно, какие конкретно действия следует совершил для приведения автомобильной дороги в нормативное состояние, а также предполагает завышенный объем ремонтного воздействия, тогда как недостатки в техническом состоянии автомобильной дороги выявлены на конкретных участках. В случае удовлетворения исковых требований, исполнение решения суда с подобными формулировками будет затруднено из-за их различного толкования. Прокурор просит привести региональную автомобильную дорог «<адрес> - рп.Чегдомын» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 в течение шести месяцев со дня вынесения решения суда. Вместе с тем, исполнить решение суда в столь короткий срок не представляете возможным по объективным причинам. Для производства работ по содержанию и ремонту дорог учреждение привлекав подрядные организации в порядке, установленном ФЗ от ДАТА № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с ч.2 ст.72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным утвержденным в установленном законодательством РФ контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимит бюджетных обязательств. Этапу ремонта предшествует разработка проектно-сметной документации, по результатам которой заказчиком размещается закупка на ремонт объекта. Все это связано со значительной затратой времени. Кроме того, существуют риски срыва госзакупок в связи с отсутствием заинтересованных лиц принять в участие в аукционе, что повлечет нарушение срока исполнения решения суда. Таким образом, срок исполнения решения суда подлежит корректировке. Прокурором также не учтено, что решение суда по настоящему делу не входит в перечень судебных постановлений, подлежащих немедленному исполнению (ст.2 ГПК РФ), в связи с чем исковые требования в части приведения решения суда по настоящему делу к немедленному исполнению подлежит отклонению в любом случае. На основании изложенного просили в удовлетворении исковых требовав прокурора отказать в полном объеме.

Определением судьи от 06.05.2020г. по данному делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края.

В ходе судебного разбирательства по делу 22.05.2020г. третьим лицом не заявляющим самостоятельных требований, относительно предмета спора Правительством Хабаровского края представлены возражения на иск, где со ссылками на ст.15 ФЗ № 257-ФЗ,, п.6 Перечня автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Хабаровского края, утв. постановлением Правительства Хабаровского края от ДАТА- пр, автомобильная дорога - <адрес> - рп.Чегдомын, протяженностью 186,490 км, относится к собственности Хабаровского края. Исходя из положений БК РФ министерство транспорта и дорожного хозяйства края определено как главный распорядитель бюджетных средств, таким образом, оснований для участия Правительства Хабаровского края в деле в качестве третьего лица не имеется. Также согласно информации министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, на 2020 год утвержден план ремонта и капитального ремонта сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Хабаровского края. Часть участков спорной автомобильной дороги входят в план ремонта автомобильных дорог на 2020 год, а также в перечень краевых адресных инвестиционных проектов на 2020 год и плановый период 2021 - 2020 годов: - мостовой переход через <адрес> (строительство и реконструкция); - мостовой переход через <адрес> (строительство и реконструкция); - автомобильная дорога на участке км. 165 - км. 174 (строительство и реконструкция); - автомобильная дорога на участке км. 191 - км. 200 (строительство и реконструкция); - автомобильная дорога на участке км. 0 - км. 16 (строительство и реконструкция); - автомобильная дорога на участке км. 454 - км. 457 (строительство и реконструкция); - автомобильная дорога на участке км. 488 - км. 501 (строительство и реконструкция); - мост через ручей б/н км. 198 (строительство и реконструкция); - мост через <адрес> км. 224 (строительство и реконструкция); - мост через ручей б/н км. 430 (строительство и реконструкция). Таким образом, планирование и осуществление дорожной деятельности в отношении дорог регионального и межмуниципального значения, а также формирование расходов бюджета субъекта РФ на осуществление дорожной деятельности отнесено федеральным законодателем к исключительной компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Также указали, что участники стратегического планирования определены ст.9 ФЗ № 172-ФЗ. Прокурор участником стратегического планированияне является. Части спорной дороги включены в план. Прокурором не предоставлено доказательств приоритетности указанных в иске частей автодороги, не включенных в план, по отношению к иным объектам, включенным в утвержденный план работ по ремонту и содержанию сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Хабаровского края на 2020 год на запланированное бюджетное финансирование. Представленный акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от ДАТА (далее - Акт) и предписание от ДАТА (далее - Предписание) в силу ч.2 ст.55 ГПК РФ не имеют юридической силы, поскольку составлен без участия представителей Учреждения и без учета нормативных документов, регламентирующих порядок оценки технического состояния мостовых сооружений. Ссылаясь на ст.2, 5, 6 ФЗ от ДАТА № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", постановление Правительства РФ от ДАТА которым утвержден Перечень , Правила обследования мостовых сооружений установлены Сводом правил СП 79.13330.2012 "Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП ДАТА-86", включен в Перечень . Отдельные части Свода правил являются обязательными для применения, указали, что в представленном Акте не содержится конкретного описания дефектов автомобильных мостов в соответствии с каталогом дефектов. Расчеты и расчетные исследования влияния выявленных дефектов на свойства конструкций мостов не проводились. Виды ремонтного воздействия, которым выявленные дефекты могут быть устранены, не определялись. Считали, что с учетом приведенных нормативных положений, по факту выявленных 10.10.2019г. нарушений, должно было быть составлено мотивированное представление и инициирована внеплановая проверка в соответствии с положениями подп."а" п.2 ч.2 ст.10 Закона № 294-ФЗ с целью выявления всех обстоятельств и установления надлежащего субъекта совершения нарушения. Таким образом, предписание может быть выдано только по результатам плановой или внеплановой проверки. Однако материалы дела не содержат доказательств того, что Предписание выдано Учреждению по результатам проведения какой-либо проверки. В просительной части искового заявления прокурор требует привести региональную автомобильную дорогу "<адрес> - рп.Чегдомын" в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля". Вместе с тем указанный стандарт не относится к вопросу ремонта, строительства и содержания мостов. Из искового заявления не усматривается, какие именно нарушения были выявлены и какие участки дороги (километраж) необходимо привести в соответствие с требованиями ГОСТ. В соответствии с постановлением Правительства края -пр участки автомобильной дороги распределяются по классу интенсивности следующим образом: 13,190 км - 3 категория дороги, 72,935 км - 4 категория дороги; 96,815 км.- 5 категория дороги, 3,550 км - автозимник (протяженность дороги - 186,490 км). Требования ГОСТ 50597-2017 различаются в зависимости от категории автомобильной дороги. Приложенный к исковому заявлению Акт составлен лишь с учетом выезда на участок дороги, проходящей на территории <адрес> км 491-364,5 км. (исследовано 127 км дороги), однако требования прокурором предъявлены ко всей протяженности спорной дороги (186,490 км). При этом дефекты установлены не на каждом из 127 км дороги. Каких-либо дополнительных доказательств, подтверждающих выявление дефектов на остальном участке дороги (60 км спорной дороги), их места и существо таких дефектов прокурором не представлено. Кроме того, правовое обоснования требования о принудительном обязании в отношении тех участников дороги, которые включены в план и законтрактованы Учреждением в настоящий момент, в иске также не приведено. Заявленный в иске срок исполнения требований прокурором необоснован. Ссылаясь на п.2 Правил к работам по ремонту и содержанию автомобильных дорог отнесены следующие мероприятия:оценка технического состоянияавтомобильных дорог; разработка проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог; проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог; приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Для производства работ по содержанию и ремонту дорог Учреждение привлекает подрядные организации в порядке, установленном ФЗ № 44-ФЗ. Этапу ремонта предшествует разработка проектно-сметной документации, по результатам которой заказчиком размещается закупка на ремонт объекта. Примерный срок проведения только конкурсных процедур составляет около двух месяцев (ч.3 ст.63, ч.2 ст.67, ч.2 ст.68, ч.5 ст.69, ч.ч.2, 3, 9 ст.70 Закона о контрактной системе). Также установленный срок должен учитывать сроки доведения лимитов до получателя бюджетных средств, внесения изменений в план-график, подготовку проектной документации на выполнение работ. Помимо всего, установленный срок должен учитывать сроки на выполнение самих работ. Кроме того, по информации Учреждения, на реконструкцию части спорных конструктивных элементов и искусственных дорожных сооружений уже заключены государственные контракты срок исполнения, которых планируется завершить к окончанию 2021 года. Таким образом, срок (шесть месяцев со дня вынесения решения суда), установленный прокурором - необоснован, заявлен с нарушением требований бюджетного и гражданского законодательства, законодательства о контрактной системе и защите конкуренции. На основании изложенного, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Также в ходе судебного разбирательства по делу 22.05.2020г. третьим лицом не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора Министерством транспорта и дорожного хозяйства представлены возражения на иск, где указано, что согласно постановлению Правительства Хабаровского края от ДАТА-пр "О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения" автомобильная дорога "<адрес> - рп.Чегдомын" является региональной автомобильной дорогой общего пользования, находится в оперативном управлении КГКУ "Хабаровскуправтодор". Однако, учитывая то, что в настоящее время <адрес> испытывает дефицит бюджета, соответственно в план ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения края были включены объекты автомобильных дорог края, находящиеся в аварийном состоянии. В просительной части искового заявления прокурор требует привести региональную автомобильную дорогу в соответствие с требованиями "ГОСТа Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" Вместе с тем, указанный стандарт не относится к вопросу ремонта, строительства и содержания мостов. Кроме того, прокурором не указано какой именно километр автомобильной дороги необходимо привести в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-2017. В соответствии с постановлением Правительства края -пр участки автомобильной дороги распределяются по классу интенсивности следующим образом: 13,190 км - 3 категория дороги, 72,935 км - 4 категория дороги; 96,815 км - 5 категория дороги, 3,550 км - автозимник. Требования ГОСТ 50597-2017 различаются в зависимости от категории автомобильной пороги. Вместе с тем, из искового заявления не усматривается, какие именно нарушения были выявлены и какие участки дороги (километраж) необходимо привести в соответствие с требованиями ГОСТ. Представленные прокурором фотографии,произведенные средством фотографирования, также не прошедшим поверку,скорее представляютсобой органолептическую проверку. Выводы о необходимом объеме и видах работ по ремонту спорного участка автомобильной дороги сделаны прокурором по внутреннему убеждению и не основаны на нормах технических регламентов,что само по себе противоречит требованиям ст.14 ФЗ от ДАТА № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Так, планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органамигосударственной власти субъектов РФ, на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог,долгосрочных целевых программ.Доказательств того, что данная дорога является аварийно-опасной прокурором также не представлено.В просительной части иска прокурор требует привести в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-2017 участки автомобильной дороги в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда. Однако, данное требование заявлено в нарушение норм действующего законодательства, а именно ст.18 ФЗ от ДАТА № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" Необходимо также отметить, что часть участков спорной автомобильной дороги входит в план ремонта автомобильных дорог на 2020 год, утвержденных министерством, а также в перечень краевых адресных инвестиционных проектов на 2020 год и плановый период 2021 - 2020 годов: - мостовой переход через <адрес> (строительство и реконструкция); - мостовой переход через <адрес> (строительство и реконструкция); - автомобильная дорога на участке км. 165 - км. 174 (строительство и реконструкция); - автомобильная дорога на участке км. 191 - км. 200 (строительство и реконструкция); - автомобильная дорога на участке км. 0 - км. 16 (строительство и реконструкция); - автомобильная дорога на участке км. 454 - км. 457 (строительство и реконструкция); - автомобильная дорога на участке км. 488 - км. 501 (строительство и реконструкция); - мост через ручей б/н км. 198 (строительство и реконструкция); - мост через <адрес> км. 224 (строительство и реконструкция); - мост через ручей б/н км. 430 (строительство и реконструкция). Остальные участки автомобильной дороги в план ремонта дорог на 2020 год не включены, финансированием не обеспечены. На основании изложенного, просили в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> Хабаровского края отказать.

15.06.2020г. прокурор <адрес> представил письменные уточнение к исковому заявлению, согласно которым просил обязать КГКУ "Хабаровскупратодор" привести региональную автомобильную дорогу "<адрес> - рп.Чегдомын" в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Также прокурором <адрес> представлен отзыв на возражения ответчика и третьих лиц, где указано, что Правительство Хабаровского края в своих возражениях от 18.05.2020г. указывает, что удовлетворение исковых заявлений приведёт к необходимости перераспределения бюджета, что противоречит принципу самостоятельности бюджетов, закреплённого в ст.31 БК РФ. Вместе с тем, указанный довод несостоятелен с связи с тем, что согласно ч.1 ст.6 ФЗ № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. В соответствии со ст.12 ФЗ от ДАТА № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Таким образом, действующие законодательство возлагает на лицо осуществляющие содержание автомобильной дороги, обязанность содержать автомобильную дорогу в надлежащем состоянии независимо от особенностей формирования, распределения бюджета указанного лица, а также особенностей осуществления стратегического планирования. Кроме того, постановлением Правительства Хабаровского края от ДАТА-ир принята государственная программа Хабаровского края «Развитие транспортной системы Хабаровского края». Редакцией от ДАТА указанной программы предусмотрено, что мероприятия, направленные на приведение автомобильной дороги автомобильной дороги «<адрес> - рп.Чегдомын» в соответствие с действующим законодательством будут осуществлены до 2020 года (п.2.1.3 редакцией от ДАТА), вместе с тем в редакции от ДАТА указанные мероприятия продлены до 2022 года (п.3.1.3. редакции от ДАТА). Таким образом, Правительством Хабаровского края осуществлен перенос исполнения пунктов рассматриваемой программы. Кроме того, представителем Правительства Хабаровского края указано, что акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии
автомобильной дороги, составлен в нарушение ч.4 ст.17 ФЗ от ДАТА № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», приказа Минтранса РФ от ДАТА «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог». Вместе с тем, согласно ч.4 ст.17 ФЗ от ДАТА № 96-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом
исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Исходя из вышеизложенной нормы, ч.4 ст.17 ФЗ от ДАТА № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также приказ Минтранса РФ от ДАТА «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» (принятый во исполнение ч.4 ст.17 ФЗ от ДАТА № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения») не распространяется на УГИБДД У МВД России по Хабаровскому краю. Представителем Правительства Хабаровского края указано, что акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составлен в нарушение «СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП ДАТА-86», вместе с тем, указанный НПА не распространяется на УГИБДД УМВД России по Хабаровскому Представителем КГКУ "Хабаровскуправтодор" в возражениях указано, что исполнение требований, изложенных в иске в 6-тимесячный срок невозможно по объективным причинам. Вместе с тем, полагал, что установление 6-тимесячного срока для проведения указанных работ является разумным, установление более длительного срока является нецелесообразным, т.к. несоответствие дороги нормативным требованиям создает предпосылки для роста количества ДТП, что в свою очередь может повлечь за собой ущерб жизни и здоровья граждан.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Кировского <адрес> г.Хабаровска Лозовицкая А.А. поддержала заявленный иск по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить в полном объеме с учетом уточнений от 02.07.2020г., согласно которых просит обязать КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» обеспечить наличие на автомобильной дороге «<адрес><адрес><адрес><адрес> – рп. Чегдомын» знаков 6.13 «Километровый знак» в соответствии с требованиями ГОСТ52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда; обязать КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» привести мостовые сооружения, находящиеся на км. 454, км. 447,4 км. 435,5; км 408,3; км.381,9 автомобильной дороги «<адрес><адрес><адрес><адрес> – рп. Чегдомын» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда. Обязать КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» привести дорожное полотно на участках км.396.3, км.369-км.367, км.367 – км.364,5 автомобильной дороги «<адрес><адрес><адрес><адрес> – рп. Чегдомын» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда. Обязать КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» осуществить реконструкцию мостовых сооружений на км. 379,2, км., км. 369,2 автомобильной дороги «<адрес><адрес><адрес><адрес> – рп. Чегдомын» в соответствии с требованиями ГОСТ 33384-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования» в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда. Обязать КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» на месте прохождения автомобильной дороги «<адрес><адрес><адрес><адрес> – рп. Чегдомын» через <адрес> обеспечить наличие мостового сооружения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Представитель ответчика КГКУ «Хабаровскуправтодор» по доверенности Никулин Д.А. в судебном заседании возражал против иска прокурора, в обоснование ссылаясь на письменные возражения, представленные ранее в материалы дела, просил в иске отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Правительства Хабаровского края по доверенности Рубцова Н.С. в судебном заседании возражала против иска истца, в обоснование ссылаясь на возражения представленные ими ранее, просила в иске отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство транспорта и дорожного хозяйства в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен, о причинах своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в сове отсутствие не просил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, судом установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.1 Федерального Закона N 196-ФЗ от ДАТА "О безопасности дорожного движения" основной задачей является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий

В соответствии со ст.3 указанного закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. Часть 2 ст.12 закона возлагает обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержанию дорог определяются статьей 12 закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно статье 3 Федерального закона от ДАТАг. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, её участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

Капитальные ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 257-ФЗ от ДАТА (ред. от ДАТА) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Кроме того, статьей 6 Федерального закона от ДАТАг. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4 названной статьи Закона).

Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Как следует из материалов дела по территории Верхнебуреинского, Солнечного и Комсомольского муниципального района проходит региональная автомобильная дорога «<адрес> - рп.Чегдомын».

Судом установлено, что в ходе осуществления деятельности Госавтоинспекции по надзору в сфере безопасности дорожного движения, в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог сотрудниками дорожного надзора УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю совместно со специалистом по дорожной деятельности администрации <адрес> проведено обследование участка протяженностью 130 км., автомобильной дороги Амгунь - <адрес> - рп.Чегдомын», начиная от рп.Чегдомын по ходу движения в <адрес>.

В обоснование заявленных требований прокурором представлен Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда на участке «<адрес><адрес><адрес><адрес> - рп.Чегдомын» с переходным типом покрытия (песчано-гравийное) по ходу движения со стороны рп.Чегдомын в сторону <адрес>, проходящей по территории <адрес> км.491 – км.364,5 от 10.10.2019г.

Согласно данному Акту выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда:

- отсутствуют информационные дорожные знаки 6.13 «Километровый знак», на всем протяжении автомобильной дороги;

- на км. 454 (Деревянный мост) - имеется просадка мостового покрытия (возможно разрушение прогона моста) на всю длину моста, глубиной 10,5 см. ближе к оси проезжей части, и более 15 см., ближе к краю проезжей части мостового сооружения. Разрушение (износ) досок верхнего настила деревянных конструкции, с потерей материала, провалы глубиной более 15 см. за счет потери деревянного материала настила. Разрушение перильных секций моста, разрушение отбойного бруса;

- на км. 447,4 (Деревянный мост) имеется разрушение (износ) досок верхнего настила деревянных конструкции, с потерей материала. Вместе с тем, за счет потери материала, образовался пролом проезжей части мостового сооружения глубиной более 15 см. (площадь 2 кв.м.);

- на км. 435,5 (Деревянный мост) имеется просадка мостового покрытия на всю ширину мостового сооружения (14 метров), вследствие разрушения несущих конструкций моста (прогонов) и деформации поперечин. Разрушение перильных секций моста, гниение материала;

- на км. 408,3 (Деревянный мост) имеется просадка мостового покрытия на всю длину мостового сооружения (8 метров), вследствие разрушения несущих конструкций моста (прогонов) и деформации поперечин. Разрушение перильных секций моста. Гниение материала;

- на км. 396,3 не обеспечен отвод воды с проезжей части (застой воды), наличие деформации и размыва грунта проезжей части. Водоотводное сооружение (металлическая труба) деформирована, заросла травой и кустарниковой растительностью, вследствие чего не выполняет свои функции по отводу воды;

- на км. 381,9 (Деревянный мост) имеется разрушение (износ) досок верхнего настила деревянных конструкции, с потерей материала. Вместе с тем, за счет потери материала, образовались проломы проезжей части мостового сооружения глубиной более 15 см. (площадь 25,0 кв.м.). Разрушение перильных секций моста. Гниение материала;

- на км. 369 – км. 367 имеются просадки, гребенки, колейность, размерами превышающими установленные ГОСТ Р 50597-2017, размеры отдельных просадок составляли: глина 1,3 м., ширина 0,5 м., глубина 0,075 м.(площадь 0,65 м2); длина 8,1 м, ширина 2,5 м, глубиной более 0.15м(площадь 20,25 м2); длина 2,5 м, ширина 2,0 м, глубина 13 см(5.) м2); на участке дороги свыше 100м. (Кроме того имеются просадки гравийного покрытия размеры которых, измерить не представляется возможным за счет застоя воды на проезжей части, а глубина просадки и длина не позволяет проехать транс портному средству и пройти пешком данное расстояние за счет большой глубины скопившейся воды);

- на км. 367 – км. 364,5 застой воды на проезжей части, препятствующий проезду транспортных средств;

- на км. 379,2 полное разрушение деревянного моста, организованны объездные пути;

- на км. 369,2 (<адрес>) полное разрушение деревянного моста, водители транспортных средств вынуждены пересекать реку вброд, что на прямую влияет на безопасность дорожного движения.

- река Могды, мост через данную реку отсутствует, движение транспортных средств организовано вброд через реку, что на прямую влияет на безопасность дорожного движения.

Кроме того, на всем протяжении автомобильной дороги отсутствуют километровые дорожные знаки 6.13 «Километровый знак», которые применяют для указания расстояния от места его установки до начального или конечного пункта дороги и устанавливаются через 1 км. Данные знаки вне населенных пунктах, также служат для ориентирования на
автомобильной дороге, определения мест установки технических средств организации дорожного движения, определения места возникновения дефектов автомобильной дороги, фиксации места совершения дорожно-транспортных происшествий, передачи информации службам спасения о точном месте нахождения в случае возникновения непредвиденных обстоятельств и т.д.

18.10.2019г. УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю в отношении КГКУ «Хабаровскуправтодор» вынесено предписание об устранении выявленных 10.10.2019г. недостатков на вышеуказанной автомобильной дороге, со сроком выполнения 20 суток с момента получения. Предписание вручено КГКУ «Хабаровскуправтодор» 21.10.2019г., что подтверждается входящим штампом учреждения за .

28.10.2019г. за , КГКУ «Хабаровскуправтодор» в адрес УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю сообщено, что в связи с дефицитом бюджета Хабаровского края, на содержание и ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения объем выделяемых финансовых средств составляет менее 20 % от норматива. Лимит выделенных финансовых средств по поддержанию деревянных мостов и проезжем состоянии закончился в сентябре 2019г. За 9 месяцев текущего года в границах <адрес>, в рамках содержания автомобильной дороги выполнены работы по замене поперечин, гнижнего и верхнего дощатых настилов, восстановлению колёсоотбойного бруса и перильного ограждения на мостах: км.409+136, 424+397, 427+823, 430+182, 435+624, 438+776, 453+497 автомобильной дороги «<адрес><адрес><адрес><адрес> - рп.Чегдомын», моста ч/<адрес> на км.22+981 автомобильной дороги «Подъезд к <адрес>», моста ч/<адрес> на км.3+336 автомобильной дороги «Подъезд к <адрес>». В октябре 2019г. дополнительно выделены финансовые средства из резервного фонда края на ремонт региональных автомобильных дорог. На этом основании подготовлена сметная и техническая документация на ремонт деревянного двухпролетного моста на км.430+982 (п.4 в акте выявленных недостатков км.435,5) автомобильной дороги «<адрес><адрес><адрес><адрес> - рп.Чегдомын» и км.22+981 автомобильной дороги «Подъезд к <адрес>», поданы заявки в комитет госзаказа края на проведение аукционов. Работы планируется выполнить до конца 2019г. По остальным деревянным мостам КГКУ «Хабаровскуправтодор» изыскивает возможности для приведения проезда до допустимого уровня. До настоящего времени между поселками Герби и <адрес> осуществляется фактически по временной технологической дороге, выполненной еще при строительстве Восточного участка БАМа. Временные деревянные мосты через реки Герби, Левый и Правый Орокот, Моглы и др. малые реки пришли в аварийное состояние, разрушены, либо снесены паводками. Финансовых средств на восстановление временных больших деревянных мостов в бюджете края в 2019г. не предусмотрено. Большая часть этого участка проходит по пойменному, заболоченному району. Дорожная одежда отсутствует, устранить просадки и колейность в настоящее время не представляется возможным. Для обеспечения сквозного, круглогодичного автомобильного сообщения с допустимым уровнем безопасности движения до рп.Чегдомын необходимо построить более 55 км. дороги. В 2020г., в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Хабаровского края», начнется строительство мостовых переходов через <адрес> протяженностью 2,9 км. и через <адрес> протяженностью 6,7 км., со сроками их ввода в 2021г. В 2021г. планируется приступить к строительству двух 10-ти км. участков дороги от мостового перехода через <адрес> и мостового перехода через <адрес>. Работы по реконструкции участка от <адрес> до <адрес> планируется завершить в 2024г.

28.11.2019г. УМВД России по Хабаровскому краю обратилось к Прокурору Хабаровского края с письмом за о принятии мер по устранению недостатков эксплуатационного состояния автомобильной дороги «<адрес><адрес><адрес><адрес> - рп.Чегдомын».

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от ДАТА № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ч.2, 3 ст.5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования, автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от ДАТА № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п.5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (Далее - ГОСТ Р 50597-2017) проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов. Посторонние предметы должны быть удалены: - с проезжей части дорог и улиц, краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения; - с разделительных полос и обочин в течение трех суток с момента обнаружения. Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения.

Пунктом 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части дорог и улиц, укрепительных полос и полос безопасности не должно иметь загрязнений (розлив горюче-смазочных материалов, россыпь грунта, торфа и т.п.) площадью 1 м. и более. Загрязнения должны быть удалены на дорогах категорий 1А-1В, II с четырьмя полосами движения и группах улиц А-Г в течение одних суток, на остальных дорогах и улицах - в течение 3-х суток.

Согласно п.5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 м., покрытие велосипедных дорожек - площадью более 0,06 м. Загрязнения должны быть удалены в течение 3-х суток, отдельные разрушения - в течение 7 суток.

В соответствии с п.5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать установленным значениям.

Пунктом 5.2.2 ГОСТ Р 50597-2017 коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием должен быть не менее 0,3 при его измерении измерительным колесом стандартным с покрышкой с протектором без рисунка по ГОСТ 33078.

Согласно п.5.2.3 ГОСТ Р 50597-2017 продольную ровность покрытия приводят в соответствие нормативным требованиям по 5.2.1 при проведении работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту дорог и улиц, коэффициент сцепления по 5.2.2 - при проведении работ по ремонту и содержанию дорог и улиц. Сроки проведения работ по ремонту и содержанию определяют при их планировании в установленном порядке. До проведения соответствующих работ перед участками дорог и улиц, ровность и сцепные качества которых не соответствуют требованиям настоящего стандарта, устанавливают дорожные знаки по ГОСТ Р 52289.

В соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в установленные сроки.

Пунктом 5.2.5 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см., их устранение на всех категориях дорог и группах улиц осуществляют в течение 7 суток с момента обнаружения.

Согласно п.ДАТА ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» знак 6.13 «Километровый знак» применяют для указания расстояния от места его установки до начального или конечного пункта дороги и устанавливают через 1 км.

Знак на дорогах с разделительной полосой устанавливают посередине разделительной полосы или с правой стороны дороги для каждого направления движения.

На дорогах с ограждениями по оси проезжей части знак устанавливают посередине дороги внутри ограждений либо с правой стороны дороги для каждого направления движения.

На дорогах с пятью и более полосами движения в обоих направлениях без разделительной полосы знак устанавливают с правой стороны дороги для каждого направления движения.

Знак на дорогах без разделительной полосы с четырьмя и менее полосами движения в обоих направлениях устанавливают только с одной стороны дороги. Допускается устанавливать на одной опоре два знака 6.13, предназначенных для разных направлений движения, размещая их друг к другу оборотными сторонами или под углом не более 60°.

В соответствии с п.3.7 ГОСТ 33384-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования» мостовое сооружение – инженерное сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска через препятствие разных видов транспортных средств, пешеходов, водотоков, селей и коммуникаций различного назначения (мосты, путепроводы, пешеходные мосты, виадуки, эстакады, акведуки, селедуки); часто подменяется термином «мост».

Пунктом 4.2 ГОСТ 33384-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования» мостовое сооружение должно быть проектировано так, чтобы при выполнении нормативных требований по ремонту и содержанию в течение расчетного срока службы были обеспечены его несущая способность, эксплуатационная пригодность и долговечность. Технические решения, принимаемые при проектировании, должны обеспечить сооружению: безопасность движения, живучесть, доступность для ремонта, доступность для маломобильных групп населения, экологичность, архитектурную выразительность.

Материалами дела установлено, что указанная автомобильная дорога не обеспечивает автомобильную транспортную доступность Верхнебуреинского муниципального района по отношению к другим районам Хабаровского края, вследствие многочисленных разрушений деревянных малых мостовых сооружений или их неудовлетворительного эксплуатационного состояния. Ввиду вышесказанного, проезд автомобильного транспорта по указанной автомобильной дороги и ее эксплуатация невозможны. Таким образом, территория <адрес> Хабаровского края остается отрезана от общей транспортной (автомобильной) инфраструктуры Хабаровского края, что нарушает права неопределённого круга лиц.

Между тем, как следует из представленных в материалы дела документов, 13.12.2019г. между КГКУ «Хабаровскуправтодор» (заказчик) и ООО «ДСК ДВ» (подрядчик) заключен Контракт на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства «Автомобильная дорога Комсомольск-на-Амуре – Березовый – Амгунь – Могды – Чегдомын на участке мостового перехода через <адрес>». Начало выполнения работ: с момента заключения контракта. Окончание работ: не позднее 30.09.2021г. (п.5.1).

02.06.2020г. между КГКУ «Хабаровскуправтодор» (заказчик) и ООО «КарьерПроект ДВ» (подрядчик) заключен Контракт на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации на реконструкцию объекта капитального строительства «Автомобильная дорога Комсомольск-на-Амуре – Березовый – Амгунь – Могды – Чегдомын на участке км.174 – км.182». Срок выполнения работ: с момента заключения контракта в течение 180 дней (п.5.1).

02.06.2020г. между КГКУ «Хабаровскуправтодор» (заказчик) и ООО «КарьерПроект ДВ» (подрядчик) заключен Контракт на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации на реконструкцию объекта капитального строительства «Автомобильная дорога Комсомольск-на-Амуре – Березовый – Амгунь – Могды – Чегдомын на участке км.206 – км.216, на участке мостового перехода через <адрес>». Срок выполнения работ: с момента заключения контракта в течение 180 дней (п.5.1).

Из ответа УМВД России по Хабаровскому краю от ДАТА в адрес суда сообщено, что постановлением Правительства Хабаровского края от ДАТА-пр «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения» утвержден перечень автомобильных дорог, которые находятся в ведении Хабаровского края, в указанный перечень внесена автомобильная дорога регионального значения «<адрес> - рп.Чегдомын». Данный перечень определяет название автомобильной дороги, протяженность, тип покрытия, а также её начальный и конечный пункт. В виду того, что информационные знаки 6.13 «Километровый знак» на указанной автомобильной дороги отсутствуют, отчет километража проводился от конечного пункта (рп.Чегдомын) с помощью одометра транспортного средства, измеряющего пройденное расстояние. Документом подтверждающим обследование именно автомобильной дороги «<адрес> - рп.Чегдомын» является акт, подписанный должностными лицами ГИБДД, в обязанность которых входит осуществление контроля в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог утвержденных приказом МВД России от ДАТА N 380, участниками обследования и приложенные к нему фотоматериалы. По прибытию из <адрес> Хабаровского края, управлением ГИБДД УМВД России было подготовлено предписание на устранение выявленных недостатков способствующих возникновению угроз безопасности дорожного движения, жизни и здоровья граждан, в котором указаны ссылки на нормативно-правовые документы и сроки устранения недостатков. Данное предписание вручено юридическому лицу КГКУ «Хабаровскуправтодор» 21.01.2019г, через приемную учреждения, путем личной передачи документов, о чем имеется соответствующая отметка. Исполнение выданного предписания провести не представилось возможным в виду того, что в момент истечения сроков, указанных в предписании, на территории <адрес> произошло выпадение обильных снежных осадков, что в свою очередь сделало невозможным проезд транспортных средств к указанным местам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 10.10.2019г. в период времени с 08.00 – 13.00 час. сотрудниками дорожного надзора УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю совместно со специалистом по дорожной деятельности администрации <адрес> проведено обследование участка протяженностью 130 км. «Автомобильной дороги Амгунь – <адрес> – рп.Чегдомын», начиная от рп.Чегдомын по ходу движения в <адрес> проходящей по территории <адрес> км.491 – км.364,5. В ходе проверки гос.инспектором дорожного надзора ОДиТН УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю ст.лейтенантом полиции Брагиным В.В. составлен Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии вышеуказанной автомобильной дороги от 10.10.2019г., согласно которому установлено: - отсутствуют информационные дорожные знаки 6.13 «Километровый знак», на всем протяжении автомобильной дороги; - на км. 454 (Деревянный мост) - имеется просадка мостового покрытия (возможно разрушение прогона моста) на всю длину моста, глубиной 10,5 см. ближе к оси проезжей части, и более 15 см., ближе к краю проезжей части мостового сооружения. Разрушение (износ) досок верхнего настила деревянных конструкции, с потерей материала, провалы глубиной более 15 см. за счет потери деревянного материала настила. Разрушение перильных секций моста, разрушение отбойного бруса; - на км. 447,4 (Деревянный мост) имеется разрушение (износ) досок верхнего настила деревянных конструкции, с потерей материала. Вместе с тем, за счет потери материала, образовался пролом проезжей части мостового сооружения глубиной более 15 см. (площадь 2 кв.м.); - на км. 435,5 (Деревянный мост) имеется просадка мостового покрытия на всю ширину мостового сооружения (14 метров), вследствие разрушения несущих конструкций моста (прогонов) и деформации поперечин. Разрушение перильных секций моста, гниение материала; - на км. 408,3 (Деревянный мост) имеется просадка мостового покрытия на всю длину мостового сооружения (8 метров), вследствие разрушения несущих конструкций моста (прогонов) и деформации поперечин. Разрушение перильных секций моста. Гниение материала; - на км. 396,3 не обеспечен отвод воды с проезжей части (застой воды), наличие деформации и размыва грунта проезжей части. Водоотводное сооружение (металлическая труба) деформирована, заросла травой и кустарниковой растительностью, вследствие чего не выполняет свои функции по отводу воды; - на км. 381,9 (Деревянный мост) имеется разрушение (износ) досок верхнего настила деревянных конструкции, с потерей материала. Вместе с тем, за счет потери материала, образовались проломы проезжей части мостового сооружения глубиной более 15 см. (площадь 25,0 кв.м.). Разрушение перильных секций моста. Гниение материала; - на км. 369 - км 367 имеются просадки, гребенки, колейность, размерами превышающими установленные ГОСТ Р 50597-2017, размеры отдельных просадок составляли: глина 1,3 м., ширина 0,5 м., глубина 0,075 м.(площадь 0,65 м2); длина 8,1 м, ширина 2,5 м, глубиной более 0.15м(площадь 20,25 м2); длина 2,5 м, ширина 2,0 м, глубина 13 см(5.) м2); на участке дороги свыше 100м. (Кроме того имеются просадки гравийного покрытия размеры которых, измерить не представляется возможным за счет застоя воды на проезжей части, а глубина просадки и длина не позволяет проехать транс портному средству и пройти пешком данное расстояние за счет большой глубины скопившейся воды); - на км. 367 - км 364,5 застой воды на проезжей части, препятствующий проезду транспортных средств; - на км. 379,2 полное разрушение деревянного моста, организованны объездные пути; - на км. 369,2 (<адрес>) полное разрушение деревянного моста, водители транспортных средств вынуждены пересекать реку вброд, что на прямую влияет на безопасность дорожного движения. - река Могды, мост через данную реку отсутствует, движение транспортных средств организовано вброд через реку, что на прямую влияет на безопасность дорожного движения. Кроме того, на всем протяжении автомобильной дороги отсутствуют километровые дорожные знаки 6.13 «Километровый знак», которые применяют для указания расстояния от места его установки до начального или конечного пункта дороги и устанавливаются через 1 км. Данные знаки вне населенных пунктах, также служат для ориентирования на автомобильной дороге, определения мест установки технических средств организации дорожного движения, определения места возникновения дефектов автомобильной дороги, фиксации места совершения дорожно-транспортных происшествий, передачи информации службам спасения о точном месте нахождения в случае возникновения непредвиденных обстоятельств и т.д.

18.10.2019г. УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю в отношении КГКУ «Хабаровскуправтодор» вынесено Предписание об устранении выявленных в акте нарушений, со сроком выполнения 20 суток с момента получения.

Обстоятельства, указанные в акте проверки от 10.10.2019г., КГКУ «Хабаровскуправтодор» не оспариваются, вместе с тем ответчик указывает в своих возражениях и пояснениях в судебном заседании, что не был поставлен в известность о проведенном в ходе проверки осмотре автомобильной дороги, по результатам которой был составлен вышеуказанный акт от 10.10.2019г. Более того, в настоящее время ведется работа по реконструкции участков автодороги, мостовых сооружений: на км. 381,9 (Деревянный мост);

на км. 379,2 (Деревянный мост); на км. 369,2 (<адрес>) (Деревянный мост), на основании заключенных с подрядчиками контрактов.

Предъявляя иск, прокурор указал на несоответствие спорных участков автодороги требованиям ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", ГОСТ 33384-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»

При таких обстоятельствах, по мнению суда, с учетом установления отсутствия информационных дорожных знаков 6.13 «Километровый знак» на всем протяжении автомобильной дороги, разрушения, просадок, провалов мостовых сооружений, находящихся на км. 454, км. 447,4, км.435,5, км. 408,3, деформации и размыва грунта проезжей части, отсутствие отвода воды дорожного полотна на участках км.396,3, км. 369-км.367, км.367-364,5 указанной автомобильной дороги, имеются основания для удовлетворения заявленного прокурором иска в названной части.

Вместе с тем, поскольку в судебном заседании на основании представленных стороной ответчика гос.контрактов установлено, что деревянный мост на км.381,9 дороги подлежит реконструкции в рамках контракта от 13.12.2019г., заключенного между ответчиком и ООО «ДСК ДВ», реконструкция деревянных мостов км.379,2, км.369,2, а также через реку Могды охвачена контрактом от 01.06.2020г., заключенного между ответчиком и ООО «КарьерПроект ДВ», оснований для удовлетворения иска в данной части не имеется, ввиду определения работ по заключенным контрактам, заключение которых свидетельствует о принятии ответчиком реальных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона.

При этом, доводы стороны ответчика о нарушении процедуры проведения проверки ввиду не привлечения к участию в ней КГКУ «Хабаровскуправтодор» судом отклоняются как не основанные на законе, поскольку проверка должностными лицами содержания автомобильной дороги «<адрес> - рп.Чегдомын» проводилась в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о безопасности дорожного движения в рамках Федерального закона «О прокуратуре в РФ», а не в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от ДАТА «О контрактной системе в сфере закупок». Кроме того, в соответствии со ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» к участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций. Указанное положение закона наделяет прокурора правом в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении проверки привлекать представителей иных государственных органов для осуществления ими экспертно-аналитических функций. Тем самым данная норма направлена на обеспечение объективности результатов прокурорской проверки (Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2019г. -О).

Кроме того, в силу ч.15 ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» действия и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Однако КГКУ «Хабаровскуправтодор» действия прокурора при проведении проверки не обжаловало, незаконной проверка не признана.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требования прокурора и считает необходимым возложить на КГКУ «Хабаровскуправтодор» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: - обеспечить наличие на автомобильной дороге "<адрес> - рп. Чегдомын" наличие знаков 6.13 "Километровый знак" в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных отражений и направляющих устройств"; - привести мостовые сооружения, находящиеся на км.454, км.447,4, км.435,5, км.408,3 автомобильной дороги "<адрес> - рп. Чегдомын" в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля"; - привести дорожное полотно на участках км.396,3 км.369-км.367, км.367-364,5 автомобильной дороги "<адрес> - рп. Чегдомын" в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".

В остальной части иска суд считает необходимым отказать, поскольку контракты на выполнение работ между ответчиком и подрядчиками заключены, работы по восстановлению и реконструкции мостов на указанных выше участков автодороги ведутся.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования <адрес> - удовлетворить частично.

Обязать КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- обеспечить наличие на автомобильной дороге "<адрес> - рп. Чегдомын" наличие знаков 6.13 "Километровый знак" в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных отражений и направляющих устройств";

- привести мостовые сооружения, находящиеся на км.454, км.447,4, км.435,5, км.408,3 автомобильной дороги "<адрес> - рп. Чегдомын" в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля";

- привести дорожное полотно на участках км.396,3 км.369-км.367, км.367-364,5 автомобильной дороги "<адрес> - рп. Чегдомын" в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.07.2020 года.

Судья Т.В. Брязгунова