ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-515/2022 от 18.05.2022 Артемовского городского суда (Свердловская область)

66RS0016-01-2022-000358-18

Дело № 2-515/2022

Мотивированное решение составлено 18.05.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Артемовский 11 мая 2022 года

Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тюриковой Т.В., с участием истца заместителя Артемовского городского прокурора Редозубова А.Н., представителя ответчика Муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа «Прогресс» ФИО1, при секретаре Плехановой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело

по иску Артемовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Артемовского городского округа «Прогресс» об обязании Муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа «Прогресс» в срок до 01.09.2022 организовать проведение работ по оснащению котельных, расположенных по адресам: <...> (котельная «Родничок»); <...> (котельная «Писанец»), <...> (котельная «Сосновый Бор») приборами учета вырабатываемой тепловой энергии и обеспечить их ввод в эксплуатацию,

УСТАНОВИЛ:

Артемовский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию Артемовского городского округа «Прогресс» (далее МУП АГО «Прогресс») об обязании МУП АГО «Прогресс» в срок до 01.09.2022 организовать проведение работ по оснащению котельных, расположенных по адресам: <...> (котельная «Родничок»); <...> (котельная «Писанец»), <...> (котельная «Сосновый Бор») приборами учета вырабатываемой тепловой энергии и обеспечить их ввод в эксплуатацию.

В обоснование требований истец в иске указал, что Артемовской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Свердловской области от 09.02.2022 № 7/1-26-2022 проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в жилищно-коммунальной сфере. В ходе проведенной проверки установлено, что МУП АГО «Прогресс» в целях теплоснабжения потребителей на праве хозяйственного ведения эксплуатирует угольную котельную квартала «Родничок» в г. Артемовском Свердловской области. Указанная котельная введена в эксплуатацию в 1973 году. Кроме того, на основании договора аренды от 05.08.2019 № 2 МУП АГО «Прогресс» эксплуатирует котельную «Писанец», расположенную по адресу: <...>, год ввода в эксплуатацию 1972 г.; котельную «Сосновый Бор», расположенную по адресу: <...>, год ввода в эксплуатацию 1979 г.

В марте 2022 года на требование прокурора из МУП АГО «Прогресс» поступила информация, свидетельствующая об отсутствии приборов учета вырабатываемой тепловой энергии на вышеуказанных угольных котельных. В соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 4, ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» правительство РФ утверждает Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Пунктом 4 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях: осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; документирования параметров теплоносителя – массы (объема), температуры и давления. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее – договор) не определена иная точка учета. В силу п. 20 Правил № 1034 на источниках тепловой энергии узлы учета устанавливаются на каждом выводе тепловой сети. Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее Правила № 115). Согласно п. 2.5.1 Правил № 115 для эффективной эксплуатации тепловых энергоустановок организация обеспечивает учет топливно-энергетических ресурсов. В соответствии с п. 2.5.2 Правил № 115 в тепловых энергоустановках должна быть обеспечена: требуемая точность измерения расходов тепловой энергии, теплоносителей и технологических параметров работы; учет (сменный, суточный, месячный, годовой) по установленным формам показателей работы оборудования, основанный на показаниях контрольно-измерительных приборов и информационно-измерительных систем. Таким образом, МУП АГО «Прогресс» несет обязанность по организации коммерческого учета тепловой энергии и установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя на котельных: «Родничок», «Писанец», «Сосновый Бор». В настоящее время указанные котельные не оборудованы приборами учета вырабатываемой тепловой энергии, что нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения и, как следствие, влечет нарушение прав потребителей, то есть неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие организованного надлежащим образом учета тепловой энергии на котельных влияет на размер тарифов, устанавливаемых для потребителей. В частности, отсутствие приборов учета лишает граждан возможности требовать перерасчета за потребленную тепловую энергию в случае несоблюдения утвержденного температурного режима. В силу требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований. Просит суд иск удовлетворить (л.д. 3-5).

В судебном заседании представитель истца заместитель Артемовского городского прокурора Редозубов А.Н. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 пояснил, что с исковыми требованиями частично не согласен. Не согласен только в отношении котельной «Родничок», так как котельная п. Сосновый Бор передана МУП АГО «Прогресс» по договору аренды. В МУП АГО «Прогресс» на протяжении трех лет постоянно присутствует задолженность, счета заблокированы, и предприятие не имеет финансовой возможности вложить финансовые средства на восстановление котельной в п. Сосновый Бор. Контракты с предприятием на сервис оборудования прибора учета организации не заключают (ни АО «ЭнергосбыТ Плюс», ни ООО «Агама», ИП ФИО2) потому, что МУП АГО «Прогресс» финансово неблагополучная организация, и для заключения договора необходимо поручительство Администрации АГО на выделение денежных средств. Сколько необходимо денежных средств на установку приборов учета, не считали. На угольной котельной «Родничок» предприятие самостоятельно заменит определенную аппаратуру.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:

Согласно п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Частью 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

На основании ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 19-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях: осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.

Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.

В соответствии с пунктом 20 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 на источниках тепловой энергии узлы учета устанавливаются на каждом выводе тепловой сети.

Согласно пункту 2.5.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 для эффективной эксплуатации тепловых энергоустановок организация обеспечивает учет топливно-энергетических ресурсов.

В соответствии с пунктом 2.5.2. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 в тепловых энергоустановках должна быть обеспечена: требуемая точность измерения расходов тепловой энергии, теплоносителей и технологических параметров работы; учет (сменный, суточный, месячный, годовой) по установленным формам показателей работы оборудования, основанный на показаниях контрольно-измерительных приборов и информационно-измерительных систем.

Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела установлено, что Артемовской городской прокуратурой на основании поручения прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в жилищно-коммунальной сфере (л.д. 3-5).

Из информации предоставленной МУП АГО «Прогресс» в адрес Артемовской городской прокуратуры следует, что в хозяйственном ведении МУП АГО «Прогресс» находятся две угольные котельные: угольная котельная «Родничок» не оборудована прибором учета тепловой энергии по причине отсутствия у предприятия средств на установку узла учета вырабатываемой тепловой энергии; в аренде от МУП «Покровское ЖКХ» эксплуатируются угольные котельные с. Писанец, п. Сосновый Бор, данные котельные не оборудованы приборами учета. В текущем периоде МУП АГО «Прогресс» не имеет финансовой возможности для покупки и оборудования угольных котельных узлами учета вырабатываемой тепловой энергии (л.д. 6).

Согласно пункту 1.1 договора аренды № 2 от 05.08.2019, заключенного между Муниципальным унитарным предприятием Артемовского городского округа «Покровское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее МУП АГО «Покровское ЖКХ») и МУП АГО «Прогресс», МУП АГО «Покровское» обязуется передать в аренду социально значимые объекты на плату, размер которой определяется в соответствии с постановлением Администрации Артемовского городского округа от 12.02.2019 № 143-ПА "Об утверждении Порядка определения арендной платы за пользование зданиями, нежилыми помещениями, комплексами имущества, составляющими муниципальную казну Артемовского городского округа» и согласован сторонами в Приложении № 1 к настоящему договору, а МУП АГО «Прогресс» обязуется вернуть те же социально значимые объекты в том же состоянии с учетом нормального износа. Передаваемое имущество указано в акте приема-передачи имущества (л.д. 7-10).

Согласно пункту 1.2 договора аренды № 2 от 05.08.2019, заключенного между МУП АГО «Покровское ЖКХ» и МУП АГО «Прогресс», объекты, указанные в п. 1.1 настоящего договора, расположены на территории с. Писанец, п. Сосновый Бор и передаются для оказания услуг холодного водоснабжения, теплоснабжения (л.д. 7-10).

На основании акта приема-передачи имущества, являющегося приложением № 1 к договору аренды № 2 от 05.08.2019 МУП АГО «Прогресс» приняло от МУП АГО «Покровское ЖКХ» здание котельной с. Писанец, расположенное по адресу: <...> (л.д. 11-12).

Согласно пункту 1.1 договора аренды № 3 от 05.08.2019, заключенного между МУП АГО «Покровское ЖКХ» и МУП АГО «Прогресс», МУП АГО «Покровское» обязуется передать в аренду социально значимые объекты на плату, размер которой определяется в соответствии с постановлением Администрации Артемовского городского округа от 12.02.2019 № 143-ПА "Об утверждении Порядка определения арендной платы за пользование зданиями, нежилыми помещениями, комплексами имущества, составляющими муниципальную казну Артемовского городского округа» и согласован сторонами в Приложении № 1 к настоящему договору, а МУП АГО «Прогресс» обязуется вернуть те же социально значимые объекты в том же состоянии с учетом нормального износа. Передаваемое имущество указано в акте приема-передачи имущества (л.д. 14-17).

Согласно пункту 1.2 договора аренды № 3 от 05.08.2019, заключенного между МУП АГО «Покровское ЖКХ» и МУП АГО «Прогресс», объекты, указанные в п. 1.1 настоящего договора, расположены на территории п. Сосновый Бор и передаются для оказания услуг холодного водоснабжения, теплоснабжения (л.д. 14-17).

На основании акта приема-передачи имущества, являющегося приложением № 1 к договору аренды № 3 от 05.08.2019 МУП АГО «Прогресс» приняло от МУП АГО «Покровское ЖКХ» здание котельной п. Сосновый Бор, расположенное по адресу: <...> (л.д. 18-22).

Согласно пункту 2.3 постановления Администрации Артемовского городского округа «Об утверждении схемы теплоснабжения Артемовского городского округа на период до 2029 года» от 28.08.2015 № 1179-ПА МУП АГО «Прогресс» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах зоны централизованной системы теплоснабжения г. Артемовский района жилых домов по ул. Прилепского, пер. Прилепского, ул. Розы Люксембург (л.д. 24-25)

Согласно пункту 2.3 постановления Администрации Артемовского городского округа «О внесении изменений в постановление Администрации Артемовского городского округа от 28.08.2015 № 1179-ПА «Об утверждении схемы теплоснабжения Артемовского городского округа на период до 2029 года» от 27.09.2019 № 1086-ПА МУП АГО «Прогресс» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах зоны централизованной системы теплоснабжения п. Сосновый Бор, с. Писанец (л.д. 26-27).

На основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа ( далее КУМИ АГО) «Об использовании муниципального имущества» от 30.11.2018 № 382 у МУП АГО «Покровское ЖКХ» изъято и закреплено с 04.12.2018 на праве хозяйственного ведения за МУП АГО «Прогресс» здание котельной, расположенное в <...> (л.д. 28-29).

Согласно п. 1 дополнительного соглашения без номера от 30.11.2018 к договору о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 05.11.2012 № 2012/03, заключенного между КУМИ АГО и МУП АГО «Прогресс» на основании распоряжения КУМИ АГО от 30.11.2018 № 382 у МУП АГО «Покровское ЖКХ» изъято и закреплено с 04.12.2018 на праве хозяйственного ведения за МУП АГО «Прогресс» здание котельной, расположенное в <...> (л.д. 30-31).

В соответствии с актом о приеме товарно-материальных ценностей на котельной квартала «Родничок» г. Артемовский на основании Распоряжения КУМИ АГО № 382 от 31.11.2018 «Об использовании муниципального имущества» произведен прием в хозяйственное ведение угольной котельной квартала «Родничок» от МУП АГО «Покровское ЖКХ» (л.д. 32).

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что котельные, расположенные по адресам: <...> (котельная «Родничок»); <...> (котельная «Писанец»), <...> (котельная «Сосновый Бор») эксплуатируются при отсутствии прибора учета вырабатываемой тепловой энергии, при этом МУП АГО «Прогресс» несет обязанность по организации коммерческого учета тепловой энергии и установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя.

Бездействие ответчика, выразившееся в не оборудовании исправно работающим прибором учета вырабатываемой тепловой энергии нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и, как следствие, влечет нарушение прав потребителей, то есть неопределенного круга лиц, служит препятствием организованного надлежащим образом учета тепловой энергии на котельной, влияет на размер тарифов, устанавливаемых для потребителей.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Артемовского городского прокурора, при этом, учитывая характер спорных правоотношений, суд считает разумным сроком для организации проведения работ по оснащению котельных, расположенных по адресам: <...> (котельная «Родничок»); <...> (котельная «Писанец»), <...> (котельная «Сосновый Бор») приборами учета вырабатываемой тепловой энергии и обеспечения их ввода в эксплуатацию не позднее 01.09.2022.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Артемовского городского прокурора в интересахнеопределенного круга лиц – удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие Артемовского городского округа «Прогресс» в срок до 01.09.2022 организовать проведение работ по оснащению котельных, расположенных по адресам: <...> (котельная «Родничок»); <...> (котельная «Писанец»), <...> (котельная «Сосновый Бор») приборами учета вырабатываемой тепловой энергии и обеспечить их ввод в эксплуатацию.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа «Прогресс» в доход местного бюджета Артемовского городского округа Свердловской области госпошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.

Судья Т.В. Тюрикова