Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области — ТЕКСТЫ СУДЕБНЫХ АКТОВ
Дело № 2- 5163/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ
21 октября 2011 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд в составе:
председательствующего - судьи Шестаковой Р.Х.,
при секретаре - Бобович Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Плотникова Алексея Анатольевича к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска о признании действий незаконным, возложении обязанности согласовать границы земельного участка,
у с т а н о в и л:
27.06.2011 года Плотников А.А., действуя через своего представителя Ростова Р.Н., обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований, что в апреле 2009 года им было подано заявление в Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области (далее КУГИ Сахалинской области) о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: . По истечении месячного срока со дня публикации в газете «Губернские ведомости» информации о приеме заявлений, в отношении испрашиваемого им участка не поступило ни одной заявки от иных лиц. Письмом КУГИ Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ № Плотникову А.А. было сообщено, что земельный участок будет оформлен на его имя, также в письме было указано на необходимость выполнения топографической съемки для представления ее в ДАГУН г.Южно-Сахалинска с целью согласования границ земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ДАГУН г. Южно-Сахалинска согласовать границы участка отказался, ссылаясь на отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории.
В исковом заявлении поставлены требования о признании указанных действий Департамента незаконными и возложении обязанности согласовать границы земельного участка, расположенного по адресу: .
Впоследующем истец, действуя через своего представителя Роства Р.Н., уточнил свои исковые требования в части местоположения земельного участка, указав его адрес:
В судебное заседание истец Плотников А.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Ростов Р.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных Плотниковым А.А. требованиях, с учетом уточнений, настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик ДАГУН г.Южно-Сахалинска представил в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ письменный отзыв на иск, в котором указано, что Департамент не уполномочен осуществлять согласование границ земельного участка в целях межевания. Ссылаясь на п.4.1 Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, в муниципальном образовании городской округ «Город Южно-Сахалинск», утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 15.11.2010 года № 552, полагает, полномочиями по определению местоположения земельных участков наделено Минимущество Сахалинской области как орган, предоставляющий земельные участки. Кроме того, по мнению стороны ответчика, у Департамента отсутствовали основания для согласования границ земельного участка, поскольку на представленной истцом топосъемке границы земельного участка не были отражены уполномоченным органом. Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик также указывает на то, что топосъемка не предусмотрена действующим законодательством в качестве документа, на котором осуществляется согласование границ земельного участка. По мнению ответчика, отказ в согласовании границ земельного участка не нарушает права и законные интересы истца, поскольку отсутствуют проект межевания и планировки территории и Правила землепользования и застройки. Также ответчиком заявлено о пропуске истцом установленного законом трехмесячного срока для обращения в суд с данным заявлением. На основании изложенного просит отказать Плотникову А.А. в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика ДАГУН г. Южно-Сахалинска Богунова Н.В., являющаяся также представителем третьего лица Администрации г.Южно-Сахалинска, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании полагала требования Плотникова А.А. не подлежащими удовлетворению в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Дополнительно пояснила, что оснований для согласования границ испрашиваемого земельного участка не имеется также и постольку, поскольку согласно выкопировке из проекта планировки и застройки данный земельный участок находится в зоне, в которой предполагается строительство многоквартирных жилых домов.
Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
В соответствии со ст. ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 1 закона Сахалинской области от 20.02.2008 года № 6-ЗО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, в городском округе «Город Южно-Сахалинск», распоряжение такими земельными участками, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, осуществляется органом исполнительной власти Сахалинской области, определяемым администрацией Сахалинской области.
В силу пункта 1 распоряжения администрации Сахалинской области от 05.03.2008 года № 137-ра «Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе «Город Южно-Сахалинск», п.2.39 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 15.04.2008 года № 96-па, КУГИ Сахалинской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по распоряжению земельными участками, предоставляемыми для указанных целей в г. Южно-Сахалинске.
Абзацем 2 пункта 4 постановления губернатора Сахалинской области от 10.11.2009 года № 28 «О структуре органов исполнительной власти Сахалинской области» КУГИ Сахалинской области переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области.
При таких обстоятельствах КУГИ Сахалинской области (с 01.01.2010 года – Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области) вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми в целях строительства в городском округе «Город Южно-Сахалинск».
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Положениями абзаца 2 пункта 3 указанной нормы закона установлено, что в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 30.1 ЗК РФ в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, подавшему заявление. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Плотников А.А. обратился в КУГИ Сахалинской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка ориентировочной площадью 2792 кв.м, расположенного по адресу: , для индивидуального жилищного строительства.
Письмом № 07-1091/09 от ДД.ММ.ГГГГ КУГИ Сахалинской области сообщил Плотникову А.А., что по истечении месяца со дня опубликования в газете «Губернские ведомости» информации о приеме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка, других заявлений не поступило, в связи с чем, в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ земельный участок, расположенный по указанному адресу, будет оформлен на его имя. Кроме этого, Плотникову А.А. было сообщено о необходимости представления в ДАГУН г.Южно-Сахалинска топографической съемки участка масштаба 1:500, а в комитет - копии дела по межеванию земельного участка.
Таким образом, решение о предоставлении земельного участка в аренду истцу, выраженное в приведенном выше письме, принято КУГИ Сахалинской области в пределах его компетенции. Поскольку при этом установленный статьей 30.1 Земельного кодекса РФ публичный порядок предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства соблюден, постольку у гражданина возникло право обращения ДАГУН с заявлением о согласовании границ спорного земельного участка.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Плотников А.А. после изготовления топографической съемки спорного земельного участка направил ее вместе с заявлением в ДАГУН города Южно-Сахалинска, в функции которого, в соответствии с Положением о департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, утвержденным постановлением мэра г. Южно-Сахалинска № от ДД.ММ.ГГГГ, входит обязанность по согласованию границ земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ДАГУН г.Южно-Сахалинска отказал Плотникову А.А. в согласовании границ земельного участка по причине того, что земельный участок не соответствует действующей градостроительной документации и расположен за границами утвержденного генплана . Утверждение проекта планировки и проекта межевания территорий планируется на 2010 год при наличии финансовых средств.
Отказ ДАГУН г.Южно-Сахалинска в согласовании границ земельного участка, выраженный в указанном письме, является неправомерным в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ земельного участка, площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с названным законом требований.
В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
Из изложенного следует, что при подготовке межевого плана осуществляется межевание испрашиваемого земельного участка.
В силу пунктов 9.1 и 9.2 Инструкции по межеванию, установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителей районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером – землеустроителем - производителем работ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона о кадастре, в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Таким образом, обязанность муниципального образования согласовать границы земельного участка прямо указана в пункте 6 статьи 38 Закона о кадастре и пункте 9.2 Инструкции по межеванию.
Доводы стороны ответчика об отсутствии у ДАГУН г.Южно-Сахалинска полномочий на согласование границ земельного участка суд признает необоснованными также в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением мэра г. Южно-Сахалинска № от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Положение), основными задачами Департамента являются, в том числе, реализация единой государственной политики в области градостроительной деятельности, градостроительства, имущественных и земельных отношений в городском округе «Город Южно-Сахалинск» на основе действующего законодательства Российской Федерации, Сахалинской области и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу пунктов 3.3.8, 3.3.9, 3.3.11 Положения функциями ДАГУН г. Южно-Сахалинска в области земельных правоотношений являются: предоставление в установленном законом порядке земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, оформление правоустанавливающих документов на землю; заключение договоров аренды, безвозмездного срочного пользования, договоров купли-продажи земельных участков, договоров об установлении частных сервитутов на земельных участках, находящихся в муниципальной и, до разграничения государственной собственности на землю, в государственной (не разграниченной) собственности, если в соответствии с действующим законодательством заключение таких соглашений не отнесено к компетенции органов государственной власти, а также учет договоров аренды земельных участков, осуществление контроля за их выполнением и внесение соответствующих изменений и дополнений в них.
Формирует достоверные базы данных земельных участков, находящихся на правах собственности, аренды, пользования и владения у юридических и физических лиц, хранение межевых дел.
Исполняет иные функции, связанные с осуществлением деятельности в области земельных отношений.
Из анализа приведенных норм законодательства следует, что согласование границ земельного участка является обязанностью ДАГУН г. Южно-Сахалинска.
Ответчик в обоснование отказа Плотникову А.А. в согласовании границ испрашиваемого земельного участка ссылается на отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории. Данный довод суд признает несостоятельным в силу следующего.
В силу пункта 14 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 01.01.20112 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Настоящее правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также на земельные участки, предоставляемые в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Положения закона о кадастре, а также Инструкция по межеванию не содержат оснований для отказа в согласовании границ испрашиваемого земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Этому положению корреспондируют нормы статей 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающих право уполномоченных органов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, разрабатывать проекты планировки и проекты межевания территорий.
В силу изложенного суд приходит к выводу, что отсутствие правил землепользования и застройки, а также разработка генерального плана не является основанием для отказа в согласовании границ испрашиваемого земельного участка, так как данные обстоятельства законодательством не предусмотрены в качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Доводы стороны ответчика об отсутствии оснований для согласования границ земельного участка со ссылкой на выкопировку из проекта планировки и застройки опытно-экспериментального суд не принимает во внимание в связи со следующим.
Несмотря на то, что проект планировки и застройки относится, по существу, к нормативным правовым актам, затрагивающим права и свободы граждан, при рассмотрении настоящего дела стороной ответчика не представлено доказательств утверждения данного проекта органами местного самоуправления в соответствии со ст.ст.8,23,24 ГрК РФ либо в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, а именно Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планирования и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов, утвержденной Приказом Гражданстроя от 29.12.1982 года № 379, или Инструкцией о составе, порядке разработки и согласования градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 22.12.1993 года № 18-38.
Остальные доводы ДАГУН г.Южно-Сахалинска судом не принимаются во внимание по следующим основаниям.
Постановлением администрации г.Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги в городе Южно-Сахалинске «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков», согласно п.2.2 которого данная муниципальная услуга предоставляется органом местного самоуправления и осуществляется ДАГУН г.Южно-Сахалинска.
В соответствии с п.2.6 приведенного выше Административного регламента, утвержденного постановлением администрации г.Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ №, при оформлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома заинтересованным лицом в Департамент представляются следующие документы: заявление по установленной форме; документ, подтверждающий полномочия на получение услуги; современную топографическую съемку земельного участка масштаба 1:500; решение уполномоченного органа (Минимущество Сахалинской области) о возможности предоставления земельного участка; предварительную схему размещения земельного участка (выдается Минимущество Сахалинской области).
Согласно п.2.7 Административного регламента основанием для отказа в рассмотрении заявления является предоставление документов с нарушением требований п.2.6 регламента.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что для согласования границ спорного земельного участка Плотников А.А. представил в ДАГУН г.Южно-Сахалинска все необходимые документы, предусмотренные п.2.6 Административного регламента, в том числе заявление по установленной данным регламентом форме, топосъемку масштаба 1:500, решение КУГИ Сахалинской области о возможности предоставления земельного участка, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №. Данные обстоятельства стороной ответчика не оспорены.
На основании изложенного, учитывая приведенные нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что у ДАГУН г.Южно-Сахалинска отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в согласовании границ земельного участка, испрашиваемого Плотниковым А.А.
В соответствии со ст. 256 Гражданского процессуального кодекса гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как видно из материалов дела и не оспаривается представителем истца, Плотников А.А. узнал о нарушении своего права ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более трех месяцев.
В судебном заседании представитель истца просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд, мотивируя тем, что в согласовании границ земельного участка Плотникову А.А. было отказано в связи с отсутствием проекта планировки и проекта межевания , поэтому он ожидал принятие данного документа, которое, по сообщению ДАГУН, планировалось в течение 2010 года при наличии финансирования. Кроме того, в силу юридической неграмотности он не знал об установленном трехмесячном сроке для оспаривания действий департамента.
Указанные стороной истца причины пропуска срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления суд признает уважительными, в связи с чем пропущенный срок подлежит восстановлению.
При таких данных, исковые требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Плотникова Алексея Анатольевича удовлетворить.
Признать действия Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска, выразившиеся в отказе согласовать границы земельного участка, расположенного по адресу: , незаконными.
Возложить на Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска обязанность согласовать границы земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: .
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2011 года.
Председательствующий судья Р.Х. Шестакова
Копия верна: судья Р.Х.Шестакова