ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5165/2013 от 31.10.2013 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

 Дело №2-5165/2013

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 31 октября 2013 года г. Барнаул

 Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

 председательствующего    Симон Н.Б.

 при секретаре         Церковной Н.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула о возмещении причиненного ущерба,

 У С Т А Н О В И Л:

 Истец ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику о возмещении ущерба, обязании произвести санитарную обрезку дерева. В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит автомобиль ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поместил указанный автомобиль на оборудованную стоянку у дома ..... Около <данные изъяты> на крышу автомобиля упала ветка дерева тополь, растущего на земельном участке, разделяющим проезжие части .... напротив ..... В результате падения ветки автомобилю истца были причинены механические повреждения – деформация панели крыши с повреждением лакокрасочного покрытия, материальный ущерб составил <данные изъяты> руб., включая стоимость восстановления автомобиля <данные изъяты> руб., утрата товарной стоимости <данные изъяты> руб. Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, отчетом об оценке ущерба при повреждении автомобиля № ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ. Повреждение принадлежащего истцу имущества произошло по вине ответчика Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула. Ответчик не обеспечил надлежащее обустройству дороги по ...., не обеспечил надлежащее озеленение территории городского округа что выразилось в не проведении санитарной обрезки дерева, растущего в непосредственной близости от проезжей части дороги. Истец просит взыскать с ответчика в счет возмещения причиненного ущерба <данные изъяты> руб., расходы по проведению оценки ущерба в размере <данные изъяты>, расходы по оформлению доверенности в размере <данные изъяты> руб., расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб., обязать ответчика произвести санитарную обрезку дерева тополь, растущего на земельном участке, разделяющем проезжие части ....

 Определением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ от иска представителя истца ФИО2 ФИО8 в части заявленных требований к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула об обязании произвести санитарную обрезку дерева тополь.

 Представитель истца в судебном заседании на требованиях настаивал по доводам изложенным в иске.

 Истец ФИО2, представитель ответчика в судебное заседание не явились извещены надлежащим образом.

 Представители третьих лиц администрации города Барнаула, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политики администрации города Барнаула в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.

 Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками, в частности, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб).

 В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

 Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) причинную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступившим вредом; г) вину причинителя вреда.

 Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (часть 2 статьи 1064 ГК РФ).

 Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ в результате падения ветки дерева тополь был поврежден принадлежащий истцу автомобиль ФИО5, припаркованный у .....

 В результате данного происшествия автомобиль истца получил повреждения.

 Постановлением УУП ОП № УМВД России по г. Барнаулу от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием события преступления, предусмотренного 167 УК РФ. В действиях ФИО2 отсутствует состав преступления предусмотренного ст. 306 УК РФ, так как факт имел место быть.

 Согласно отчету об оценке ФИО9 № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановления автомобиля без учета износа и с учетом износа составляет <данные изъяты> руб. Величина утраты части товарной стоимости <данные изъяты> руб.

 Из имеющихся в отказном материале (КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ) фотографий места происшествия усматривается, что автомобиль ФИО5 расположен на расстоянии 10 метров от ...., рядом с автомобилем находится ветка тополя. Согласно фотографий тополь находится на данном участке один через дорогу от .... на территории аллеи.

 В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

 Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

 Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

 В силу подпункта "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета с элементами озеленения и благоустройства.

 В соответствии с п. 3.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда или на договорных началах - специализированной организацией.

 Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

 Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (ч. 2 ст. 16 ЗК РФ).

 Согласно ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских округов отнесены вопросы организации благоустройства и озеленения территории городского округа.

 В силу ч. 1 п. 25 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

 В соответствии со ст.50 данного Закона в собственности поселений могут находиться, в том числе, автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог; имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

 На территории города Барнаула решением Барнаульской городской Думы № 77 от 27 марта 2009 года утверждены Правила благоустройства города. Правила устанавливают (п.1.1) порядок организации благоустройства и озеленения территории города, содержания земельных насаждений, очистки и уборки городских территорий и обязательны для исполнения всеми физическими лицами, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм на территории города Барнаула.

 Согласно п.1.3 лица, указанные в п.1.1 Правил, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку, озеленение и благоустройство отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий, а также закрепленных на основании соглашений с администрациями районов в городе территорий, в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и Порядком сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов, утвержденных решением Барнаульской городской Думы.

 В соответствии с п.10.2 Правил лица, в собственности или в пользовании которых находятся земельные участки, обязаны обеспечить содержание и сохранность зеленых насаждений, находящихся на этих участках, а также на прилегающих и закрепленных территориях, с началом весенне-летнего сезона – цветочное оформление.

 С июня 2013 года действуют Правила благоустройства территории городского округа - города Барнаула. Утвержденные решением Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 N 110. Названные Правила содержат аналогичные положения.

 Таким образом, лицо, которому земельный участок предоставлен на праве собственности, ином праве, а также на прилегающей территории или закрепленном участке обязан обеспечивать содержание и сохранность зеленых насаждений.

 Согласно топографическому плану, а также фотоматериалу представленному комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула падение ветки с дерева, расположенного на проезжей части (в границах аллеи) .....

 Исходя из норм жилищного законодательства (согласно ч.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме) собственники помещений в многоквартирном доме несут обязанность по благоустройству дома и расположенных на занимаемом таким домом земельном участке объектов в пределах соответствующего земельного участка.

 Оценка кадастрового паспорта квартала, топосъемки позволяет суду сделать вывод, что территория земельного участка .... расположена за пределами места расположения спорного дерева, т.е. спорное дерево не расположено во дворе указанного дома, не расположено на земельном участке, входящем в состав общего имущества собственников дома.

 Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что земельный участок, на котором растет спорное дерево, не предоставлялся в установленном порядке юридическим или физическим лицам на каком либо праве, является частью автомобильной дороги, как элемент озеленения, имеющий защитное значение.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что спорное дерево расположено на земельном участке, который не предоставлен на каком–либо праве, не является придомовой территорией жилого дома, и не является закрепленным на основании соглашения с администрацией района, поскольку такое соглашение суду не предоставлено.

 В соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 N 110 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула"
благоустройство территории городского округа - города Барнаула обеспечивается:

 1) органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по осуществлению организации благоустройства;

 2) специализированными организациями;

 Организацию деятельности по благоустройству, очистке, уборке территорий осуществляют администрации районов города, комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула и отдел по охране окружающей среды администрации города Барнаула в пределах компетенции.

 Координацию деятельности в области благоустройства осуществляет комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.

 Также предусмотрено, пунктом 15.12., что удаление упавших деревьев с проезжей части дорог, тротуаров, с контактных сетей электротранспорта, проводов уличного освещения и электроснабжения, обеспечивают организации, на обслуживании которых находятся территории данных объектов, в течение суток с момента обнаружения. Удаление упавших деревьев с фасадов зданий осуществляется собственниками указанных зданий или уполномоченными ими лицами в течение суток с момента обнаружения.

 Аналогичные положения были закреплены и в Правилах благоустройства города, утвержденных решением Барнаульской городской Думы № 77 от 27 марта 2009 года.

 Согласно Положения о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула основной целью Комитета является решение вопросов местного значения на территории города в сфере организации дорожной деятельности, благоустройства, транспорта, дорожного движения, уличного освещения и связи. Для реализации основной цели Комитет выполняет следующие функции: организация и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа; контроль за техническим состоянием объектов внешнего благоустройства и элементов обустройства автомобильных дорог, за состоянием городских лесов; осуществление полномочий балансодержателя объектов внешнего благоустройства и элементов обустройства автомобильных дорог, являющихся муниципальным казенным имуществом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Барнаула.

 Согласно постановлению администрации города Барнаула № 1358 от 04 мая 2012 года «Об утверждении порядка учета объектов внешнего благоустройства» порядок учета объектов внешнего благоустройства регламентирует процедуру ведения учета объектов внешнего благоустройства, относящихся к муниципальному имуществу и неучтенным объектам, включает в себя порядок сбора сведений, учета и формирование перечня объектов внешнего благоустройства.

 Объектами Учета являются: автомобильные дороги, в состав которых входят: земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие, ливневые канализации и подобные элементы); защитные дорожные сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение, искусственные дорожные сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения (мосты, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения); а также парки, скверы, зеленые насаждения, и др.

 Объекты учета передаются на баланс комитета, который учитывает переданное на баланс имущество на балансовом счете и осуществляет ведение бухгалтерского учета.

 Таким образом, на основании возложенных на Комитет как на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления задач и полномочий последний на основании сведений об учете объектов озеленения города Барнаула должен контролировать техническое состояние объектов озеленения и организовать контроль за качеством выполняемых работ по содержанию озеленения.

 В соответствии с п.15.2, 15.4 Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 N 110, озеленение городских территорий, работы по содержанию и восстановлению парков, скверов, зеленых зон, содержание и охрана городских лесов осуществляются специализированными организациями по договорам с комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели. Обрезка деревьев осуществляется на основании разрешений, выданных юридическим лицам - комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, физическим лицам - администрациями районов города. Обрезка деревьев производится специализированной организацией в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль), осенний период (октябрь, ноябрь) и в весенний период (март - апрель) при среднесуточном температурном режиме не ниже -15 С.

 Аналогичные требования были также закреплены и в ранее действовавших Правилах благоустройства города, утвержденных решением Барнаульской городской Думы № 77 от 27 марта 2009 года (раздел 10 Правил).

 В материалы дела представлен муниципальный контракт, заключенный между Комитетом и МУП «ФИО13» г.Барнаула, на выполнение работ по озеленению города Барнаула. В соответствии с п.3 технического задания работы по озеленению города Барнаула включают обрезку деревьев: омолаживающая обрезка, формовочная обрезка, санитарная обрезка. При этом обрезка зеленых насаждений по адресу ул.40 лет октября не была включена в план обрезки зеленых насаждений, что не отрицалось представителем ответчика.

 Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отсутствие надлежащих действий со стороны Комитета по текущему содержанию зеленого насаждения, а также контролю за техническим состоянием зеленого насаждения - привело к тому, что объект до ДД.ММ.ГГГГ не был осмотрен и не приведен в безопасное для окружающих состояние.

 По мнению суда, установленное без видимых причин падение веток дерева на автомобиль свидетельствует о том, что состояние дерева было ненадлежащим. Доказательства обратного, т.е. технически исправного состояния дерева и наличия иных причин, не связанных с его содержанием, ответчиками суду не представлены, поэтому суд не принимает во внимание довод ответчика об отсутствии аварийности дерева.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается факт причинения вреда автомобилю истца в результате падения ветки дерева, которое должно находиться в ведении ответчика - Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, по причине невыполнения последним возложенных на обязанностей.

 Представленный суду истцом отчет об оценке причиненного ущерба принимаются как допустимое доказательство, ответчиком суду не представлены возражения относительно размера ущерба, также не заявлялись ходатайства о назначении экспертизы. Размер ущерба согласно отчету об оценке подлежит взысканию в виде стоимости восстановления автомобиля, а также утраты товарной стоимости в сумме <данные изъяты> руб. с учетом требований закона о полном возмещении убытков.

 Также подлежат удовлетворению требования истца как убытки, причиненные в результате падения дерева, о взыскании расходов на оценку автомобиля в сумме <данные изъяты> руб.

 В силу ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 ст.125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

 При изложенных обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.

 В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оформлению доверенности в размере <данные изъяты> руб., расходы по оплате госпошлины <данные изъяты> руб. Несение расходов подтверждено документально.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

 Взыскать с Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула за счет казны муниципального образования городского округа город Барнаул в пользу ФИО2 в возмещение вреда <данные изъяты> руб., расходы по оплате оценки <данные изъяты> руб., расходы по оформлению доверенности в размере <данные изъяты> руб., расходы по оплате государственной пошлины <данные изъяты> руб.

 Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения с подачей жалобы в Центральный районный суд г. Барнаула.

 Председательствующий                         Н.Б. Симон