Гр. дело №2-5166/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2016 г. г. Новосибирск
Заельцовский районный суд г.Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Шумовой Н.А.,
при секретаре Мансурской Я.М.,
с участием истца Ж.А.Ф.,
представителя ответчика Р.В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ж.А.Ф. к ФГУП «Почта России» о защите прав потребителя,
Установил:
Ж.А.Ф. обратился в суд с иском к ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда в размере __ руб., судебных издержек в размере __ руб.
В обоснование требований истец указал, что xx.xx.xxxx г. он обратился в почтовое отделение ответчика __ за почтовой услугой по пересылке двух заказных писем. Однако оператор почтового отделения отказала ему принять для направления его письма, ссылаясь на техническую невозможность оказания услуг и отсутствие почтовых марок.
В результате не оказания ему указанных услуг почтовой связи оказались не отправленными два письма, которые необходимо было срочно направить в кредитную организацию для исполнения судебных решений и суд.
Услуги по направлению заказной почтовой корреспонденции относятся к разряду универсальных услуг почтовой связи, такие услуги должны оказываться почтовым отделением каждому обратившемуся лицу в рамках установленного режима работы почтового отделения.
Изложенное свидетельствует о недостатках в оказании ему услуг почтовой связи.
Ссылаясь на ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей», указывает, что ответчик нарушил его потребительское право на качество услуг. При этом работники ответчика, с которыми он взаимодействовал по указанным обстоятельствам, отказывались представляться и называть свою должность, вели себя некорректно, высказывали нелицеприятные комментарии в отношении его действий по фиксации правонарушения. Указанное обращение работников ответчика с ним как потребителем является недопустимым, оно оскорбило его, причинило ему существенные физические и нравственные страдания. Он возмутился таким обращением работников, посчитал для себя неприемлемым оставить без последствий этот случай, обратился к юристу за консультацией и заказал составление претензии, с которой обратился к ответчику.
Им был получен ответ на претензию, в котором ответчик признал факты, изложенные им в претензии. При этом ответчик не обозначил готовности в добровольном порядке удовлетворить его законные требования о возмещении убытков и компенсации морального вреда.
После обнаружения факта неоказания услуги ответчиком в целях восстановления прав, он, в соответствии со ст.37 ФЗ «О почтовой связи», вынужден был понести расходы на юридические услуги в сумме __ руб. Расходы были связаны с составлением претензии и связанными с этим канцелярскими действиями по печати экземпляров претензии и приложения к ней.
Следствием указанного нарушения ответчиком его прав как потребителя стало причинение ему морального вреда, выражающегося в переживаниях по поводу не оказания услуг ответчиком, некорректного отношения работников к нему, не удовлетворения ответчиком изложенных в претензии его законных требований, вынужденным обращением к ответчику с претензией и в суд. Само обращение в суд было связано для него с определенными переживаниями, волнением, повлекло трату личного времени.
Ответчик, осуществляя предпринимательскую деятельность, принял на себя обязанности осуществлять такую деятельность надлежащим образом, а потому риск ответственности за неисполнение этих обязанностей.
Истец в судебном заседании поддержал свои исковые требования, дополнительно пояснил, что до настоящего времени ответчик не устранил допущенные нарушения его прав, не выразил готовности принять письма к отправке. Технический сбой не является обстоятельство непреодолимой силы, не освобождает ответчика от ответственности. Нарушения ответчиком допускаются систематически. Ему не была предоставлена информация о том, что услуга могла быть им получена в иных отделениях, кроме того, это было окончание рабочего дня и не имелось времени для обращения в другие отделения. Представил дополнительные письменные объяснения (л.д.77).
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против исковых требований, поддержал письменный отзыв (л.д.14), в котором указано о том, что согласно приказу руководителя Новосибирского почтамта от xx.xx.xxxx г. __ в ОПС __ проведена инвентаризация материально-производственных запасов, причина – внеплановая инвентаризация в связи с переходом на программу ЕАС. Материалы по инвентаризации подлежали сдаче в бухгалтерию xx.xx.xxxx г. xx.xx.xxxx г. по плану осуществлено в ОПС подключение программы ЕАС. Таким образом, xx.xx.xxxx г. отделении е оказывало услуги, кроме продажи товаров. Данные услуги оказывались, например, в ближайшем ОПС __ (ул....), __ (ул....). Иск не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия обстоятельств, указанных в ст.ст.151, 1099-1101 ГК РФ, не представлено.
Дополнительно пояснил, что в книге жалоб истец не указывал на грубое поведение сотрудников отделения, у всех сотрудников имеются бейджики с указанием на них ФИО и должности, в связи с чем доводы истца в этой части безосновательны, ни разу не были подтверждены при рассмотрении аналогичных дел по его искам. Все аналогичные иски истца являются типовыми, поэтому подготовка претензии не требовала серьезной работы, а только изменения дат, в связи с чем требования о взыскании судебных расходов являются завышенными.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что xx.xx.xxxx г. при обращении истца в почтовое отделение __ за почтовой услугой по пересылке заказных писем, данная услуга ему ответчиком не была оказана по технической причине (установка нового программного оборудования), что подтверждается записью, произведенной истцом в тот же день в Книге заявлений и предложений (л.д.78-79), ответом на обращение истца от xx.xx.xxxx г. (л.д.6), пояснениями сторон в судебном заседании, отзывом ответчика (л.д.14).
Правоотношения между ФГУП «Почта России» и Ж.А.Ф., как потребителем, регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей».
Согласно ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (ч.2).
Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями (ч.3).
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (ч.5).
Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Федеральным законом «О почтовой связи», Правилами оказания услуг почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от xx.xx.xxxx №__.
Согласно ст.2 Федерального закона «О почтовой связи» услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств;
универсальные услуги почтовой связи - услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам;
В перечень услуг общедоступной почтовой связи входит пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) (Постановление Правительства РФ от xx.xx.xxxx__ «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи»).
Согласно ст.18 ФЗ «О почтовой связи» организации федеральной почтовой связи обеспечивают оказание универсальных услуг почтовой связи, осуществляют оказание иных услуг почтовой связи, тарифы на которые не регулируются государством, т.д.
Согласно ст.34 ФЗ «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи.
Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
При таких обстоятельствах, в связи с установленным судом фактом не оказания истцу услуг почтовой связи по вине ответчика, его исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что истец мог воспользоваться услугами почтовой связи в другом отделении, ему не было отказано в оказании услуги, суд находит несостоятельными, поскольку отделение почтовой связи является структурным подразделением ответчика, которое обязано оказывать все виды услуг почтовой связи.
При таких обстоятельствах суд находит вину ответчика в не оказании услуг истцу установленной.
Истец обращался к ответчику с претензией от xx.xx.xxxx г. (л.д.5), в которой просил компенсировать ему моральный вред, возместить убытки, однако его требования не были удовлетворены добровольно ответчиком.
В связи с нарушением ответчиком прав истца как потребителя, на основании ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», имеются основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Согласно п.45 Постановления Пленума ВС РФ от xx.xx.xxxx__ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Согласно ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Размер компенсации морального вреда, с учетом обстоятельств дела, отсутствием доказательств каких-либо негативных для истца имущественных последствий в результате не оказания ему услуг, объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, наличия и степени вины ответчика, требований разумности и справедливости, суд определяет в размере __ руб. Заявленный истцом ко взысканию размер компенсации морального вреда в __ руб. суд находит завышенным, не отвечающим вышеуказанным требованиям.
Доводы истца о некорректном поведении сотрудников отделения не нашли своего подтверждения в судебном заседании, доказательств этому истцом не представлено.
На основании п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной к взысканию, в размере __ руб.
На основании ст.ст.94,98,100 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы истца по направлению им ответчику претензии в соответствии с требованиями ст.37 ФЗ «О почтовой связи», предусматривающей обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Указанные расходы являются судебными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.4 Постановления Пленума ВС РФ от xx.xx.xxxx__ в случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статьи 94, 135 ГПК РФ, статьи 106, 129 КАС РФ, статьи 106, 148 АПК РФ).
Расходы истцом понесены в размере __ руб., на основании дополнительного соглашения от xx.xx.xxxx г. к договору оказания юридических услуг от xx.xx.xxxx г., заключенному с ООО «Основной элемент» (л.д.8). Оказание услуг подтверждается отчетом по договору, актом от xx.xx.xxxx г. (л.д.9,10), согласно которым истцу оказана услуга по составлению претензии, стоимость которой составила __ руб., а также произведены канцелярские действия на сумму __ руб. Факт оплаты подтвержден квитанцией к ПКО от xx.xx.xxxx г. (л.д.7).
Однако суд указанные расходы находит подлежащими частичному возмещению. Ответчик заявляет об их чрезмерности.
С учетом того, что услуга по составлению претензии не представляла особой сложности, не требовала значительного количества времени по ее подготовке, ее объем занимает одну страницу, ранее истцу неоднократно оказывались аналогичные услуги тем же исполнителем, что следует из аналогичных дел по искам Ж.А.Ф., находящихся и находившихся в производстве суда, а также с учетом требований разумности и справедливости, суд на основании ст.100 ГПК РФ находит целесообразным взыскать понесенные расходы на юридические услуги частично в размере __ руб., на оплату канцелярских действий – в полном объеме в размере __ руб.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, поскольку истец, как потребитель, в силу закона, был освобожден от ее уплаты при обращении с настоящим иском в суд.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ж.А.Ф. к ФГУП «Почта России» о защите прав потребителя удовлетворить частично.
Взыскать с ФГУП «Почта России» в пользу Ж.А.Ф. компенсацию морального вреда в размере __ рублей, судебные расходы __ рублей, штраф __ рублей, а всего __ рублей.
Взыскать с ФГУП «Почта России» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере __ рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.А.Шумова
Решение изготовлено в окончательной форме xx.xx.xxxx года.
__