ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-516/18 от 04.12.2018 Пестовского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2- 516/2018

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес> 04 декабря 2018 года

Пестовский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Павловской Н.Н.,

при секретаре Антоновой Т.А.,

с участием старшего помощника прокурора Хвойнинского района Новгородской области Громовой О.А.,

истца Захаровой О.В., действующей в интересах несовершеннолетних Захарова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаровой З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

представителя ответчика администрации Хвойнинского муниципального района Березиной Е.М., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Хвойнинского <адрес> Новгородской <адрес> в интересах Захаровой Ольги Валентиновны (в порядке ст. 45 ГПК РФ), действующей в интересах несовершеннолетних Захарова Аркадия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаровой Златы Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заявлениям Захарова Александра Анатольевича, Захарова Анатолия Александровича к Администрации Хвойнинского муниципального района об обязании совершить определенные действия,

установил:

И.о. прокурора Хвойнинского района Новгородской области в интересах Захаровой О.В., действующей в интересах несовершеннолетних Захарова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаровой З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обратился в суд с иском к администрации Хвойнинского муниципального района об обязании выполнить определенные действия.

Иск обоснован тем, что в ходе проверки, проведённой по заявлению Захаровой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в нарушение п.п. «г», п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Хвойнинского муниципального района необоснованно отказала Захаровой О.В. во включении её и членов её семьи в список граждан на получение единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства Новгородской области, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, поскольку установить факт утраты имущества первой необходимости не представляется возможным.

В судебном заседании старший помощник прокурора Хвойнинского района Новгородской области Громова О.А. исковые требования поддержала в полном объёме.

Истец Захарова О.В. поддержала заявленные исковые требования и заявила об увеличении исковых требований, просила обязать администрацию Хвойнинского муниципального района включить в список граждан на получение единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства Новгородской области, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, не только её, но и членов её семьи: мужа – Захарова Анатолия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына – Захарова Александра Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – Захарову Злату Анатольевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына – Захарова Аркадия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ судом принято к производству заявление Захаровой О.В. об увеличении исковых требований. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Захаров А.А., Захаров А.А., Правительство Новгородской области.

ДД.ММ.ГГГГ от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Захарова А.А. и Захарова А.А. поступили заявления о признании их третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, согласно которых они просят обязать администрацию Хвойнинского муниципального района включить их в список граждан на получение единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства Новгородской области, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации по основаниям, изложенным в иске и.о. прокурора Хвойнинского района Новгородской области. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Захаров А.А. и Захаров А.А. признаны третьими лицам, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора.

Представитель ответчика администрации Хвойнинского муниципального района Березина Е.М. в судебном заседании исковые требования не признала, считает, что Захарова О.В. и члены её семьи не подлежали включению в список граждан на получение единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства Новгородской области, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и ей было в этом отказано законно.

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора Захаров А.А. и Захаров А.В., извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, поддержали заявленные исковые требования.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Правительство Новгородской области, извещённое о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие. Представителем Правительства Новгородской Эйхнер С.В., действующей на основании доверенности, представлен отзыв, согласно которому Правительство Новгородской области, как представитель исполнительной власти, выполнило свои обязанности в данной ситуации. Так ДД.ММ.ГГГГ Правительством Новгородской области было издано распоряжение № 137-рг «О выделении средств из резервного фонда Правительства Новгородской области» Хвойнинскому муниципальному району в сумме 220 000 рублей, согласно предоставленному Администрацией Хвойнинского муниципального района списку пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (письмо исх. № М16- 1322-И от 27.04,2018 г.) с приложением актов обследования поврежденных объектов и подписанному заместителем руководителя органа местного самоуправления - в данном случае, первым заместителем главы администрации Хвойнинского муниципального района, из расчета 10000 рублей на человека.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со абз. 7 и 8 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон №68-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.

Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Подпунктом «г» пункта 2 выше названных Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; и т.д.

Согласно п. 2(1). Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждён «порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», согласно пункта 7 на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи в соответствии с приложениями и к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской федерации.

В соответствии с Постановлением Администрации Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ N 239 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Новгородской области" Резервный фонд Правительства Новгородской <адрес> (далее - резервный фонд) создается в расходной части областного бюджета в соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией угрозы и последствий чрезвычайных ситуаций (в ред. Постановления Правительства Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ N 144).

Размер резервного фонда устанавливается областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Средства резервного фонда используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, включающих и оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам.

В соответствии с п. 4 Порядка вопрос о выделении средств из резервного фонда рассматривается в течение одного месяца со дня обращения органов местного самоуправления области, организаций и граждан в Правительство Новгородской области при наличии документов, предусмотренных Порядком. Одними из документов, которые прилагаются к данному обращению являются: акт обследования поврежденного (разрушенного) объекта, список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Указом Губернатора Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ «О введении режима чрезвычайной ситуации» с ДД.ММ.ГГГГ для органов управления и сил Новгородской области территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации введён режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением администрации Хвойнинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О введении режима повышенной готовности» в связи с крайне неблагоприятными метеорологическими условиями на территории Хвойнинского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ введен режим повышенной готовности для органов управления и сил районного звена областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании распоряжения Администрации Хвойнинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-рз создана комиссия по формированию перечня граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и установлению степени повреждения домов и имущества и утверждено положение о комиссии.

Согласно п.4 Положения о комиссии по формированию перечня граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и установлению степени повреждения домов и имущества, утвержденного распоряжением администрации Хвойнинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-рз, к полномочиям комиссии относится составление актов обследования поврежденного имущества, сбор заявлений от граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и подтверждающих документов, рассмотрение документов в целях формирования списка граждан на получение единовременной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, формирование списков граждан на получение единовременной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и направление его в Правительство Новгородской области.

Как следует из материалов дела, администрацией Хвойнинского муниципального района был подготовлен список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (письмо исх. № М16- 1322-И от 27.04,2018 г.) с приложением актов обследования поврежденных объектов и подписанный заместителем руководителя органа местного самоуправления - в данном случае, первым заместителем главы администрации Хвойнинского муниципального района.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Новгородской области было издано распоряжение -рг «О выделении средств из резервного фонда Правительства Новгородской области», согласно которому Хвойнинскому муниципальному району было выделено 220 000 рублей, согласно предоставленному списку, из расчета 10000 рублей на человека.

В судебном заседании установлено, что Захарова О.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Администрацию Хвойнинского муниципального района с просьбой включить ее и членов её семьи: мужа Захарова А.А., сына Захарова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Захарову З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Захарова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, так как ее дом оказался в зоне чрезвычайно ситуации и пострадал от наводнения.

В рамках рассмотрения указанного обращения Захаровой О.В. комиссия по формированию перечня граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и установлению степени повреждения домов и имущества администрации Хвойнинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ произвела осмотр жилого дома Захаровой О.В. по адресу: <адрес> и составила акт обследования повреждённого (разрушенного) объекта, согласно которому в результате произошедшего паводка подтопление дома не зарегистрировано, со слов Захаровой О.В. было частичное затопление подвала и утрата имущества первой необходимости насосной станции в подвале. На момент обследования конструктивные элементы жилого дома не пострадали, в подвале имеются признаки намокания конструкции – фундамента и балок перекрытия, насосная станция находится на сухом основании, без внешних признаков нахождения в воде, установить причины выхода её из строя не представляется возможным.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № М16-1511-и «О рассмотрении обращения» на основании указанного выше обследования Администрация <адрес>ДД.ММ.ГГГГ отказала Захаровой О.В. во включении ее в список граждан на получение единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства Новгородской области, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, ссылаясь на то, что установить факт утраты имущества первой необходимости не представляется возможным.

Не согласившись с отрицательным решением Администрации Хвойнинского <адрес> Захарова О.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с повторным заявлением о включении её и членов её семьи в список на оказание единовременной материальной помощи, предусмотренной подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках рассмотрения повторного обращения Захаровой О.В. администрацией Хвойнинского муниципального района было вновь отказано о внесении Захаровой О.В. и её семьи в список граждан на получение единовременной материальной помощи из резервного фонда правительства Новгородской области, пострадавшим в чрезвычайной ситуации (письмо администрации Хвойнинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № М16-1813-и «О рассмотрении обращения»).

Как следует из представленных справки МП ОМВД России по Хвойнинскому району, домовой книги, копий записей актов о рождении супруги Захарова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Захаров А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и их дети Захаров А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захарова З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаров А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права жилой дом, расположенный по адресу: д. <адрес> находится в общей совместной собственности супругов Захарова А.А. и Захаровой О.В.Собственником земельного участка по адресу <адрес> является Захаров А.А.

Согласно распоряжения администрации Хвойнинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении зоны подтопления» <адрес><адрес>, где проживает Захарова О.В. включен в границы зоны затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории Хвойнинского муниципального района.

Таким образом установлено, что Захарова О.В. и члены её семьи постоянно проживали в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации (<адрес>) и зарегистрированы в нём по месту жительства. Ответчиком не оспаривался и тот факт, что в результате подтопления земельного участка и подвала в доме истцов произошло нарушение условий жизнедеятельности проживающих в доме жильцов.

В результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации были нарушены нормальные условия жизнедеятельности Захаровой О.В. и членов её семьи, что выразилось в подтоплении земельного участка и подвала, ограничении передвижения, невозможности пользоваться питьевой водой, свободно осуществлять ежедневно необходимые бытовые нужды, обеспечивающие нормальное существование человека.

Кроме того, как следует их пояснений представителя ответчика администрации Хвойнинского муниципального района, ДД.ММ.ГГГГ Захарова О.В. позвонила в ЕДДС Хвойнинского района и сообщила, что на её участок поступает потоком вода, а также, что вода находится уже в подвале дома. Рабочей группой администрации Хвойнинского района совместно с аэромобильной группировкой ГУ МЧС России по Новгородской области при совершении обхода зон подтопления на предмет выявления пострадавших, установлено, что дом Захаровой О.В. действительно подтоплен. Захарова О.В. при проведении вышеуказанного обхода заявила, что непосредственно в жилом помещении дома воды не имеется, но подвал до уровня пола затоплен полностью. Какой либо иной информации, что нарушилась её жизнедеятельность, что необходима какая-либо помощь не последовало, поэтому осмотр самого дома не производился, акт обследования утраченного имущества первой необходимости в результате ЧС не составлялся, а в дальнейшем при выезде и осмотре жилого дома факт подтопления дома в результате произошедшего паводка не зарегистрирован, на момент обследования конструктивные элементы жилого дома не пострадали, в подвале имеются признаки намокания конструкции – фундамента и балок перекрытия, насосная станция находится на сухом основании, без внешних признаком нахождения в воде, установить причины выхода её из строя не представляется возможным.

Вместе с тем, подпункт «г» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит обязательных условий в виде причинения какого-либо ущерба, либо утраты имущества, именно для получения единовременной материальной помощи. Данные последствия необходимы для получения финансовой помощи, либо разовой материальной помощи.

В силу федерального законодательства для включения в списки пострадавших и получения единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей от гражданина не требуется представления доказательств повреждения, утраты его имущества первой необходимости, гражданину достаточно приложить документы, удостоверяющие личность со сведениями о регистрации. Каких-либо других документов, гражданин предоставлять не обязан (п. 11 «Правил выделения бюджетных ассигнований тз резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утв. Постановлением Правительства РФ от Постановления Правительства РФ , п. п.7 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ).

Из исследованных материалов дела, пояснений сторон, установлено, что Захарова О.В. ДД.ММ.ГГГГ подала заявление ответчику по установленной форме, в установленный срок, указав, что дом, в котором она и члены её семьи проживают, оказался в зоне чрезвычайной ситуации и пострадал от наводнения, начавшегося ДД.ММ.ГГГГ, однако, только ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был осмотрен дом и участок заявителя, о чем составлен соответствующий акт обследования, подтвердивший факт подтопления земельного участка и подвала жилого дома.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что домовладение по месту регистрации и постоянного проживания истцов подвергалось подтоплению, находилось в зоне чрезвычайной ситуации, чем были нарушены условия жизнедеятельности проживающих в доме жильцов, потому суд считает, что Захарова О.В., Захаров А.А., Захарова З.А., Захаров А.А., Захаров А.А. являются лицами, подлежащими включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной помощи.

Таким образом, администрация Хвойнинского муниципального района необоснованно отказала Захаровой О.В. во включении её и членов её семьи в список граждан на получение единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства Новгородской области, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины, таким образом расходы по оплате государственной пошлины от оплаты, которой истец освобожден, возмещению с ответчика не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск исполняющего обязанности прокурора Хвойнинского района Новгородской области в интересах Захаровой Ольги Валентиновны (в порядке ст. 45 ГПК РФ), действующей в интересах несовершеннолетних Захарова Аркадия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаровой Златы Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заявления Захарова Александра Анатольевича, Захарова Анатолия Александровича к Администрации Хвойнинского муниципального района об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Обязать Администрацию Хвойнинского муниципального района включить Захарову Ольгу Валентиновну, Захарова Аркадия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захарову Злату Анатольевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захарова Александра Анатольевича, Захарова Анатолия Александровича, проживающих по адресу: <адрес>, в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Пестовский районный суд Новгородской <адрес> в течение месяца со дня вынесения.

Судья Н.Н. Павловская