ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-516/19 от 21.02.2019 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело № 2-516/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 февраля 2019г. г.Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Николаевой И.П.. при секретаре Анхеевой У.И.. с участием представителя истца адвоката Викулова О.В.. действующего на основании доверенности от 27.11.2017г. представителя ответчика Афанасьевой действующей на основании доверенности рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску РОО Комиссия по защите прав потребителей» в интересах Карповой И.А. к ПАО «ТГК-14» об обязании произвести перерасчет платы за отопление, компенсации морального вреда, штрафа,

у с т а н о в и л:

Истец РОО Комиссия по защите прав потребителей» в интересах Карповой И.А. просит взыскать с ПАО «ТГК-14» в пользу Карповой И.А. неосновательное обогащение в размере 59552,42 руб., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. и 25 % от присужденной в пользу потребителя суммы в качестве штрафа. Также просит взыскать в качестве штрафа с ответчика в пользу РОО Комиссия по защите прав потребителей»25 % от взысканной в пользу истца суммы.

Исковые требования мотивированы тем, что Карпова И.А., является собственником ? доли <адрес> г. в <адрес>, Потребитель оплачивает коммунальные услуги полностью за счет собственных денежных средств. В квартире Потребителя в полном соответствии с требованиями действующего законодательства установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии, который введен в эксплуатацию с 18.09.2014г. в соответствии с письмом ПАО «ТГК 14» от 31.10.2014г. Показания прибора учета ежемесячно передавались собственником квартиры в ПАО ТГК_14 по телефону, но с начала отопительного сезона 2016-2017 гг. расчет платы за отопление Потребителю производился не по данным прибора учета, а исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, в нарушение ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, согласно которому размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. За период с 14.06.2016г. по 26.09.2018г. Потребителю поставлена тепловая энергия в объеме 4,876 Гкал., тариф за отопление составлял 1983,5 руб. за 1 Гкал., следовательно Потребитель должна была оплатить за поставленную энергию не более 9671, 55 руб. (1983,5 х 4,876). Фактически, за тот же период, Потребитель оплатила 69223,97 руб., что подтверждается выпиской Ответчика из финансового лицевого счета ..., тем самым вследствие необоснованного уклонения Ответчика от взимания платы за потребленную тепловую энергию по показаниям прибора учета, Потребитель переплатил 59 552, 42 руб. (69223,97 - 9671, 55). неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), также потребителю причинен моральный вред. 4 октября 2018г. Потребитель обратился в РОО «Комиссия по защите прав потребителей» с жалобой на неправомерные действия ПАО «ТГК 14». 6 ноября 2018г. Потребитель направил Ответчику претензию с требованием о добровольном возврате излишне уплаченных за теплоснабжение денежных средств. Ответ на претензию не получен.

В ходе судебного разбирательства представителем истца Викуловым О.В. был изменен предмет иска: истец просил обязать ПАО «Территориальная генерирующая компания №14» произвести перерасчет платы за отопление <адрес>, находящейся по <адрес> за период с 14 июня 2016 года по 26 сентября 2018 года исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, которым оборудовано данное жилое помещение. Взыскать с ПАО «Территориальная генерирующая компания №14» в пользу Карповой И.А. 10000 рублей в качестве компенсации морального вреда и 25% от присужденной в пользу Потребителя суммы в качестве штрафа. Взыскать в качестве штрафа с ПАО «Территориальная генерирующая компания №14» в пользу РОО «Комиссия по защите прав потребителей» 25% от взысканной в пользу Карповой И.А. суммы.

Карпова И.А., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в деле имеется заявление о рассмотрении иска в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Викулов О.В. измененные исковые требования поддержал и пояснил, что требования основаны на неправомерном уклонении Ответчика в период с июнь 2016 г. по сентябрь 2018 г. от учета показании индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в квартире Карповой И.А., при расчете платы за отопление, Постановлением Конституционного суда РФ № 30-П от 10.07.2018г. взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 ст. 157 ЖК РФ, и абзаце третьем пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 17 (часть3), 19(часть1), 35 и 55 (часть3), следовательно ответчик незаконно начислял потребителю плату за отопление без учета показаний индивидуального прибора учета, установленного Карповой И.А.. в квартире, просит удовлетворить требования произвести перерасчет оплаты за тепловую энергию по показаниям ИПУ, а не по нормативу потребления в период с июня 2016 г. по сентябрь 2018 г.

Представитель ответчика ПАО «ТГК-14» Афанасьева Л.П. в суде исковые требования не признала, представила письменный отзыв об отказе в иске. Также суду пояснила, что в многоквартирном доме где проживает Карпова И.А.. дом оснащен общедомовым прибором учета (сокращенно- ОДПУ), однако не все квартиры имеют индивидуальные приборы учета тепловой энергии( сокращенно -ИПУ), поэтому ответчик ежегодно производит корректировку начислений. В Постановлении Конституционного суда говорится о МКД где имеется ОДПУ и все квартиры имеют ИПУ. За период с 01.09.2016 по 26.09.2018, ПАО «ТГК-14» за указанный период произведено начисление в соответствии с Правилами № 354, в связи с внесением изменений в Правила № 354 от 28.12.2018 Постановлением Правительства № 1708, начисление платы по услуге отопление с учетом показаний ИПУ будут производится с 01.01.2019 по формуле №3(1). потребитель не передавала показания ИПУ ежемесячно в соответствии с требованиями закона. Кроме этого, потребитель не передавала показания ИПУ ежемесячно в соответствии с требованиями закона.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд признает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 540 Гражданского кодекса РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В соответствии со ст. 541 Гражданского кодекса РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании приведенных норм жилищного законодательства, положений частей 1, 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", устанавливающих, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением коллективных (общедомовых), а также индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета используемых ресурсов, а также с учетом положений части 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ, предусматривающих запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, следует вывод, что действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов. Иного способа определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению действующее законодательство не предусматривает.

Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 и принятыми в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06 мая 2011 г. (далее – Правила), в редакции, действовавшей до 01 января 2019 г., оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии ... от 22.02.2006г. потребитель Карпова И.А. является собственником ? жилого помещения – <адрес> г., <адрес>. Многоквартирный <адрес>. оборудован ОДПУ; квартира потребителя оборудована индивидуальным прибором учета тепловой энергии, который введен в эксплуатацию с 18.09.2014 г.

Из Акта проверки Жилищной инспекции Администрации г.Улан-Удэ от 17.09.2018г. по обращению ФИО5. проживающего по адресу <адрес> отношении ПАО «ТГК-14» установлено, что многоквартирный дом по адресу <адрес>, в котором расположена квартира истца, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, при этом не во всех жилых помещениях в данном многоквартирном доме имеются индивидуальные приборы учета тепловой энергии.

Таким образом, расчет платы за отопление потребителям указанного многоквартирного дома ответчиком обоснованно производился по формуле 3 (1) Правил:

Pi = Si x VT x TT,

где:

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;

TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Формула 3(3) Правил:

,

где:

- объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м жилом или нежилом помещении по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год;

- объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях в многоквартирном доме, который определяется по формуле:

,

где Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год;

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит применению только в том случае, если все жилые и нежилые помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, введенными в эксплуатацию в порядке, установленном в п.п. «у» п. 31 Правил.

При таких обстоятельствах оснований к начислению в спорный период (с июня 2016 г. по сентябрь 2018 г.) платы за тепловую энергию по формуле 3(3) Правил, не имеется.

Доводы представителя истца со ссылкой на Постановление Конституционного суда РФ № 30-П от 10.07.2018г. «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в связи с жалобой гражданина С.Н.Деминца» необоснованы, не могут быть приняты судом, так как в Постановлении разрешается вопрос об определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и все жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.

В данном случае, в <адрес>. где проживает Карпова И.А.. не все жилые помещения оборудованы ИПУ.

Пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного суда РФ № 30-П от 10.07.2018г. «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в связи с жалобой гражданина С.Н.Деминца» предусмотрено о необходимости Федеральному Собранию и Правительству РФ внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальным приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.

Во исполнение данного требования Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018г. внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, по вопросам предоставления коммунальных услуг, в том числе по порядку оплаты за коммунальную услугу по отоплению, при этом установлено, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением: а) применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил, в данном случае с 01.01.2019г.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено доказательств в обоснование исковых требований.

Таким образом, оценивая в совокупности, имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд признает исковые требования истца в интересах Карповой И.А. об обязании произвести перерасчет платы за отопление за период с июня 2016 г. по сентябрь 2018 необоснованными и не подлежащими удовлетворению, в связи с отказом в удовлетворении основных требований не подлежат удовлетворению требования о взыскании штрафа, компенсации морального вреда в соответствии с законом о защите прав потребителей.

Таким образом, исковые требования не подлежат удовлетворению полностью.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований РОО Комиссия по защите прав потребителей» в интересах Карповой И.А. к ПАО «ТГК-14» об обязании произвести перерасчет платы за отопление, компенсации морального вреда, штрафа, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ.

Решение в окончательной форме принято 27.02.2019г.

Судья Николаева И.П.