№
Дело №2-516/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2020 г. г. Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Климиной К.Р.,
с участием прокурора Насибуллиной К.М.
истца Яфаева Э.А., его представителя Валиуллина Т.А., действующего по ордеру от 13.01.2020г,
представителя ответчика Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору – Исмагиловой А.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2020 года №4
при секретаре Маминовой Л.Т
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яфаева Эдуарда Артуровича к Госкомитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору о восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Яфаев Э.А. обратился в суд с иском к Госкомитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору о восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, указывая на то, что он 12 марта 2019г. заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Республики Башкортостан и замещении должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан. В соответствии с п. 12 служебный контракт с ним заключен временно, на период замещения отсутствующего гражданского служащего Я.К.В. за которой сохраняется должность гражданской службы. Отработав более 6 месяцев и закончив испытательный срок без нареканий и нарушений, с 21.10.2019 г. по 05.11.2019 г. истец отправился в отпуск, так как нужно было подготовиться к свадьбе, которая состоялась 08.11.2019г. 17.11.2019г. истец получил уведомление об увольнении от 31.10.19г., направленное Государственным комитетом 06.11.2019г. В уведомлении было указано о прекращении служебного контракта с в связи с выходом основного работника Я.К.В. Приказом №-лс Председателя Государственного комитета от 11.11.2019г. прекращен служебный контракт № и истец уволен с 19.11.2019 г. в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта гражданского служащего п.2 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». С приказом истец был ознакомлен 19.11.2019г. В день увольнения истец попросил ознакомить его с приказом о выходе на работу Я.К.В. так как с ее выходом непосредственно связано прекращение служебного контракта истца, однако ему было отказано. Истец полагает, что необоснованно уволен, просит признать незаконным увольнение по приказу №-лс от 11.11.2019 г., по которому прекращен служебный контракт № и истец уволен с 19.11.2019 г. в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта и восстановить на государственной гражданской службе в Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на должность ведущего специалиста-эксперта-старшего государственного жилищного инспектора (регистрационный №.1) отдела государственного жилищного надзора и лицензионного контроля по <адрес> ГО <адрес>. Взыскать с Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору средний заработок за все время вынужденного прогула с 19 ноября 2019 года по 17 декабря 2019 г. в сумме 39186,40 рублей, а также по день восстановления на работе. Взыскать с Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в счет компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями, сумму в размере 200000 рублей.
В судебном заседании истец, его представитель иск поддержали и просили его удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. В обоснование иска было указано, что Я. фактически не приступила к обязанностям, считает, что Я. не выходила на работу, все документы о том, что Я. приступила к обязанностям изготовлены самим ответчиком, поэтому имеются сомнения в их достоверности. Полагает, что истец уволен не законно.
В судебном заседании представитель ответчика Госкомитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору Исмагилова А.В., действующая на основании доверенности, иск не признала указав, что увольнение истца произведено законно, с соблюдением требований нормативных актов, процедура увольнения была соблюдена. Просит отказать в иске, по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшей требования необоснованными, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
Статьей 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ( в редакции 19.12.2016г).
Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона N 79-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 79-ФЗ для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт.
На основании п. 2 ч. 4 ст. 25 Федерального закона N 79-ФЗ срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы.
Специфика государственной гражданской службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих, установленных законом, чтобы обеспечить интересы данного вида службы, гарантировав ее прохождение лицами, которые надлежащим образом исполняют обязанности, возложенные на них в соответствии с законодательством, что следует из вышеуказанных норм Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании приказа Госкомитета №-лс от 12.03.2019 г. Яфаев Эдуард Артурович был принят на государственную гражданскую службу Республики Башкортостан и назначен в отдел государственного жилищного надзора и лицензионного контроля по <адрес> ГО <адрес> на должность ведущего специалиста-эксперта — старшего государственного жилищного инспектора с 12 марта 2019 г.
В соответствии с условиями служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Республики Башкортостан и замещении должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан с Яфаевым Э.А. был заключен временно, на период замещения отсутствующего гражданского служащего (Я.К.В..), за которым сохраняется должность гражданской службы (п. 12 служебного контракта №).
31.10.2019 года государственным гражданским служащим Я.К.В. было подано заявление о прерывании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выходе на работу с 20.11.2019 года.
В силу ч. 3 ст. 79 Трудового кодекса РФ трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона N 79-ФЗ срочный служебный контракт, заключенный на период замещения временно отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу.
На основании заявления Я.К.В. приказом Госкомитета №-лс от 11.11.2019 г. отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет прерван.
Ответчиком на имя истца направлено уведомление, в котором указано о расторжении срочного служебного контракта 19.11.2019 года и увольнении истца на основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 79-ФЗ.
На основании приказа Госкомитета №-лс от 11.11.2019 г. действие служебного контракта № от 12.12.19 г. на основании п. 2 4.1 ст. 33 Федерального закона N 79-ФЗ прекращено в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта, Яфаев Эдуард Артурович освобожден от замещаемой должности гражданской службы Республики Башкортостан.
Приказом от 11.11.2019г. №-лс подтверждается, что на основании заявления Я.К.В. отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет прерван, отпуск считать прерванным, считать Я.К.В. приступившей к исполнению обязанностей с 20.11.2019г. Контроль за исполнением приказа возложен на и.о. председателя Ш.И.М. отделу ГКУ ЦФО РБ направить приказ для произведения начисления и выплат.
Согласно справки ОБУ иО № ГКУ РБ ЦФО от 20.01.2020г., выданной на имя Я.К.В. работающей в государственном комитете РБ по жилищному и строительному надзору, ею были получены денежные средства – заработная плата в период с января по март 2019г. и с ноября по декабрь составила 133963,88 рублей, в период с марта по июль выплачено пособие по временной нетрудоспособности, в период с июля по ноябрь выплачено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Указанные сведения согласуются со правкой 2-НДФЛ, представленной суду и сведениями, представленными ГУ ФОМС РБ о выплаченных пособиях.
Давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок - на время отсутствия работника, за которым в соответствии с законодательством сохраняется должность государственной гражданской службы, истец знал о возможности его прекращения по выходу Я.К.В. из отпуска по уходу за ребенком, поскольку собственноручно подавал заявление о назначении на должность государственной гражданской службы на период отсутствия основного работника, лично подписывал служебный контракт и согласился на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях.
Конституционный Суд РФ в Определении от 21.11.2013 года N 1754-0 указал, что гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях. При этом истечение срока действия срочного служебного контракта, в том числе в случае выхода на службу отсутствовавшего государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с названным Федеральным законом сохраняется должность государственной гражданской службы, является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта. Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих, поскольку в равной мере распространяется на всех государственных гражданских служащих, замещающих должности на основании срочного служебного контракта.
Прекращение трудового договора в связи с истечением срока его действия соответствует общеправовому принципу стабильности договора; работник, давая согласие на заключение трудового договора в предусмотренных законодательством случаях на определенный срок, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного. периода (Апелляционное определение Московского областного суда от 02.03.2016 г. по делу № 33-5743/2016).
Истечение срока действия срочного служебного контракта, в том числе в случае выхода на работу отсутствовавшего государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральным законом сохранятся должность государственной гражданской службы, выделено законодателем в самостоятельное основание расторжения срочного служебного контракта.
Выход на работу отсутствующего государственного гражданского служащего в данном случае является объективным событием, наступление которого не зависит от воли работодателя, в связи с чем увольнение по данном основанию не относится к основаниям расторжения служебного контракта по инициативе работодателя.
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" №79-ФЗ, так же как и Трудовой кодекса РФ, не предусматривает продолжение срочного служебного контракта с гражданским служащим, если основной гражданский служащий приступил к выполнению обязанностей.
Поскольку основной работник ЯК.В. прервала свой отпуск по уходу за ребенком и приступила к исполнению трудовых обязанностей, действия Госкомитета по прекращению срочных трудовых отношений с истцом являются правомерными.
Процедура увольнения, предусмотренная Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для прекращения служебного контракта по указанному основанию, Госкомитетом была соблюдена, доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях работодателя нарушений действующего законодательства, ущемляющих законные права истца, отсутствуют, нарушений порядка увольнения не допущено, судом не установлено.
Таким образом, исковые требования Яфаева Э.А. о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка и морального вреда заявлены необоснованно.
Согласно представленным представителем ответчика доказательствам, которые суд признает допустимыми, подтверждается факт увольнения в соответствии с требованиями закона.
Доводы истца о том, что основной работник, на место которого он был принят временно на службу - Я.К.В. на работу 20.11.2019г. не вышла, в связи с чем, полагает, что уволен был незаконно, не обоснованы и не нашли подтверждение в судебном заседании. Ссылка истца на тот факт, что по запросу суда подтверждающие сведения об отчислениях произведенных в УПФ РБ и МРИФНС по РБ ответчиком в связи с начислением заработной платы Я.К.В. не представлены, что дает основания полагать, что сведения, представленные ответчиком недостоверные, а работник фактически не приступала к обязанностям, являются голословными и опровергаются материалами дела.
Так, согласно соглашению о передаче функций по ведению бюджетного учета и формированию бухгалтерской и налоговой отчетности от 31.07.2018г. указанные функции Госкомитетом переданы в Государственное казенное учреждение РБ «Центр финансовой отчетности», которым и была предоставлена справка о произведенных начислениях Я.К.В.
Оснований не доверять представленным документам, выданным государственным казенным учреждением РБ (не являющимся стороной в настоящем споре) у суда не имеется.
Кроме того, суду представлены ответы, подготовленные исполнителем Я.К.В. в декабре 2019г., из которых следует, что Я.К.В.. в рамках своих должностных обязанностей осуществила проверки по обращениям граждан и направила ответы по проведенным проверкам, а также табель учета рабочего времени, которым также подтверждается выход основного работника на государственную гражданскую службу и нахождение на рабочем месте.
Суд считает необходимым отметить, что к государственным гражданским служащим законодатель предъявляет особые требования, связанные с исполнением служебных обязанностей. Деятельность государственной службы четко регламентирована и закреплена вышеуказанными законодательными актами. Соблюдение и строгое выполнение требований законодательства "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является обязанностью Госкомитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору. И поскольку требования истца основаны только лишь на его собственном предположении о нарушении ответчиком требований закона, на его домыслах о том, что основной работник фактически не выходила на работу, что не нашло подтверждения в судебном заседании, правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Кроме того, сомнение истца в самом факте нахождения на рабочем месте основного работника на государственной гражданской службе, правдивости ведения финансовой отчетности, своевременного направления сведений в налоговые органы, не подтвержденные соответствующими доказательствами, являются недопустимыми, поскольку подрывают закрепленные законом авторитет и основы конституционной системы государственной гражданской службы, с намерением бездоказательного извлечения личной выгоды.
В соответствии с изложенным, суд отказывает истцу в удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПКРФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Яфаева Эдуарда Артуровича к Госкомитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору о восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказать за необоснованностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: К.Р.Климина
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2020г.