Дело №2-516/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2014 года город Корсаков Сахалинской области
Корсаковский городской суд Сахалинской области
под председательством судьи А.А. Русецкой,
при секретаре судебного заседания А.Н. Андреевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий МОТО и РЭР ГИБДД УМВД России по Сахалинской области и возложении обязанности произвести регистрационные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Корсаковский городской суд с заявлением об оспаривании действий МОТО и РЭР ГИБДД УМВД России по Сахалинской области. В обоснование заявления указала, что с 28 мая 2013 года является собственником автомобиля «<данные изъяты>» (кузов №) государственный регистрационный знак №. 04 марта 2014 года заявитель была участником ДТП, по результату оформления которого она привлечена к административной ответственности. Из постановления об административном правонарушении следовало, что ФИО1 управляла автомобилем не имея документов, предусмотренных ПДД, поскольку регистрационные действия в отношении, принадлежащего ей автомобиля были аннулированы. Обратившись за разъяснениями к руководителю ОМВД России по КГО, 07 марта 2014 года получила ответ, из которого следовало, что основанием для аннулирования регистрационных действий в отношении автомобиля «<данные изъяты>» послужила служебная проверка, проведенная УГИБДД УМВД России по Сахалинской области. В ответе также было изложено, что регистрационные действия были отменены в связи со вступлением в силу с 01 сентября 2012 года, в редакции постановления Правительства РФ от 30.08.2012 года № «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств». Указывает, что действия МОТО и РЭР ГИБДД УМВД России по Сахалинской области нарушают её права, поскольку аннулирование регистрационных действий лишает его возможности распоряжаться своим имуществом как собственнику по своему усмотрению (отчуждать, пользоваться, отдавать в залог и распоряжаться другими способами). В этой связи просит признать действия МОТО и РЭР ГИБДД УМВД России по Сахалинской области об аннулировании регистрационных действий в отношении автомобиля «<данные изъяты>» (кузов №), государственный регистрационный знак №, незаконными, возложить обязанность на МОТО и РЭР ГИБДД УМВД России по Сахалинской области произвести восстановление регистрационных данных в отношении автомобиля «<данные изъяты>», взыскать с УМВД России по Корсаковскому городскому округу расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей.
ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явилась.
18 апреля 2014 года, в предварительном судебном заседании, представитель заявителя ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, дополнил заявленные требования, просил признать заключение служебной проверки от 16 мая 2013г., проведенной заместителем начальника ТН РЭР ГИБДД УМВД России по Сахалинской области, в части аннулирования регистрационных действий в отношении автомобиля «<данные изъяты>» (кузов №), ГТД №, №, государственный регистрационный знак №, незаконными.
действия МРЭО ГИБДД УМВД России по Сахалинской области об аннулировании регистрационных действий в отношении автомобиля «<данные изъяты>» (кузов №), государственный регистрационный знак, № и возложить обязанность на МРЭО ГИБДД УМВД России по Сахалинской области произвести восстановление регистрационных действий в отношении указанного выше автомобиля, поскольку в связи с принятием Приказа от 24 декабря 2013 года № МОТО и РЭР ГИБДД УМВД России по Сахалинской области МОТО прекратило свою деятельность.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении заявленных требований, просил признать заключение служебной проверки от 16 мая 2013г., проведенной заместителем начальника ТН РЭР ГИБДД УМВД России по Сахалинской области, в части аннулирования регистрационных действий в отношении автомобиля «<данные изъяты>» (кузов №), ГТД №, №, государственный регистрационный знак №, незаконными, признать действия МОТО и РЭР ГИБДД УМВД России по Сахалинской области об аннулировании регистрационных действий в отношении автомобиля «<данные изъяты>» (кузов №), государственный регистрационный знак №, незаконными, возложить обязанность на МОТО и РЭР ГИБДД УМВД России по Сахалинской области произвести восстановление регистрационных данных в отношении автомобиля «<данные изъяты>» и взыскать с УМВД России по Корсаковскому городскому округу расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей.
В связи с прекращением с 01 января 2014г. осуществления полицией государственного технического осмотра транспортных средств и прицепов к ним, начальником Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области 24 декабря 2013г. утвержден приказ № о Положении о межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе ГИБДД УМВД России по Сахалинской области (далее – МРЭО ГИБДД УМВД России по Сахалинской области).
МРЭО ГИБДД УМВД России по Сахалинской области и УМВД России по Сахалинской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Из материалов дела следует, что документами, представленными ОМВД России по Корсаковскому городскому округу, подтверждается, что ООО «<данные изъяты>» ввезен на территорию Российской Федерации кузов легкового автомобиля без двигателей и ходовой части, укомплектованные салоном в сборе, оптикой, с остеклением: «<данные изъяты>», №, <данные изъяты> года, Японского производства, бывший в эксплуатации, что следует из добавочного листа и дополнения к декларации на товары от 10 октября 2012г. №.
В соответствии с договором купли-продажи б/н от 02 ноября 2012 года следует, что А. приобрела у ООО «<данные изъяты>» вышеуказанный кузов легкового автомобиля.
На основании указанных документов ОГИБДД ОМВД России по Корсаковскому городскому округу были произведены регистрационные действия и А. выдан дубликат паспорта транспортного средства № и государственный регистрационный знак №.
Судом установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от 21.05.2013 года является собственником автомобиля «<данные изъяты>» (кузов №), государственный регистрационный знак №, ранее принадлежащем А., о чем в дубликате ПТС 28.05.2013 года сделана отметка и выдано свидетельство о регистрации транспортного средства.
Согласно заключению служебной проверки от 16 мая 2013 года, проведенной по указанию ГУ ОБДД МВД России от 06.03.2013 №, регистрационные действия в отношении транспортных средств по замене номерных агрегатов, ввезенных на территорию Российской Федерации после 01 сентября 2012г., отменены, в том числе и регистрационные действия, произведенные ОГИБДД ОМВД России по Корсаковскому городскому округу 21 и 23 ноября 2012 года, в отношении автомобиля марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, ГТД №, №.
Указанное заключение было направлено в адрес начальника ОМВД России по Корсаковскому городскому округу для исполнения, в частности, отмены регистрационных действий в отношении транспортного средства «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, произведенных 21 и 23 ноября 2012.
07 марта 2014 года начальником ОМВД России по Корсаковскому городскому округу Б. в адрес ФИО1 направлено письмо, из которого следует, что регистрационные действия от 23 ноября 2012 года в отношении автомобиля «<данные изъяты>», аннулированы 26 июня 2013 года на основании проверки УГИБДД УМВД России по Сахалинской области от 16 мая 2013 года. Основанием к заключению проверки послужило то обстоятельство, что Постановлением Правительства от 30.08.2012 года №870, вступившим в силу с 01.09.2012 года «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» установлены требования по отказу в производстве регистрационных действий с транспортными средствами, если при изменении регистрационных данных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, по которым осуществлено взимание утилизационного сбора в порядке, определяемым положениям об утилизации транспортных средств. Согласно указания ГУ ОБДД МВД России № от 25.03.2013 года «О некоторых вопросах по регистрационной деятельности», проведение регистрационных действий, связанных с заменой номерных агрегатов Т/С возможно, если номерные агрегаты были ввезены на территорию РФ до 01.09.2012 года, так как в соответствии с требованиями абзаца 7 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № «О государственной регистрации АМТС и других видов самоходной техники на территории РФ», в редакции постановления Правительства РФ от 30.08.2012 г. № «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», регистрационные действия не производятся, если номерной агрегат был ввезен на территорию РФ после 01.09.2012 года.
Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 года № (далее – Правила) установлен единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
Согласно п.3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, в том числе, при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из п.51 Правил при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации.
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым, третьим и седьмым пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 года № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» утверждены Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора (далее - Правила). В соответствии с положениями раздела I Правил, ими установлен порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора, а также порядок исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм утилизационного сбора.
Уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация, в том числе временная, и изменение регистрационных данных колесных транспортных средств не осуществляются, если федеральным законом установлено требование по уплате утилизационных сборов в отношении колесных транспортных средств, или необходимо принятие организацией – изготовителем колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, или утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств не уплачивается в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в случае, если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 г.
По смыслу приведенных выше положений законодательства, утилизационный сбор уплачивается только за колесные транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию (произведенные, изготовленные в Российской Федерации). Ввоз номерных агрегатов транспортных средств не порождает обязанности по его уплате, а запрет на изменение регистрационных данных действует только в отношении тех номерных агрегатов, которые использовались в комплекте колесных транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных, изготовленных в Российской Федерации, паспорта на которые выданы после 1 сентября 2012 года и за которые не был уплачен утилизационный сбор.
Однако, когда уплата утилизационного сбора в отношении номерных агрегатов колесных транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации не в комплекте колесного транспортного средства не предусмотрена законом, оспариваемые действия административных органов являются незаконными, в связи с чем требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Приказом начальника Управления министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № «О МРЭО ГИБДД» определены основные полномочия и организация деятельности межрайонного экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Сахалинской области. Так, основными задачами МРЭО в числе прочих, являются: предоставление государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; обеспечение государственного учета транспортных средств, надзора за соответствием их конструкции, оборудования и технического состояния установленным требованиям безопасности, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним; рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, принятие решений о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства; выдача свидетельств о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
В соответствии с п.16.11 Приказа начальника Управления министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № «О МРЭО ГИБДД» МРЭО ГИБДД осуществляет регистрационные действия в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД Российской Федерации, а также Административным регламентом МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 19 декабря 2003 г. № «О судебном решении» (п. 5 абз. 4) разъяснил, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, приведенным истцом. Исключение составляют лишь дела, возникшие из публичных правоотношений, при рассмотрении и разрешении которых суд не связан с основаниями и доводами заявленных требований (п. 5 абз. 5 этого же Постановления Пленума).
На основании части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая требования ФИО1 о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ст. 88 названного Кодекса, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся в частности, суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, а также расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
На основании статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В судебном заседании установлено, что заявитель ФИО1 в рамках рассматриваемого дела понесла расходы на оплату услуг представителя в сумме 30000 рублей, что подтверждено договором на оказание юридических услуг от 14 марта 2014г., заключенным между ФИО2 и ФИО1 Факт передачи денежных средств подтверждается распиской ФИО2 в получении денежных средств.
Учитывая сложность дела, продолжительность рассмотрения дела, принимая во внимание обстоятельства дела, исходя из принципа разумности расходов, суд взыскивает с ответчика в пользу заявителя расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей.
Таким образом, указанная сумма подлежит взысканию с юридического лица УМВД России по Корсаковскому городскому округу Сахалинской области.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать заключение служебной проверки от 16 мая 2013 года, проведенной заместителем начальника ТН РЭР ГИБДД УМВД России по Сахалинской области в части аннулирования регистрационных действий в отношении автомобиля «<данные изъяты>» (кузов №), ГТД №, №, государственный регистрационный знак №, незаконным.
Признать действия МРЭО ГИБДД УМВД России по Сахалинской области об аннулировании регистрационных действий в отношении автомобиля «<данные изъяты>» (кузов №), государственный регистрационный знак №, незаконными.
Возложить обязанность на МРЭО ГИБДД УМВД России по Сахалинской области восстановить регистрационные данные в отношении автомобиля «<данные изъяты>» (кузов №), государственный регистрационный знак №, в соответствии с требованиями действующего законодательства о регистрации транспортных средств.
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Корсаковскому городскому округу Сахалинской области в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 23 000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Корсаковского городского суда А.А. Русецкая