Дело № 2-516/2022
Уникальный идентификатор дела 27RS0002-01-2022-000312-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2022 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Свистуновой Е.В.,
с участием представителя истца ФИО13 по доверенности от ДАТА, посредством использования системы видеоконференцсвязи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края,
представителя ответчика КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» ФИО14., действующего по доверенности от ДАТА,
представителя ответчика АО «Региоснаб» ФИО15 по доверенности от ДАТА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог», АО «Региоснаб» о взыскании убытков, причиненных дорожно-транспортным происшествием,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском к Краевому государственному казенному учреждению «Хабаровское управление автомобильных дорог» (КГКУ «Хабаровскуправтодор»). В обоснование иска указала, что 12.12.2021 в 14 час. 20 мин. на произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого, принадлежащему ей автомобилю NISSAN-DATSUN, государственный регистрационный знак № были причинены механические повреждения. ДТП произошло в результате наличия гололеда и колеи на полотне проезжей части, в связи с чем, в процессе движения ее автомобиль при въезде в данную колею занесло и выбросило на полосу встречного движения, где произошло столкновение с автомобилем HONDA-FIT, государственный регистрационный знак № и автомобилем TOYOTA-PREMIO, государственный регистрационный знак №.
Участок автодороги, на котором произошло ДТП находится на балансе КГКУ «Хабаровскуправтодор», которое соответственно и является лицом, ответственным за его содержание. Факт ненадлежащего состояния дорожного полотна подтверждается актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленным сотрудником ГИБДД ОМВД по Ванинскому району, которые и привели к возникновению ДТП. Кроме этого, при составлении акта производилась фотосъемка, о чем в нем имеется соответствующая запись, в связи с чем данные фотоматериалы, находящиеся в ГИБДД ОМВД России по Ванинскому району, также являются доказательством ненадлежащего состояния участка дороги, на котором произошло ДТП.
Дорожные знаки 1.15 «Скользкая дорога» и 1.16 «Неровная дорога», которые бы информировали водителей о наличии, как скользкого участка дороги, так и имеющего неровности, установлены не были. Учитывая, что данная зимняя скользкость и колея возникли в результате выпадения осадков не в период, непосредственно предшествовавший дорожно-транспортному происшествию, а в более ранний период, данные дефекты должны были быть устранены еще задолго до даты произошедшего ДТП.
Согласно заключению независимой технической экспертизы № № от 27.01.2022, проведенной экспертом ФИО16., ущерб, причиненный ему в результате повреждения ее автомобиля NISSAN-DATSUN, государственный регистрационный знак № в вышеуказанном ДТП составляет 360 700,00 рублей.
Также ей понесены дополнительные расходы на проведение независимой технической экспертизы в размере 10 000 рублей.
Просит взыскать с КГКУ «Хабаровскуправтодор» в ее пользу ущерб, причиненный в результате повреждения, принадлежащего ей автомобиля NISSAN-DATSUN, государственный регистрационный знак № в результате ДТП 12.12.2021, в размере 360 700,00 рублей, расходы на проведение независимой технической экспертизы в размере 10 000 рублей, расходы на услуги юридического характера в размере 5 000 рублей, понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 807 рублей.
Определением суда от 15.03.2022 к участию в деле в качестве ответчика привлечено АО «Региоснаб».
Определением суда от 16.05.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требованиях относительно предмета спора, привлечены друге участники дорожно-транспортного происшествия: ФИО2, ФИО3.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования подержал в полном объеме.
Представитель ответчика КГКУ «Хабаровскуправтодор» иск не признал по доводам, изложенным в имеющемся в материалах дела письменном отзыве. В которогм указано, что Учреждение несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, только если иное не предусмотрено законом или договором, т.е. допускается возложение бремени содержания на лицо, не являющееся собственником данного имущества. Поскольку истцом в рамках настоящего дела заявлено требование о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, при оценке противоправности действий (бездействия) ответчика следует учитывать положения законодательства в области безопасности дорожного движения, устанавливающего основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог. В соответствии с действующим законодательством обязанность по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог, установленных техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лицо, осуществляющее работы по содержанию автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Однако содержание автомобильных дорог, как самостоятельных комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»), в уставную деятельность КГКУ «Хабаровскоуправтодор» не входит. Согласно п. 2.3.1.1 устава Учреждение лишь выполняет функции государственного заказчика по объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. К производству работ по содержанию автомобильных дорог Учреждением привлекаются подрядные организации в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаром, работ, услуг для обеспечения государственные и муниципальных нужд». Контракт заключен 09.12.2019 № № между КГКУ «Хабаровскуправтодор» и АО «Региоснаб» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории . Согласно п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) работ: с 01.01.2020 по 31.12.2021. Более того, в связи с недостаточным объемом работ, был заключен контракт № № от 13.09.2021 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории . Согласно п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) работ: с 13.09.2021 по 31.12.2021. Заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы в соответствии с технической частью, являющейся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом, по условиям которого подрядчик обязался обеспечить бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по автомобильной дороге, а также сохранность всего имущества, входящего в состав автомобильной дороги (п. 4.4.14 контракта). В соответствии с п. 4.4.12 подрядчик обязан освободить заказчика от любой ответственности, от уплаты сумм по всем претензиям, требованиям и судебным искам и от всякого рода расходов, связанных с увечьем и несчастными случаями, в том числе со смертельным исходов, в процессе выполнения работ подрядчиком. Согласно п. 2.2 технической части контракта, целью выполнения работ по содержанию автомобильных дорог является обеспечение бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, эксплуатационного состояния, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, а также снижение количества дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими дорожными условиями, исходя из доведенного лимита бюджетных обязательств главным распорядителем бюджетных средств (министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края). В силу пунктом 10.13 и 10.14 контракта подрядчик несет ответственность за последствия дорожно-транспортных происшествий, причиной возникновения которых явились неудовлетворительные дорожные условия, возникшие в результате неисполнения обязательств по настоящему контракту, а также несет административную ответственность за ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств, в том числе в случае выявления на обслуживаемых участках автомобильных дорог нарушений требований ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», Основного положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, иных нормативно-правовых актов и условий настоящего контракта. В силу п. 2.3 технической части контракта подрядчик обеспечивает: круглосуточное взаимодействие с оперативными службами заказчика, территориальными (районными) подразделениями ГИБДД края, МЧС края и Гидрометеослужбой; непрерывный контроль за транспортно-эксплуатационным состоянием объектов; ведение учета ДТП, в том числе по дорожным условиям, сопутствующим их совершению; предоставляет заказчику оперативную информацию об этом; присутствие своих представителей на месте совершения ДТП для участия в осмотре мест совершения ДТП с целью определения причин и наличия сопутствующих дорожных условий; докладывает заказчику обо всех ДТП, причинах и последствиях, а также о принятых мерах. Подрядная организация нарушила условия контракта № № и не осуществляла мониторинг и очистку участка дороги, на котором произошло ДТП. Согласно Устава АО «Региоснаб», предметом деятельности общества является выполнением ремонта, содержание, строительство, реконструкция автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них и других объектов дорожного хозяйства Хабаровского края (п. 2.2.1). Выполнение работ в области изыскательских, топографо-геодезических, инженерно-геологических, геофизических изысканий, обследования и диагностики автомобильных дорог и сооружений на них, изысканий и разработки проектов карьеров дорожно-строительных материалов, разработки проектов и смет и других работ, необходимых для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог и сооружений на них, производственных баз и других объектов дорожного хозяйства (п. 2.2.2). Осуществление функций генерального подрядчика по ремонту, строительству, реконструкции и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них (п. 2.2.5). Согласно п. 10.11 контракта подрядчик принял на себя обязанность нести ответственность за обеспечение безопасности движения по участкам автомобильных дорог при выполнении работ по их содержанию, предусмотренных в технической части. Следовательно, именно АО «Региоснаб» несет бремя содержания автомобильной дороги, на которой произошло ДТП с участием автомобиля истца, поскольку указанная организация приняла на себя публичное обязательство по содержанию дороги. В действиях КГКУ «Хабаровскуправтодор» отсутствуют такие обязательные элементы гражданско-правовой ответственности как противоправность поведения и причинно-следственная связь между действиями и наступившим последствиями, в связи с чем КГКУ «Хабаровскуправтодор» является ненадлежащим ответчиком по делу. КГКУ «Хабаровскуправтодор» предприняло все зависящие от него действия, касающиеся повышения безопасности дорожного движения, а именно заключило с АО «Региоснаб» государственный контракт, в котором закрепило условия об обеспечении безопасности при проведении работ по ремонту и содержанию автомобильной дороги в соответствии с действующим техническими регламентами. Со стороны КГКУ «Хабаровскуправтодор» как заказчика по контракту в адрес АО «Региоснаб» было направлено письмо от 05.10.2020 № № о принятии исчерпывающих мер в том числе заготовке противогололедных материалов в объеме, обеспечивающем бесперебойный режим работы в течении всего зимнего периода 2020-2021 гг. Наличие скользкости на проезжей части дороги в зимний период, указанный в схеме ДТП, на ликвидацию которой установлен нормативный срок, и этот срок, равно как и нормативный срок уборки снега, КГКУ «Хабаровскуправтодор» не нарушен. Доказательств, свидетельствующих об обратном истцом не представлено. Само по себе ненадлежащее содержание дорожного покрытия не свидетельствует, как и не подтверждает невозможность движения транспортных средств в этом месте с соблюдением правил дорожного движения. Доказательств того, что наличие снега или льда не позволяло ситцу двигаться на своем автомобиле в избранном направлении материалы дела также не содержат. При этом, управление транспортным средством в зимнее время, на опасном участке автодороги, в погоду, когда имеется высокий риск образования снежного наката, гололеда, требует от водителя принятия повышенных мер предосторожности при управлении автомобилем, что было очевидно для водителя.
Представитель ответчика АО «Региоснаб» иск не признал, просил в исковых требованиях отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях, в которых указано, что указано, что АО «Региоснаб» не является надлежащим ответчиком по делу. Закон № 257-ФЗ предусматривает, что обеспечение состояния дорог, соответствующего техническим стандартам, то есть дорожная деятельность, возлагается на уполномоченный орган собственника (владельца) дороги. Органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах своих полномочий формирование и реализацию на территории края государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подведомственные краевые государственные учреждения и краевые государственные унитарные предприятия во взаимодействии с другими органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления края, общественными объединениями и организациями (п. 1.4 положения и Министерстве). Одной из выполняемых Министерством функций является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (п. 3.2.1 положения о Министерстве). Согласно постановлению Администрации Хабаровского края от 23.04.2001 № 155 «О реформировании управления дорожным хозяйством Хабаровского края» КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» возложена функция единого заказчика по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, управлению сетью автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них, относящихся к собственности Хабаровского края, с подчинением Учреждения по эти вопросам Министерству (пп. 3, 6). Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.04.2015 № 80-пр утверждены Правила организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Хабаровского края, согласно п. 3 которых организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется КГКУ «Хабаровскуправтодор». Согласно Уставу КГКУ «Хабаровскуправтодор», утв. 27.05.2016, к предмету деятельности Учреждения относится выполнение государственных заданий, установленных на выполнением работ (оказания услуг), в части дорожной деятельности; организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных дорожных сооружений на них на территории Хабаровского края, гидротехнических сооружений (п. 2.1). Целью деятельности Учреждения является осуществление полномочий исполнительных органов государственной власти Хабаровского края в сфере управления автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Хабаровского края, гидротехнических сооружений, в пределах, определенных Уставом, и осуществления на них дорожной деятельности, а также содействие в повышении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Хабаровского каря (п. 2.2). Дорога «» находится в собственности Хабаровского края, является дорогой общего пользования регионального значения и передана в оперативное управление КГКУ «Хабаровскуправтодор», ответственному за ее содержание согласно постановлению Правительства Хабаровского края от 17.05.2007 № 100-пр «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения». Таким образом, обязанность по содержанию автомобильных дорог, находящихся в собственности Хабаровского края, возложена на балансодержателя КГКУ «Хабаровскуправтодор». 09.12.2019 между КГКУ «Хабаровскуправтодор» и АО «Региоснаб» заключен контракт № № о выполнении работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории . В рамках контракта КГКУ «Хабаровскуправтодор» обязано проверять ход и качество работ, осуществляемых подрядчиком. Обязанность по ремонту дороги, возложенная на АО «Региоснаб», ограничена пределами объемом работ, установленных в технической части контракта, которыми последнего наделил заказчик. При этом АО «Региоснаб» не наделено полномочиями по самостоятельному определению отдельных видов, объемов и сроков работ по содержанию автомобильных дорог, находящихся в собственности Хабаровского каря, по самостоятельному обследованию и выявлению необходимости ремонта автомобильных дорог, а лишь выполняет работы, определенные балансодержателем дорог - КГКУ «Хабаровскуправтодор». Тем самым на КГКУ «Хабаровскуправтодор», выполняющее функции государственного заказчика, возложена обязанность самостоятельно обслуживать дорогу, то есть контролировать качество дороги и устанавливать необходимость ее ремонта своими силами или посредством привлечения подрядных организаций. Более того, не могут быть лицами, ответственными за содержание дороги, организации, работающие по договору подряда (контракту № №). Данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что обязанность подрядчика по обеспечению бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, с учетом возложенных объёмов и сроков работ, не может служить основанием для возложения на него ответственности за причиненный истцу ущерб, поскольку в силу п.п. 4.2.8, 4.2.17 контракта именно заказчиком должен осуществляться контроль исполнения условий контракта, проводиться оценка уровня содержания переданных объектов, контроль качества работ, контроль за целевым использованием краевого имущества автомобильных дорог. Кроме того, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ДТП явилось следствием невыполнением либо выполнения не в полном объеме подрядчиком работ по содержанию участка автодороги, или ненадлежащего качества с нарушением технических условий. Виновным в совершении ДТП был водитель автомобиля Ниссан Датсун, гос. номер № – ФИО1. КГКУ «Хабаровскуправтодор» не предпринял всех зависящих от него мер по содействию в повышении безопасности дорожного движения, поэтому, как таковое заключение контракта на выполнение дорожных работ не освобождает Учреждение, как балансодержателя дорог, от выполнения возложенных на него обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения. Довод Учреждения о том, что в его функции не входит постоянный контроль за производством подрядчиком дорожных работ несостоятелен, так как в силу п. 4.2.1 контракта заказчик обязан осуществлять контроль за выполнением работ в течение всего периода их выполнения, то есть осуществлять систематический контроль. Так как АО «Региоснаб» не наделено полномочиями представления интересов балансодержателя автодороги в гражданско-правовых правоотношениях, не является лицом, выполняющим функции единого государственного заказчика, ответственным за постоянный контроль качества и содержания дорог Хабаровского каря, не является их балансодержателем, следовательно, оно не является надлежащим ответчиком по настоящем делу.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались судом в установленном законом порядке.
На основании всех исследованных по делу доказательств: пояснений участников процесса, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии со справкой по дорожно-транспортному происшествию от 12.12.2021, постановлением инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району от 12.12.2021, об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении гр-ки ФИО1 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, 12.12.2021 в 14 час. 10 мин. на автодороге ФИО1 управляя автомобилем Ниссан-Датсун №, выехала на участок зимней скользкости в виде колеи допустила неконтролируемый занос, в результате чего совершила столкновение с автомобилем Хонда Фит №, после чего совершила столкновение с автомобилем Тойота Премио №, причинив им механические повреждения.
Из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленного 12.12.2021 сотрудником ГИБДД ОМВД России по Ванинскому району, следует, что на участке автомобильной дороги выявлены следующие недостатки: на участке автомобильной дороги имеются зимняя скользкость в виде колеи из укатанного снега.
Экспертным заключением № №, составленным 27.01.2022 ФИО17 по заказу ФИО1, установлено, что исходя из установленного характера и перечня повреждений транспортного средства, данных о стоимости подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), полученных в результате проведения экспертизы, а также данных о стоимости восстановительного ремонта в целом, экспертом сделан вывод о полной гибели транспортного средства NISSAN-DATSUN, государственный регистрационный знак № ввиду экономической нецелесообразности проведения восстановительного ремонта. Среднерыночная стоимость транспортного средства NISSAN-DATSUN, государственный регистрационный знак №, определенная сравнительным подходом – методом, основанным на применении средних рыночных цен аналогичных КТС в РФ, на дату оценки – 12.12.2021 составляет округленно: 425 800,00 рублей. Величина суммы годных остатков составляет: 65 084,34 рубля. Сумма ущерба в результате повреждения транспортного средства NISSAN-DATSUN, государственный регистрационный знак № составляет 360 700,00 рублей.
Чеком от 27.01.2022 ФИО1 произведена оплата за производство ФИО18 экспертного заключения № № от 27.01.2022 в размере 10 000 рублей.
Письмом Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края от 30.12.2021 ФИО1 сообщено, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения «» относится к собственности Хабаровского края. Балансодержателем является КГКУ «Хабаровскуправтодор».
09.12.2019 межу КГКУ «Хабаровскуправтодор» (заказчик) и АО «Региоснаб» (подрядчик) заключен контракт № №, предметом которого является: выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории . Заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы в соответствии с Технической частью (приложение 1), являющейся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Срок выполнения (завершения) работ: с 01.01.2020 по 31.12.2021 (п. 5.1 контракта).
В соответствии с пунктом 9.11 контракта № № подрядчик несет ответственность за обеспечение безопасности движения по участкам автомобильных дорог при выполнении работ по их содержанию, предусмотренных в Технической части. Отсутствие ДТП по дорожным условиям Подрядчик подтверждает ежемесячно справкой, заверенной органами ГИБДД.
Согласно п. 9.13 контакта № №, подрядчик несет ответственность за последствия дорожно-транспортных происшествий, причиной возникновения которых явились неудовлетворительные дорожные условия, возникшие в результате неисполнения обязательств по настоящему контракту.
Пунктом 4.4.12 контракта № № подрядчик обязан освободить заказчика от любой ответственности, от уплаты сумм по всем претензиям, требованиям и судебным искам и от всякого рода расходам, связанных с увечьем и несчастными случаями, в том числе со смертельным исходом, в процессе выполнения работ подрядчиком.
Согласно п. 4.4.14 контракта № № подрядчик обязан обеспечивать бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по автомобильной дороге, а также сохранность всего имущества, входящего в состав автомобильной дороги.
Согласно п. 2.2 Технической части контракта № №, целью выполнения работ по содержанию автомобильных дорог является обеспечение бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, эксплуатационного состояния, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, а также снижение количества дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими дорожными условиями, исходя из доведенного лимита бюджетных обязательств главным распорядителем бюджетных средств (министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края).
В силу п. 2.3 Технической части контракта № № подрядчик обязан круглосуточно осуществлять контроль транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог.
13.09.2021 межу КГКУ «Хабаровскуправтодор» (заказчик) и АО «Региоснаб» (подрядчик) заключен контракт № №, предметом которого является: выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории . Заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы в соответствии с Технической частью (приложение 1), являющейся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Срок выполнения (завершения) работ: не позднее 31.12.2021 (п. 5.1 контракта).
В соответствии с пунктом 10.11 контракта № № подрядчик несет ответственность за обеспечение безопасности движения по участкам автомобильных дорог при выполнении работ по их содержанию, предусмотренных в Технической части. Отсутствие ДТП по дорожным условиям Подрядчик подтверждает ежемесячно справкой, заверенной органами ГИБДД.
Согласно п. 10.13 контакта № №, подрядчик несет гражданско-правовую ответственность за последствия дорожно-транспортных происшествий, причиной возникновения которых явились неудовлетворительные дорожные условия, возникшие в результате неисполнения обязательств по настоящему контракту.
Пунктом 4.4.14 контракта № № подрядчик обязан освободить заказчика от любой ответственности, от уплаты сумм по всем претензиям, требованиям и судебным искам и от всякого рода расходам, в том числе за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших по причине неудовлетворительных дорожных условий, необеспечения безопасности проезда на автомобильных дорогах, связанных с увечьем и несчастными случаями, в том числе со смертельным исходов в ходе исполнения контракта.
Согласно п. 4.4.16 контракта № № подрядчик обязан обеспечивать бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по автомобильной дороге, а также сохранность всего имущества, входящего в состав автомобильной дороги.
Согласно п. 2.2 Технической части контракта № №, целью выполнения работ по содержанию автомобильных дорог является обеспечение бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, эксплуатационного состояния, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, а также снижение количества дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими дорожными условиями, исходя из доведенного лимита бюджетных обязательств главным распорядителем бюджетных средств (министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края).
В силу п. 2.3 Технической части контракта № № подрядчик обязан круглосуточно осуществлять контроль транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог.
Согласно ведомости видов работ (приложение 1 к Технической части к контракту от 13.09.2021 № №), АО «Региоснаб» обязан выполнить работы по распределению пескосоляной смети, распределению песка, очистки дороги от снега плужным оборудованием, очистки дороги от снега средними автогрейдерами (снег рыхлый до 500 мм; снег уплотненный до 300 мм), доставке противогололедных материалов к месту распределения, ликвидации наледи.
Письмом от 05.10.2020 КГКУ «Хабаровскуправтодор» рекомендовано АО «Региоснаб» в связи с необходимостью заготовки материалов в объеме, обеспечивающей бесперебойный режим работы в течение всего зимнего периода (6-ти месяцев) в рамках исполнения контрактов № № от 23.03.2020, № № от 09.12.2019, № № от 10.122019 и № № от 17.12.2019 заключать субподрядные договора на весь зимний период, с октября 2020 года по март 2021 года включительно.
Согласно письма от 09.12.2021, направленного в адрес АО «Региоснаб», КГКУ «Хабаровскуправтодор» сообщено, что АО «Региоснаб» выполняются работы по контракту от 13.09.2021 № № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории . В адрес Учреждения поступило обращение от ОМВД России по Ванинскому району о том, что на автомобильной дороге «» на выявлены недостатки зимнего содержания эксплуатационного состояния проезжей части в виде зимней скользкости, образования колеи, что не отвечает требованиям п. 8.1 и п. 8.12 ГОСТа Р 50597-2017. АО «Региоснаб» необходимо устранить выявленные недостатки. Также сообщают, что ГОСТом предусмотрен срок устранения нарушений не более 2 суток с момента обнаружения.
Из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленного Врио старшего государственного инспектора РЭГ отделения ГИБДД ОМВД России по Ванинскому району, следует, что на участках автомобильной дороге . проезжие части имеют зимнюю скользкость, образована колейность, что не отвечает требования п. 8.1 и 8.12 ГОСТп Р 50597-2017.
Согласно информации о состоянии проезда по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, обслуживаемых АО «Региоснаб» по состоянию на 12.12.2021 на 08 час. 00 мин., на 10 час. 00 мин., автодорога « - состояние покрытия чистое.
Письмом АО «Региоснаб» от 13.12.2021 КГКУ «Хабаровскуправтодор» сообщено, что работы, согласно выданного акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району на а/д «» выполнены в полном объеме. В установленные сроки.
В силу ч. 1,2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ч.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности, или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет что вред произошел не по его вине.
В силу ч. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указывает, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб и факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
В силу статья 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
Согласно п.10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.04.2015 № 80-пр утверждены Правила организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Хабаровского края (далее - Правила).
Согласно пунктам 3 Правил, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог возложены на КГКУ «Хабаровскуправтодор».
Пунктом 9 Правил установлено, что утверждённые КГКУ "Хабаровскуправтодор" проекты или сметные расчеты являются основанием для формирования ежегодных планов проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Указанные планы утверждаются министерством промышленности и транспорта Хабаровского края. В соответствии с такими планами проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется с привлечением в установленном законодательством Российской Федерации порядке подрядных организаций.
ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", с датой введения в действие 1 сентября 2018 г., устанавливает, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.(п. 8.1). Уплотненный снежный покров не должен иметь дефектов и рыхлого снега, влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 8.6. (пункт 8.12).
Нарушение требований ГОСТ при содержании дороги установлены актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленный госинспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД РФ по Ванинскому району, который суд находит допустимым, достаточным и достоверным доказательством несоответствия состояния автомобильной догори установленным требованиям.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответственность за последствия дорожно-транспортного происшествия должна быть возложена на АО «Региоснаб», поскольку автомобильная дорога, на которой по условиям контрактов № № от 09.12.2019г и № № от 13.09.2021, заключенных между КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» и АО «Региоснаб» последним взяты обязательства по выполнению работ по содержанию и ремонту, не отвечала требованиям безопасности дорожного движения, имело на проезжей части на поверхности зимнюю скользкость виде колеи из укатанного снега, приведшую к дорожно-транспортному происшествию, что подтверждается справкой о ДТП, а также актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 12.12.2021. Сведений о наличии в вины действиях водителя ФИО1 в ходе судебного разбирательства не установлено.
Оценивая размер подлежащего возмещению истцу ответчиком АО «Региоснаб» материального ущерба, суд приходит к выводу о возложении на ответчика АО «Региоснаб» размера материального ущерба, причиненного в результате ДТП, определенного заключением эксперта ФИО19 № № от 27.01.2022 в размере 360 700,00 рублей.
У суда нет оснований сомневаться в достоверности представленных выводов, а также компетентности эксперта, участвовавшего в проведении экспертизы, выводы эксперта согласуются с доказательствами по делу, изложены полно и ясно, содержат подробное описание проведенных исследований по всем повреждениям транспортного средства, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, в связи с чем, суд принимает данное заключение в качестве допустимого доказательства. Каких-либо ходатайств о назначении судебных экспертиз на предмет определения размера ущерба, доводов о несогласии непосредственно с размером заявленного ущерба, стороной ответчика в ходе разбирательства по делу не заявлялось, при том, что судом были созданы все условия для целей реализации сторонами спора их процессуальных прав.
В соответствии с ч.1 ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности учитывается объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объём оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела.
Применительно к обстоятельствам, сложности и длительности данного гражданского дела, учитывает, что факт несения ФИО1 расходов на оплату юридических услуг в размере 5 000 руб. подтверждается договором № № оказания юридических услуг от 01.02.2022, актом приема-передачи оказанных услуг от 02.02.2022, а также чеком об оплате от 02.02.2022, руководствуясь принципом разумности расходов, суд находит возможным взыскать с АО «Региоснаб» в пользу ФИО1 судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб.
В соответствии со ст. 98, 88, 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1"О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, понесенные им по оплате услуг по оценке ущерба в размере 10 000 рублей, которые являлись необходимыми для рассмотрения дела, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 807 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к АО «Региоснаб» о взыскании убытков, причиненных дорожно-транспортным происшествием, - удовлетворить.
Взыскать с АО «Региоснаб» в пользу ФИО1 ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия в размере 360 700,00 рублей, расходы на проведение экспертизы в размере 10 000 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 5 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 807 рублей.
В исковых требованиях ФИО1 к КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог», - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 11 июля 2022 года.
Судья: /подпись/
Копия верна: Судья Якимова Л.В.
Решение не вступило в законную силу
Подлинник решения подшит в деле № 2-516/2022, находится в Кировском районном суде г. Хабаровска.
Секретарь: Свистунова Е.В.