??Дело № 2-516/2022
УИД: 18RS0016-01-2022-000705-80
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п.Кез Удмуртской РеспубликиКезский районный суд УР в составе: председательствующего судьи Сундуковой Е.Н., при секретаре судебного заседания Юферевой Д.О,
с участием помощника прокурора Кезского района УР Дмитриева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кезского района Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Кезский районный Дом культуры» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кезского района УР, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Кезский районный Дом культуры» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, мотивировав иск тем, что прокуратурой Кезского района в ходе проверки установлено, что по адресу: (здание МБУК «Кезский районный Дом культуры») расположено защитное сооружение гражданской обороны (далее – ЗСГО) с инвентарным номером №, общей площадью № кв.м., вместимостью № чел., группа №, встроенное в здание из трех этажей, подвальное помещение.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В силу требований ч. 1 ст. 9 вышеуказанного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Статьей 6 Федерального закона №28-ФЗ установлено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.
Согласно положениям указанного Порядка, содержание ЗСГО в мирное время предусматривает обеспечение постоянной готовности помещении и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗСГО, как в военное время, так и в условиях ЧС мирного времени.
В целях сохранения имеющего фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В пунктах 1.2, 2.1 и 2.2 указанных Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
Согласно пунктам 1.3, 1.7, 1.8 указанных Правил организации, эксплуатирующие ЗС ГО, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
В силу п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 9, 10 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Данным Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 противорадиационные укрытия отнесены к объектам гражданской обороны.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, приведенные правовые нормы предусматривают необходимость постоянного поддержания защитных сооружений гражданской обороны в состоянии готовности к использованию согласно их назначению, и возлагают такие обязанности на собственника.
Проведенной проверкой в МБУК «Кезский РДК» установлено, что в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ, п. 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 (далее – Положение о гражданской обороне в РФ), пунктов 3-5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 № 6877 (далее – Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях) отсутствует Положение об организации и ведении гражданской обороны.
В нарушение п. 1 ст. 9 Закона № 28-ФЗ, п. 3 Положения о гражданской обороне в РФ, пунктов 3,4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, отсутствует План основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны.
Вопреки требованиям п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, в ЗСГО), расположенном в МБУК «Кезский РДК» отсутствует паспорт ЗСГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗСГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗСГО на режим приема укрываемых; план ЗСГО с указанием всех помещений и находящегося в нем оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗСГО; эксплуатационная схема систем вентиляции; эксплуатационная схема электроснабжения ЗСГО; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗСГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; список телефонов.
В нарушение п. 1 ст. 9 Закона № 28-ФЗ, п. 10 Положения о гражданской обороне в РФ, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях, журнал учета ЗСГО не ведется.
В нарушение п. 1.4 Правил эксплуатации ЗСГО, утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, в мирное время не созданы звенья для обслуживания ЗСГО.
Не разработаны, предусмотренные п. 5.2.1-5.2.4 Правил эксплуатации ЗСГО, утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, графики технического обслуживания инженерных систем и строительных конструкций ЗСГО.
В нарушение п. 1.3 Правил эксплуатации ЗСГО, утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, распорядительным документом не назначено ответственное должностное лицо, в обязанности которого входит обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
В нарушение п. 1 ст. 9 Закона № 28-ФЗ, п. 10 Положения о гражданской обороне в РФ, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пунктом 6.1.1 – 6.1.4, 6.2.1 – 6.2.6, 6.3.1 – 6.3.6, 6.4.1 – 6.4.5 Правил эксплуатации ЗСГО, утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, не осуществляется подготовка к проведению мероприятий по приведению ЗСГО в готовность к приему укрываемых, в том числе обозначение ЗСГО, маршруты движения укрываемых к ЗСГО, порядок заполнения ЗСГО укрываемыми.
Допущенные нарушения закона влекут негативные последствия, которые выражаются в не обеспечении заблаговременной подготовки в мирное время к ведению гражданской обороны.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, публично-правовых образований.
Прокурор просит обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры « Дом культуры», ОГРН <***>, ИНН <***>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- разработать и утвердить положение об организации и ведении гражданской обороны в соответствии с пунктами 3-5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 6877;
- разработать и утвердить план основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны в соответствии с пунктом 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, пунктами 3-4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 6877;
- создать звенья для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в соответствии с пунктом 1.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;
- разработать и утвердить графики технического обслуживания инженерных систем и строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны, предусмотренные пунктами 5.2.1-5.2.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;
- назначить ответственное должностное лицо, в обязанности которого входит обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с пунктом 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;
- осуществить подготовку к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе обозначению защитного сооружения гражданской обороны, маршрутов движения укрываемых к защитному сооружению гражданской обороны, порядка заполнения защитного сооружения гражданской обороны укрываемыми в соответствии с пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, пунктом 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пунктами 6.1.1 – 6.1.4, 6.2.1 – 6.2.6, 6.3.1 – 6.3.6, 6.4.1 – 6.4.5 Правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.
В судебном заседании помощник прокурора Кезского района Удмуртской Республики Дмитриев А.И. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание представитель ответчика – МБУК «Кезский районный Дом культуры», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представителем МБУК «Кезский районный Дом культуры» ФИО1 – директором МБУК «Кезский районный Дом культуры», действующей на основании Устава, представлено заявление о признании заявленных прокурором Кезского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.39, 173 ГПК РФ, представителю ответчика понятны, представитель ответчика просит суд принять признание иска.
Третье лицо – представитель Администрации МО «МО Кезский район УР» ФИО2, действующая на основании доверенности, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В заявлении также указала, что возражений против исковых требований не имеет.
Прокурор полагал возможным вынести решение об удовлетворении требований на основании признания иска ответчиком.
Изучив доводы искового заявление, мнение прокурора, заявление ответчика о признании иска суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Частью 2 указанной статьи закреплено, что суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Оснований для непринятия признания иска ответчиком в настоящем случае суд не усматривает, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. Признание иска принято ответчиком самостоятельно и добровольно, после разъяснения ему последствий совершения данного юридически значимого действия.
Доводы, изложенные прокурором в исковом заявлении, основаны на нормах действующего законодательства, приведенные в иске нарушения не оспариваются ответчиком и подтверждаются материалам дела, приложенными к исковому заявлению.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, и в соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Кезского района Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Кезский районный Дом культуры» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Кезский районный Дом культуры», ОГРН <***>, ИНН <***>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- разработать и утвердить положение об организации и ведении гражданской обороны в соответствии с пунктами 3-5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 6877;
- разработать и утвердить план основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны в соответствии с пунктом 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, пунктами 3-4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 6877;
- создать звенья для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в соответствии с пунктом 1.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;
- разработать и утвердить графики технического обслуживания инженерных систем и строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны, предусмотренные пунктами 5.2.1-5.2.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;
- назначить ответственное должностное лицо, в обязанности которого входит обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с пунктом 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;
- осуществить подготовку к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе обозначению защитного сооружения гражданской обороны, маршрутов движения укрываемых к защитному сооружению гражданской обороны, порядка заполнения защитного сооружения гражданской обороны укрываемыми в соответствии с пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, пунктом 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пунктами 6.1.1 – 6.1.4, 6.2.1 – 6.2.6, 6.3.1 – 6.3.6, 6.4.1 – 6.4.5 Правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд УР в течение месяца со дня его вынесения через Кезский районный суд УР.
Судья Е.Н. Сундукова