ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5172/18 от 17.08.2018 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа 16-17 августа 2018 года

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Индан И. Я., при секретаре Нуртдиновой Э. А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к ПАО СК «Росгосстрах» о защите прав потребителя,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ПАО СК «Росгосстрах» о защите прав потребителя, взыскании суммы страхового возмещения – 166 900 руб., расходов на проведение оценки – 12 000 руб., расходов на составление дубликата экспертного заключения – 1 500 руб., расходов на составление претензии – 2 000 руб., расходов по оплате услуг представителя – 15 000 руб., компенсации морального вреда – 5 000 руб., расходов на оплату услуг курьера – 300 руб., штрафа, расходов на оплату услуг нотариуса – 1 300 руб., мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортных средств: автомобиля «Фольксваген Пассат» (регистрационный номер <***>), принадлежащего на праве собственности ФИО1 и автомобиля «ВАЗ 21150» (регистрационный номер <***>) под управлением ФИО2 Виновником в совершенном происшествии признан водитель ФИО2, гражданская ответственность которого застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Истец обратился в ПАО СК «Росгосстрах» с заявлением о выплате страхового возмещения. Согласно заключению стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составила 166 900 руб., расходы на экспертизу составили 12 000 руб. Истец обратился в страховую компанию с досудебной претензией с требованием произвести выплату страхового возмещения и понесенных убытков, однако страховая компания в добровольном порядке выплату не произвела.

Лица, участвующие в деле (истец ФИО1, третье лицо –
ФИО2) в судебное заседание не явились, извещены. В порядке ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие таковых.

Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

На основании статьи 15 ГК Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст. 1064 ГК Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещения в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 931 ГК Российской Федерации в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Порядок осуществления страховой выплаты определен в статье 12 указанного закона.

Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания (пункт 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).

Потерпевший для реализации своего права на получение страхового возмещения должен обратиться на станцию технического обслуживания в течение указанного в направлении срока, а при его отсутствии или при получении уведомления после истечения этого срока либо накануне его истечения - в разумный срок после получения от страховщика направления на ремонт (ст. 314 ГК Российской Федерации).

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортных средств: автомобиля «Фольксваген Пассат» (регистрационный номер <***>), принадлежащего на праве собственности ФИО1 и автомобиля «ВАЗ 21150» (регистрационный номер <***>) под управлением ФИО2

Виновником в совершенном происшествии признан водитель
ФИО2, гражданская ответственность которого застрахована в ПАО СК «Росгосстрах».

Истец обратился в ПАО СК «Росгосстрах» с заявлением о выплате страхового возмещения.

Согласно заключению стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составила 166 900 руб., расходы на экспертизу составили 12 000 руб.

Истец обратился в страховую компанию с досудебной претензией с требованием произвести выплату страхового возмещения и понесенных убытков, однако страховая компания в добровольном порядке выплату не произвела.

Определением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная экспертиза, постановлены следующие вопросы: 1. являются ли повреждения автомобиля «Фольксваген Пассат» (регистрационный номер <***>), указанные в справке о ДТП и в акте осмотра по убытку от ДД.ММ.ГГГГ, а также акте осмотра транспортного средства, составленном ИП ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, следствием ДТП от ДД.ММ.ГГГГ; какие повреждения автомобиля «Фольксваген Пассат» (регистрационный номер <***>) могли быть получены при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ? 2. С учетом ответа на первый вопрос, какова рыночная стоимость услуг по восстановительному ремонту автомобиля «Фольксваген Пассат» (регистрационный номер <***>) с учётом износа и без учета износа либо рыночная стоимость автомобиля и его годных остатков, по техническим повреждениям, причинённым в результате происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, рассчитанные в соответствии с "Положением о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства", утвержденным Банком России ДД.ММ.ГГГГ N 432-П? Проведение экспертизы поручено ИП ФИО4

Изучив заключение эксперта -ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО4, суд приходит к выводу, что оно составлено верно, сведения изложенные в данном заключении достоверны, подтверждаются материалами дела. Расчеты произведены экспертом в соответствии с нормативными и методическими документами, указанными в отчете. На основании изложенного суд оценивает данную экспертизу как достоверное, допустимое, относимое и достаточное доказательство суммы материального ущерба, составленное в соответствии с нормами Федерального закона «Об оценочной деятельности», методическими рекомендациями, Федеральными стандартами оценки.

Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения экспертизы, выполненного ИП ФИО4, поскольку заключение экспертизы в полном объеме отвечает требованиям статей 55, 59 - 60 ГПК Российской Федерации, содержит подробное описание результатов исследования, выводы эксперта мотивированы, основаны на исследовании помещения. Оснований не доверять выводам указанной экспертизы, сомневаться в них, у суда не имеется, эксперт имеет необходимую квалификацию, доказательства, указывающие на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящие под сомнение ее выводы, не представлены.

Отчеты, представленные истцом, не являются заключениям экспертизы. При определении размера материального ущерба, судом таковой отклонен и принимаются за основу вышеприведенное заключение -ДД.ММ.ГГГГ от
ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО4, поскольку эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обстоятельств, свидетельствующих о заинтересованности эксперта в исходе дела, не установлено.

Согласно заключению эксперта -ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО4 экспертом-техником были изучены повреждения транспортного средства, зафиксированные в актах осмотра и Дополнении к протоколу о нарушении правил дорожного движения в дорожно-транспортном происшествии от ДД.ММ.ГГГГ, были изучены Схема места дорожно-транспортном происшествии от ДД.ММ.ГГГГ, Дополнение к протоколу о нарушении правил дорожного движения в дорожно-транспортном происшествии от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление по делу об административном правонарушении, Заявление о страховом возмещении в ПАО СК «Росгосстрах», фотографии в фототаблице в материалах гражданского дела, фотографии в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанные при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, фотографии, сделанные экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, а также конструкция автомобиля с использованием каталогов запасных частей. Согласно разделу «Обстоятельства страхового случая» Заявления о страховом возмещении в ПАО СК «Росгосстрах» (дословно): «ехала по главной дороге, притормаживала, в результате чего, в меня врезался сзади автомобиль». Согласно Постановлению по делу об административном правонарушении соударение АМТС произошло в момент, когда автомобиль ВАЗ 21150, не соблюдая безопасную дистанцию, допустил столкновение с автомобилем Volkswagen Passat. Согласно Дополнению к протоколу о нарушении правил дорожного движения в дорожно-транспортном происшествии от ДД.ММ.ГГГГ у автомобиля ВАЗ 21150 повреждено (орфография сохранена): «Внеш. повреждения: перед, бампер, решетка радиатора, капот, перед, левое крыло». Согласно Дополнению к протоколу о нарушении правил дорожного движения в дорожно-транспортном происшествии от ДД.ММ.ГГГГ у автомобиля Volkswagen Passat повреждено (орфография сохранена): «Внеш. повреждения: зад. бампер, зад. правое крыло, зад. правый блок фонарей, зад. правый брызговик. Возможно скрытые повреждения; Крышка багажного отсека». При анализе Схемы места дорожно-транспортного происшествия от ДД.ММ.ГГГГ экспертом-техником установлено, что схема составлена упрощенно без применения измерительных приборов, без указания ширины проезжей части, без привязки к прочным ориентирам, без указания расстояний от места столкновения, от передних и задних частей автомобилей до края обочины (проезжей части), до границ перекрестка, дорожных знаков, светофоров, без указания тормозного пути и <адрес>-техник вынужден констатировать, что с использованием такой схемы невозможно достоверно воссоздать обстановку ДТП, определить не просто где находится автомобиль, но и его положение (угол разворота) и т.д. Для более подробного анализа обстоятельств ДТП эксперт-техник решил сравнить схему места происшествия (г. Уфа, <адрес>) и фотографию места происшествия со спутника из Интернета. При изучении места столкновения по фотографии со спутника и по схеме места дорожно-транспортного происшествия эксперт-техник приходит к выводу, что проезжая часть <адрес> со стороны <адрес> до перекрестка с <адрес> сначала имеет длительный прямой участок, затем изменяет направление направо перед самым перекрестком, на перекрестке снова изменяет направление налево и далее продолжается прямо параллельно первоначальному направлению со стороны <адрес> видно из схемы столкновение автомобилей Volkswagen Passat и ВАЗ 21150 произошло на участке проезжей части по <адрес> перед перекрестком с <адрес> с уже измененным направлением движения по отношению к длительному прямому участку со стороны <адрес>. В материалах гражданского дела нет никаких данных о том, что автомобили в момент столкновения изменяли направление движения, поэтому в рамках настоящей экспертизы эксперт-техник делает допущение о том, что оба автомобиля перед столкновением двигались параллельными курсами. Для дальнейшего исследования обстоятельств ДТП эксперт-техник провел на схеме через место столкновения воображаемую прямую линию направления движения обоих автомобилей (линию столкновения), параллельную оси этого участка проезжей части, а также оси обоих автомобилей, расположенных на этом участке после ДТП. Автомобили на схеме находятся на расстоянии от места столкновения, в одном направлении друг за другом. Как видно, автомобиль Volkswagen Passat находится немного впереди и слева от места столкновения. Передняя часть автомобиля Volkswagen Passat находится на большем расстоянии от линии столкновения, чем его задняя часть, то есть ось автомобиля после столкновения сместилась влево по отношению к линии столкновения. Автомобиль ВАЗ 21150 располагается на схеме справа от места столкновения. Передняя часть кузова автомобиля ВАЗ 21150 пересекла воображаемую прямую линию, проходящую через место столкновения и перпендикулярную линии столкновения, то есть после столкновения автомобиль ВАЗ 21150 проехал ещё немного вперед, но не далее, чем на пол корпуса автомобиля. Ось автомобиля ВАЗ 21150 после столкновения сместилась вправо по отношению к линии столкновения. По мнению эксперта-техника, такое расположение автомобилей на схеме возможно, если автомобиль Volkswagen Passat перед перекрестком снизил скорость движения практически до 0, а автомобиль ВАЗ 21150 с относительно небольшой скоростью движения передней левой частью совершил столкновение с задней угловой правой частью автомобиля Volkswagen Passat без блокирования удара (блокирующее столкновение - столкновение, при котором в процессе контактирования относительная скорость ТС на участке контакта к моменту завершения деформаций снижается до 0), то есть касательное столкновение, и продолжил немного движение вперед с разворотом своей оси вправо от линии столкновения в силу инерции и правого расположения центра тяжести относительно линии столкновения. После столкновения автомобиль Volkswagen Passat в силу инерции переместился немного вперед от места столкновения с разворотом своей оси влево от линии столкновения из-за левого расположения центра тяжести относительно линии столкновения. Таким образом, столкновение для автомобиля Volkswagen Passat, государственный регистрационный знак <***>, классифицируется: по направлению движения ТС как продольное (столкновение без относительного смещения ТС в поперечном направлении, т.е. при движении их параллельными курсами), по характеру взаимного сближения ТС как попутное (столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого совпадает с этим направлением; ТС сближались, смещаясь с отклонением в одном направлении), по взаимному расположению продольных осей ТС как параллельное (прямое) (столкновение при параллельном расположении продольной или поперечной оси одного ТС и продольной оси второго ТС), по характеру взаимодействия ТС при ударе как касательное (столкновение, при котором вследствие малой величины перекрытия контактировавших частей ТС получают лишь несущественные повреждения и продолжают движение в прежних направлениях (с незначительным отклонением и снижением скорости)), по направлению удара относительно центра тяжести как эксцентричное правое (когда линия столкновения проходит на некотором расстоянии от центра тяжести справа от него), по месту нанесения удара как заднее угловое правое (столкновение, при котором следы непосредственного контакта расположены на задней части и прилегающей к ней боковой правой части ТС). При изучении фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела, а также фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что боковина левая, задняя часть (крыло) имеет глубокую деформацию наружной панели с характерным центром приложения внешней силы над нижним ребром жесткости (над задним бампером) за колесной аркой. На этих фотографиях позицией 1 (Поз. 1) обозначен центр приложения внешней силы над нижним ребром жесткости (над задним бампером) за колесной аркой. Это повреждение является непосредственным повреждением от внешней силы в результате бокового столкновения с препятствием и блокированием столкновения. Подтверждением того, что столкновение было блокирующим, является отсутствие на участках контакта горизонтальных трасс (царапин, притертостей). Позицией 2 (Поз. 2) на фотографиях обозначены места статической деформации поверхности боковины левой, задней части (крыла) - повреждения от волнового эффекта (повреждения, создаваемые при передаче энергии удара, называются повреждениями от волнового эффекта -примечание эксперта-техника). Таким образом, эксперт-техник констатирует наличие характерного центра приложения внешней силы в виде глубокой деформации, наличие статической деформации вокруг центра с изломом ребер жесткости и характерное выступание края наружной панели боковины левой, задней части (крыла) в районе задней части арки колеса наружу, вызванные растяжением металла при приложении внешней силы к центру непосредственного повреждения. Подобное столкновение для автомобиля Volkswagen Passat, государственный регистрационный знак <***>, возможно классифицировать скорее всего: по направлению движения как перекрестное, по характеру взаимного сближения как поперечное, по характеру взаимодействия при ударе как блокирующее (столкновение, при котором в процессе контактирования относительная скорость ТС на участке контакта к моменту завершения деформаций снижается до 0), по направлению удара относительно центра тяжести как эксцентричное правое, по месту нанесения удара как боковое левое. Такое повреждение боковины правой задней части (крыла) не может являться непосредственным повреждением и не может являться вызванным повреждением (то есть повреждением, вызываемым в других частях, испытывающих растягивающее или толкающее усилие в результате непосредственного повреждения или повреждения от волнового эффекта) в результате непосредственного повреждения задней правой части автомобиля при ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, фотографий в фототаблице в гажданского дела, а также фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что фонарь задний наружный левый имеет повреждения в виде трещин в боковой левой части в зоне некачественного ремонта боковины левой, задней части (крыла с растрескиванием и отслоением краски. Такое повреждение фонаря заднего наружного левого не может являться непосредственным повреждением и не может являться вызванным повреждением (то есть повреждением, вызываемым в других частях, испытывающих растягивающее или толкающее усилие в резульате непосредственного повреждения или повреждения от волнового эффекта) в результате непосредственного повреждения задней правой части автомобиля при ДТП отДД.ММ.ГГГГ Задняя угловая правая часть кузова Volkswagen Passat имеет 2 характерные зоны локализации механических непосредственных, Особенно хорошо это видно на фотографии DSCN7667, сделанной специалистом ООО «ТК Сервис осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствующих фрагменте заднего бампера и наружном правом. На фотографии DSCN7674, сделанной специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, в области верхней зоны локализации механических непосредственных повреждений на боковине правой, задней части (крыле) (далее по тексту - крыло) отчетливо просматривается деформация с острой складкой, глубокой вытяжкой металла и изломами ребер жесткости. Эксперт-техник утверждает, что эти повреждения могут являться только непосредственным повреждением от внешней силы в результате заднего столкновения с препятствием и блокированием столкновения. Подтверждением того, что столкновение было блокирующим, является отсутствие на участках контакта горизонтальных трасс (царапин, притертостей). На этой фотографии позицией 1 (Поз. 1) обозначена верхняя точка приложения внешней силы и позицией 2 (Поз. 2) обозначена нижняя точка приложения внешней силы. Позицией 3 (Поз. 3) на фотографии DSCN7674 обозначены места статической деформации крыла - повреждения от волнового эффекта (повреждения, создаваемые при передаче энергии удара, называются повреждениями от волнового эффекта -примечание эксперта-техника) при непосредственном повреждении задней верхней части крыла и позицией 4 (Поз. 4) обозначены места статической деформации панели крепления заднего фонаря правой -вызванного повреждения (то есть повреждения, вызываемого в других частях, испытывающих растягивающее или толкающее усилие в результате непосредственного повреждения или повреждения от волнового эффекта). Таким образом, эксперт-техник констатирует наличие непосредственного повреждения боковины правой, задней части | крыла) в задней верхней части с ярко выраженными верхней и нижней границами приложения внешней силы и наличие статической деформации крыла с вмятинами, выпуклостями, изломами ребер жесткости - повреждения от iieого эффекта при непосредственном повреждении задней верхней части крыла. Также эксперт-техник констатирует наличие статической деформации панели крепления заднего фонаря правой - вызванного повреждения от непосредственного повреждения задней верхней части крыла. Подобное столкновение для автомобиля Volkswagen Passat, государственный регистрационный знак <***>, возможно классифицировать: по направлению движения как продольное, по характеру взаимного сближения как попутное, по взаимному расположению продольных осей как параллельное (прямое), по характеру взаимодействия при ударе как блокирующее (столкновение, при котором в процессе контактирования относительная скорость ТС на участке контакта к моменту завершения деформаций снижается до 0), по направлению удара относительно центра тяжести как эксцентричное правое, по месту нанесения удара как заднее угловое правое. Из фотографии нижней зоны локализации механических повреждений, сделанной экспертом-техником
ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, отчетливо просматривается деформация со с кладкам; и глубокой вытяжкой металла в районе задней нижней части боковины правой, задней части (крыла) далее по тексту - крыло) и в районе нижней части панели крепления заднего фонаря правой (далее по тексту -панель фонаря) Эксперт-техник утверждает, что эти повреждения могут являться только непосредственным повреждением от внешней силы в результате столкновения с препятствием. Эти непосредственные повреждения отмечены на фотографии позицией 1 (Поз. 1). Позицией 2 (Поз. 2) на фотографии обозначены места статической деформации крыла и панели фонаря - повреждения от волнового эффекта при непосредственном повреждении задней нижней части крыла и нижней части панели фонаря, а также места вызванного повреждения панели задка, надставки заднего пола боковой (пластина за колесной аркой) правой и надставки заднего лонжерона (панель заднего пола боковая) правой. На крыле отчетливо просматривается передняя точка приложения внешней силы (поз. 3) и верхняя точка приложения внешней силы (поз. 4). Таким образом, эксперт-техник констатирует наличие непосредственного повреждения боковины правой, задней части (крыла) в задней нижней части с ярко выраженными передней и верхней границами приложения внешней силы, наличие непосредственного повреждения панели крепления заднего фонаря правой в нижней части, наличие статической деформации крыла и панели фонаря в виде повреждения от волнового эффекта, наличие статической деформации панели задка, надставки заднего пола боковой (пластина за колесной аркой) правой и надставки заднего лонжерона (панель заднего пола боковая) правой в виде вызванных повреждений. Позицией 5 (Поз. 5) на фотографии обозначены места непосредственного повреждения фонаря заднего наружного правого в нижней боковой части. Позицией 6 (Поз. 6) на фотографии обозначены места непосредственного повреждения фонаря заднего наружного правого в верхней боковой части. В рамках настоящей экспертизы эксперту-технику не удалось сделать натурное сопоставление обоих транспортных средств для определения возможности получения всех этих повреждений автомобилем Volkswagen Passat при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому для проверки соответствия повреждений на автомобиле Volkswagen Passat заявленным обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ экспертом-техником был сделан анализ следов, имеющихся на транспортном средстве. Для этой же цели экспертом-техником были сделаны фотографии автомобиля ВАЗ 21150 аналогичного автомобилю ВАЗ 21150, участвовавшему в ДТП от ДД.ММ.ГГГГ и анализ геометрических размеров его передней части. Для удобства анализа экспертом-техником была сделана фотография передней правой части автомобиля ВАЗ 21150 с использованием масштабной линейки. Эксперт-техник утверждает, что передняя правая часть автомобиля симметрична передней левой части автомобиля относительно его продольной оси. Точка А - передняя граница непосредственного повреждения крыла в нижней зоне локализации механических повреждений. При изучении фотографий, сделанных с использованием масштабной линейки экспертом-техником установлено, что передняя граница непосредственного повреждения крыла находится на расстоянии по горизонтали приблизительно 50 см от наружной части заднего бампера на высоте около 54 см от уровня поверхности. Точка В - верхняя граница непосредственного повреждения крыла в нижней зоне локализации механических повреждений, находится на расстоянии приблизительно 10 см по горизонтали от передней границы непосредственного повреждения крыла в нижней зоне локализации механических повреждений на высоте около 60 см от уровня поверхности. Точка Е - нижняя граница непосредственного повреждения крыла в верхней зоне локализации механических повреждений, находится на расстоянии приблизительно 10 см по горизонтали от передней границы непосредственного повреждения крыла в нижней зоне локализации механических повреждений на высоте около 80 см от уровня поверхности. Точка F - верхняя граница непосредственного повреждения крыла в верхней зоне локализации механических повреждений, находится на расстоянии приблизительно 25 см по горизонтали от передней границы непосредственного повреждения крыла в нижней зоне локализации механических повреждений на высоте около 99 см от уровня поверхности. Точка С - точка верхней части переднего крыла автомобиля ВАЗ 21150, расположенная на расстоянии приблизительно 25 см по горизонтали от наиболее выступающей части переднего бампера на высоте около 80 см от уровня поверхности. Точка D - точка верхней части переднего крыла автомобиля ВАЗ 21150, расположенная на расстоянии приблизительно 50 см по горизонтали от наиболее выступающей части переднего бампера на высоте около 85 см от уровня поверхности (см. ниже Анализ геометрических размеров передней части автомобиля ВАЗ 21150). Высота переднего бампера в боковой части составляет около 30 см и находится на высоте приблизительно от 30 см до 60 см от уровня поверхности. Точка А - наиболее выступающая часть переднего бампера автомобиля ВАЗ 21150, находится на высоте около 54 см от уровня поверхности. Точка В - точка на деталях передней части автомобиля ВАЗ 21150, расположенная на расстоянии приблизительно 10 см по горизонтали от наиболее выступающей части переднего бампера на высоте около 60 см от уровня поверхности. Как видно Точка В находится по высоте на границе переднего бампера и облицовки фар. Точка С - точка верхней части переднего крыла автомобиля ВАЗ 21150, расположенная на расстоянии приблизительно 25 см по горизонтали от наиболее выступающей части переднего бампера на высоте около 80 см от уровня поверхности. Точка D - точка верхней части переднего крыла автомобиля ВАЗ 21150, расположенная на расстоянии приблизительно 50 см по горизонтали от наиболее выступающей части переднего бампера на высоте около 85 см от уровня поверхности. Обобщая Анализ следов на автомобиле Volkswagen Passat (далее - Анализ 1) и Анализ геометрических размеров передней части автомобиля ВАЗ 21150 (далее - Анализ 2), эксперт-техник констатирует, что: 1. Точка А из Анализа 1 совпадает по высоте с Точкой А из Анализа 2, то есть непосредственное повреждение крыла автомобиля Volkswagen Passat в районе передней границы непосредственного повреждения в нижней зоне локализации механических повреждений могло быть образовано в результате контакта с наиболее выступающей частью переднего бампера автомобиля ВАЗ 21150. 2. Непосредственное повреждение крыла автомобиля Volkswagen Passat в районе верхней границы в нижней зоне локализации механических повреждений, находящейся на расстоянии приблизительно 10 см по горизонтали от передней границы непосредственного повреждения крыла и на высоте около 60 см от уровня поверхности (в Точке В) могло быть образовано в результате контакта с верхней боковой частью переднего бампера автомобиля ВАЗ 21150, выступающей наружу по отношению к облицовке фар. 3. Все непосредственные повреждения в нижней зоне локализации механических повреждений автомобиля Volkswagen Passat находятся в пределах геометрических размеров передней левой части автомобиля ВАЗ 21150. 4. Непосредственное повреждение фонаря заднего наружного правого автомобиля Volkswagen Passat в нижней боковой части находится в зоне возможного контакта с верхней частью переднего крыла автомобиля ВАЗ 21150 на уровне Точки С и могло произойти при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ Непосредственное повреждение фонаря заднего наружного правого автомобиля Volkswagen Passat в верхней боковой части находится вне зоны возможного контакта с верхней частью переднего крыла автомобиля ВАЗ 21150 выше уровня Точки С и не могло произойти при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ 5. Все непосредственные повреждения в верхней зоне локализации механических повреждений автомобиля Volkswagen Passat находятся вне зоны возможного контакта с передней левой частью автомобиля ВАЗ 21150 и не могли быть образованы при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ Для наглядности своих выводов эксперт-техник совместил фотографии автомобилей Volkswagen Passat и ВАЗ 21150, сделанных с использованием масштабной линейки, в середине возможного их контакта и максимально возможного их контакта (см. выше). Сетка с горизонтальными линиями, наложенная на совмещенные фотографии, подтверждает, что масштаб геометрических размеров обоих автомобилей одинаков и совмещение фотографий произведено на одном уровне от поверхности. Далее, с учетом вышеизложенного, эксперт-техник анализирует все повреждения, описанные в Дополнении к протоколу о нарушении правил дорожного движения и в актах осмотров автомобиля Volkswagen Passat на соответствие обстоятельствам заявленного ДТП от ДД.ММ.ГГГГ и для определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля Volkswagen Passat по техническим повреждениям, причинённым в результате происшествия от ДД.ММ.ГГГГ. При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела, фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что бампер задний сломан с утратой фрагмента в правой части. Повреждение бампера заднего находится в нижней зоне локализации механических повреждений автомобиля Volkswagen Passat и могло быть образовано при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела, фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что накладка (молдинг) заднего бампера правая сломана. Её повреждение находится в нижней зоне локализации механических повреждений автомобиля Volkswagen Passat и могло быть образовано при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела, фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что во время всех осмотров крышка буксировочной проушины заднего бампера - отсутствовала. Учитывая тот факт, что месторасположение этой детали находится в зоне значительного повреждения заднего бампера (в зоне удара), эксперт-техник допускает, что крышка буксировочной проушины заднего бампера была утрачена в результате ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела, фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что усилитель заднего бампера деформирован в правой части. Повреждение усилителя заднего бампера находится в нижней зоне локализации механических повреждений автомобиля Volkswagen Passat и могло быть образовано при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует отсутствие детальных фотографий спойлера заднего бампера. Однако при детальном рассмотрении фотографии DSCN7673 (см. приложение), сделанной специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, можно увидеть, что спойлер заднего бампера имел повреждения в зоне удара на момент осмотра. При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что спойлер заднего бампера сломан в месте правого крепления и имеет задиры материала в правой части в зоне удара. Его повреждение находится в нижней зоне локализации механических повреждений автомобиля Volkswagen Passat и могло быть образовано при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении каталогов запасных частей экспертом-техником установлено, что на автомобиль с идентификационным номером устанавливается спойлер заднего бампера с каталожным номером ЗАЕ807521А9В9. При изучении каталогов запасных частей экспертом-техником установлено, что кронштейн заднего бампера боковой правый автомобиля с идентификационным номером <***> состоит из двух частей: кронштейн заднего бампера боковой внутренний (направляющая) главный (каталожный AE807394) и кронштейн заднего бампера боковой наружный правый (каталожный мер 3AE807378). Их местонахождение - в нижней зоне локализации механических повреждений автомобиля Volkswagen Passat и их повреждение и утрата могли произойти при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ. При изучении фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что щиток грязезащитный заднего пола (заднего бампера) правый пластмассовый на момент осмотра имеет трещины в : не крепления к утраченному фрагменту заднего бампера (фотография DSCN7677). Эксперт-техник приложил к вящему Заключению фотографию DSCN7677 как в первоначальном виде, так и в увеличенном и обрезанном. При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что на момент осмотров ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ повреждения щитка грязезащитного заднего пола (заднего бампера) правого пластмассового лишь увеличились в размере в процессе эксплуатации транспортного средства между датой осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и датами осмотров от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, эксперт-техник в рамках настоящей экспертизы допускает, что щиток грязезащитный заднего пола (заднего бампера) правый был поврежден в результате ДТП от ДД.ММ.ГГГГ На момент осмотра от ДД.ММ.ГГГГ подкрылок задний правый отсутствовал на автомобиле и не был представлен к осмотру эксперту-технику. Однако при изучении актов осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела и фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что на момент осмотров от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ подкрылок задний правый имел повреждение в виде разрыва материала. Повреждение подкрылка заднего правого может являться вызванным повреждением (то есть повреждением, вызываемым в других частях, испытывающих растягивающее или толкающее усилие в результате непосредственного повреждения или повреждения от волнового эффекта) от непосредственного повреждения заднего бампера и могло произойти при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что рассеиватель фонаря заднего наружного правого имеет 2 (две) зоны повреждений. Непосредственное повреждение рассеивателя фонаря заднего наружного правого автомобиля Volkswagen Passat в нижней боковой части находится в зоне возможного контакта с верхней частью переднего крыла автомобиля ВАЗ 21150 и могло произойти при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ Непосредственное повреждение рассеивателя фонаря заднего наружного правого автомобиля Volkswagen Passat в верхней боковой части находится вне зоны возможного контакта с верхней частью переднего крыла автомобиля ВАЗ 21150 и не могло произойти при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ Также эксперт-техник констатирует, площадь непосредственного повреждения рассеивателя фонаря заднего наружного правого автомобиля Volkswagen Passat в верхней боковой части превышает 10 % общей площади рассеивателя. При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела, фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что боковина правая, задняя часть (крыло) (далее - крыло) имеет непосредственное повреждение в задней верхней части с ярко выраженными верхней и нижней границами приложения внешней силы вне зоны возможного контакта с передней левой частью автомобиля ВАЗ 21150 и имеет статическую деформацию с вмятинами, выпуклостями, изломами ребер жесткости повреждения от волнового эффекта при непосредственном повреждении задней верхней части крыла. Эксперт-техник констатирует, что общая площадь непосредственного повреждения и повреждения от волнового эффекта при непосредственном повреждении задней верхней части крыла превышает 25 % от общей площади крыла. Эти повреждения находятся в верхней зоне локализации механических повреждений автомобиля Volkswagen Passat и не могли быть образованы при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ Кроме этого, эксперт-техник констатирует, что крыло имеет повреждение в виде деформации со складками и глубокой вытяжкой металла в задней нижней части в зоне возможного контакта с передней левой частью автомобиля ВАЗ 21150, которое могло произойти при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела, фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что панель крепления заднего фонаря правая (далее - панель фонаря) имеет вызванное повреждение в верхней части от непосредственного повреждения задней верхней части крыла. Эксперт-техник констатирует, что общая площадь вызванного повреждения при непосредственном повреждении задней верхней части крыла превышает 25 % от общей площади панели фонаря. Эти повреждения находятся в верхней зоне локализации механических повреждений автомобиля Volkswagen Passat и не могли быть образованы при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ Кроме этого, эксперт-техник констатирует, что панель фонаря имеет повреждение в виде деформации со складками и глубокой вытяжкой металла в нижней части в зоне возможного контакта с передней левой частью автомобиля ВАЗ 21150, которое могло произойти при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует отсутствие детальных фотографий надставки задней боковины верхней (желобок сточный крыла) правой (далее -надставка крыла верхняя). При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что надставка крыла верхняя деформирована на площади более 50%. Эксперт-техник утверждает, что подобное повреждение надставки крыла верхней является так называемым вызванным повреждением, когда надставка крыла верхняя испытала усилие в результате волнового эффекта от непосредственного повреждения задней верхней части крыла, находится в верхней зоне локализации механических повреждений автомобиля Volkswagen Passat и не могло быть образовано при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует наличие фотографий подтверждающих повреждение надставки заднего пола боковой (пластина за колесной аркой) правой на момент осмотра. При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что надставка заднего пола боковая (пластина за колесной аркой) правая деформирована на площади более 50% с острыми складками и глубокой вытяжкой металла. При изучении каталогов запасных частей экспертом-техником установлено, что на автомобиле с идентификационным номером надставка заднего пола боковая (пластина за колесной аркой) правая является отдельной кузовной деталью с каталожным номером ЗС0809416 (см. приложение). Эксперт-техник утверждает, что подобное повреждение надставки заднего пола боковой (пластина за колесной аркой) правой является вызванным повреждением от непосредственного повреждения задней нижней части крыла и нижней части панели фонаря и могло произойти при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что лонжерон задний правый имеет деформацию наконечника лонжерона с вытяжкой металла в районе крепления усилителя заднего бампера. Повреждение лонжерона заднего правого находится в нижней зоне локализации механических повреждений автомобиля Volkswagen Passat, является вызванным повреждением от непосредственного повреждения задней нижней правой части автомобиля Volkswagen Passat и могло быть образовано при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует наличие фотографий подтверждающих повреждение надставки заднего лонжерона (панель заднего пола боковая) правой на момент осмотра. При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что надставка заднего лонжерона (панель заднего пола боковая) правая (далее - надставка лонжерона) деформирована более 50% с острыми складками, глубокой вытяжкой металла и разрывом металла. При изучении каталогов запасных частей экспертом-техником установлено, что на автомобиле с идентификационным номером надставка лонжерона является отдельной кузовной деталью с каталожным номером ЗС0802090 (см. приложение). Эксперт-техник утверждает, что подобное повреждение надставки лонжерона является вызванным повреждением от непосредственного повреждения задней нижней правой части автомобиля Volkswagen Passat и могло быть образовано при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ На момент осмотра от ДД.ММ.ГГГГ решетка вентиляции задняя правая отсутствовала на автомобиле и не была представлена к осмотру эксперту-технику. Однако при изучении актов осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела и фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что на момент осмотров от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ решетка вентиляции задняя правая была сломана. Решетка вентиляции задняя правая находится з нижней зоне локализации механических повреждений автомобиля Volkswagen Passat и могла быть сломана при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует отсутствие детальных фотографий планки заднего лонжерона верхней правой. При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что планка заднего лонжерона верхняя правая деформирована с вытяжкой металла на площади не более 1 кв. дм в передней части. Эксперт-техник утверждает, что подобное повреждение планки заднего лонжерона верхней правой может являться вызванным повреждением (то есть повреждением, вызываемым в других частях, испытывающих растягивающее или толкающее усилие в результате непосредственного повреждения или повреждения от волнового эффекта), когда планка заднего лонжерона верхняя правая испытала усилие в результате непосредственного повреждения задней нижней правой части автомобиля Volkswagen Passat при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ЮО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует отсутствие детальных фотографий ниши запасного колеса. При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что ниша запасного колеса пластмассовая сломана в правой чассти. Эксперт-техник утверждает, что подобное повреждение ниши запасного колеса может являться вызванным повреждением в результате непосредственного повреждения или повреждения от волнового эффекта, когда ниша Фасного колеса испытала толкающее усилие в результате непосредственного повреждения задней нижней правой части автомобиля Volkswagen Passat при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом -СЮ «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует наличие фотографии подтверждающей повреждение панели задка в нижней правой боковой -.зетн на момент осмотра. При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что панель задка в сборе деформирована с вытяжкой металла в нижней боковой правой части на площади не более 2 кв. дм, а также деформирована верхняя поперечина панели задка в районе панели крепления фонаря с вытяжкой металла и изломом ребра жесткости не более 2 кв. дм. Эксперт-техник утверждает, что повреждение верхней поперечины панели задка в районе панели крепления заднего фонаря правой в виде деформации с вытяжкой металла и изломом ребра жесткости на площади не более 2 кв. дм находится в верхней зоне локализации механических повреждений автомобиля Volkswagen Passat, является вызванным повреждением от непосредственного повреждения задней верхней правой части автомобиля Volkswagen Passat и не могло быть образовано при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ Эксперт-техник констатирует, что площадь вызванного повреждения панели задка в верхней зоне локализации механических повреждений автомобиля Volkswagen Passat не превышает 25 % от общей площади панели задка. Эксперт-техник утверждает, что повреждение панели задка в виде деформации с вытяжкой металла в нижней боковой правой части на площади не более 2 кв. дм находится в нижней зоне локализации механических повреждений, является вызванным повреждением от непосредственного повреждения задней нижней правой части автомобиля Volkswagen Passat и могло быть образовано при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При составлении акта осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ экспертом-техником была установлена категория ремонта панели задка в сборе «Ремонт 3», исходя из общего объема и характеристик всех повреждений панели задка в сборе, и назначена трудоемкость ремонта 1,7 нормочаса. Однако, исходя из вышеизложенного, эксперт-техник делает вывод о том, что при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ панель задка в сборе могла получить повреждение только в нижней боковой правой части в виде деформации с вытяжкой металла на площади не более 2 кв. дм. Такой характеристике повреждения соответствует категория ремонта «Ремонт 2». В соответствии с приложением 3 Единой методики показатель трудозатрат для ремонта 2 этой кузовной детали на площади не более 2 кв. дм или 0,02 кв. м составляет: 1,0 нормочаса. При изучении фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует отсутствие детальных фотографий внутренней части крышки багажника, подтверждающих повреждение и нарушение каркаса. Однако при детальном рассмотрении фотографии DSCN7668 (см. приложение), сделанной специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, можно увидеть, что крышка багажника имела повреждение каркаса в правой части на момент осмотра. При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что крышка багажника деформирована с вытяжкой металла, повреждением и нарушением каркаса в правой части. Это повреждение находится в верхней зоне локализации механических повреждений автомобиля Volkswagen Passat и не могло быть образовано в результате контакта с передней левой частью автомобиля ВАЗ 21150 и не может являться вызванным повреждением от непосредственного повреждения задней нижней правой части автомобиля Volkswagen Passat при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ Подобное повреждение крышки багажника является вызванным повреждением от непосредственного повреждения задней верхней правой части автомобиля Volkswagen Passat, когда на момент непосредственного повреждения крышка багажника была закрыта, то есть крышка багажника через замок и фиксатор замка была соединена с панелью задка. В результате непосредственного повреждения верхней задней части боковины правой, задней части (крыла) крышка багажника через панель крепления заднего фонаря правую и панель задка испытала толкающее усилие в правой части вовнутрь и влево по отношению к оси автомобиля, что привело к повреждению (излому) каркаса крышки багажника в правой части и деформации наружной панели крышки багажника в нижней правой части в направлении приложенного усилия. Таким образом, эксперт-техник делает вывод, что повреждение крышки багажника было получено при иных обстоятельствах и не является следствием ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела и фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что фонарь задний внутренний правый имеет задиры материала на корпусе в районе задней части задней боковины (крыла) и нижней части заднего наружного фонаря, а также вырыв материала в районе задней верхней части задней боковины (крыла). Повреждения фонаря находятся в верхней зоне локализации механических повреждений автомобиля Volkswagen Passat вне зоны возможного контакта с передней левой частью автомобиля ВАЗ 21150, являются вызванным повреждением от непосредственного повреждения задней верхней части боковины правой, задней части (крыла) автомобиля Volkswagen Passat и не могли быть образованы при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, а также фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела эксперт-техник констатирует полное отсутствие детальных фотографий накладки (молдинга) крышки багажника хромированной, подтверждающих её повреждение в виде задиров. Кроме того, эксперт-техник при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ никаких повреждений (ни непосредственного, ни вызванного) на накладке (молдинге) крышки багажника хромированной от ДТП не обнаружил. В соответствии с актом осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, составленным экспертом-техником ФИО4 с использованием измерительного инструмента, эксперт-техник констатирует, что кузов оцениваемого автомобиля имеет несложный перекос проема крышки багажника. Эксперт-техник утверждает, что перекос проема крышки багажника произошел одновременно с повреждением задней верхней правой части автомобиля Volkswagen Passat, то есть одновременно с повреждением задней верхней части крыла, верхней части панели фонаря, правой верхней части панели задка и повреждением каркаса крышки багажника в правой части. Перекос проема крышки багажника автомобиля Volkswagen Passat не мог возникнуть в результате повреждения задней нижней правой части автомобиля при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ При изучении фотографий в электронном виде из материалов гражданского дела, сделанных специалистом ООО «ТК Сервис Регион» при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, а также фотографий в фототаблице в материалах гражданского дела эксперт-техник констатирует отсутствие фотографий панели крепления заднего фонаря левой. При изучении фотографий, сделанных экспертом-техником ФИО4 при осмотре транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, эксперт-техник констатирует, что панель крепления заднего фонаря левая деформирована с вытяжкой металла в районе верхней поперечины панели задка на площади не более 1 кв. дм. Эксперт-техник в рамках настоящей экспертизы допускает, что подобное повреждение панели крепления заднего фонаря левой может являться вызванным повреждением от непосредственного повреждения задней верхней правой части автомобиля Volkswagen Passat, когда панель крепления заднего фонаря левая испытала толкающее усилие в результате непосредственного повреждения задней верхней правой части автомобиля Volkswagen Passat, смещения правой верхней части панели задка вовнутрь и влево по отношению к оси автомобиля и возникновения перекоса проема крышки багажника автомобиля. Таким образом эксперт-техник делает вывод, что повреждение панели крепления заднего фонаря левой автомобиля Volkswagen Passat находится вне зоны возможного контакта с передней левой частью автомобиля ВАЗ 21150, является вызванным повреждением от непосредственного повреждения задней верхней правой части автомобиля Volkswagen Passat и не могло быть получено при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ На основании вышеизложенного эксперт-техник делает следующие выводы: 1. Фонарь задний наружный левый, фонарь задний наружный правый, боковина левая, задняя часть (крыло), боковина правая, задняя часть (крыло), панель крепления заднего фонаря левая, панель крепления заднего фонаря правая, надставка задней боковины верхняя (желобок сточный крыла) правая, панель задка в сборе, крышка багажника, фонарь задний внутренний правый автомобиля Volkswagen Passat, государственный регистрационный знак <***>, имеют повреждения, полученные при иных обстоятельствах и, которые не могут являться следствием ДТП от ДД.ММ.ГГГГ Фонарь задний наружный правый, боковина правая, задняя часть (крыло), панель крепления заднего фонаря правая, панель задка в сборе автомобиля Volkswagen Passat, государственный регистрационный знак <***>, имеют также повреждения, которые могли быть получены при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ и могут являться следствием ДТП от ДД.ММ.ГГГГ 2. Перекос проема крышки багажника автомобиля Volkswagen Passat, государственный регистрационный знак <***>, не мог возникнуть при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ 3. Накладка (молдинг) крышки багажника хромированная автомобиля Volkswagen Passat, государственный регистрационный знак <***>, не имеет повреждений. 4. Все остальные повреждения автомобиля Volkswagen Passat, государственный регистрационный знак <***>, указанные в Дополнении к протоколу о нарушении правил дорожного движения в дорожно-транспортном происшествии, в акте осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, составленном ООО «ТК Сервис Регион», и в акте осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, составленном ИП ФИО3, могли быть получены при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ и могут являться следствием ДТП от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п. 1.6 Положения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»: «Если на момент дорожно-транспортного происшествия на детали имелась сквозная коррозия, либо уже требовалась окраска более 25 процентов ее наружной поверхности, либо цвет окраски поврежденной детали не соответствует основному цвету кузова транспортного средства (за исключением случаев специального цветографического оформления), окраска такой детали не назначается». По имеющейся информации на момент ДТП от ДД.ММ.ГГГГ боковина правая, задняя часть (крыло) и панель крепления заднего фонаря правая имели повреждения на площади более 25 % от их наружной поверхности, поэтому экспертом-техником в рамках настоящей экспертизы было принято решение не назначать окраску этих деталей. На основании вышеизложенного эксперт-техник делает заключение о необходимости проведения следующих ремонтных работ для восстановления транспортного средства: Бампер задний - замена и окраска новой части (K1R), Накладка (молдинг) заднего бампера правая – замена. Крышка буксировочной проушины заднего бампера - замена и окраска новой части (К1R), Усилитель заднего бампера – замена, Спойлер заднего бампера – замена, Кронштейн заднего бампера боковой внутренний (направляющая) правый – замена, Кронштейн заднего бампера боковой наружный правый – замена, Щиток грязезащитный заднего пола (заднего бампера) правый – замена, Подкрылок задний правый – замена, Фонарь задний наружный правый – замена, Боковина правая, задняя часть (крыло) – замена, Панель крепления заднего фонаря правая – замена, Надставка заднего пола боковая (пластина за колесной аркой) правая - замена и окраска внутр. части, Лонжерон задний правый в сборе - ремонт 2 (1,0 н/ч) и окраска внутр. части (кат. II), Надставка заднего лонжерона (панель заднего пола боковая) правая - замена и окраска внутр. части (кат. II), решетка вентиляции задняя правая – замена, Планка заднего лонжерона верхняя правая - ремонт 2 (1,0 н/ч) и окраска внутр. части (кат. II), Ниша запасного колеса – замена, Панель задка в сборе - ремонт 2 (1,0 н/ч) и окраска после ремонт (кат. III), Причины возникновения технических повреждений и возможность их отнесения к рассматриваемому ДТП исследованы при осмотре ТС. Проведенное исследование ДТП позволяет эксперту-технику сделать следующие выводы: получение транспортным средством Volkswagen Passat, государственный регистрационный знак <***>, повреждений в задней нижней правой части кузова, указанных в актах осмотра транспортного средства и в Дополнении к протоколу о нарушении правил дорожного движения в дорожно-транспортном происшествии от ДД.ММ.ГГГГ, возможно при обстоятельствах, указанных в документах, оформленных компетентными органами, содержащих информацию относительно указанных обстоятельств.

Таким образом, согласно заключению эксперта -ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО4 фонарь задний наружный левый, фонарь задний наружный правый, боковина левая, задняя часть (крыло), боковина правая, задняя часть (крыло), панель крепления заднего фонаря левая, панель крепления заднего фонаря правая, надставка задней боковины верхняя (желобок сточный крыла) правая, панель задка в сборе, крышка багажника, фонарь задний внутренний правый автомобиля Volkswagen Passat, государственный регистрационный знак <***>, имеют повреждения, полученные при иных обстоятельствах и, которые не могут являться следствием ДТП от ДД.ММ.ГГГГ Фонарь задний наружный правый, боковина правая, задняя часть (крыло), панель крепления заднего фонаря правая, панель задка в сборе автомобиля Volkswagen Passat, государственный регистрационный знак <***>, имеют также повреждения, которые могли быть получены при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ и могут являться следствием ДТП от ДД.ММ.ГГГГ Перекос проема крышки багажника автомобиля Volkswagen Passat, государственный регистрационный знак <***>, не мог возникнуть при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ Накладка (молдинг) крышки багажника хромированная автомобиля Volkswagen Passat, государственный регистрационный знак <***>, не имеет повреждений. Все остальные повреждения автомобиля Volkswagen Passat, государственный регистрационный знак <***>, указанные в Дополнении к протоколу о нарушении правил дорожного движения в дорожно-транспортном происшествии, в акте осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, составленном ООО «ТК Сервис Регион», и в акте осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, составленном ИП ФИО3, могли быть получены при заявленных обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ и могут являться следствием ДТП от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению эксперта -ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО4 рыночная стоимость услуг по восстановительному ремонту (стоимость восстановительного ремонта) автомобиля Volkswagen Passat, государственный регистрационный знак <***>, без учета износа, рассчитанная в соответствии с Положением Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», составляет на момент совершения дорожно-транспортного происшествия от ДД.ММ.ГГГГ – 149 400 руб. Рыночная стоимость услуг по восстановительному ремонту (стоимость восстановительного ремонта) автомобиля Volkswagen Passat, государственный регистрационный знак <***>, с учетом износа, рассчитанная в соответствии с Положением Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», составляет на момент совершения дорожно-транспортного происшествия от ДД.ММ.ГГГГ – 107 500 руб.

При таком положении, с учётом приведённых норм права, оценив имеющиеся в деле доказательства суммы причинённого ущерба, суд считает возможным удовлетворить исковые требования о взыскании страхового возмещения ущерба – 107 500 руб. В остальной части иска о взыскании страхового возмещения ущерба следует отказать.

Далее. В соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" при удовлетворении судом требований потерпевшего - физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.

Согласно статьей 333 ГК Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Ответчиком ходатайства о снижении размера штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего не заявлены. Суд, принимая во внимание компенсационную природу такового, приходит к выводу о возможности взыскания штрафа – 53 750 руб. (расчет: 107 500 * 50 %). В остальной части иска по требованию о взыскании штрафа следует отказать.

Далее. При разрешении заявленного спора, судом учтено, что правоотношения по страхованию регулируются Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости. С учетом изложенного, учитывая обстоятельства дела, последствия нарушения обязательства, суд находит, что к взысканию с ответчика в пользу истца подлежит компенсация морального в размере 500 руб., что соответствует принципу разумности и справедливости. В остальной части иска о компенсации морального вреда следует отказать.

Далее. Истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов, в том числе: расходов на проведение оценки – 12 000 руб., расходов на составление дубликата экспертного заключения – 1 500 руб., расходов на составление претензии – 2 000 руб., расходов по оплате услуг представителя – 15 000 руб., расходов на оплату услуг курьера – 300 руб., расходов на оплату услуг нотариуса – 1 300 руб..

Согласно п. 11 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Как следует из материалов дела, за оформление экспертного заключения истцом было оплачено в общей сумме 12 000 руб. Учитывая, что присуждение суммы в указанном размере является неразумным, нарушающим баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, суд считает необходимым снизить размер понесенных истцом расходов на оплату независимой технической экспертизы по определению суммы ущерба до 6 000 руб. (пропорционально удовлетворенной части иска).

Доказательства разумности судебных расходов заявителем не представлены, в частности, не приведены средние рыночные цены на оплату услуг адвокатов в г. Уфа по рассмотренной категории спора, не обоснована стоимость проделанной представителем работы с точки зрения сложности дела, продолжительности судебного процесса в суде и иных критериев, в связи с чем наблюдается явная чрезмерность заявленных к взысканию сумм расходов на оплату услуг представителя, суд считает необходимым снизить размер понесенных истцом расходов на оплату представителя до 8 000 руб. (пропорционально удовлетворенной части иска).

На основании ст. 98, 100 ГПК Российской Федерации, с ответчика в пользу истца в счёт возмещения судебных расходов, с учетом документальной обоснованности их размера, в общей сумме надлежит взыскать в общей сумме – расходы на проведение оценки стоимости ущерба – 6 000 руб., расходы на составление дубликата экспертного заключения – 1 500 руб., расходы на составление претензии – 2 000 руб., расходы на оплату услуг курьера – 300 руб., расходы по оплате услуг нотариуса – 1 300 руб., расходы по оплате услуг представителя – 8 000 руб. (пропорционально удовлетворенной части иска).

На основании ст. 103 ГПК Российской Федерации, абзаца 24 статьи 50, абзаца 8 пункта 2 статьи 61.1, абзаца 5 пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать в доход государства госпошлину в размере 3 350 руб. (пропорционально удовлетворенной части иска), а также в размере 300 руб. (по требованию неимущественного характера о компенсации морального вреда).

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить иск ФИО1 частично.

Взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу ФИО1 сумму страхового возмещения ущерба – 107 500 руб., штраф – 53 750 руб., компенсацию морального вреда – 500 руб., расходы на проведение оценки стоимости ущерба – 6 000 руб., расходы на составление дубликата экспертного заключения – 1 500 руб., расходы на составление претензии – 2 000 руб., расходы на оплату услуг курьера – 300 руб., расходы по оплате услуг нотариуса – 1 300 руб., расходы по оплате услуг представителя – 8 000 руб.

В остальной части иска – отказать.

Взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в доход местного бюджета государственную пошлину – 3 650 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.

Председательствующий: И. Я. Индан