Дело № 2-5172\2020 ( №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 ноября 2020 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе
председательствующего судьи Бойковой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Аюбовой А.Н.,
с участием представителя ответчика ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» ФИО1, действующего на основании доверенности от 26.01.2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии», ООО «Тикетс Ру» о взыскании стоимости авиабилетов, штрафа, денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась с иском к ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии», ООО «Тикетс Ру», указывая, что 25, 26 и 27 декабря 2019 года на сайте туристического агентства «Tikets.ru» в сети интернет истец приобрела 6 авиабилетов на себя, своего супруга, своих детей и внуков по маршруту: <данные изъяты> с датой вылета 28.03.2020 г., а также по маршруту <данные изъяты> с обратной датой 28.04.2020 г. Оплату билетов истец произвела с карты Банка ВТБ, заплатив 274 225 руб.
01.03.2020 г. истца известили, что рейс авиакомпанией «Аэрофлот – российские авиалинии» отменен. В связи с отменой рейса 05.03.2020 г. истец обратилась в турагентство с требованием о возврате денежных средств. Не получив положительного ответа, истец написала ответчику на сайт. На обращение истца 12.03.2020 г. ответили, что вопрос о возврате денежных средств решается с перевозчиком – ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» и срок решения этого вопрос может составлять до 90 дней.
На неоднократные обращения истца посредством телефонных звонков в ПАО «Аэрофлота – российские авиалинии», положительного ответа истец не получила, в возврате денежных средств ей было отказано.
Считает, что ответчики отказом и пропуском сроков решения вопроса, причинили ФИО2 моральный вред, поскольку на протяжении трех месяцев она была вынуждена неоднократно звонить и писать ответчикам, выяснять по какой причине ей отказывают в возврате денег, не могла распоряжаться своими личными средствами.
Просит взыскать с ответчиков в пользу истца денежные средства, уплаченные за приобретённые авиабилеты в размере 274 225 руб., денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., штраф за неисполнение требований потребителя в размере <данные изъяты>% от суммы, присужденной судом.
Истец в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного заседания была извещена надлежаще.
ООО «Тикетс Ру» о времени и месте рассмотрения дела было извещено. Явку представителя в суд не обеспечили. Представили письменный отзыв, в котором указывают, что с доводами истца не согласны. Считают себя ненадлежащем ответчиком, поскольку не оказывают услуги по воздушным перевозкам, а являются уполномоченным агентом перевозчиков, осуществляя от их имени бронирование, продажу и оформление перевозок.
Указывают, что 25.12.2019 г. и 27.12.2019 г. на сайте Агентства с доменным именем tickets.ru (далее – Сайт) истцом были созданы и оплачены четыре заказа, принятых Агентством в качестве бронирований на международную воздушную перевозку, осуществляемую авиаперевозчиком ПАО «Аэрофлот» по маршруту <данные изъяты>, <данные изъяты>. В указанные даты Агентством были успешно оформлены (выписаны) электронные авиабилеты и в соответствие с заказом истца на адрес её электронной почты были направлены маршрут/квитанции авиабилетов. Таким образом, договоры международной воздушной перевозки были заключены между авиапассажирами, с одной стороны, и ПАО «Аэрофлот», с другой.
Неотъемлемым условием создания заказа на Сайте является совершение пользователем Сайта, в данном случае истцом, акцепта публичной оферты к заключению с ООО «Тикетс Ру» Договора оказания услуг по бронированию, оформлению, продаже билетов, а также прочих услуг посредством технических возможностей интернет-сайта TICKETS.RU.
Таким образом, в результате создания 25.12.2019 г. и 27.12.2019 г. истцом заказов на сайте, принятых ООО «Тикетс Ру» в качестве бронирований:
- между истцом и ООО «Тикетс Ру» был заключен Договор оказания услуг агентства;
- между авиапассажирами и ПАО «Аэрофлот» был заключен договор международной воздушной перевозки.
Указывают, что при создании на Сайте заказа до момента его оплаты истцу была предоставлена, в том числе, Оферта к заключению Договора оказания услуг агентства (соглашение об условиях создания и отмены бронирования), и только после ознакомления с указанным документом истец мог принять решение о создании заказа на Сайте, тем самым подтверждая свое согласие на заключение с ООО «Тикетс Ру» Договора оказания услуг агентства, а также своё согласие второго авиапассажира на заключение договора международной воздушной перевозки с ПАО «Аэрофлот». После внесения всех данных, выбора способа оплаты, перед действием «оплатить», истец в специальном поле диалогового окна на Сайте поставил «галочку» о своем согласии: «Я принимаю условия договора <данные изъяты>, соглашение об условиях создания и отмены бронирования, правила применения тарифов.
12.03.2020 г истцом в рамках бронирований был подан запрос на возврат авиабилетов. 26.03.2020 г. ООО «Тикетс Ру» предварительно квалифицировало запросы на возврат как вынужденные и электронными письмами известило истца о направлении соответствующих запросов в ПАО «Аэрофлот» для принятия окончательного решения.
Ссылаются на то, что в п. 2.6.7 Договора оказания услуг агентства указано, что <данные изъяты>) – международная ассоциация воздушного транспорта, международный регулятор в сфере воздушных перевозок<данные изъяты> выступает координатором и представителем интересов авиатранспортной отрасли в таких областях, как обеспечение безопасности полетов, производство полетов, тарифная политика, техобслуживание, авиационная безопасность, разрабатывает и издает международные стандарты, занимается обучением, предоставляет консалтинговые услуги и др. Все резолюции, принятые <данные изъяты> имеют силу нормативных правовых актов, как для авиакомпаний, так и для их уполномоченных агентов.
Подпунктом «д» п. 9.2.1 Договора оказания услуг агентства предусмотрено, что порядок подачи запроса на возврат/изменение услуги/услуги агентства и порядок его обработки, а также техническая процедура возврата/доплаты денежных средств клиенту/клиентом за возвращаемую/изменяемую услугу/услугу агентства регламентируются правилами, рекомендациями, резолюциями т.п. <данные изъяты>
Согласно регламентам, установленным <данные изъяты> запросы на возврат провозной платы, уплаченной за электронные авиабилеты, подаются агентом в авиакомпанию с помощью системы <данные изъяты>, которая является системным программным продуктом, посредством которого агент формирует запрос, который впоследствии рассматривается представителями авиакомпании.
Поскольку ООО «Тикетс Ру» является агентом, аккредитованным в <данные изъяты>, ООО «Тикетс Ру» обязано подавать в авиакомпании все запросы на возврат провозной платы, уплаченной за электронные авиабилеты, посредством системы <данные изъяты>
26.03.2020 г. ООО «Тикетс Ру», в связи с необходимостью получить у ПАО «Аэрофлот» поручение на возврат провозной платы, уплаченной за авиабилеты, используя систему <данные изъяты>, направило в ПАО «Аэрофлот» шесть заявлений на возврат. По состоянию на 09.09.2020 г. заявления на возврат находятся на изучении (рассмотрении) в ПАО «Аэрофлот», что указано в графе «<данные изъяты>»: «На стадии изучения» на стр. 1 каждого заявления на возврат и в графе «На стадии изучения» на стр. 2 каждого заявления на возврат. Таким образом, по состоянию на 09.09.2020 г. поручение на возврат провозной платы, уплаченной за авиабилеты, со стороны ПАО «Аэрофлот» не выдано. Без наличия от ПАО «Аэрофлот» поручения на возврат провозной платы ООО «Тикетс Ру» не вправе проводить такой возврат.
Полагают, что существенно значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора, является не то куда были уплачены денежные средства за авиабилеты, а кто является их получателем и дошли ли они до такого получателя. Денежные средства за спорные авиабилеты были уплачены истцом ООО «Тикетс Ру» 25.12.2019 г. и 27.12.2019 г. в безналичном порядке. Однако уже на момент подачи запросов на возврат (12.03.2020 г.), денежные средства в счет оплаты спорных авиабилетов уже были перечислены ООО «Тикетс Ру» в ПАО «Аэрофлот», причем была перечислена общая стоимость всех авиабилетов, оформленных (выписанных) ООО «Тикетс Ру» за отчетный период № (с 24.12.2019 г. по 31.12.2019 г.), в который вошли спорные авиабилеты.
Таким образом ООО «Тикетс Ру» не является держателем денежных средств, уплаченных истцом за спорные авиабилеты, и не может ими распоряжаться, поскольку указанные денежные средства были перечислены в ПАО «Аэрофлот» посредством Системы взаиморасчётов BSP(через международную ассоциацию воздушного транспорта (<данные изъяты>
В части принятия решений о возврате провозной платы ООО «Тикетс Ру» не является самостоятельным субъектом принятия решений и,являясь лишь посредником, всегда обязано получать поручение соответствующего перевозчика на возврат денежных средств. Все решения относительно возврата денежных средств принимает перевозчик, в данном случае ПАО «Аэрофлот».
Обращают внимание, что ООО «Тикетс Ру» в полном объеме выполнило свои обязательства перед истцом. Авиапассажиры отказались от международной воздушной перевозки не по вине ООО «Тикетс Ру», а в связи с отменой рейса.
Полагают, что обязательства по Договору оказания услуг Агентства ООО «Тикетс Ру» выполнило надлежащим образом и продолжает выполнять, ожидая поручения от ПАО «Аэрофлот» на возврат провозной платы. На основании изложенного считают, что нести ответственность может только ПАО «Аэрофлот», а ООО «Тикетс Ру» является ненадлежащим ответчиком.
Просят признать ООО «Тикетс Ру» ненадлежащим ответчиком и исключить из числа ответчиков либо отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» иск не признал. Поддержал доводы, изложенные в отзывах на иск.
Авиабилеты, заказанные истцом на рейсы № от 28.04.2020 г. по маршруту <данные изъяты> были оформлены 25.12.2019 г. и 27.12.2019 г. агентом <данные изъяты> осуществляющим продажу авиаперевозок ПАО «Аэрофлот» через систему <данные изъяты> на территории России, по тарифу <данные изъяты>» группы тарифов экономического класса «<данные изъяты>».
28.02.2020 г. в бронировании зафиксирована отмена рейса <данные изъяты>. 15.03.2020 г. агентом бронирование было полностью аннулировано.
По состоянию на 19.10.2020 г. вышеуказанные авиабилеты числятся неиспользованными, возврат по ним не производился. Истец непосредственно в ПАО «Аэрофлот» с требованиями о возврате денежных средств, уплаченных за авиабилеты, не обращалась.
Рейсы № от 28.03.2020 г. № от 28.04.2020 г. по маршруту <данные изъяты> должны были выполняться по соглашению «код-шер» авиакомпанией АО «Авиакомпания «Аврора», которая осуществляет контроль выполнения рейсов самостоятельно, в связи с чем, сведениями о выполнении данных рейсов ПАО «Аэрофлот» не располагает.
Рейсы № от 28.03.2020 г. № от 28.04.2020 г. принадлежат авиакомпании <данные изъяты>, которая осуществляет контроль выполнения собственных рейсов самостоятельно, в связи с чем, сведениями о выполнении данных рейсов, а также о причине отмены рейса № от 28.03.2020 г. по маршруту <данные изъяты>.
Полагают, что требование истца о взыскании денежных средств, уплаченных за осуществление перевозки по данным авиабилетам, не подлежит удовлетворению, в связи с тем, что установленный законодательством срок возврата провозной платы в условиях введения режим повышенной готовности на территории РФ в настоящий момент не наступил.
Ссылаются на Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 991 от 06.07.2020 г., действие которого распространяется на договора, подлежащим исполнению с 18.03.2020 г. по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 01.05.2020 г., то есть, в том числе и на правоотношения, возникшие между истцом и ПАО «Аэрофлот». В соответствие с п. 6 Положения денежные средства за перевозку подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с момента, когда должен был быть осуществлён вылет рейса, указанного в билете. В связи с этим, пассажиры будут иметь право требования осуществления возврата денежных средств по авиабилетам через 3 года после 28.03.2020 г., то есть с 28.03.2023 г.
Полагают, что требования истца о компенсации морального вреда незаконны и необоснованны, поскольку ПАО «Аэрофлот» не нарушало прав истца, а значит, основания для взыскания, отсутствуют. Также указывают, что Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 428 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве, и на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, в том числе в виде неначисления неустойки (штрафов, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств.
ПАО «Аэрофлот» отнесен к списку организаций, в отношении которых установлен мораторий, а значит вменяемый штраф взысканию с ПАО «Аэрофлот» не подлежит.
Просят в удовлетворении исковых требований истца к ПАО «Аэрофлот» отказать в полном объеме.
27.10.2020 г. представили письменные возражения, в которых дополнительно указали, что согласно п. 4.8 Инструкции по продаже авиабилетов, возврат пассажирам полученных от них сумм Агент производит в соответствие с правилами применения тарифов перевозчика и письменными инструкциями перевозчика. П. 8.1 данной инструкции установлено, что ответственность за действия в Системе бронирования, произведенные по параметрам (кодам) доступа Агента, полученным от Перевозчика, в том числе полученным электронным способом через собственный раздел Перевозчика в Системе бронирования, несет Агент.
Таким образом, ответственность за возврат стоимости авиабилета при отказе от авиаперевозки, законом и договором возложена на агента TICKETS RU LLC.
Перевозчиком, выполняющим рейсы № от 28.03.2020 № от 28.04.2020 г. по маршруту <данные изъяты>, является авиакомпания <данные изъяты>». Указанная авиакомпания осуществляет контроль наземного обслуживания рейсов самостоятельно, ввиду чего ПАО «Аэрофлот» информацией о выполнении указанного рейса не обладает. ПАО «Аэрофлот», как маркетинговый партнер, имеет право применять свой код на рейсе Партнера-оператора, но не осуществляет технического, наземного обслуживания и контроля воздушного судна, выполняющего рейсю АО «Авиакомпания Аврора» как Партнер-оператор осуществляет операционный контроль над воздушным судном, т.е. непосредственно выполняет рейс и осуществляет техническое, наземное обслуживание и контроль воздушного судна. В силу указанных обстоятельств, обязанность и ответственность по исковому заявлению ФИО2 должна быть возложена на фактического перевозчика - <данные изъяты>
Рейсы № от 28.03.2020 г. и № от 28.04.2020 г. принадлежат авиакомпании <данные изъяты>, которая осуществляет контроль выполнения собственных рейсов самостоятельно, в связи с чем сведениями о выполнении данных рейсов, а также о причине отмены рейса № от 28.03.2020 г. по маршруту <данные изъяты> «Аэрофлот» не располагает
Авиабилеты на рейсы авиакомпании <данные изъяты> оформлены ПАО «Аэрофлот» на основании многостороннего соглашения <данные изъяты> - Международной ассоциации воздушного транспорта по интерлайновым перевозкам пассажиров. В рамках <данные изъяты> принята Резолюция о соглашении <данные изъяты> по интерлайновым перевозкам пассажиров <данные изъяты> согласно которой соглашения «Интерлайн» представляют собой договоренность между авиакомпаниями, в соответствии с которой стороны берут на себя взаимные обязательства признать перевозочные документы, выданные одной стороной пассажиру для перевозок по линиям (рейсам) другой стороны. Данная система позволяет на взаимной основе одной авиакомпании на своих бланках осуществить продажу перевозок по маршрутам, выполняемым другими авиакомпаниями.
Авиакомпания <данные изъяты> является авиакомпанией - перевозчиком рейсов № - стороной, на маршрутах которой осуществляется перевозка пассажира <данные изъяты>
ПАО «Аэрофлот» является выпускающей стороной, т.е. стороной, которая выпускает авиабилет для перевозки на маршрутах другой авиакомпании <данные изъяты>
Согласно п. 7.1 <данные изъяты> после выпуска или заполнения билета для перевозки на маршрутах других сторон, выпускающая компания считается действующей только в качестве агента авиакомпании - перевозчика.
В связи с изложенным, считают, что дело не может быть рассмотрено без участия в деле авиакомпании <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ООО «Тикетс Ру».
Выслушав представителя ответчика, огласив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно части 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Из материалов дела следует, что авиабилет № полной стоимостью 48 090 руб. на пассажира ФИО2 на рейсы № от 28.03.2020 г. и № от 28.04.2020 г. по маршруту <данные изъяты> был оформлен 25.12.2019 г. агентом TICKETS RU LLC, аккредитованным при <данные изъяты> осуществляющим продажу авиаперевозок ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» (ПАО «Аэрофлот») через систему <данные изъяты> на территории России, по тарифу <данные изъяты>» группы тарифов экономического класса «<данные изъяты>»
Авиабилет № полной стоимостью 48 090 руб. на пассажира ФИО на рейсы № от 28.03.2020 г. и № от 28.04.2020 г. по маршруту <данные изъяты> был оформлен 25.12.2019 г. тем же агентом по тарифу <данные изъяты>» группы тарифов экономического класса «<данные изъяты>
Авиабилет № полной стоимостью 48 091 руб. на пассажира ФИО на рейсы № от 28.03.2020 г. и № от 28.04.2020 г. по маршруту <данные изъяты> был оформлен 27.12.2019 г. тем же агентом по тарифу <данные изъяты>» группы тарифов экономического класса «<данные изъяты>».
Авиабилеты № полной стоимостью 48090 руб. на пассажиров ФИО, ФИО, ФИО на рейсы № от 28.03.2020 г. и № от 28.04.2020 г. по маршруту <данные изъяты> был оформлен 25.12.2019 г. тем же агентом по тарифу «<данные изъяты>» группы тарифов экономического класса «<данные изъяты>». Стоимость авиабилетов: № – 48090 руб., 5553740849376 – 38471 руб., 5553740849377 – 38471 руб.
Рейсы № от 28.03.2020 г. и № от 28.04.2020 г. по маршруту <данные изъяты>, должны были выполняться по соглашению «код-шер» авиакомпанией <данные изъяты>
Рейсы № от 28.03.2020 г. и № от 28.04.2020 г. принадлежат авиакомпании <данные изъяты>.
Оплату за билеты произвела истец, оплатив картой Банка ВТБ.
Вместе с тем, из обстоятельств дела следует, что ПАО «Аэрофлот- российские авиалинии» является валидирующим перевозчиком в данных единых авиабилетах, то есть авиакомпанией ответственной за тикетинг и другие транзакции, связанные с перевозкой.
Из письменного отзыва ООО «Тикетс Ру» также следует, что денежные средства, полученные от истца, были перечислены перевозчику ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии»
05.03.2020 г. истец обратилась в ООО «Тикетс Ру» с требованием о возврате денежных средств.
20.04.2020 г. посредством электронной почты истцу был дан ответ на претензию, в котором было указано, что заявка направлена в авиакомпанию на рассмотрение и которое может длиться до 90 дней.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 представленной в материалы дела публичной оферты предметом договора оказания услуг агентства является оказание услуг по бронированию, оформлению и продаже услуг, а также оказание дополнительных услуг посредством технической возможности сайта.
Разделом 9 публичной оферты предусмотрен порядок возврата, обмена, изменения услуг агентства.
Пунктом 5.15.4 предписано, что перевозчик, поставщик услуги, является независимым исполнителем, а не агентом либо работником агентства. В свою очередь, агентство не несет ответственность за действия (бездействия), ошибки, упущения, заявления, гарантии, нарушения, небрежность, отмену (изменение) рейса и любое иное действие (бездействие) любого из перевозчиков, поставщиков услуг (пункт 5.15.5).
В силу положений статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации договор воздушной перевозки заключается непосредственно между перевозчиком и пассажиром. В соответствии со статьей 1005 Гражданского кодекса по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Из пункта 231 Федеральных авиационных правил следует, что возвратить провозную плату обязан перевозчик или по его поручению - уполномоченный агент.
Согласно пункту 6 Федеральных авиационных правил уполномоченный агент - лицо, осуществляющее от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах.
Доказательств того, что ООО "Тикетс Ру" было уполномочено перевозчиком ПАО "Аэрофлот" на возврат денежных средств в связи с вынужденным отказом пассажиров от перевозки, исходя из нормативно-правового регулирования правоотношений, а также условий публичной оферты, ответчиком ПАО "Аэрофлот" суду не представлено.
Как установлено судом, ООО "Тикетс Ру" не является авиаперевозчиком и надлежащим образом оказало заказчику посредническую услугу по бронированию, оформлению авиабилетов. ООО "Тикетс Ру" не оказывает услуги по авиаперевозкам, поскольку является агентом авиакомпаний, то есть выступает посредником между клиентом и авиакомпаниями, с которыми у ответчика заключены соответствующие договоры, учитывая, что предметом настоящего спора являются правоотношения возникшие не из ненадлежащего исполнения ответчиком ООО «Тикетс Ру» договора посреднических услуг, а из услуги авиаперевозки, данный ответчик не мог своими действиями (бездействием) при сложившихся правоотношениях нарушить права и законные интересы истца в части аннулирования его билетов.
При этом, из совокупного анализа положений Агентского соглашения усматривается, что права и обязанности по исполнению перевозки возникают непосредственно у авиакомпании-перевозчика, которая осуществляет регулярные воздушные пассажирские перевозки и являющаяся участником BSP.
При таких установленных обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в отношении ответчика ООО "Тикетс Ру" и приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований к ООО "Тикетс Ру".
Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 107.2, устанавливающей особый порядок возврата пассажиру провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
Статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации авиакомпания обязана вернуть пассажиру провозную плату по договорам воздушной перевозки, независимо от того, заключены ли они по "возвратному" или по "невозвратному" тарифу в случае отказа пассажира от перевозки или отмены перевозчиком рейса, в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений Президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.
Согласно пункту 1 «Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N 991, данные правила применяются к договорам воздушной перевозки пассажира, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, и заключенные до 1 мая 2020 г.
В соответствии с п. п. б п. 3 и п. 4 указанного Положения, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
При отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
Согласно пунктам 5, 7, 8, 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства N 991, перевозчик обязан принять в счет оплаты услуг по воздушной перевозке сумму ранее оплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки.
Согласно пункту 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства N 991, в случае если пассажир не воспользуется услугами по перевозке с возможностью зачесть ранее оплаченную сумму в счет их оплаты, то провозная плата подлежит возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, за исключением определенных категорий граждан, для которых установлен иной срок возврата.
В соответствии с установленным данным Положением требованиями возврат стоимости неиспользованных авиабилетов пассажирам подлежит перевозчиком по истечении трех лет с даты отправления рейса указанного в авиабилете, то есть не ранее 28.03.2023 года.
Пунктом 10 вышеуказанного Положения предусмотрены категории граждан которые праве подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса. Истец к данной категории граждан не относится.
Таким образом, в настоящее время обязанность ПАО «Аэрофлот- российские авиалинии» по возврату стоимости авиабилетов не наступила, следовательно, данное требование истцом заявлено преждевременно и в силу этого удовлетворению не подлежит.
Требования о взыскании денежной компенсации морального вреда и штрафа являются производными от требования о взыскании стоимости авиабилетов. Поскольку суд требование о взыскании стоимости авиабилетов признал необоснованными, то отсутствуют и основания для удовлетворения требования о взыскании денежной компенсации морального вреда и штрафа.
При таких обстоятельствах суд отказывает истцу в удовлетворении требований в полном объеме и к обоим ответчикам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии», ООО «Тикетс Ру» о взыскании стоимости авиабилетов, денежной компенсации морального вреда, штрафа, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через Южно-Сахалинский городской суд.
Председательствующий М.Н. Бойкова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий М.Н. Бойкова