ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5179/2021 от 14.03.2022 Кировского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

УИД 05RS0-53

Дело (2-5179/2021;)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИФИО1

14 марта 2022 года

Кировский районный суд в составе:

председательствующего судьи Магомедова Я.Р.;

при секретаре судебного заседания Камаловой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации к ФИО9, ФИО8, ФИО2, ФИО5, ФИО3, о признании недействительными постановление главы администрации N234 от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительными материалы и результаты межевания, аннулировании из ЕГРН сведения о земельном участке и снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059, признании отсутствующим право собственности,

установил:

Администрация обратилось в суд с иском к ФИО9, ФИО8, ФИО2, ФИО5, ФИО3, о признании недействительными постановление главы администрации N234 от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительными материалы и результаты межевания, аннулировании из ЕГРН сведения о земельном участке и снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059, признании отсутствующим право собственности. В обоснование иска указала, что Управлением имущественных и земельных отношений в ходе осуществления муниципального земельного контроля составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка с кадастровым номером 05:40:000026:5059 пл. 600 кв. метров от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО10 этому акту выявлено, что ответчик по делу - гражданин ФИО3 - незаконно подал заявление на государственный кадастровый учет и зарегистрировал право собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059, общей площадью 600+/-8.57 кв.м., категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Под индивидуальную застройку, расположенный по адресу: , в районе Нефтебазы, участок в районе .

В результате проведенных проверочных мероприятий установлено, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059 поставлен на государственный кадастровый учет на основании Решения Исполнительного комитета Махачкалинского городского ФИО24 народных депутатов Дагестанской АССР -а от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решений Кировского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ и 234-а о выделении земельных участков», ФИО10 которому, ФИО3 - как очереднику Нефтебазы якобы выделен под индивидуальное строительство земельный участок площадью 600 кв.м., в районе Нефтебазы , а конкретно участок в районе .

Данные доводы в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:40:000026:5059 подтверждаются: справкой о земельном участке с кадастровым номером 05:40:000026:5059; актом планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ; выкопировкой с публичной кадастровой карты; фотокопией местонахождения земельного участка с кадастровым номером 05:40:000026:5059; выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости; выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059; межевым делом и запросами и ответами архивов.

Исходя из содержания вышеприведенных материалов, следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059 поставлен на государственный кадастровый учет на основании на основании Решения Исполнительного комитета Махачкалинского городского ФИО24 народных депутатов Дагестанской АССР -а от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решений Кировского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ и 234-а о выделении земельных участков».

ФИО10 письму Управления по делам архивов Администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решения Исполнительного комитета Махачкалинского городского ФИО24 народных депутатов ни за какие годы в архив на хранение не поступали, и решение в архиве отсутствует.

Однако, как следует из письма ГКУ «ЦГА РД», Постановления главы администрации с 1994 года на хранение в ГКУ «ЦГА РД» не поступали.

Как следует из письма Управления по делам архивов Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, существует Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечении памяти государственного и общественно-политического деятеля ФИО4, ФИО10 данному постановлению, следует, что улицапереименована в улицу имени ФИО4.

Следовательно, никак не могло существовать в 1994 году, тогда как наименование данной улице предоставлено в 2003 году.

ФИО10 выписке из ЕГРН о переходе прав, земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059 площадью 600 кв.м, первоначально был зарегистрирован на праве собственности за (ФИО5, о чем в ЕГРП была внесена запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Затем ФИО5 совершил отчуждение земельного участка в пользу ФИО6 на основании Договора купли-продажи земельного участка, Передаточного акта, о чем в ЕГРН была внесена запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО7, в свою очередь совершил отчуждение земельного участка в пользу ФИО8 на основании Договора купли-продажи земельного участка, Передаточного акта, о чем в ЕГРН была внесена запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности ФИО6 прекращено записью о государственной регистрации перехода (прекращения) права от ДД.ММ.ГГГГ.

В свою очередь ФИО8 совершил отчуждение земельного участка в пользу ФИО9 на основании Договора купли-продажи земельного участка, Передаточного акта, о чем в ЕГРН была внесена запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности Г аджиева ФИО17 Г аджиевича прекращено записью о государственной регистрации перехода (прекращения) права от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, данная указанное в Росреестре Решение Исполнительного комитета Махачкалинского городского ФИО24 народных депутатов Дагестанской АССР -а от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решений Кировского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ и 234-а о выделении земельных участков», которое по мнению регистрационного органа породило право собственности у ответчика, является односторонней сделкой.

В силу п. 4 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденного Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ, на вновь предоставляемые земельные участки одновременно с оформлением свидетельства в обязательном порядке изготавливается чертеж границ или плана /выкопировка с плана/ землепользования с указанием на нем границ предоставленных земель.

ФИО10 РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» (действовавшему в период возникновения правоотношений) следует, что на вновь предоставляемые гражданам земельные участки в месячный срок после принятия решения об их предоставлении выдаются документы, удостоверяющие право граждан на землю и устанавливаются границы участка на местности. С момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю.

Таким образом, в силу приведенных норм предоставление земель на территории Республики Дагестан в период с 1991 года до ДД.ММ.ГГГГ должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода земельного участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности. Составной частью акта является чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составляемый и удостоверяемый органами по земельной реформе и земельным ресурсам. Право на земельный участок на основании постановлений Администрации могло возникнуть в случае выполнения соответствующими землеустроительными органами работ по отводу земельного участка в натуру и установления границ земельного участка на местности и только с момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю.

Решение Исполнительного комитета Махачкалинского городского ФИО24 народных депутатов Дагестанской АССР «Об утверждении решений Кировского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ и 234-а о выделении земельных участков» -а от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям действующего в 1996 году Закона ДССР «О земле» от 16.05.1991г.

Вышеприведенная процедура в отношении спорного земельного участка не проводилась, правоудостоверяющие документы на земельный участок ответчикам не выдавались.

Таким образом, никакое право на земельный участок у ответчиков не возникло и не могло возникнуть. А последующие сделки соответственно ничтожны. О порочности правоустанавливающих документов и о сделках в отношении спорного земельного участка Администрации города стало известно лишь в ходе осуществления мероприятий муниципального земельного контроля.

Земельный участок 05:40:000026:5059 поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как ранее учтенный, при том, что основания для такого кадастрового учета земельного участка как ранее учтенного отсутствовали. А основание выступает наличие правоустанавливающего документа на объект недвижимости, наличие землеотводного документа, и их наличие на хранение в архивах .

Ранее учтенным земельным участком называют участки земли, на которые права владения, собственности возникли до ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Указанное свидетельствует, что постановка земельного участка на государственный кадастровый учет является незаконной, т.к. Решение Исполнительного комитета Махачкалинского городского ФИО24 народных депутатов Дагестанской АССР -а от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решений Кировского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ и 234-а о выделении земельных участков» не выносилось, а акта отвода границ к нему не выдавалось, соответственно государственный регистратор не проверил сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о включении соответствующих сведений и документов в ГКН (постановки земельного участка на государственный кадастровый учет).

Межевой план, являвшийся основанием для уточнения границ (координат поворотных точек) земельного участка не соответствуют требованиям действовавшего законодательства.

Спорный земельный участок выбыл из владения истца помимо его воли. Администрацией не принимался правовой акт о предоставлении (продаже) Ответчикам земельного участка в собственность (иное вещное право) для жилого строительства.

ФИО9 не является добросовестным приобретателем земельного участка с кадастровым номером 05:40:000026:5059.

С учетом изложенного просит суд Признать недействительным (ничтожным) Решение Исполнительного комитета Махачкалинского городского ФИО24 народных депутатов Дагестанской АССР -а от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решений Кировского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ и 234-а о выделении земельных участков» и применить последствия недействительности (ничтожной) сделки в виде аннулирования записи о праве собственности ФИО11 на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059, общей площадью 600+/-8.57 кв.м., категория земли -земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Под индивидуальную застройку, расположенный по адресу: , в районе Нефтебазы, участок в районе .

Признать недействительными материалы и результаты межевания, на основании которого постановлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059, общей площадью 600+/-8.57 кв.м., категория земли - земли населенных пунктов,- вид разрешенного использования - Под индивидуальную застройку, расположенный по адресу: , в районе Нефтебазы, участок в районе .

Аннулировать (исключить) в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке и снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059, общей площадью 600+/-8.57 кв.м., категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Под индивидуальную застройку, расположенный по адресу: , в районе Нефтебазы, участок в районе .

Признать недействительной запись о регистрации праве собственности за ФИО5, о чем в ЕГРП была внесена запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. и применить последствия недействительности сделок путем аннулирования записи ЕГРН о государственной регистрации права собственности ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать недействительной (ничтожной) сделку, заключенную между ФИО5 и ФИО12 - Договор купли-продажи земельного участка, Передаточный акт и применить последствия недействительности сделок путем аннулирования записи ЕГРН о государственной регистрации права собственности ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать недействительной (ничтожной) сделку, заключенную между ФИО12 и ФИО8 - Договор купли-продажи, Передаточный акт и применить последствия недействительности сделок путем аннулирования записи ЕГРН о регистрации права собственности ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ и аннулирования записи ЕГРН о государственной регистрации перехода (прекращения) права ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать недействительной (ничтожной) сделку, заключенную между ФИО8 и ФИО9 - Договор купли-продажи земельного участка, Передаточный акт, и применить последствия недействительности сделок путем аннулирования записи ЕГРН о государственной регистрации права собственности ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ и аннулирования записи ЕГРН о государственной регистрации перехода (прекращения) права ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать отсутствующим право собственности ФИО9 на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059, общей площадью 600+/-8.57 кв.м., категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Под индивидуальную застройку, расположенный по адресу: , в районе Нефтебазы, участок в районе .

Установить, что решение суда является основанием для внесения в ЕГРН записей о прекращении права собственности ФИО9 на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059, общей площадью 600+/-8.57 кв.м., категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — Под индивидуальную застройку, расположенный по адресу: , в районе Нефтебазы, участок в районе снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 05:40:000026:5059, общей площадью 600+/-8.57 кв.м., категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Под индивидуальную застройку, расположенный по адресу: , в районе Нефтебазы, участок в районе .

Администрация извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки суд не известил.

Ответчики ФИО15 А.Ш., ФИО8, ФИО2,ФИО5, ФИО3 в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.

Третьи лица - Управление Росреестар по РД, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по РД" в судебное заседание явку своего представителя не обеспечили, извещены надлежащим образом.

На основании ст. 233 ГПК РФ, дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 67 ГПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 9, 36 Конституции РФ земля может находиться в частной собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу ст.ст. 15, 21 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренными законодательством РФ. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного Кодекса РФ, сохраняется. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность.

ФИО10 п. 1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с п.п.1, 2 ст.25.2 Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность (ч.5).

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

ФИО10 выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ КУВИ 002/2021-72574044, следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 05:40:000026:5059, площадью 600+/-8.57 кв.м, расположенный по адресу: , в районе Нефтебазы, участок в районе , является ФИО9.

Из материалов дела, следует, что Управлением имущественных и земельных отношений в ходе осуществления муниципального земельного контроля составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Из указанного акта следует, что на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000026:5059, площадью 600+/-8.57 кв.м, расположенный по адресу: , в районе Нефтебазы, участок в районе не огорожен и не освоен.

Указанные обстоятельства в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:40:000026:5059 подтверждаются представленными в суд следующими доказательствами: справкой о земельном участке с кадастровым номером 05:40:000026:5059, актом планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка N-350 от ДД.ММ.ГГГГ, распечаткой фотографии с места расположения земельного участка с кадастровым номером 05:40:000026:5059, распечаткой с Публичной кадастровой карты на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059, выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059, ответом из Управления по делам архивов администрации .

Из материалов гражданского дела, следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059 поставлен на государственный кадастровый учет на основании поставлен на государственный кадастровый учет на основании Решения Исполнительного комитета Махачкалинского городского ФИО24 народных депутатов Дагестанской АССР -а от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решений Кировского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ и 234-а о выделении земельных участков», ФИО10 которому, ФИО3 - как очереднику Нефтебазы якобы выделен под индивидуальное строительство земельный участок площадью 600 кв.м., в районе Нефтебазы , а конкретно участок в районе .

ФИО10 п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

ФИО10 статье 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По смыслу указанных выше правовых норм, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, публичности и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В силу ч. 2 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.

Из представленного истцом в суд ответа Управления по делам архивов администрации письма Управления по делам архивов Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, решения Исполнительного комитета Махачкалинского городского ФИО24 народных депутатов ни за какие годы в архив на хранение не поступали, и решение в архиве отсутствует.

При этом из письма ГКУ «ЦГА РД», следует, что Постановления главы администрации с 1994 года на хранение в ГКУ «ЦГА РД» не поступали.

ФИО10 письму Управления по делам архивов Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что существует Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечении памяти государственного и общественно-политического деятеля ФИО4», ФИО10 данному постановлению, следует, что улицапереименована в улицу имени ФИО4.

Следовательно, никак не могло существовать в 1994 году, тогда как наименование данной улице предоставлено в 2003 году.

ФИО10 закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено частью 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), ФИО10 которой межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Между тем в пункте 21 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N412, было указано, что межевой план составляется на основе сведений ГКН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, которые расположены на таком земельном участке (кадастровой выписки об объекте недвижимости), и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории), например, в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.

При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо- геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Пунктом 21 действующих Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N921, прямо предусмотрено, что для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

С учетом изложенного при образовании земельного участка с кадастровым номером 05:40:000026:5059 допущены нарушения нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с установлением границ земельного участка.

Из межевых планов также следует, что они не основаны на соответствующих актах выноса или отвода земельных участков в натуре в землепользование гражданину, что является дополнительным доказательством незаконного осуществления государственного кадастрового учета спорного земельного участка.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 42.8 Федерального закона N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", а также п. 10 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, при отсутствии необходимых документов уточнение границ земельных участков должно осуществляться по границам, существующим на местности пятнадцать и более лет и закрепленным с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения.

ФИО10 п. 3 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" реестровой ошибкой признается воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Федеральным законом.

Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Положениями пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство основывается на принципах: учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, ФИО10 которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (подпункт 1); единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, ФИО10 которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5); сочетания интересов общества и законных интересов граждан, ФИО10 которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11).

Пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В соответствии с п.9 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

ФИО10 статьям 14 и 15 Закона ДССР "О земле" от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего в период до введения в действие Земельного кодекса РФ, и приведенным выше нормативным актам, предоставление земель с 1991 года до ДД.ММ.ГГГГ производилось путем отвода земельного участка на местности и установления границ земельного участка на местности, то есть путем проведения специальных землеустроительных работ. При этом в силу статьи 14 Закона ДССР "О земле" приступать к пользованию земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается.

В соответствии со ст. ст. 113 и 114 Земельного кодека ФИО21 землеустроительный процесс состоял из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, отвода земельных участков в натуру, подготовки документов, удостоверяющих право владения и пользования землей.

В силу п. 4 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденного Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ, на вновь предоставляемые земельные участки одновременно с оформлением свидетельства в обязательном порядке изготавливается чертеж границ или плана/выкопировка с плана/ землепользования с указанием на нем границ предоставленных земель.

Таким образом, в силу приведенных норм предоставление земель на территории Республики Дагестан в период с 1991 года до ДД.ММ.ГГГГ должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода земельного участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности.

Составной частью акта является чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составляемый и удостоверяемый органами по земельной реформе и земельным ресурсам. Право на земельный участок на основании постановлений Администрации могло возникнуть в случае выполнения соответствующими землеустроительными органами работ по отводу земельного участка в натуру и установления границ земельного участка на местности и только с момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю.

Учитывая, что вышеприведенная процедура в отношении спорного земельного участка не проведена, права на земельный участок у ответчиков не могло возникнуть.

ФИО10 ст. 52 Закона Республики Дагестан "О земле" от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, земельные участки для индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства предоставляются во владение районными, городскими, поселковыми, сельскими ФИО24 народных депутатов из земель, находящихся в их ведении.

Размеры земельных участков для индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства устанавливаются в соответствии с утвержденными соответствующими ФИО24 народных депутатов нормами отвода земель для несельскохозяйственных нужд или проектно-технической документацией.

Между тем, ответчиком суду не представлены, первичные документы на основании которых земельный участок поставлен на кадастровый учет.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Между тем, регистрационные записи не порождают право, если отсутствуют законные основания для этого, которые включают в себя комплекс юридических фактов, порождающих право собственности, в противном случае никакого права запись в реестре сама по себе не порождает, а тот, кто указан в реестре по содержательному и буквальному смыслу закона, собственником не является. Государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 132-О).

Порядок предоставления земельных участков и возникновения права на них в 1993 году регулировался Законом Республики Дагестан "О земле" от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения", постановлением ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О форме государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".

ФИО10 статьям 14 и 15 Закона Республики Дагестан "О земле" от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего до введения в действие Земельного кодекса РФ в октябре 2001 года, и совокупности приведенных выше нормативных актов, предоставление земель с 1991 года до ДД.ММ.ГГГГ производилось путем отвода земельного участка на местности и установления границ земельного участка на местности, то есть путем проведения специальных землеустроительных работ. Так же приложенный акт выноса границ не соответствует установленным требованиям.

При этом в силу статьи 14 Закона Республики Дагестан "О земле" от ДД.ММ.ГГГГ приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается.

Форма государственного акта, удостоверяющего право собственника на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, утверждена Постановлением ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".

Применение этого акта на территории Республики Дагестан предусмотрено Постановлением ФИО13 от от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О форме государственного акта на право собственности и пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".

Составной частью этого акта является чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составляемый и одобряемый органами по земельной реформе и земельным ресурсам.

Совокупность приведенных нормативных актов позволяет уставить, что предоставление земель на территории Республики Дагестан в период с 1991 года до ДД.ММ.ГГГГ должно было производиться на основании, решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода земельного участка на местности с давлением и удостоверением уполномоченными на то органами черте границ земель участка на местности.

Из этих же норм вытекает, что для подтверждения своих прав на земельные участки граждане должны представлять документы, предусмотренные приведенными выше нормативными актами.

Их чего следует что ответчиком, незаконно в обход предусмотренного законом порядка произведено кадастровый учет земельного участка, что является нарушением принципа добросовестности участников гражданского оборота, закрепленного в ст. 10 ГК РФ. Так, в силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

Из акта планового осмотра, обследования земельного участка N350 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059, общей площадью 600+/-8.57 кв.м., расположенный по адресу: , в районе Нефтебазы, участок в районе ., не огорожен и не освоен.

ФИО10 абз. 2 п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие ЗК РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа. Таким образом, незаконным владением и регистрацией права собственности ответчика на спорный земельный участок нарушены права и законные интересы муниципального образования ГОсВД . При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 3.3 названного закона отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

ФИО10 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

ФИО10 и. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ). Соответствующее право принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (ст. 305 ГК РФ).

В абзаце 4 пункта 52 совместного Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

На основании изложенного истец вправе требовать признания права собственности ответчика на земельные участки отсутствующим.

В силу абз. 2 п. 52 указанного постановления высших судов оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Ответчик не представил суду возражения и доказательства опровергающие доводы искового заявления, в связи с чем, в силу положений статьи 68 ГПК РФ суд вправе обосновать свои выводы объяснениями истца.

При изложенных обстоятельствах суд находит иск подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 и 237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Администрации к ФИО9, ФИО8, ФИО2, ФИО5, ФИО3 - удовлетворить.

Признать недействительным (ничтожным) Решение Исполнительного комитета Махачкалинского городского ФИО24 народных депутатов Дагестанской АССР -а от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решений Кировского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ и 234-а о выделении земельных участков» и применить последствия недействительности (ничтожной) сделки в виде аннулирования записи о праве собственности ФИО11 на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059, общей площадью 600+/-8.57 кв.м., категория земли -земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Под индивидуальную застройку, расположенный по адресу: , в районе Нефтебазы, участок в районе .

Признать недействительными материалы и результаты межевания, на основании которого постановлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059, общей площадью 600+/-8.57 кв.м., категория земли - земли населенных пунктов,- вид разрешенного использования - Под индивидуальную застройку, расположенный по адресу: , в районе Нефтебазы, участок в районе .

Аннулировать в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке и снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059, общей площадью 600+/-8.57 кв.м., категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Под индивидуальную застройку, расположенный по адресу: , в районе Нефтебазы, участок в районе .

Признать недействительной запись о регистрации праве собственности за ФИО5, о чем в ЕГРП была внесена запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. и применить последствия недействительности сделок путем аннулирования записи ЕГРН о государственной регистрации права собственности ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать недействительнойсделку, заключенную между ФИО5 и ФИО12 - Договор купли-продажи земельного участка, Передаточный акт и применить последствия недействительности сделок путем аннулирования записи ЕГРН о государственной регистрации права собственности ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать недействительной (ничтожной) сделку, заключенную между ФИО12 и ФИО8 - Договор купли-продажи, Передаточный акт и применить последствия недействительности сделок путем аннулирования записи ЕГРН о регистрации права собственности ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ и аннулирования записи ЕГРН о государственной регистрации перехода (прекращения) права ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать недействительной (ничтожной) сделку, заключенную между ФИО8 и ФИО9 - Договор купли-продажи земельного участка, Передаточный акт, и применить последствия недействительности сделок путем аннулирования записи ЕГРН о государственной регистрации права собственности ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ и аннулирования записи ЕГРН о государственной регистрации перехода (прекращения) права ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать отсутствующим право собственности ФИО9 на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059, общей площадью 600+/-8.57 кв.м., категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Под индивидуальную застройку, расположенный по адресу: , в районе Нефтебазы, участок в районе .

Решение суда является основанием для внесения в ЕГРН записей о прекращении права собственности ФИО9 на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000026:5059, общей площадью 600+/-8.57 кв.м., категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — Под индивидуальную застройку, расположенный по адресу: , в районе Нефтебазы, участок в районе снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 05:40:000026:5059, общей площадью 600+/-8.57 кв.м., категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Под индивидуальную застройку, расположенный по адресу: , в районе Нефтебазы, участок в районе .

Ответчик вправе подать в Кировский районный суд заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд .

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Я.Р. ФИО15