ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-517/13 от 13.09.2013 Сковородинского районного суда (Амурская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2013 года г. Сковородино

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Назарчук А.В.

с участием:

истицы Подкользиной Н.А.,

представителя ответчика- отдела образования администрации Сковородинского района Черномаз А.В., действующей на основании доверенности,

при секретаре Прошиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подкользиной <данные изъяты> к отделу образования администрации <адрес> о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания,

установил:

Истица ФИО8 обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику отделу образования администрации <адрес>.

В обоснование заявленных требований истица указала, что приказом начальника отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ ей, главному специалисту отдела образования, объявлен выговор за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей в соответствии со ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений ФИО2».

Согласно представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она, как специалист по опеке и попечительству, ненадлежащим образом исполнила свои обязанности, а именно, по звонку инспектора ПДН ОМВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (выходной день) в 21.50 не выехала в <адрес> (на расстоянии от Сковородино 100 км) на отобрание ФИО2ФИО9, 2010 года рождения, который в 21.00 пребывал на улице. ФИО2 был выявлен сотрудниками ПДН, как безнадзорный, и должен быть доставлен по акту доставления безнадзорного и беспризорного ФИО2.

Согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ отобрание детей производится при непосредственной угрозе жизни и здоровью ФИО2 органом опеки и попечительства на основании акта органа местного самоуправления. Факт возникновения угрозы жизни и здоровью ребенка должен быть обоснован и документально подтвержден. От начальника ОМВД по <адрес> документов с указанием возникновения угрозы жизни и здоровью ФИО2 не представлено. Она, как специалист по опеке и попечительству, без соответствующего акта не имела права произвести отобрание данного ребенка и совершить какие - либо действия в отношении него. Кроме того, от своего руководителя она не получала устных или письменных указаний по принятию мер в отношении ребенка. Об этом было сказано звонившему сотруднику полиции, на что в ответ услышала реплики в возмутительном тоне.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений ФИО2» ФИО2 С. являлся безнадзорным и должен быть доставлен дежурным сотрудником полиции в соответствии с актом выявления и учета беспризорного и безнадзорного ФИО2, утвержденного приказом Минздрава РФ , МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи ФИО2, доставленным органами внутренних дел». О возникшей ситуации её руководитель был уведомлен.

Сотрудники полиции отказались доставлять ребенка. Ребенок был сопровожден педагогом МБОУ СОШ <адрес>.

Аналогичный случай возник ДД.ММ.ГГГГ (выходной день). Сотрудник ПДН ОМВД по <адрес> позвонила после 22.00 ей на сотовый телефон и сообщила, что она должна произвести отобрание ребенка, так как тот пребывает в позднее вечернее время на улице. В этот момент она находилась с выездом за пределами <адрес>, о чем было сказано сотруднику ПДН, на что вновь услышала категоричные реплики. В этой ситуации ребенок тоже являлся беспризорным, и в отношении него должны быть приняты меры по доставлению как безпризорного.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона РФ-25 - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальной службе в Российской Федерации», за совершение дисциплинарного поступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работадатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1)Замечание;

2)Выговор;

3)Увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений ФИО2» орган опеки и попечительства участвует в пределах своей компетенции в проведении профилактической работы с ФИО2, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или законных представителей. Вышеуказанные ФИО2 не являлись сиротами или оставшимися без попечения родителей.

05 мая и 10 мая, согласно указа Президента РФ, являлись выходными днями, она не находилась при исполнении служебных обязанностей, в отношении неё от начальника отдела образования, как её работодателя, не поступало распоряжений об исполнении обязанностей, дежурств в эти дни. Кроме того, 10 мая она находилась за пределами <адрес>.

Таким образом, с её стороны не было неисполнения служебных обязанностей, тем более ненадлежащего, применяемого к ней в соответствии с приказом начальника отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ.

Просит суд признать приказ начальника отдела образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ»0 наложении дисциплинарного взыскания» незаконным.

В судебном заседании истица ФИО8 поддержала заявленные исковые требования и настаивала на их удовлетворении в полном объеме. Кроме того, суду пояснила, что в отделе образования администрации <адрес> она работает с ДД.ММ.ГГГГ, в должности главного специалиста с января 2009 года. За указанный период дисциплинарных взысканий не имела. Деятельность органа опеки и попечительства в <адрес> регламентирована законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в <адрес>». Ссылка представителя ответчика о том, что ею были нарушены положения Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей, утвержденного постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ является несостоятельной, поскольку вышеназванный порядок межведомственного взаимодействия носит рекомендательный характер. В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчик не доказал факт того, что существовала реальная угроза жизни и здоровью детей. Отобрание детей является крайней мерой и орган опеки и попечительства включается в процесс отобрания тогда, когда ставится вопрос об ограничении либо лишении родительских прав.

Представитель ответчика- отдела образования администрации <адрес>ФИО12, действующая на основании доверенности исковые требования ФИО8 не признала в полном объеме.

Свою позицию обосновала следующим.

Отделом образования на основании распоряжения главы района от ДД.ММ.ГГГГ-р во исполнения представления прокурора <адрес> об устранении нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ издан приказ о проведении служебного расследования от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главного специалиста органа опеки и попечительства отдела образования ФИО8, в ходе чего была запрошена объяснительная записка по фактам изложенным в вышеуказанном представлении прокурора <адрес>. Из объяснительной ФИО8 стало ясно, что свою вину она не признает, указывает, что отобрание детей производится на основании акта администрации района, в отношении ФИО2 С. ссылается на то, что он является безнадзорным и должен был доставлен по акту доставления без участия органа опеки и попечительства.

По результатам служебного расследования установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время ФИО8 поступило сообщение от сотрудника ПДН ОМВД России о том, что ФИО2 С, 2011 года рождения, пребывает на улице длительное время один, грязный, голодный, родители спят в нетрезвом состоянии, в доме находятся посторонние люди, ведущие аморальный образ жизни, существует реальная угроза жизни и здоровью малолетнему ФИО2 С, в связи с чем требуется присутствие представителя органа опеки и попечительства для отобрания ребенка из семьи. ФИО8 отказалась выехать в данную семью, никаких мер по решению данного вопроса не приняла.

ДД.ММ.ГГГГФИО8 поступило сообщение от сотрудника ПДН ОМВД России о том, что малолетний ребенок ФИО7 2007 года рождения, гуляет одна целый день на улице под дождем, матери дома не было, отец спал дома в нетрезвом состоянии. В сложившейся ситуации была реальная угроза жизни и здоровью ребенка, так как в силу своего возраста ребенок не мог сам о себе позаботиться, на что от ФИО8 поступил отказ об отобрании ФИО2. Факты доставления ФИО2 С. и ФИО7 подтверждаются сообщениями ГБУЗ «Сковородинская ЦРБ». Данные семьи состоят на учете в органах системы профилактики детской преступности и безнадзорности, неоднократно рассматривались на заседаниях комиссии по делам ФИО2 и защите их прав при администрации <адрес>, неоднократно привлекались к административной ответственности за неисполнение родительских обязанностей, о чем специалистам по опеке и попечительству было известно.

Таким образом, главным специалистом опеки и попечительства ФИО8 не оказано содействие сотрудникам ПДН ОМВД России по <адрес> при отобрании ФИО2 детей из семьи при непосредственной угрозе их жизни и здоровью ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пп.4.1.1 п. 4.1. Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей, утвержденного постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ, выявление детей и семей, нуждающихся в помощи государства, осуществляется органом опеки и попечительства, специалистами по работе с семьей и детьми и т.д.

Согласно пп. 4.1.2., 4.1.3. п. 4.1. вышеуказанного Порядка должностные лица органов, члены комиссий, указанные в пунктах 3.1 - 3.2 настоящего Порядка, при выявлении факта семейного неблагополучия (бесконтрольное длительное нахождение ребенка на улице в холодное время года, проживание в неотапливаемом помещении, на лестничной площадке дома, нахождение в одиночестве в доме (квартире) без пищи, необходимой одежды и т.п.) обязаны в течение 1 рабочего дня сообщить об этом в органы опеки и попечительства, органы внутренних дел и учреждения здравоохранения и направить в КДН и ЗП по месту фактического нахождения ребенка служебное сообщение по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

При непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка сообщение, предусмотренное настоящим пунктом, направляется немедленно.

При непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

В нарушение данного Порядка главным специалистом опеки и попечительства ФИО8 не оказано содействие сотрудникам ПДН ОМВД России по <адрес> при отобрании ФИО2 детей из семьи при непосредственной угрозе их жизни и здоровью ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, вследствие чего был объявлен выговор (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

В дополнение к вышеуказанному, ФИО2 С. после отобрания сотрудниками ПДН находился в Центре помощи детям при МБДОУ д/с ж.д.ст. БАМ, в течение двух месяцев проводились проверки условий воспитания и содержания ФИО2 в семье с целью определения возможности органами опеки и попечительства совместно с другими органами системы профилактики возвращения ребенка в семью. В семью ФИО2 С. был возвращен не сразу, а только после того как обстановка в семье нормализовалась, из чего следует вывод, что нахождение ребенка в данной семье в тот период подвергало его угрозе жизни и здоровью. Другой ребенок ФИО6 также был возвращен не сразу после отобрания, а только после нормализации обстановки в семье.

На основании вышеизложенного следует, что приказ о наложении дисциплинарного взыскания от ДД.ММ.ГГГГФИО8 -главному специалисту отдела образования объявлен в соответствии с законодательством РФ без нарушений.

Суд, выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину.

Согласно статье 189 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе, выговор. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" (с последующими изменениями) на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Данным законом, не предусмотрено особенностей, связанных с процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности.

Согласно п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ", обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания.. . и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1178-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.Н.Я. и С.А.Х. на нарушение их конституционных прав ч. 1 ст. 193, ст. ст. 384, 387, 388 и 389 Трудового кодекса РФ", заключая трудовой договор, работник обязуется добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка организации (статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации). Виновное неисполнение данных требований может повлечь привлечение работника к дисциплинарной ответственности, что является одним из способов защиты нарушенных прав работодателя.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО8 работает в должности главного специалиста отдела образования администрации <адрес>.

Приказом начальника отдела образования администрации <адрес> N 97 от ДД.ММ.ГГГГФИО8 была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в соответствии со ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений ФИО2».

Основанием для привлечения ФИО8 послужило представление прокурора <адрес> об устранении нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование представления прокурор <адрес> указал, что на территории <адрес> по адресу: <адрес> проживает семья ФИО1 и ФИО4, которые имеют на иждивении двоих малолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данная семья стоит на учете в отделе ПДН ОМВД России по <адрес>, с семьей проводится профилактическая работа, родители неоднократно привлекались к административной ответственности, предупреждались об ответственности за невыполнение родительских обязанностей. ФИО2 проживает в <адрес> с бабушкой, младший ребенок ФИО5 проживает с родителями в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время ФИО8 поступило сообщение от сотрудника ПДН Талданского ПП о том, что ФИО2 С, 2011 года рождения, пребывает на улице длительное время один, грязный, голодный, родители спят в нетрезвом состоянии, в доме находятся посторонние люди, ведущие аморальный образ жизни, существует реальная угроза жизни и здоровью малолетнему ФИО2 С., в связи с чем требуется присутствие представителя органа опеки и попечительства для отобрания ребенка из семьи. ФИО8 отказалась выехать в данную семью, никаких мер по решению данного вопроса не приняла и пояснила, что детей из семьи может забрать сотрудник полиции. Аналогичная ситуация сложилась ДД.ММ.ГГГГ. На территории <адрес> по адресу: <адрес> проживает гр.ФИО6, которая имеет на иждивении малолетнюю дочь ФИО7ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данная семья состоит на учете в ПДН ОМВД России по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ около 22-00 часов ФИО8 поступило сообщение от сотрудника ПДН ОМВД России о том, что малолетний ребенок ФИО7 2007 года рождения, гуляет одна целый день на улице под дождем, матери дома не было, отец спал дома в нетрезвом состоянии. В сложившейся ситуации была реальная угроза жизни и здоровью ребенка, так как в силу своего возраста ребенок не мог сам о себе позаботиться, на что от ФИО8 поступил отказ об отобрании ФИО2. Установив, что ФИО8 нарушены положения ст.77 Семейного кодекса РФ, статья 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений ФИО2» прокурор внес вышеназванное представление главе <адрес> с требованиями усилить контроль за деятельностью опеки и попечительства отдела образования, провести служебную проверку по изложенным выше фактам, решить вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности.

Во исполнение представления прокурора <адрес> об устранении нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> издано распоряжение о проведении служебной проверки по фактам, изложенным в представлении прокурора Сковородинского. Проведение проверки поручено начальнику отдела образования администрации <адрес>.

Во исполнение распоряжения главы <адрес> начальником отдела образования ДД.ММ.ГГГГ издан приказ о проведении служебного расследования по фактам, изложенным в представлении прокурора <адрес>, утвержден состав комиссии, с главного специалиста органа опеки и попечительство ФИО8 затребована объяснительная.

Из акта служебного расследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией по результатам расследования установлено, что главным специалистом органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес>ФИО8 не оказано содействие сотрудникам ПДН ОМВД России по <адрес> при изъятии ФИО2 детей из семьи при непосредственной угрозе их жизни и здоровью ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Как было указано выше согласно ст.192 ТК РФ при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Из представленных представителем ответчика материалов следует, что основанием для привлечения истицы к дисциплинарной ответственности явилось ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в соответствии со ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений ФИО2», а именно главным специалистом органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес>ФИО8 не оказано содействие сотрудникам ПДН ОМВД России по <адрес> при изъятии ФИО2 детей из семьи при непосредственной угрозе их жизни и здоровью ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Из должностной инструкции главного специалиста по охране прав детства, осуществляющего деятельность по опеке и попечительству в отношении ФИО2 отдела образования администрации <адрес>, утвержденной приказом начальника отдела образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что главный специалист по охране детства в своей работе руководствуется: гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в <адрес>», законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка и иными международными правовыми актами по защите прав детей, законом «Об образовании», административным регламентом Министерства образования и науки РФ по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другими нормативными актами, постановлениями главы <адрес> и приказами начальника отдела образования.

Согласно должностной инструкции главный специалист выполняет следующие обязанности:2.1. выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; 2.2.установление опеки или попечительства; 2.3.осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 2.4.освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» (далее - Федеральный закон) опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; 2.5 выдача в соответствии с Федеральным законом разрешения на совершение сделок с имуществом подопечных; 2.6 заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации; 2.7 представление законных интересов ФИО2 граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой и попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству области или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных; 2.8. выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их ФИО2 подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации; 2.9. подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах; 2.10. оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов и попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона; 2.11. временное исполнение обязанностей опекуна или попечителя до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, любого типа; 2.12 участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ФИО2, указанными в статье 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений ФИО2», если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществление мер по защите личных имущественных прав ФИО2, нуждающихся в помощи государства; 2.13. устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов; 2.14. выдача в установленном порядке согласия на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на их исключение из любого образовательного учреждения; 2.15. обращение в суд по вопросам, установленным федеральным законодательством, и участие в рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием ФИО2, нарушением их прав и законных интересов, в том числе дел о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, восстановлении в родительских правах; 2.16. выдача предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями в случаях в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; 2.17. участие в установленном порядке в рассмотрении судом дел об установлении усыновления детей, об отмене усыновления детей; 2.18. осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка в порядке, установленном федеральным законодательством; 2.19 обследование условий жизни ФИО2 в предусмотренных федеральным законодательством случаях; 2.20. учет сведений о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных на воспитание в семью, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и передача таких сведений региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; 2.12. предоставление отчетов в Министерство образования и науки <адрес>; 2.22. курирует следующие территории: пгт.Ерофей Павлович, <адрес>; 2.23. другие полномочия, предусмотренные федеральными законами и законами области. Кроме того, взаимодействует с социальными, медицинскими, педагогическими работниками учреждений, специалистами жилищных органов, участковыми уполномоченными, судебными органами, структурными подразделениями администрации района и другими организациями по вопросам, входящим в компетенцию специалиста.

В соответствии с частью 1 первой статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором(часть вторая статьи 1).

Статьей 3 вышеназванного закона определено, что отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации(часть первая); особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над ФИО2 гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права(часть вторая);отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом(часть третья).

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству согласно статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» являются:

1)обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4)обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5)обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

В соответствии с законодательством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ был принят закон <адрес>-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в <адрес>», который регулирует вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству на территории области, а также определяет порядок наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 10-ОЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в <адрес>" установлены категории ФИО2, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов.

К числу ФИО2, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов, относятся дети:

1) родители которых неизвестны;

2) утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;

3) отобранные у родителей;

4) родители которых лишены родительских прав либо уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов;

5) не имеющие связи с родителями либо утерявшие их (безнадзорные дети);

6)безнадзорные, не имеющие места жительства и (или) места пребывания (беспризорные);

7)родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежаще осуществлять воспитание и содержание детей;

8)родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);

9) родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;

10) родители которых ограничены в правах;

11)находящиеся в условиях, угрожающих их развитию, здоровью и благосостоянию;

12)другие ФИО2, признанные в установленном порядке нуждающимися в защите.

В силу ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений ФИО2" органы опеки и попечительства: 1) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования; 2) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с ФИО2, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав ФИО2, нуждающихся в помощи государства(часть первая). Должностные лица органов опеки и попечительства в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий ФИО2 используют предоставленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства, а также пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона(часть вторая).

Таким образом, основными и первоочередными полномочиями органа опеки и попечительства являются: обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; проведении индивидуальной профилактической работы с ФИО2, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществление мер по защите личных и имущественных прав ФИО2, нуждающихся в помощи государства.

Статья 77 Семейного кодекса РФ устанавливает, что при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при этом немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений лечебных заведений, в также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, а также осуществляют постоянный контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Судом исследованы личные дела ФИО2ФИО5 и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Так, из личного дела ФИО2 С.А. установлено, что ФИО2 С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его родителями являются ФИО3 и ФИО4, семья проживает в <адрес>. Из многочисленных актов обследования условий жизни ФИО2 и его семьи, протоколов рейдов в неблагополучные семьи следует, что угроза здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка в семье отсутствует. Семья нуждается в психологической, материальной помощи. В акте обследования условий жизни ФИО2 гражданина и его семьи, составленным ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе социального педагога МБОУ СОШ <адрес>, инспектора ПДН РОВД, председателя ОИДН, начальника территориального пункта полиции ФИО14 указано, что ребенок был застигнут во дворе дома, сильно заплаканным, легко одетым без обуви. Ребенок самостоятельно вышел из дома, а зайти не смог, так как дверь на пружине. На плачь никто не реагировал, кроме соседей. Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующие его нормальному воспитанию и развитию имеются. После продолжительной беседы с родителями ребенка, членам комиссии удалось убедить их в целесообразности помещения мальчика в больницу в социальную палату на время. После приведения в порядок жилья и создания условий для содержания, ребенка можно будет забрать из больницы с разрешения органа опеки и попечительства.

Из информации главного врача ГБУЗ АО «Сковородинская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в детское отделение инспектором ПДН был доставлен ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий в <адрес>. В настоящий момент ФИО2 С.А. находится в социальной палате детского отделения, проходит необходимое обследование. Состояние здоровья удовлетворительное.

Из постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2ФИО5 находящийся в Центре помощи детям при МБДОУ д/с ж.д.ст.БАМ передан на воспитание ФИО1.

Так, из личного дела ФИО2ФИО7 установлено, что ФИО7ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать- ФИО6, сведения об отце ребенка отсутствуют. Из актов обследования условий ФИО2 и её семьи от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, следует, что угрозы жизни, здоровью ребенка нет. Родительское попечение над ребенком отсутствует. Помощь, в которой нуждается ребенок: контроль со стороны органов системы профилактики.

Из информации главного врача ГБУЗ АО «Сковородинская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в детское отделение инспектором ПДН была доставлена ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая в <адрес>. Девочка привезена в больницу с улицы в крайне запущенном состоянии. Грязная, в одежде и на теле обнаружены блохи. В настоящее время ребенок находится в социальной палате детского отделения, получает должный уход и проходит необходимое обследование.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела образования администрации <адрес> направлена просьба заведующей Центра помощи детям при МБДОУ д/с ж.д.ст.БАМ о передаче ФИО2ФИО7 на воспитание матери- ФИО6.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; причем от самих сторон зависит, участвовать ли им в состязательном процессе или нет (представлять ли доказательства в обоснование своих требований и возражений, а также в опровержение обстоятельств, указанных другой стороной); уклонение от участия в таком процессе может повлечь неблагоприятные последствия для той стороны, которая уклоняется от доказывания.

Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ ответчик не представил при рассмотрении данного дела доказательств того, что существовала непосредственная угроза жизни или здоровью ФИО2 С.А. и ФИО7 в семьях, и как следствие доказательств свидетельствующих о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей главным специалистом органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес>ФИО8

Более того, в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений ФИО2» даны следующие основные понятия:

безнадзорный - ФИО2, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Применительно к ситуациям, возникшим ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 С.А. и ДД.ММ.ГГГГ с ФИО7, ФИО2 С.А. и ФИО7 являлись безнадзорными.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений ФИО2» ФИО2 С. являлся безнадзорным и должен быть доставлен дежурным сотрудником полиции в соответствии с актом выявления и учета беспризорного и безнадзорного ФИО2, утвержденного Приказом Минздрава РФ , МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи ФИО2, доставленным органами внутренних дел».

Суд считает убедительным и заслуживающим внимания при разрешении данного гражданского дела довод истицы о том, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений ФИО2» орган опеки и попечительства участвует в пределах своей компетенции в проведении профилактической работы с ФИО2, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или законных представителей. Вышеуказанные ФИО2 не являлись сиротами или оставшимися без попечения родителей.

Ссылка представителя ответчика на нарушение истицей пп.4.1.1 п. 4.1., 4.1.2., 4.1.3. Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей, утвержденного постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ является несостоятельной в силу того, что названный акт носит рекомендательный характер, по мнению суда к ситуациям, возникшим ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 С.А. и ДД.ММ.ГГГГ с ФИО7 вышеназванный порядок не применим.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, что приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО8 заявлены законно, обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО8 удовлетворить.

Признать незаконным приказ начальника отдела образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о применении к ФИО8 дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья А.В. Назарчук