ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-517/14 от 20.02.2014 Новгородского районного суда (Новгородская область)

     Дело № 2-517/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 20 февраля 2014 года                                                                      Великий Новгород

 Новгородский районный суд Новгородской области в составе

 председательствующего судьи Котихиной А.В.,

 при секретаре Чуриловой В.С.

 с участием истца Бабасина С.В. и его представителя Колесова А.П.

 представителя ответчика УФССП по Новгородской области Соловьевой О.Ф.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабасина С.В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области об оспаривании дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда,

 у с т а н о в и л :

 Бабасин С.В. обратился в Новгородский районный суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области об отмене дисциплинарного взыскания - предупреждения о неполном должностном соответствии, наложенного на него приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда в размере 10000 руб. В обоснование заявленных требований указал, что осуществляет трудовую деятельность в организации ответчика в должности <данные изъяты>. В ходе проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ, о соблюдении ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, был выявлен факт владения истцом ценными бумагами, которые не переданы в доверительное управление, установлено несоответствие сведений о доходах информации, содержащейся в базе данных налоговых органов, в связи с чем приказом № от ДД.ММ.ГГГГ года Бабасин С.В. привлечен к дисциплинарной ответственности с наложением взыскания - предупреждения о неполном должностном соответствии. Вышеуказанный приказ полагает изданным без законных оснований с нарушением установленного порядка.

 В дальнейшем, Бабасин С.В. увеличил размер исковых требований, просил взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 28600 руб.

 В судебном заседании Бабасин С.В. и его представитель Колесов А.П. исковые требования поддержали в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, пояснив, что истец имеет безусловное право владения акциями в связи с фактическим отсутствием конфликта интересов, сведения о сумме доходов от владения акциями были внесены им ошибочно и базировались на предположении. Также указали, что дисциплинарное взыскание было применено к истцу за пределами установленного срока и не соответствовало тяжести совершенного проступка.

 Представитель ответчика УФССП по Новгородской области Соловьева О.Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что наложение дисциплинарного взыскания являлось законным, было произведено с соблюдением установленного порядка и сроков.

 Выслушав объяснения сторон и исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

 В судебном заседании из объяснений сторон и письменных материалов дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Бабасин С.В. замещает должность <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).

 Судом также установлено, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГ вследствие несоблюдения запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (выявлено несоответствие указанных истцом сведений о доходах информации, содержащейся в базе данных налоговых органов, а также факт владения ценными бумагами, не переданными в доверительное управление), на истца было наложено дисциплинарное взыскание в форме предупреждения о неполном должностном соответствии.

 Действительно, как следует из собственных объяснений Бабасина С.В., последний владеет ценными бумагами <данные изъяты>, при этом не передал их в доверительное управление в связи с фактическим отсутствием конфликта интересов, а указание сведений о доходах, полученных от ценных бумаг, было основано на предположении о размере этих доходов.

 В соответствии с ч.4 ст.3 ФЗ "О судебных приставах", на судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции", и ст.ст.17, 18 и 20 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

 В соответствии со ст. 59.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

 В соответствии с ч.2 ст.17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" №79-ФЗ от 27 июля 2004 года в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

 Согласно положениям ч.6 ст.11 Федерального закона «О противодействии коррупции» N273-ФЗ от 25 декабря 2008 года в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Таким образом, в Федеральном законе N273-ФЗ "О противодействии коррупции" речь идет об обязанности государственных служащих передать ценные бумаги в доверительное управление без каких-либо дополнительных условий, в то же время Федеральный закон N79-ФЗ устанавливает такую обязанность при условии, что владение ценными бумагами может привести к конфликту интересов.

 Вместе с тем, поскольку ч.6 ст.11 Федерального закона N273-ФЗ является императивной и имеет прямое действие, а запреты и ограничения на государственной службе играют превентивную роль по отношению к коррупционным проявлениям, с учетом специального характера Федерального закона N273-ФЗ, согласно преамбуле которого он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, приведенная норма полежит применению к возникшим правоотношениям.

 В соответствии со ст.8 Федерального закона от 25.12.2008г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

 Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557.

 Указанный перечень включает в себя 3 раздела: должности федеральной государственной гражданской службы, должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов, другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.

 Кроме того, в пункте 2 Указа от 18.05.2009 N557 Президентом РФ поручено руководителям федеральных государственных органов утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

 Во исполнение указанной нормы, Приказом Федеральной службы судебных приставов от 22.03.2010 г. N150 утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

 Из приведенных правовых актов и материалов дела следует, что истец, замещающий должность государственной гражданской службы Российской Федерации, которая входят в указанный выше Перечень, обязан не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

 Во исполнение указанных требований закона Бабасин С.В. ДД.ММ.ГГГГ представил в Управление Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с ДД.ММ.ГГГГ

 Согласно разделу 1 Сведений, в отчетном периоде истец получил доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях в размере 3047 руб. 59 коп.

 Между тем, согласно информации, представленной МИФНС России по <адрес>, сумма дохода Бабасина С.В. от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях с ДД.ММ.ГГГГ составила 9867 руб.

 При этом, как следует из собственных объяснений истца, последний не узнавал размер соответствующего вида дохода, денежная сумма была указана им предположительно.

 Таким образом, истец сообщил сведения, о недостоверности которых знал либо должен был знать.

 Доводы истца о том, что соответствующий доход не отражен в графе «приход» его сберегательной книжки и отсутствует в выписке из лицевого счета по вкладу, не может быть принят во внимание судом как несостоятельный, поскольку из анализа содержания указанных документов усматривается поступление в ДД.ММ.ГГГГ денежной суммы в размере 9102 руб., что с учетом размера вычета и удержанной суммы налога в полной мере соответствует размеру дохода, указанному налоговым органом.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия истца были обоснованно квалифицированы ответчиком как дисциплинарный проступок и, соответственно, служили основанием к наложению взыскания.

 Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, регламентирован ст.59.3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" №79-ФЗ от 27 июля 2004 года, согласно которой взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

 При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (п.2).

 Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (п.3).

 Судом установлено, что до применения дисциплинарного взыскания ответчиком был соблюден порядок, установленный действующим законодательством. При выборе меры дисциплинарного взыскания работодателем учтены предусмотренные законом обстоятельства и характеризующие истца материалы.

 При оценке соразмерности примененного к истцу взыскания суд также учитывает тот факт, что в соответствии с п.8 Указа Президента РФ от 18.05.2009 года N559 истец имел возможность представить уточненные сведения о доходах в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в подпунктах "б" или "в" пункта 3 настоящего Положения (в том числе после уведомления о проведении в отношении него проверочных мероприятий), однако данным правом не воспользовался.

 Доводы представителя истца о нарушении сроков привлечения Бабасина С.В. к дисциплинарной ответственности, также не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

 Как усматривается из п.З Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 года N559, срок предоставления указанных сведений установлен 30 апреля года, следующего за отчетным.

 В соответствии с п.8 Указа Президента РФ от 18.05.2009 года N559 в случае если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в подпунктах "б" или "в" пункта 3 настоящего Положения.

 Следовательно, истец имел возможность окончательно представить сведения о доходах имуществе в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При этом приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности был издан работодателем ДД.ММ.ГГГГ, то есть не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении правонарушения не считая периода проведения проверки.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований Бабасина С.В. об отмене дисциплинарного взыскания и, соответственно, компенсации морального вреда.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л:

 В удовлетворении исковых требований Бабасина С.В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области об отмене дисциплинарного взыскания - предупреждения о неполном должностном соответствии, наложенного на него приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда, отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения (25 февраля 2014 года).

 Председательствующий            А.В.Котихина

 Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2014 года