ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-517/20 от 29.07.2020 Артемовского городского суда (Свердловская область)

66RS0016-01-2020-001235-71

Дело № 2-517/2020

Мотивированное решение составлено 05.08.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Артемовский 29.07.2020

Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Нигматзяновой О.А., с участием истца ФИО3, представителя ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа- ФИО4, при секретаре Новиковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа о признании незаконным отказ в приеме на работу, обязании заключить срочный трудовой договор,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Главе Артемовского городского округа (далее Главе АГО), Комитету по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа (далее КУМИ АГО) о признании отказа в приеме на работу от 20.04.2020 № 18/746 незаконным, обязании Главу АГО, КУМИ АГО заключить срочный трудовой договор на вакантную ставку директора Муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа «Мостовское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее МУП АГО «Мостовское ЖКХ») без испытательного срока.

В обоснование требований истец в иске указала, что она обратилась в КУМИ АГО с заявлением о приеме на работу на вакантную должность директора МУП АГО «Мостовское ЖКХ». К заявлению приложила все необходимые в соответствии с Трудовым кодексом документы. В соответствии с ответом КУМИ АГО от 20.04.2020 фактически получила отказ в приеме на работу по тому основанию, что КУМИ АГО разработано Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей руководителей МУП Артемовского городского округа. С данным отказом не согласна. На момент ее обращения в КУМИ АГО с заявлением о трудоустройстве, в МУП АГО «Мостовское ЖКХ» имелась и имеется вакантная ставка директора. В силу наличия у истца всех квалификационных требований она в полной мере подходит на эту должность. Ранее длительное время занимала указанную должность, у нее есть опыт работы и необходимые знания. Однако, не рассмотрев ее заявление по существу, а также приложенные к нему документы, КУМИ АГО направило в ее адрес отписку о наличии Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей руководителей МУП АГО, которое до настоящего времени не размещено в средствах массовой информации либо сети Интернет. Считает, что на момент ее обращения никакого Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей руководителей МУП АГО не существовало и, вопрос о ее трудоустройстве должен был решиться в общем порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, чего сделано не было. Таким образом, под необоснованным отказом можно понимать отказ без указания причины; по причинам, прямо запрещенным трудовым законодательством (например, дискриминационный отказ); по причинам, которые не относятся к деловым качествам работника. Учитывая изложенное, принимая во внимание тот факт, что никаких причин для отказа в трудоустройстве на момент ее обращения с заявлением о приеме на работу не существовало, полагает, работодатель обязан заключить с ней трудовой договор на вакантную ставку директора МУП АГО «Мостовское ЖКХ» (л.д. 3).

В ходе судебного разбирательства 29.07.2020 истец уточнила исковые требования, просила суд обязать КУМИ АГО заключить с ней срочный трудовой договор с испытательным сроком в соответствии с действующим законодательством с момента вступления в законную силу решения Артемовского городского суда, сроком на 3 года (л.д. 100).

Истец ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в них доводам.

Представитель ответчика КУМИ АГО ФИО4, действуя по доверенности, в судебном заседании возражала против иска по следующим основаниям: распоряжением председателя КУМИ АГО от 20.04.2020 № 65 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа. 20.04.2020 указанное распоряжение размещено на официальном сайте КУМИ АГО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Муниципальная служба и кадровый резерв». Заявление о приеме на работу от истца поступило в Комитет 14.04.2020. Ответ на указанное заявление был подготовлен Комитетом 20.04.2020. На дату подготовки ответа Истцу на заявление о приеме на работу уже было утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа. Соответственно заключение трудового договора с истцом по общим основаниям было невозможно. Между тем, при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора (абзац 2 пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). В соответствии с подпунктом 14 пункта 8 Положения о КУМИ АГО, утвержденного решением Артемовской Думы от 12.12.2005 № 590, к полномочиям КУМИ АГО относится, в частности, оформление трудовых договоров с руководителями учреждений и предприятий в соответствии с муниципальными правовыми актами Артемовского городского округа. Работодателем для директора МУП «Мостовское ЖКХ» является КУМИ АГО, а не глава Артемовского городского округа. На основании вышеизложенного, просит суд в удовлетворении заявленных истцом требований отказать в полном объеме (л.д. 62- 64).

Глава АГО в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 27).

В своих возражениях на иск Глава АГО указывал, что полномочия Главы АГО определены статьей 28 Устава АГО, принятого решением Артемовской Думы от 16.06.2005 № 530. Назначение на должность руководителя муниципального унитарного предприятия не является полномочием главы Артемовского городского округа. Согласно подпункту 5 пункта 4 статьи 33 Устава Артемовского городского округа исполнение функций и полномочий учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений (за исключением муниципальных образовательных учреждений) является полномочием КУМИ АГО. КУМИ АГО является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного решением Артемовской Думы от 12.12.2005 № 590 (с изменениями). Просил суд исключить главу Артемовского городского округа из числа ответчиков по делу (л.д. 36-37).

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:

В силу абз. 1 статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Абзацем 2 той же статьи предусмотрено, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

В соответствии с частями 5 и 6 той же статьи по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела установлено, что в соответствии с подпунктом 14 пункта 8 Положения о Комитете, утвержденного решением Артемовской Думы от 12.12.2005 № 590, к полномочиям КУМИ АГО относится, в частности, оформление трудовых договоров с руководителями учреждений и предприятий в соответствии с муниципальными правовыми актами Артемовского городского округа (л.д. 65- 71).

МУП «Мостовское ЖКХ» является муниципальным унитарным предприятием Артемовского городского округа (Устав на л.д. 72- 88).

На официальном сайте КУМИ АГО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http ://artkumi.ru/ в разделе «Муниципальная служба и кадровый резерв» размещена информация о вакансии «директор МУП «Мостовское ЖКХ»« с указанием требований к будущему соискателю (л.д. 13).

14.04.2020 ФИО3 обратилась в КУМИ АГО с заявлением о принятии на вакантную должность директора МУП АГО «Мостовское ЖКХ», приложив к заявлению документы: резюме 1 лист, копию трудовой книжки – 4 листа, копию свидетельства о заключении брака -1 лист, копию диплома Пермского сельскохозяйственного института им. ак. ФИО5 -1 лист, копию страхового свидетельства -1 лист, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе -1 лист, копию паспорта -2 листа, копию Указа Губернатора Свердловской области о награждении Почетной грамотой Губернатора Свердловской области -1 лист, грамоту Губернатора Свердловской области -1 лист, наградной лист для представления к награждению Почетной грамотой Губернатора Свердловской области - 1 лист) (л.д. 98).

Распоряжением председателя Комитета от 20.04.2020 № 65 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа (л.д. 89-94).

20.04.2020 указанное распоряжение размещено на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Муниципальная служба и кадровый резерв» (л.д. 95).

Согласно ответу КУМИ АГО от 20.04.2020 ФИО3 следует, что КУМИ АГО разработано Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей руководителей Муниципальных унитарных предприятий Артемовского городского округа. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-№CoV)» (с изменениями и дополнениями), в связи с принятием на территории Российской Федерации мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), конкурс на замещение вакантной должности директора МУП АГО «Мостовское ЖКХ» провести не представляется возможным. Информация о порядке проведения конкурса будет размещена на официальном сайте КУМИ АГО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http ://artkumi.ru/ в разделе «Муниципальная служба и кадровый резерв» после снятия ограничительным мер (л.д. 99).

18.05.2020 ФИО6 направила Главе АГО заявление о принятии на вакантную должность директора МУП АГО «Мостовское ЖКХ» (л.д. 4).

Согласно ответу прокурора от 06.07.2020 следует, что Артемовской городской прокуратурой рассмотрено обращение ФИО6 по вопросу несоответствия требований, предъявляемых к кандидатам на замещение вакантной должности руководителя МУП АГО «Мостовское ЖКХ», размещенных на сайте КУМИ АГО в информации о проведении конкурса, требованиям Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998 № 37. Артемовской городской прокуратурой изучено Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия АГО, утвержденное распоряжением председателя КУМИ АГО от 20.04.2020 № 58 (далее Положение). Согласно п. 11 Положения, к участию в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование (экономическое, финансово-экономическое, юридическое, техническое или инженерно-экономическое, государственное и муниципальное управление) и опыт работы на руководящей должности не менее 1 года. Данный пункт Положения противоречит требованиям федерального законодательства и положениям Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998 № 37. Учитывая изложенное, Артемовской городской прокуратурой 06.07.2020 на п. 11 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа, утвержденного распоряжением председателя КУМИ АГО от 20.04.2020 № 58, принесен протест. С результатами рассмотрения акта прокурорского реагирования истец может ознакомиться по истечении 10 дней. Оснований для принятия иных мер прокурорского реагирования не имеется (л.д. 51- 55).

Согласно письму Артемовской городской прокуратуры от 13.01.2020 по обращениям ФИО3 от 15.10.2018 и 07.08.2019 об отказе в принятии на работу в МУП АГО «Мостовское ЖКХ» на вакантную должность директора разъяснено, что распоряжением председателя КУМИ АГО ФИО1 от 30.06.2017 № 102 на должность директора МУП АГО «Мостовское ЖКХ» назначен ФИО2, на основании чего 03.07.2017 между КУМИ АГО и ФИО2 заключен трудовой договор. В соответствии с дипломом о высшем образовании от 08.11.2011 № КГ 96831, выданным Образовательным учреждением профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» ФИО2 присуждена квалификация «Экономист» по специальности «Финансы и кредит», что не соответствует квалификационным требованиям по направлению профессионального образования, а также по специальности. Помимо этого, согласно данным трудовой книжки ФИО2, трудовую деятельность, соответствующую профилю МУП АГО «Мостовское ЖКХ», то есть в сфере жилищно-коммунальных услуг, ФИО2 ранее не осуществлял, что не соответствует квалификационным требованиям в части стажа работы на руководящих должностях в соответствующей профилю Предприятия отрасли, установленных в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998 № 37. Из указанного следует вывод, что исполнение полномочий руководителя предприятия ФИО2 при отсутствии у него необходимой квалификации и уровня профессиональных знаний не позволяет обеспечить профессиональное и эффективное управление МУП АГО «Мостовское ЖКХ», и может способствовать принятию решений, нарушающих права и законные интересы граждан, в осуществляемой Предприятием сфере деятельности, а также нарушает требования ст. 57 Трудового кодекса РФ, ст. 21 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 и Справочника. По факту выявленных нарушений 23.07.2018 Артемовской городской прокуратурой в адрес председателя КУМИ АГО ФИО1 вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. 23.01.2019 трудовой договор с ФИО2 в качестве директора МУП АГО «Мостовское ЖКХ» расторгнут. 29.01.2019 ФИО2 назначен на должность заместителя директора МУП АГО «Мостовское ЖКХ», а также исполняющим обязанности директора МУП АГО «Мостовское ЖКХ». В должности исполняющего обязанности директора МУП АГО «Мостовское ЖКХ» ФИО2 остается до настоящего времени. При этом, как установлено надзорными мероприятиями КУМИ АГО принимаются меры для поиска директора МУП АГО «Мостовское ЖКХ» соответствующего предъявляемым квалификационным требованиям. Так, с 30.01.2019 по настоящее время на официальном сайте КУМИ АГО в сети «Интернет» в разделе «Сведения о вакантных должностях» размещена информация о вакансии директора МУП АГО «Мостовское ЖКХ». Кроме этого, объявление о вакантной должности размещалось в газете «Артемовский рабочий» в выпуске № 72 от 28.09.2018 и № 5 от 01.02.2019. Несмотря на это заявок от кандидатов, соответствующих квалификационным требованиям на указанную должность, в КУМИ АГО не поступало. Таким образом, оснований для принятия мер прокурорского реагирования по результатам рассмотрения обращения ФИО3, не установлено. В случае несогласия данный ответ может быть обжалован Артемовскому городскому прокурору или в Артемовский городской суд (л.д. 50).

Как следует из трудовой книжки, ФИО6 в период с 01.07.2007 по 23.05.2017 работала в должности директора МУП АГО «Мостовское ЖКХ», уволена по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 40- 42).

Как следует из почетных грамот, систематически награждалась за многолетний, добросовестный труд в период работы в МУП АГО «Мостовское ЖКХ» (л.д. 45- 49).

В соответствии с дипломом о высшем образовании от 29.01.1982, выданным образовательным учреждением «Пермский сельскохозяйственный институт им. ак. ФИО7» ФИО3 присуждена квалификация «Экономика и организация сельскохозяйственного производства» (л.д. 43- 44).

По смыслу ч. 2 ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации, одной из основных задач трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование иных непосредственно связанных с трудовыми отношений, в том числе, по трудоустройству у данного работодателя.

Заключение трудового договора регулируется нормами гл. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, к которой относится, в том числе, ст. 64 названного Кодекса, на положениях которой истец основывает свои требования. В материалах данного гражданского дела отсутствуют доказательства, отвечающие критериям относимости и допустимости, свидетельствующие о том, что сторонами реализовывались положения гл. 11 Трудового кодекса Российской Федерации и вследствие такой реализации ответчиком было допущено нарушение ч. 1 ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации.

Пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержится разъяснение о том, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. ст. 19, 37 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 2, 3, 64 данного Кодекса, ст. 1 Конвенции МОТ № 111 1958 о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961).

В силу ч. 1 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации заключение трудового договора является правом не только для работника, но и для работодателя (для последнего - в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, иными федеральными законами).

При рассмотрении дел об отказе в заключении трудового договора в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации и абз. 2 ч. 1 ст. 22 указанного Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

Как следует из обжалуемого ответа, КУМИ АГО разъяснил истцу о порядке приема на работу на вакантную должность директора (наличие Положения о проведении конкурса на замещение вакантных должностей руководителей муниципальных предприятий) и о проведении конкурса. Каких-либо дискриминационных причин отказа в приме на работу в ответе КУМИ АГО не указано.

Доводы истца о том, что КУМИ АГО был обязан заключить с ней срочный трудовой договор без проведения конкурса, не может быть принят судом во внимание, поскольку на момент рассмотрения заявления истца указанное Положение было утверждено, информация о нем размещена на сайте КУМИ.

Пояснения истца о том, что Положение не было размещено в сети Интернет, также не могут служить основанием для удовлетворения иска.

Конкурс на замещение вакантной должности руководителя в настоящее время не проведен. Истец не лишена возможности участвовать в данном конкурсе при соблюдении всех необходимых требований, указанных в Положении о проведении конкурса на замещение вакантных должностей руководителей муниципальных предприятий.

Исследовав представленные сторонами доказательства в совокупности, суд, руководствуясь вышеуказанными положениями Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО3, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения ответчиком положений ст. ст. 3, 64 Трудового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа о признании незаконным отказ в приеме на работу, обязании заключить срочный трудовой договор, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Свердловской области.

Судья: О.А. Нигматзянова