ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-517/2022 от 11.01.2022 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2-517/2022

УИД 21RS0023-01-2021-008409-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2022 г. г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе:

председательствующего судьи Степановой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Петровой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ЧРОО «Лига защиты потребителей» в интересах ФИО2 ФИО1 к АО "Почта России" о взыскании компенсации морального вреда, штрафа,

установил:

ЧРОО «Лига защиты потребителей» в интересах ФИО2 ФИО1 обратилось в суд с иском к акционерному обществу «Почта России» (далее АО «Почта России») в защиту прав потребителя. Исковые требования обоснованы тем, что дата в отделении почтовой связи 428000, расположенном по адресу: адрес, от истца ФИО4 была принята к пересылке в адрес ООО «------ посылка нестандартная с объявленной ценностью, весом 135г., с почтовым идентификатором ------

Согласно действующим Контрольным срокам пересылки посылок нестандартных и нестандартных негабаритных (в том числе внутренних почтовых отправлений «Посылка легкий возврат» между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации контрольные сроки пересылки посылок нестандартных (без учета дня приема) составляют между городами Чебоксары и Подольск (адрес) 3 дня.

Следовательно, контрольной датой доставки посылки являлось дата.

Между тем, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ------, сформированным официальным сайтом Почты России, указанная посылка адресату вручена лишь дата.

Самим фактом нарушения контрольных сроков пересылки посылки между городами Чебоксары и Подольск (адрес) оператор почтовой связи нарушил сроки оказания почтовой услуги и причинил истцу моральный вред.

дата истец обратился к ответчику с претензией, в которой просил выплатить ему компенсацию морального вреда по вышеуказанному факту.

Однако претензия оставлена без удовлетворения, в связи с чем истец и обратился в суд с иском.

Компенсацию морального вреда истец оценивает в размере 5 000 руб. (по 1 000 руб. за каждый день нарушения контрольных сроков пересылки).

На основании изложенного, просит суд взыскать с АО «Почта России» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

На судебное заседание сторона истца не явилась, представлены дополнительные пояснения, в которых иск поддерживает в полном объеме.

Ответчик - АО «Почта России», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела явку представителя в суд не обеспечило. В адрес суда поступил отзыв на исковое заявление, в котором ответчик исковые требования не признает, просит суд отказать в их удовлетворении, дело рассмотреть без участия представителя.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что дата в отделении почтовой связи 428000, расположенном по адресу: адрес, от истца ФИО4 была принята к пересылке в адрес ООО «------) посылка нестандартная с объявленной ценностью, весом 135г., с почтовым идентификатором ------ (л.д. 8).

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ------, сформированным официальным сайтом Почты России, указанная посылка адресату вручена лишь дата (л.д.9 оборотная сторона).

Как утверждает истец, самим фактом нарушения контрольных сроков пересылки посылки между городами Чебоксары и Подольск (адрес) оператор почтовой связи нарушил сроки оказания почтовой услуги и причинил ему моральный вред, который он оценил в сумму 5000 руб.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от дата №176-ФЗ "О почтовой связи" права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 1 ст. 34 Федерального закона от дата №176-ФЗ "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

В соответствии с положениями ст. 37 указанного закона при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.

В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

Как было указано выше, дата истец обратился к ответчику с претензией, в которой просил выплатить ему компенсацию морального вреда по данному факту.

Согласно действующим Контрольным срокам пересылки почтовых отправлений "Посылка нестандартная", "Посылка нестандартная негабаритная" (в том числе внутренних почтовых отправлений «Посылка легкий возврат» между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации контрольные сроки пересылки посылок нестандартных (без учета дня приема) составляют между городами Чебоксары и Подольск (адрес) 3 дня (утверждены распоряжением АО «Почта России» ------р от дата).

Контрольные сроки пересылки почтовых отправлений размещаются на сайте Исполнителя www.pochta.ru и предоставляются Заказчику по первому требованию. В контрольные сроки не включается день подачи отправления, выходные и праздничные дни. Увеличение контрольных сроков возможно по причинам, не зависящим от Исполнителя (включая, но не ограничиваясь: закрытие аэропортов, запрет эксплуатации воздушных судов, невозможность осуществления полетов из-за неблагоприятных метеоусловий, закрытие транспортного сообщения в определенных направлениях). Указанное правило установлено в "Генеральных условиях оказания услуг Блока посылочного бизнеса и экспресс-доставки".

Следовательно, датой доставки посылки от дата (вторник) являлась дата, не позднее дата (пятница). Как было отмечено выше, в настоящем случае посылка до адресата была доставлена дата, то есть с нарушением в 5 дней.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерацией, регулирующими отношения в области защиты прав и законных интересов потребителей, подлежит компенсации при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Законом установлена презумпция причинения морального вреда потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организаций или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) предусмотренных законами и иными правовыми актами Российской Федерации прав потребителя, в связи с чем, потребитель освобожден от необходимости доказывания в суде факта своих физических или нравственных страданий.

В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Учитывая изложенное, с учетом требований разумности и справедливости, суд взыскивает с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.

В остальной части суд отказывает в удовлетворении данного требования.

Кроме того, согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

Поскольку требования истца в добровольном порядке до настоящего времени не удовлетворены, то с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 500 руб., из которых 250 руб. - в пользу ЧРОО «Лига защиты потребителей», 250 руб. - в пользу истца.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет, следовательно, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 300 руб.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Взыскать с АО "Почта России" в пользу ФИО2 ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 250 руб.

Взыскать с АО "Почта России" в пользу ЧРОО «Лига защиты потребителей» штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 250 руб.

Взыскать с АО "Почта России" в доход местного бюджета адрес госпошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд адрес в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий судья Н.А. Степанова

Решение17.01.2022