Вяземский районный суд Смоленской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Вяземский районный суд Смоленской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-518/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вязьма Смоленская область «11» мая 2011 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе
Судьи Вяземского районного суда Смоленской области Ивановой М.Ю.
при секретаре Лукьяновой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Н.П. к администрации ... городского поселения ... района ... области, администрации муниципального образования «... район» ... области о признании бездействий незаконными, возложении обязанности сформировать и предоставить бесплатно в собственность земельный участок,
установил:
Павлова Н.П. обратилась в суд с иском о признании бездействий администрации ... городского поселения ... района ... области (далее по тексту- администрация Поселения), администрации муниципального образования «... район» ... области (далее по тексту- администрация Района) незаконными, выразившихся в длительном нарушении срока рассмотрения вопроса о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в районе ул.... в г. ... ... области, указав, что, как родитель, имеющий ребенка-инвалида, на основании п.4 ст.1 Закона Смоленской области от 10 июня 2003 года № 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно», 30 декабря 2010 года обратилась в администрацию муниципального образования «... район» ... области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного в районе ул.... в г. ... ... области, размер которого не превышает установленных п.1.2 Решения ... Совета народных депутатов от 20 ноября 2002 года № ХХХ норм- 0,12 Га, не относится к земельным участкам не подлежащим приватизации, не изъят из оборота, не зарезервирован для государственных и муниципальных нужд, соответственно никаких ограничений к его предоставлению не имеется. 14 января 2011 года ее заявление администрацией Района направлено в администрацию Поселения для рассмотрения и принятия решения по вопросу формирования земельного участка. Срок разработки проекта планировки территории в районе ул.... в г.... ... области, при отсутствии которого, как устно пояснили ей в администрации Поселения, предоставить ей земельный участок не представляется возможным, составляет уже более года и неопределен, кроме того, отсутствие данного документа основанием, предусмотренным п.4 ст.28 ЗК РФ для не предоставления ей земельного участка не является.
Учитывая изложенное, истец просит признать бездействия ответчиков незаконными, обязать администрацию ... городского поселения ... района ... области в месячный срок сформировать земельный участок по вышеуказанному адресу под индивидуальное жилищное строительство, обязать администрацию муниципального образования «... район» ... области в месячный срок с момента формирования земельного участка предоставить его в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство согласно установленным нормам.
В судебном заседании истец Павлова Н.П. иск поддержала по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснив, что в установленный ч.1,2 ст.12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» тридцатидневный срок и до настоящего времени, ответа на ее заявление, уведомления о продлении срока его рассмотрения не поступало.
Представитель ответчика -администрации Района не возражал против удовлетворения требований о предоставлении истцу земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство, одновременно пояснив, что с их стороны нарушений прав истца не допущено, поскольку для оформления прав на земельный участок, в соответствии с действующим законодательством, необходимо сформировать данный земельный участок как объект права, а обязанность формирования земельных участков при осуществлении полномочий по распоряжению земельными участками п.2.2.2 Соглашения № ХХХ от 10 июня 2009 года возложена на администрацию Поселения.
Представитель ответчика- администрации Поселения в суд не явился, представил заявление о признании исковых требований, в котором одновременно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 2 ст. 28 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности ... области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан, проживающих на территории Смоленской области, бесплатно осуществляется в случаях для индивидуального жилищного строительства ветеранам труда предусмотрено п.4 ст.1 закона Смоленской области от 10 июня 2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" с последующими изменениями (далее по тексту-Закон).
Согласно ст. 2.1 Закона, в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что Павлова Н.П., как родитель имеющий ребенка -инвалида П.П., ** ** ** года рождения, 30 декабря 2010 года обратилась с заявлением о формировании и предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в районе ул.... в г. ... ... области, которое 14 января 2011 года администрация Района направила в администрацию Поселения для исполнения, уведомив об этом Павлову Н.П.
18 марта 2011 года администрация Поселения заявление Павловой Н.П. о формировании земельного участка для ИЖС, расположенного по вышеуказанному адресу направила в МУП «АА» для последующего предоставления на рассмотрение комиссии по выбору земельных участков, межеванию и инвентаризации земель.
Ответов, уведомлений в адрес истца о рассмотрении ее заявления ответчиками по существу до настоящего времени не направлялось.
Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон в судебном заседании, письменными материалами дела: копией заявления истца от 30 декабря 2010 года, адресованного Главе администрации муниципального образования «... район» ... области о формировании и предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в районе ул. ... , копией справки МСЭ от ** ** ** года об инвалидности П.П., копией свидетельства о рождении П.П., в котором в графе мать указано Павлова Н.П., копией сопроводительного письма- уведомления № ХХХ от 14 января 2011 года, адресованного Павловой Н.П. о направлении ее заявления в администрацию Поселения для исполнения, копией сопроводительного письма администрации ... городского поселения ... района ... области № ХХХ от 18 марта 2011 года, адресованного директору МУП «АА» о направлении заявления Павловой Н.П. о формировании земельного участка для последующего предоставления на рассмотрение комиссии по выбору земельных участков, инвентаризации и межеванию земель при администрации муниципального образования «... район» ... области.
Предусмотренный ч.1 ст.12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на который, в силу п.1 ст.6 ГК РФ, по аналогии закона обоснованно сослался истец, тридцатидневный срок рассмотрения письменного обращения со дня его регистрации истек 31 января 2011 года и в установленном законом порядке не продлевался.
Представитель ответчика - администрации Района в обоснование возражений относительно иска пояснил, что с их стороны нарушений прав истца не допущено, поскольку для оформления прав на земельный участок, в соответствии с действующим законодательством, необходимо сформировать данный земельный участок как объект права, а обязанность осуществления формирования возложена на администрацию Поселения.
С указанными доводами суд соглашается по следующим основаниям.
Пунктами 1,2 ст.30.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, в силу ч.4 ст.30 ЗК РФ, осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Согласно ст.11.1 ЗК РФ, земельный участок, как объект права земельных отношений, представляет собой часть поверхности земли, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельный участок, как объект недвижимости, считается сформированным, в силу ст.16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», после постановки на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке.
Из Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 года № 688 следует, что точность определения координат устанавливаемых межевых знаков должна обеспечивать необходимую точность определения координат характерных точек границ земельного участка на прилегающих к границе объекта территории (п.8). Кроме того, межевание земельного участка представляет собой работы по установлению на местности границ земельного участка с закреплением таких границ межевыми знаками и описанием их местоположения, осуществляется на основании сведений государственного земельного кадастра и включают в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование.
В силу ст.11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п.20 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные нормы относительно полномочий органов местного самоуправления по подготовке и утверждению документации по планировке территории содержатся в ст.45,46 Градостроительного кодекса РФ.
Органом местного самоуправления осуществляющим управление и распоряжение земельными участками на территории г.... ... области является администрация муниципального образования «... район» ... области.
Полномочный орган, к компетенции которого отнесено разрешение вопросов по подготовке и утверждению документации по планировке территории - администрация ... городского поселения ... района ... области.
Порядок взаимодействия органов местного самоуправления - муниципального образования ... район ... области, ... городского поселения ... района ... области при осуществлении полномочий по распоряжению в поселении земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, установлен Соглашением № ХХХ от 10 июня 2009 года, а именно Разделом 2, согласно п.2.2.2 которого Поселение обеспечивает (осуществляет самостоятельно либо поручает организации располагающей лицензией) изготовление схемы границ земельного участка на основании документации по планировке территории, а при ее отсутствии осуществляет выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории либо готовит обоснованный отказ заявителю в формировании земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Схему границ земельного участка или материалы по выбору земельного участка Поселение выносит на рассмотрение Комиссии. Члены комиссии рассматривают предоставленную схему или материалы, согласовывают акт выбора земельного участка либо письменно указывают причины отказа согласования акта выбора земельного участка; рекомендуют на каком праве и на каких условиях (за плату или бесплатно), на торгах или без проведения торгов может быть предоставлен земельный участок. Результаты работы комиссии оформляются протоколом.
Поскольку земельное законодательство, указанное Соглашение не устанавливают конкретного срока, в течение которого должен быть сформирован земельный участок, презюмируется, что эти действия администрация ... городского поселения ... района ... области должна произвести в разумный срок.
Фактически испрашиваемый истцом земельный участок не сформирован до настоящего времени, тем самым права истца нарушены.
Как указано истцом в иске вопрос формирования и предоставления ей земельного участка до настоящего не разрешен ввиду отсутствия проекта планировки территории в районе ул.... в г.... ... области, о чем ей сообщили при устном обращении.
Между тем, данная причина не может быть признана объективной и уважительной при нарушении сроков рассмотрения обращений граждан, дачи ответа на обращение гражданина или уведомления о продлении сроков их рассмотрения.
В соответствии с п.2.2.3 Соглашения, Комитет имущественных отношений администрации района в двухнедельный срок со дня получения положительного ответа протокола комиссии об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для индивидуально жилищного строительства в зависимости от условий, отраженных в протоколе комиссии, подготавливает ответ заявителю о подготовке решения о проведении аукциона по продаже земельного участка или право на заключение договора аренды земельного участка либо обеспечивает опубликование в средствах массовой информации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием местоположения земельного участка, его площади разрешенного использования, а также размещение сообщения о приеме указанных заявлений на официальном сайте муниципального образования «... район» в сети «Интернет».
Поскольку истец имеет право на льготное предоставление земельного участка в собственность бесплатно, процедура предоставления земельного участка путем проведения торгов в данном случае не применима.
Площадь испрашиваемого земельного участка соответствует нормам предоставления установленным п.1.2 Решения ... совета народных депутатов от 20 ноября 2002 года № ХХХ «Об установлении норм предельных минимальных и максимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства (обслуживания жилых домов) и для ведения личного подсобного хозяйства» - 0,12 Га.
Обстоятельств, предусмотренных ч.4 ст.28 ЗК РФ, которые могут служить основанием для отказа истцу в предоставлении земельного участка в собственность, ответчиками не приведено.
Доводы представителя ответчика- администрации муниципального образования ... район ... области об отсутствии с их стороны нарушений прав истца, поскольку заявление истца на исполнение было переадресовано в администрацию Поселения, и вопрос предоставления земельного участка не решен до настоящего времени исключительно по вине администрации Поселения не исполняющей обязанность по его формированию, суд находит не состоятельными по следующим основаниям.
Установленный законом срок рассмотрения обращения гражданина не может ставиться в зависимость от особенностей взаимодействия органов местного самоуправления при осуществлении полномочий по распоряжению в Поселении земельными участками.
Сообщение истцу о том, что ее заявление передано на исполнение в администрацию ... городского поселения не направлено, что лишало последнюю возможности знать причины не рассмотрения ее заявления в установленные законом сроки.
Кроме того, администрация Района от обязанности контролировать исполнение администрацией Поселения обязанностей по формированию земельного участка с целью соблюдения сроков рассмотрения обращения истца и дачи в установленный законом тридцатидневный срок мотивированного ответа с указанием причин невозможности решения вопроса предоставления земельного участка не освобождена.
Учитывая изложенное, требования истца о признании незаконными бездействий администрации ... городского поселения ... района ... области по формированию в разумные сроки испрашиваемого земельного участка и бездействий администрации муниципального образования «... район» ... области по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Павловой Н.П. к администрации ... городского поселения ... района ... области, администрации муниципального образования «... район» ... области о признании бездействий незаконными, возложении обязанности сформировать и предоставить в собственность бесплатно земельный участок под индивидуальное жилищное строительство удовлетворить.
Признать бездействия администрации ... городского поселения ... района ... области по формированию земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в районе ул.... в г.... ... области незаконными.
Признать бездействия администрации муниципального образования «... район» ... области по непредоставлению Павловой Н.П. в установленный законом срок земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в районе ул.... в г.... ... области незаконными.
Обязать администрацию ... городского поселения ... района ... области сформировать земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в районе ул.... в г.... ... области.
Обязать администрацию муниципального образования «... район» ... области представить Павловой Н.П. в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство согласно установленным нормам земельный участок в районе ул.... в г.... ... области.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение десяти дней.
Судья М.Ю. Иванова
23.05.2011 решение вступает в законную силу