Дело № 2-518
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 марта 2014 года г.Лениногорск РТ
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Никишиной В.О.
при секретаре Газимзяновой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лениногорского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Спутник», закрытому акционерному обществу Холдинговая компания «Капитал» о возложении обязанности исполнить требования законодательства о транспортной безопасности,
У С ТА Н О В И Л:
Лениногорский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Спутник», ЗАО Холдинговая компания «Капитал» о возложении обязанности исполнить требования законодательства о транспортной безопасности, указав, что Лениногорской городской прокуратурой Республики Татарстан, в соответствии со ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения закона в деятельности ООО «Спутник».
Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спутник», расположенным по адресу: РТ, <адрес>, занимающимся перевозкой пассажиров на городских и пригородных маршрутах не исполняются требования законодательства о транспортной безопасности, а именно:
- на объекте автовокзала отсутствуют средства досмотра пассажиров и багажа;
- не проведена оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;
- план обеспечения транспортной безопасности автостанции и транспортных средств не разработан и не утвержден компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
С учетом того, что на автовокзалах - объектах транспортной инфраструктуры имеется определенная угроза совершения акта незаконного вмешательства и необходимо предпринимать меры для их защищенности от таких угроз, к их безопасности предъявляются повышенные требования.
Однако, как показала проверка, вышеуказанные требования законодательства руководством ООО «Спутник» не исполняются.
Таким образом, бездействие руководства ООО «Спутник» выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о транспортной безопасности, может привести к противоправному действию (бездействию), в том числе, террористическому акту, угрожающему безопасной деятельности транспортного комплекса, повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материального ущерба, либо создать угрозу наступления таких последствий.
В данном случае налицо ущемление прав и интересов неопределённого круга лиц.
Лениногорский городской прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации ООО «Спутник» в ненадлежащем исполнении требований законодательства о транспортной безопасности.
Обязать администрацию ООО «Спутник» исполнить требования законодательства о транспортной безопасности, а именно:
- провести категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;
- разработать план обеспечения транспортной безопасности автостанции и транспортных средств;
- установить на объекте (автовокзала) средства досмотра пассажиров и багажа.
До судебного заседания ответчик ООО «Спутник» представил суду уведомление Федерального дорожного агентства (Росавтодор), в котором указывается, что, в соответствии с Приказом Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ № «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры», автостанции ООО «Спутник» <адрес> РТ присвоена четвертая категория и она включена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровый номер АТА0001909).
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Сулейманова Л.Н. отказалась от требований в части проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в остальной части требования поддержала и просила суд признать незаконным бездействие администрации ООО «Спутник» в ненадлежащем исполнении требований законодательства о транспортной безопасности. Обязать администрацию ООО «Спутник» исполнить требования законодательства о транспортной безопасности, а именно, провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, после чего разработать план обеспечения транспортной безопасности автостанции и транспортных средств, установить на объекте (автовокзала) средства досмотра пассажиров и багажа.
Представитель ответчика ООО «Спутник» ФИО1 в судебном заседании требования Лениногорского городского прокурора признала частично.
Представитель ответчика ЗАО Холдинговая компания «Капитал» ФИО2 в судебном заседании требования Лениногорского городского прокурора признал частично, указав на отсутствие финансирования по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.10 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:
- нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
- определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
- оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
- разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
- подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;
- осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;
- информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;
- сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.
В силу ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статьей 5 Федерального закона "О транспортной безопасности" установлен Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии с Порядком проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее - оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Оценка уязвимости проводится организациями, определенными частью 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", с учетом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства и с применением модели нарушителя.
Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.
Согласно ст.9 Федерального закона "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии с Порядком разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержденным Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган).
План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Таким образом, разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, или транспортного средства проводится при наличии результатов категорирования и оценки уязвимости.
Судом установлено, что Лениногорской городской прокуратурой Республики Татарстан проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения закона в деятельности ООО «Спутник».
Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спутник», расположенным по адресу: РТ, <адрес>, занимающимся перевозкой пассажиров на городских и пригородных маршрутах не исполняются требования законодательства о транспортной безопасности, а именно:
- на объекте автовокзала отсутствуют средства досмотра пассажиров и багажа;
- не проведена оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;
- план обеспечения транспортной безопасности автостанции и транспортных средств не разработан и не утвержден компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
С учетом того, что на автовокзалах - объектах транспортной инфраструктуры имеется определенная угроза совершения акта незаконного вмешательства и необходимо предпринимать меры для их защищенности от таких угроз, к их безопасности предъявляются повышенные требования.
Однако, как показала проверка, вышеуказанные требования законодательства руководством ООО «Спутник» не исполняются.
Бездействие руководства ООО «Спутник», выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о транспортной безопасности, может привести к противоправному действию (бездействию), в том числе, террористическому акту, угрожающему безопасной деятельности транспортного комплекса, повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материального ущерба, либо создать угрозу наступления таких последствий.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО ХК «Капитал» (арендодатель) с одной стороны и ООО «Спутник» (арендатор) другой стороны был заключен договор аренды помещения № года, согласно которому арендодатель за плату во временное владение и пользование предоставляет помещение, общей площадью 329,9 кв.м., в одноэтажном здании по адресу: РТ, <адрес>, стр.1, под организацию коммерческой деятельности. Срок аренды определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Данное помещение передано арендатору на основании Акта приема-передачи помещения в аренду по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «КХ «Капитал» и ООО «Спутник».
В судебном заседании из материалов дела и пояснений представителя ответчика ООО «Спутник» установлено, что директором ООО «Спутник» в Федеральное дорожное агентство была направлена заявка № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении категорирования объектов транспортной инфраструктуры.
Согласно уведомлению Федерального дорожного агентства (Росавтодор) № от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с Приказом Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ № «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры», автостанции ООО «Спутник» <адрес> РТ присвоена четвертая категория и она включена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровый номер АТА0001909).
По предложению Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ в адрес Министерства ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо № о выделении средств защиты и досмотра пассажиров и багажа, которое до настоящего времени находится на рассмотрении.
В связи с окончанием срока аренды ЗАО «КХ «Капитал» в адрес ООО «Спутник» ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление об освобождении помещения, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, стр.1, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании представитель ООО «Спутник» пояснил, что, поскольку объект, расположенный по адресу: РТ, <адрес>, стр.1, принадлежит ООО «Спутник» на правах аренды, в связи с окончанием срока аренды помещения и письмом собственника данного помещения с требованием освободить помещение в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, проведение и утверждение оценки уязвимости на сегодняшний день считают нецелесообразным. В адрес Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ ими направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой об исключении автостанции ООО «Спутник» из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Однако с данными доводами представителя ответчика суд согласиться не может, поскольку срок аренды помещения (ДД.ММ.ГГГГ года) до настоящего времени не истек, здание автовокзала эксплуатируется.
Как установлено п.5 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 87, срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца, однако после проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ООО «Спутник» заявка на проведение и утверждение оценки уязвимости до настоящего времени не подана.
С учетом изложенного, в связи с отказом Лениногорского городского прокурора от требований в части проведения категорирования объектов, суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, Федеральным законом "О транспортной безопасности", суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Лениногорского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Спутник», закрытому акционерному обществу Холдинговая компания «Капитал» о возложении обязанности исполнить требования законодательства о транспортной безопасности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации общества с ограниченной ответственностью «Спутник» в ненадлежащем исполнении требований законодательства о транспортной безопасности.
Обязать администрацию общества с ограниченной ответственностью «Спутник» исполнить требования законодательства о транспортной безопасности, а именно:
- провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;
- разработать план обеспечения транспортной безопасности автостанции и транспортных средств;
- установить на объекте (автовокзала) средства досмотра пассажиров и багажа.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением суда в Верховный Суд Республики Татарстан через Лениногорский городской суд РТ.
Судья Никишина В.О.
копия верна:
Судья
Лениногорского городского суда РТ В.О.Никишина