Дело №2-5181/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи - Козлова И.И.,
при секретаре судебного заседания - Шутовой Е.В.,
с участием третьего лица - Н.В., представителя ответчиков – Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 ноября 2017 года в городе Волгограде гражданское дело по иску ФИО1 к УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России о признании решений и действий комиссий ответчиков незаконными, установлении отсутствия ухудшения жилищных условий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России с названным исковыми требованиями. Исковое заявление мотивировано тем, что ФИО1, являясь подполковником внутренней службы и сотрудником УФСИН России по Волгоградской области, ДД.ММ.ГГГГ обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Волгоградской области с рапортом о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369.
Утверждает, что к названному рапорту им были приложены все документы, необходимые для принятия соответствующего решения в отношении него и членов его семьи.
Признав данное обстоятельство, ДД.ММ.ГГГГ территориальная подкомиссия УФСИН России направила рапорт и документы истца в комиссию ФСИН России, к компетенции которой относится принятие решения по существу.
Отмечает, что в нарушение установленных сроков для рассмотрения подобных рапортов сотрудников ФСИН, решение по результатам рассмотрения его заявления и документов было принято на заседании комиссии ФСИН России лишь ДД.ММ.ГГГГ. При этом само решение в виде выписки из протокола №... было доведено до сведения истца ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая истцу в постановке его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты, члены комиссии сослались на непредставление обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369, а также не непредставление выписок их ЕГРП, содержащих информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, что лишило комиссию возможности проверить обстоятельства, предусмотренные п. 12 названных Правил.
Не соглашаясь с выводами комиссии ФСИН России, истец в то же время указывает, что обязанность по возврату рапорта при недостаточности представленных документов, лежит на территориальной подкомиссии УФСИН России, чего последняя, в нарушение возложенных на нее функций, не сделала.
На основании изложенного, полагая действия (бездействие) территориальной подкомиссии УФСИН России и решение комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконными и необоснованными, просит установить факт отсутствия ухудшения жилищных условий с его стороны, а также со стороны членов его семьи из 4 человек, признать незаконным решение заседания комиссии ФСИН России, изложенное в выписке из Протокола заседания комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, в части, касающейся отказа ему и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369; признать незаконными действия Территориальной подкомиссии УФСИН России по Волгоградской области в части неисполнения ею действий по проверке представленных документов на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства, действий при подготовке для направления в комиссию ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты; обязать Федеральную службу исполнения наказаний признать за ним право и поставить в срок, предусмотренный п.7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369, со дня подачи им документов на учет его и членов его семьи для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 поддерживал доводы и требования иска. В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ истец, извещенный о времени и месте его проведения, не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
В судебном заседании представитель ответчиков УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России Е.А., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, подробно изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. Подчеркнула, что в отсутствие выписок из ЕГРП относительно жилых помещений, ранее имевшихся у истца и членов его семьи, у комиссии ФСИН России отсутствовала возможность проверить факт ухудшения жилищных условий заявителем, а потому решение об отказе в постановке на соответствующий учет является законным и обоснованным.
В судебном заседании третье лицо Н.В. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Суд, заслушав стороны, третье лицо, оценив доводы иска, возражений на него, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №283-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий (здесь и далее приводятся нормы закона в редакции, применимой к отношениям сторон).
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона №283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В силу п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона №283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Закона №283-ФЗ).
Частью 6 ст. 4 Закона №283-ФЗ установлено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона №283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... (далее – Правила №...).
Пунктом 5 Правил №369 установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению должны быть приложены, в том числе, следующие документы:
выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (п.п. «з»);
документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (п.п. «и»).
В силу п. 7 Правил №369 на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (п. 12 Правил №369).
Из материалов дела следует, и это не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился с рапортом в территориальную подкомиссию УФСИН России по Волгоградской области на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на свою семью, состоящую из четырех человек: заявитель, А. (Могильченко) Н.В., супруга, Т.А., дочь, И.А., сын.
Согласно выписке из протокола №... от ДД.ММ.ГГГГ заседания Территориальной подкомиссии УФСИН России по Волгоградской области документы ФИО1 в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты или отказе в указанной постановке были направлены в комиссию ФСИН России.
Решением комиссии ФСИН России, оформленным выпиской из протокола №... от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№....
Из содержания Выписки из протокола №... от ДД.ММ.ГГГГ комиссии ФСИН России, а также позиции ответчиков, изложенной в письменных возражениях и устно в ходе судебного разбирательства, следует, что, отказывая в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, комиссия ФСИН России исходила из того, что истцом не были представлены следующие обязательные документы: выписка из домовой книги по месту регистрации супруги истца за последние 5 лет до подачи заявления, а также выписки из ЕГРП, содержащие сведения о наличии или отсутствии в собственности у заявителя и членов его семьи жилых помещений за 5 лет до подачи заявления.
Оценивая обоснованность данной позиции ответчиков и, как следствие, законность обжалуемого отказа, суд учитывает следующее.
Из документов, представленных истцом при подаче рассматриваемого рапорта и имеющихся в материалах дела, следует, что супруга истца А. (Могильченко) Н.В. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была постоянно зарегистрирована в жилом помещении по адресу: г. Волгоград, ..., общей площадью №... кв.м.
Следовательно, истцу при обращении с рассматриваемым рапортом необходимо было представить в отношении своей супруги документы, предусмотренные п.п. «з» п. 5 Правил №369, а именно: выписка из домовых книг, копия финансовых лицевых счетов либо заменяющие их документы.
Комиссия ФСИН России ссылается на непредставление выписки из домовой книги по адресу: г. Волгоград, ..., которая действительно отсутствует.
Между тем, материалами дела подтверждается, что одновременно с рапортом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 представлена на рассмотрение комиссии копия лицевого счета по ... в г. Волгограде (л.д. 88).
Таким образом, истцом представлен документ, прямо предусмотренный п.п. «з» п. 5 Правил №369, при наличии которого не требуется дополнительного предъявления выписки из домовой книги. Тем более, что ведение домовой книги в отношении многоквартирного дома, а не индивидуального жилого дома, действующим законодательством не предусмотрено.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ссылка комиссии ФСИН России на отсутствие выписки из домовой книги по месту регистрации супруги истца, как на неисполнение требований п.п. «з» п. 5 Правил №369, является незаконной и необоснованной.
Оценивая обоснованность ссылки ответчика не непредставление документов, необходимых для рассмотрения вопроса, предусмотренного п. 12 Правил №369, суд исходит из следующего.
Из позиции представителя ответчиков следует, что ФИО1 должен был предоставить документы (выписки из ЕГРП), содержащие сведения о наличии у него и членов его семьи жилых помещений за последние 5 лет до подачи рассматриваемого рапорта.
Между тем, суд исходит из того, что исчерпывающий перечень документов, которые обязан предоставить сотрудник, содержится в п. 5 Правил №369.
При этом в п.п. «и» п. 5 Правил №369 указано на обязанность представить документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Из буквального содержания данной нормы следует, что речь идет о документах, подтверждающих наличие или отсутствие собственности на момент соответствующего обращения. Именно поэтому в данной норме отсутствует формулировка «за последние 5 лет до подачи заявления», используемая в подпункте «з» этого же пункта.
Материалами дела подтверждается, что документы, предусмотренные п.п. «и» п. 5 Правил №369, то есть выписки из ЕГРП на всех членов семьи (включая выписку на девичью фамилию супруги), содержащие сведения о наличии/отсутствии у них в собственности жилых помещений, а также соответствующие сведения из органов БТИ, истцом были представлены (л.д. ...).
Обязанность по представлению подобных выписок с данной информацией за пять лет, предшествующие обращению, из содержания п.п. «и» п. 5 Правил №369 с очевидностью не следует.
При этом суд считает существенным следующее обстоятельство.
Первоначально рапорт и прилагаемые к нему документы были предъявлены ФИО1 в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Волгоградской области, деятельность которой в рассматриваемый период времени регламентировалась Порядком формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ№... (далее – Порядок №...).
В соответствии с п. 10.1 Порядка №496 в ее функции (обязанности) входило, в том числе, осуществление проверки представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Между тем, приняв рассматриваемые рапорт и документы от ФИО1, территориальная подкомиссия сочла их достаточными для принятия соответствующего решения. Доказательства того, что у истца были затребованы дополнительные документы и сведения, суду не представлены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при предъявлении ФИО1 рапорта от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, им был представлен в полномочные комиссии исчерпывающий перечень документов, предусмотренный п. 5 Правил.
Более того, в ходе судебного разбирательства на основании сведений, полученных из ФГБУ «ФКП Росреестра» было установлено, что за предшествующие периоды времени в собственности ФИО1 и членов его семьи отсутствовали иные жилые помещения, кроме тех, что указаны в выписках из ЕГРП, представленных на рассмотрение комиссии ФСИН России.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в поставке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов является незаконным.
А поскольку из представленных заявителем документов следует, и это подтверждено дополнительными доказательствами, полученными в ходе судебного разбирательства, что истец обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров, то, следовательно, он и члены его семьи из четырех человек подлежит постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом его обращения с соответствующим рапортом от ДД.ММ.ГГГГ.
В то же время, суд полагает необходимым отметить, что факт ухудшения жилищных условий со стороны истца и членов его семьи ответчиками не устанавливался, данное обстоятельство не являлось основанием для отказа ФИО1 в постановке на учет, а, следовательно, соответствующее требование истца не подлежит удовлетворению, как не направленное на восстановление его нарушенного права.
Также суд не усматривает оснований для признания незаконными действий Территориальной комиссии УФСИН России по Волгоградской области, поскольку, как было установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО1 были предоставлены все необходимые документы, предусмотренный п. 5 Правил №369, а потому названная подкомиссия приняла законное и обоснованное решение об их направлении в Комиссию ФСИН России для рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области о признании решений и действий комиссий ответчиков незаконными, установлении отсутствия ухудшения жилищных условий, возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать решение комиссии ФСИН России, оформленное протоколом №... от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа ФИО1 в постановке на учет для получения единовременно социальной выплаты – незаконным.
Возложить на ФСИН России обязанность поставить ФИО1 и членов его семьи: супругу – Н.В., дочь – Т.А., сына - И.А. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом обращения ФИО1 с соответствующим рапортом от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к ФСИН России, а также исковых требований к УФСИН России по Волгоградской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись И.И.Козлов
Дата изготовления мотивированного решения суда - 13.11.2017 года.