Дело № 2-5182/2016
Мотивированное решение составлено 30 декабря 2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Голованова А.В.,
при секретаре Лебедевой А.О.,
с участием прокурора Иорданского Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 декабря 2016 года в г. Рыбинске гражданское дело по иску Рыбинского городского прокурора в защиту интересов Владимирова А.В. к Администрации городского округа город Рыбинск, Департаменту жилищно – коммунального комплекса Ярославской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Рыбинский городской прокурор в защиту интересов Владимирова А.В. обратился в Рыбинский городской суд Ярославской области с иском к Администрации городского округа город Рыбинск, Департаменту жилищно – коммунального комплекса Ярославской области о возложении обязанности, в котором просил (с учетом уточнений) возложить на Департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, Администрацию городского округа г. Рыбинск обязанность обеспечить условия доступности для <данные изъяты> Владимирова А.В. общего имущества в многоквартирном доме <адрес> путем финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с законодательством Российской Федерации, в т.ч. с учетом требований «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. N 605, в рамках реализации соответствующих государственных и муниципальных программ, в течение <*> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Свои исковые требования истец обосновывает следующими обстоятельствами.
Рыбинской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1, действующей в интересах своего мужа Владимирова А.В., <данные изъяты>, о нарушении прав маломобильной группы населения на беспрепятственное пользование жилым помещением. В ходе проверки установлено, что в соответствии со справкой <данные изъяты> (№) Владимиров А.В. является <данные изъяты>, и он относится к маломобильной группе населения, для передвижения вынужден пользоваться креслом-коляской. Владимиров А.В. проживает в жилом многоквартирном доме <адрес>. Входная группа и лестничные марши в подъезде № вышеуказанного жилого дома не оборудованы техническими средствами реабилитации для инвалидов в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 г., в связи с чем, Владимирову А.В., относящемуся к маломобильной группе населения, доступ в занимаемое жилое помещение затруднен, что нарушает его социальные права. Постановлением Правительства Ярославской области от 10.10.2011г. №770-п «О региональной программе «Доступная среда» на 2012-2015 гг.» утверждена региональная программа «Доступная среда» на <****>-<****>гг. Постановлением Правительства Ярославской области от 28.04.2016г. №514-п внесены изменения в Программу, в соответствии с которыми срок действия программы продлен на <****> г. Одним из направлений Программы является осуществление мероприятий по оборудованию входных групп многоквартирных домов (устройство пандусов, поручней при входах в подъезды, противоскользящего покрытия, замена дверных блоков соответствующих размеров). Исполнителем и соисполнителями п.2.1.6 «Оборудование объектов жилищного фонда и дворовых территорий для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения» Перечня мероприятий Программы (приложение №2 к Программе) определены Департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований и Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области. Многоквартирный дом <адрес>, включен в перечень объектов жилищного фонда, в которых проживают инвалиды-колясочники и инвалиды с ограничениями в передвижении и в отношении которых запланировано выполнение мероприятий по адаптации в рамках реализации муниципальной программы "Доступная среда" на 2015 год", утвержденной постановлением Администрации городского округа г. Рыбинск от 25.08.2014 N 2702 (ред. от 10.12.2015), а также региональной программы "О региональной программе "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства области от 10.10.2011 N 770-и. Заявка органа местного самоуправления (местной администрации) с приложением необходимых документов на включение в адресную программу адаптации объектов жилищного дома <адрес>, направлена в Региональный фонд Ярославской области 01.07.2014г. (исх. № 031/01-08-1618). В «Региональной программе «Доступная среда» на 2012-2016 годы», утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 10 октября 2011 г. N 770-и, финансирование мероприятий «Оборудование объектов жилищного фонда и дворовых территорий для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения» не предусмотрено. Администрацией городского округа город Рыбинск ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области направлены предложения по выделению финансирования на оборудование объектов жилищного фонда и дворовых территорий для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения в рамках данной программы, дом <адрес> указан первоочередным объектом. Вместе с тем, как показала проведенная Рыбинской городской прокуратурой проверка, требования действующего законодательства в части обеспечения условий <данные изъяты> Владимирову А.В. для беспрепятственного доступа в жилое помещение по адресу: <адрес>, не соблюдены.
В судебном заседании прокурор Иорданский Д.П. исковые требования с учетом уточненного искового заявления поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Истец Владимиров А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств не представил.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Рыбинск Потапова Т.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, поддержала предоставленный в суд отзыв, в котором указала на то, что содержание и выполнение работ по ремонту конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности инвалидов помещений многоквартирного дома действующим законодательством возложено на управляющую организацию. Администрация ГО г. Рыбинск не является собственником многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, а значит, и не обязана выполнять работы по реконструкции и капитальному ремонту всего дома в целом. В муниципальной собственности находятся только квартиры №, в части которых Администрация ГО г. Рыбинск несет бремя содержания. В случае, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребности инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Дополнительно в судебном заседании пояснила, что финансирование на выполнение требуемых в исковом заявлении действий – отсутствует (л.д. 189-190).
Представитель ответчика Департамента жилищно – коммунального комплекса Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, в суд направил письменный отзыв. В представленном в суд отзыве Департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на следующие обстоятельства: в целях формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мало-мобильных групп населения, повышения доступности и качества государственных услуг в области реабилитации инвалидов и их интеграции в полноценные общественные, отношения, во исполнение постановления Правительства Российской Федерация от 01 декабря 2015 г. № 1297 постановлением Правительства Ярославской области от 10.10.2011 г. № 770-п утверждена региональная программа «Доступная среда» на <****>-<****> годы, одним из мероприятий которой являлось выполнение работ по переоборудованию объектов жилфонда с целью приспособления их с учетом потребностей инвалидов и иных маломобильных групп населения. Механизм реализации укачанных программных мероприятий следующий: предоставление из областного бюджета субсидии Региональному фонду содействия капитального ремонту многоквартирных домов Ярославской области (раздел IV Программы); распределение средств Регионального фонда, полученных из областного бюджета, между муниципальными образованиями области в соответствии с порядком, утвержденным попечительским советом Регионального фонда от ДД.ММ.ГГГГ, на основании одобренных попечительским советом списков многоквартирных домов для проведения мероприятии по адаптации, представленных органами местного самоуправления области; список объектов согласуется с общественными организациями инвалидов (при их наличии) и утверждается главой соответствующего муниципального образования области; предоставление средств Регионального фонда управляющим организациям, осуществляющим управление объектом жилищного фонда, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, иным специализированным кооперативам на основании договоров, включенных Региональным фондом с заказчиками, а также предоставление заказчикам средств местных бюджетов на основании соответствующих договоров. Дом, в котором прожинает истец, по адресу; <адрес>, был включен в список многоквартирных домов, подлежащих адаптации. По информации Регионального фонда заказчиком работ по адаптации указанного многоквартирного дома выступало ООО «УК «Восток». Между Региональным фондом и ООО «УК «Восток» был заключен договор № о финансировании работ по адаптации объектов жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, действовавший до ДД.ММ.ГГГГ Региональным фондом перечислен аванс по Договору в размере <****> рублей. Поскольку к ДД.ММ.ГГГГ работы к полном объеме не были завершены, Региональный фонд расторг договор в одностороннем порядке и направил в Арбитражный суд требования к ООО «УК Восток» о возврате аванса (дело №). Требование прокурора об обязании департамента организовать финансирование и выполнение работ по адаптации дома представляет собой требование о внесении изменения в закон об областном бюджете и Программу, т.е. об осуществлении нормативного правового регулирования. При этом принятие законов относится к компетенции законодательных органов власти, к которым департамент не относится. У департамента отсутствуют самостоятельные полномочия по расходованию бюджетных средств, не предусмотренных региональной программой и Законом о бюджете.
Представитель третьего лица Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, в суд направил письменный отзыв. В представленном в суд отзыве Департамент сообщил, что одним из направлений региональной программы «Доступная среда» на 2012-2015 годы, является осуществление мероприятий по оборудованию входных групп многоквартирных домов (устройство пандусов, поручней при входах в подъезды, противоскользящего покрытия, замена дверных блоков соответствующих размеров). Постановлением Правительства Ярославской области от 28.04.2016 № 514-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 10.10.2011 № 770-п» внесены изменения в Программу, в соответствии с которыми изменен перечень мероприятий программы и продлен срок действия программы на <****> год. В <****> году в рамках реализации Программы мероприятия по оборудованию объектов жилищного фонда и дворовых территорий для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения (оборудование объектов жилищного фонда, в которых проживают инвалиды-колясочники) не предусмотрены. В связи с принятием Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ в Ярославской области принят Закон Ярославской области от 28.12.2015 № 109-3, статьёй 12 которого в Закон Ярославской области от 28.06.2013 № 32-з «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области» введена ст. 9<1>, согласно которой уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства и органы местного самоуправления обеспечивают условия доступности для инвалидов общего имущества в многоквартирных домах путем финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, за исключением услуг и (или) работ, предусмотренных статьей 5 указанного Закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках реализации соответствующих государственных и муниципальных программ. На основании изложенного, департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области не наделён полномочиями главного распорядителя бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального комплекса, то департамент не может организовать финансирование и выполнение работ по адаптации многоквартирного дома (л.д. 183-185).
Представитель третьего лица Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, в суд направил письменный отзыв. В представленном в суд отзыве указал, что в соответствии с п.2.16 приложения 2 региональной программы «Доступная среда» на <****>-<****> годы, оборудование объектов жилищного фонда и дворовых территорий для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения осуществляется следующими соисполнителями: ДЖКК Ярославской области, Фондом и органами местного самоуправления. Организация, проведение работ по адаптации объектов жилищного фонда с учетом потребности инвалидов, а также предоставление и распределение средств Фонда осуществляется в соответствии с утвержденным попечительским советом Фонда Порядком распределения, предоставления и расходования средств Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, полученных за счет средств областного бюджета, на адаптацию объектов жилищного фонда и дворовых территорий с учетом потребностей инвалидов, испытывающих трудности в передвижении, в соответствии с областной целевой программой «Доступная среда» на <****>-<****> годы. В соответствии с указанным Порядком между Региональным фондом и ООО «УК «Восток» заключен договор № о финансировании работ по адаптации объектов жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ Согласно п. 1 Договора он регламентирует отношения по взаимодействию сторон при предоставлении в <****> году управляющей организации средств на проведение работ по адаптации объектов жилищного фонда и дворовых территорий с учетом потребностей инвалидов, испытывающих трудности при передвижении в соответствии с областной целевой программой «Доступная среда» на объектах согласно приложению 1 к настоящему Договору. В приложении № содержится перечень объектов и объемы финансирования по адаптации объектов жилищного фонда: адаптация объекта- многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Согласно п. 7.1. Договора он вступает в силу с момента подписания и действует до ДД.ММ.ГГГГ Региональным фондом ответчику перечислен аванс по Договору в размере <****> рублей в соответствии с п. 4.2. Договора. к ДД.ММ.ГГГГ работы по Договору в полном объеме не были завершены, в связи с чем Региональный фонд, расторг договор в одностороннем порядке. Кроме этого, государственная поддержка за счет средств областного бюджета в рамках Программы на выполнение мероприятий по адаптации оказывалась в течение <****> - <****> годов на основании законов Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. В <****> году финансирование мероприятий Программы по адаптации объектов жилищного фонда за счет средств областного бюджета не предусмотрено (л.д. 187-188).
Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания «Восток» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, в суд направил письменный отзыв (л.д. 18, 29), в указал, что в настоящее время проектно – сметная документация на проведение работ по адаптации <адрес> с учетом потребностей инвалидов прошла проверку в ГАУ ЯО «Государственная экспертиза и строительство», однако, значительное увеличение стоимости этих работ не была одобрена Региональным фондом. По окончании срока действия договора № ООО «УК «Восток» обращалось в адрес Регионального фонда с просьбой продлить срок в связи с большим объемом работ и согласований. Однако, ДД.ММ.ГГГГ Региональный фонд направил в адрес ООО «УК «Восток» письмо о расторжении указанного договора, по причине отсутствия финансирования программы «Доступная среда» в <****> году. Неизрасходованные денежные средства были возвращены в адрес Фонда.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав участников процесса, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Владимиров А.В. является <данные изъяты>, и он относится к маломобильной группе населения, для передвижения вынужден пользоваться креслом-коляской.
Владимиров А.В. проживает в жилом многоквартирном <адрес>.
Рыбинской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1, действующей в интересах своего мужа Владимирова А.В. о нарушения прав маломобильной группы населения на беспрепятственное пользование жилым помещением.
В ходе проверки выявлено, что входная группа и лестничные марши в подъезде № вышеуказанного жилого дома не оборудованы техническими средствами реабилитации для инвалидов в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 г., в связи с чем, Владимирову А.В., относящемуся к маломобильной группе населения, доступ в занимаемое жилое помещение затруднен, что нарушает его социальные права.
Постановлением Правительства Ярославской области от 10.10.2011г. №770-п «О региональной программе «Доступная среда» на 2012-2015 гг.» утверждена региональная программа «Доступная среда» на <****>-<****> г.г.
Одним из направлений Программы является осуществление мероприятий по оборудованию входных групп многоквартирных домов (устройство пандусов, поручней при входах в подъезды, противоскользящего покрытия, замена дверных блоков соответствующих размеров).
Постановлением Правительства Ярославской области от 28.04.2016г. №514-п внесены изменения в Программу, в соответствии с которыми срок действия программы продлен на <****> г. Мероприятий по адаптации многоквартирных домов для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения, как и их финансирование на <****> год не предусмотрено.
Финансирование мероприятий, заложенных в программы, как следует их текста программ, осуществлялось за счет средств федерального бюджета, поступающих в бюджет Ярославской области и виде субсидий, собственных средств регионального и местных бюджетов и внебюджетных источников.
Реализация мероприятий программ в части оборудования объектов жилищного фонда и дворовых территорий для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения осуществлялась посредством предоставления из областного бюджета субсидии Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области.
Условия предоставления и распределения средств Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее фонд), полученных из областного бюджета, между муниципальными образованиями области определены соответствующим порядком, утверждаемым попечительским советом, фонда.
Согласно п. 1.2 Порядка предоставления и распределения средств фонда, полученных за счет средств областного бюджета на адаптацию объектов жилищного фонда и дворовых территорий с учетом потребностей инвалидов, испытывающих трудности в передвижении в соответствии с областной целевой программой «Доступная среда» на <****>-<****> годы, утвержденного попечительским советом фонда (далее Порядок), средства регионального фонда па выполнение указанных мероприятий могли быть предоставлены исключительно организациям, осуществляющим управление объектом жилищного фонда.
Таким образом, исковые требования прокурора основаны на положениях Региональной программы «Доступная среда» на <****>-<****>, срок действия, которой на момент обращения прокурора в суд, истёк.
При этом, обязанность включить работы по адаптации многоквартирного дома в комплекс мероприятий но повышению уровня доступности и качества приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения Программы противоречит ее механизму, так как реализация мероприятий в части оборудования объектов жилищного фонда и дворовых территорий для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения осуществляется посредством предоставления из областного бюджета субсидии Фонду в соответствии с порядком предоставления и распределения средств Фонда, полученных из областного бюджета.
Нормативно-правовой акт, утвердивший региональную программу «Доступная среда» на <****> - <****> годы», а также изменения в нее, в установленном законом порядке оспорены не были.
Как следует из материалов дела, пояснений сторон, положения Программы в части возложения на органы управления Фонда полномочий по утверждению порядка предоставления и распределения средств Фонда, полученных из областного бюджета, реализовывалась согласно закрепленному в ней механизму.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государственные и муниципальные расходы, в том числе, на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации
В соответствии со статьей 9.1 Закона Ярославской области от 28.06.2013 № 32-з «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области» обеспечение условий доступности для инвалидов общего имущества в многоквартирных домах путем финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках реализации соответствующих государственных и муниципальных программ.
Согласно ст. ст. 28 и 31 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который означает право органов исполнительной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов. В соответствии с пунктом 2 ст. 172 Бюджетного кодекса РФ составление проектов бюджетов основывается, в том числе, на государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).
Размер бюджетных ассигнований областного бюджета на реализацию Региональной программы на <****> год был установлен Законом Ярославской области от 25.12.2014 № 85-з «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Финансирование мероприятий по адаптации многоквартирных домов для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения на <****> год не предусмотрено.
Расходы па проведение мероприятий по адаптации многоквартирных домов для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения на <****> год бюджетом города Рыбинска также не предусмотрены.
Согласно принципа конституционного строя Российской Федерации, закрепленного статьей 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
То есть, органы судебной власти являются правоприменительными и не могут выполнять функцию законодательной власти.
Таким образом, возложить па Департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, Администрацию городского округа город Рыбинск обязанность обеспечить условия доступности для <данные изъяты> Владимирова А.В. общего имущества в многоквартирном доме <адрес> путем финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с законодательством Российской Федерации, в т.ч. с учетом требований «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. N 605, в рамках реализации соответствующих государственных и муниципальных программ, своим решением суд не может в связи с тем, что такое решение повлечет изменение объема бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетным законодательством, что выходит за пределы полномочий суда, поскольку урегулирование отношений в данной ситуации требует создание новой нормы права, что является правотворческой функцией законодательных органов власти.
Следовательно, возложение обязанностей по финансированию указанных мероприятий в рамках комплекса мероприятий региональной программы «Доступная среда» на <****>-<****> годы без учета особенностей порядка формирования статей бюджета, суд расценивает как вмешательство в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению установленных полномочий.
При таком положении основания для удовлетворения требований Рыбинского городского прокурора, заявленных в защиту Владимирова В.А., у суда отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Рыбинского городского прокурора в защиту интересов Владимирова А.В. к Администрации городского округа город Рыбинск, Департаменту жилищно – коммунального комплекса Ярославской области – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья