Дело №2-5183/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2016 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Матвеевой Н.А., при секретаре Зангееве А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по ... (Бурятстат) о признании расторжения контракта незаконным, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать расторжение контракта незаконным; взыскать с ответчика в ее пользу сумму в размере 81632 руб. в пределах разницы между ценами за всю работу и уплаченной за выполненную; компенсацию морального вреда за незаконное расторжение контракта в размере 20000 рублей и обязать ответчика через СМИ Газета «» дать опровержение, порочащее ее честь и достоинство.
В обоснование иска указано, что с ноября 2002 года ФИО1 работала в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по ... (Бурятстат) в должности специалиста 1 разряда, с ДД.ММ.ГГГГ замещала должность старшего специалиста 3 разряда. За период работы неоднократно Бурятстатом награждалась благодарственными письмами, почётной грамотой за безупречную и эффективную государственную службу, Росстатом медалью за проведение Всероссийской переписи населения 2010 года. В марте 2016 года ее должность была сокращена. Затем с 1 апреля по ДД.ММ.ГГГГ была принята Бурятстатом на должность уполномоченного по контракту (договору) на выполнение работ по Всероссийской сельскохозяйственной, переписи в соответствии с п.42 части 1 статьи 93 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».
ДД.ММ.ГГГГ Бурятстат расторг с ней контракт в одностороннем порядке, в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в связи с несоблюдением требований ч.2 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Частью 3 ст. 12 № 273-ФЗ закреплены последствия несоблюдения работником (бывшим госслужащим) требования об уведомлении нового работодателя о прежнем месте работы. С ФИО1 контракт (договор) был заключён этой же организацией.
Согласно выписки из протокола заседания комиссии Бурятстата от ДД.ММ.ГГГГ основным мотивом расторжения контракта в соответствии ч.2 ... закона № 273-ФЗ послужило постановка на учет в качестве индивидуального контракта.
Федеральным законом «О коррупции» № 273-ФЗ не предусмотрены ограничения и запреты по осуществлению предпринимательской деятельности бывшим госслужащим и обязанности уведомлять, а сообщать работодателю предусмотрено только в отношении заключенных трудовых или гражданско-правовых договоров на оказание работ, услуг работодателю о последнем месте своей службы.
Незаконными действиями заказчика ей причинён моральный вред, который выражается в том, что она испытала нервный стресс, чувство обиды из-за несправедливых действий ответчика, а также беспокойство и страх за будущее, т.к. специалистом М была распространена информация ее «увольнения» за коррупцию, как среди населения, так и специалистов предприятий, учреждений, организаций, с кем многие годы работала.
В судебном заседании истец ФИО1 требования иска поддержала в полном объеме ссылаясь на доводы в нем изложенные. Просила иск удовлетворить.
Представители ответчика по доверенностям Шагинов М.В., Федорова С.Г., Вишнякова Е.К. возражали против удовлетворения исковых требований, доводы письменного отзыва поддержали в полном объеме.
Выслушав объяснения участников процесса, свидетелей О, Ф, М, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 12 Закона N 273-ФЗ гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 этой статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ работала в должности специалиста и старшего специалиста в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по ... (Бурятстат).
Согласно записям трудовой книжки истца, ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт расторгнут, ФИО1 освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы.
При увольнении ДД.ММ.ГГГГФИО1 была предупреждена, в том числе о том, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с федеральной государственной гражданской службы:
а) имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и
(или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги)
в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового
договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного
управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности
федерального государственного гражданского служащего с согласия Комиссии по
соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных
гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в
порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к
служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию
конфликта интересов, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от
01.07.2010...;
б) обязан при заключении трудовых и (или) гражданско-правовых договоров в
случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 1 Указа, сообщать работодателю
сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением
законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с федеральной государственной гражданской службы требования, предусмотренного частью 2 статьи 12 Федерального закона, влечет прекращение трудового или гражданско - правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 Федерального закона, заключенного с указанным гражданином.
Кроме того, гражданин после увольнения с федеральной государственной гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организации либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известные в связи с исполнением должностных обязанностей.
ДД.ММ.ГГГГ Территориальном органом Федеральной службы государственной статистики по ... (Бурятстат) с ФИО1 заключен контракт №ДРУ14, предметом которого является выполнение истцом объема работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016, указанных в Техническом задании, в качестве уполномоченного по вопросам переписи в ... РБ.
Далее, из представленных материалов дела следует, что истец ФИО1ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что не оспаривалось ею в судебном заседании.
Согласно положениям ч. 3.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ" гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе замещать в течение 2 лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.
В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица должны уведомлять представителя нанимателя об открытии ИП.
В ходе проведенной проверки было установлено, что при открытии ИП «ФИО1» по коду ОКВЭД 74.12- основной 74.14 (предоставление информационных услуг) возникает или может возникнуть конфликт интересов, выразившийся в использовании полученной в ходе исполнения служебных обязанностей информации временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.
В ходе разбирательства установлено несоблюдение истцом ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, что послужило основаниям для расторжения контракта на выполнение возмездного оказания услуг. Бывший государственный гражданский служащий не уведомил представителя нанимателя об открытии ИП по коду ОКВЭД 74.12, основной 74.14 (предоставление информационных услуг). Указанное следует из представленного протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 ст. 782 ГК РФ установлено, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ контракт от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного расчета истца следует, что с ФИО1 произведен расчет по договору возмездного оказания услуг в сумме 71 368,00 рублей, что подтверждается также представленными стороной ответчика платежными поручениями.
Следовательно, обязательства по договору от ДД.ММ.ГГГГ № ... Бурятстат как заказчик выполнил в полном объеме с учетом фактически выполненных работ со стороны исполнителя ФИО1
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом установлено, что на ФИО1 распространялись ограничения, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", оснований полагать что контракт от ДД.ММ.ГГГГ с истцом был расторгнут незаконно не имеется.
Разрешая требования истца о распространении ответчиком сведений, порочащих честь и достоинство, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.
Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии с ч. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» указано, что под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок (например, не могут быть опровергнуты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, изложенные в приказе об увольнении, поскольку такой приказ может быть оспорен только в порядке, предусмотренном законом).
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
В силу пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.
С учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного суда РФ ... от ДД.ММ.ГГГГ «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», положений статьи 152 Гражданского кодекса РФ для наступления деликтной ответственности вследствие распространения несоответствующих действительности сведений о лице, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию, должна быть установлена и проверена следующая обязательная совокупность фактических обстоятельств: факт распространения сведений, но не мнения, несоответствие распространенных сведений действительности, порочащий характер распространенных сведений, распространение сведений в форме утверждения.
Отсутствие одного из элементов приведенной правовой конструкции лишает право истца ссылаться на положения ст. 152 Гражданского кодекса РФ.
В нарушение указанных выше норм права истцом не доказан факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.
С учетом того, что суд не установил факта нарушения прав истца, а также факта причинения истцу действиями ответчика физических или нравственных страданий, суд также отказывает в удовлетворении требований о компенсации морального вреда.
Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд ....
Судья Н.А.Матвеева