ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5189/15 от 22.10.2015 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2- 5189\15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2015 г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

Судьи Родионовой В.П.

При секретаре Сулеймановой Р.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Ульяновской области к Администрации муниципального образования «Город Ульяновск» о возмещении вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды

У с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, в котором просит обязать Администрацию МО «Город Ульяновск» возместить вред, почвам, как объекту охраны окружающей среды, несанкционированным размещением отходов на общей площади 1478 кв.м на территории муниципального образования «Город Ульяновск» на земельном участке расположенном в границах прибрежной защитной полосы и водоохраной водного объекта - реки Волга, северо-восточнее территории парка Прибрежный» (в районе спуска к реке Волга), в 390 м севернее дома <адрес> в Заволжском районе г. Ульяновска, путем разработки проекта восстановительных работ и восстановления нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ за счёт средств Муниципального образования «Город Ульяновск», в течение 6 месяцев с момента вступления в силу судебного акта. В обоснование иска приводит следующие доводы. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной и Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Основаниями для предъявления настоящего иска явились: - факт причинения ответчиком вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате неисполнения возложенных на него законом обязанностей по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки и промышленных отходов; - отказ Администрации МО «Город Ульяновск» от возмещения вреда в добровольном порядке. Предложение о добровольном возмещении вреда направлено Ответчику заказным письмом с уведомлением от 28.07.2015 г. № 02- 551, на которое ответа до настоящего времени не поступило. Ответчику предлагалось в добровольном порядке возместить вред, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды, в размере <данные изъяты> в тридцатидневный срок с момента получения данного письма. Согласно почтовому уведомлению данное письмо Администрацией получено ДД.ММ.ГГГГ. Вред в добровольном порядке не возмещен. В ходе рейдового мероприятия, проведенного по приказу Управления <данные изъяты> в целях проверки информации, изложенной в обращении гражданки ФИО1 ФИО6 на территории муниципального образования «Город Ульяновск» на земельном участке, расположенном в границах прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны водного объекта - реки Волга, северо-западнее территории парка «Прибрежный» (в районе спуска к реке Волга), в <адрес> в Заволжском районе г. Ульяновска установлена свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора. По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования. В ходе административного расследования, проведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ установлено, что указанный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов МО «Город Ульяновск», локально-правовые документы на указанный земельный участок не оформлялись, что подтверждается письмом КУГИГ г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ г. и Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от <данные изъяты> об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений. Управление письмом от <данные изъяты> направило Главе Администрации МО «Город Ульяновск» копию акта рейдового мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ г. для принятия мер по ликвидации захламления территории МО «Город Ульяновск». Однако никаких мер со стороны Администрации МО «Город Ульяновск» принято не было, ответа на письмо в Управление не поступало. Свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора на земельном участке, расположенном в границах прибрежной защитной полосы и водоохраной водного объекта - реки Волга, северо-восточнее территории парка <адрес> в Заволжском районе г. Ульяновска, не включена в государственный реестр объектов размещения отходов, следовательно, она является несанкционированной и незаконной. Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Однако, ответчик в результате неисполнения возложенных на него законом обязанностей по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов допустил образование несанкционированной свалки на указанном выше земельном участке, чем причинил вред почве, как объекту охраны окружающей среды. Специальным законодательным актом, регулирующим отношения в области охраны окружающей среды, является Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Ст. 77 указанного закона предусмотрено, что юридические лица обязаны возмещать в полном объеме вред, причиненный окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; вред возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками определения размера вреда окружающей среде. Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, утверждена приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. № 238, зарегистрирована в Минюсте 07.09.2010 г., регистрационный номер В соответствии с данной Методикой был произведен расчет размера вреда, причиненного Администрацией МО «Город Ульяновск» почве в результате неисполнения возложенных законом функций по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организации и переработки бытовых и промышленных отходов и допущения на земельном участке, расположенном в границах прибрежной защитной и водоохраной зоны водного объекта - реки Волга, северо-восточнее территории парка «Прибрежный» (в районе спуска к реке Волга), в 390 м севернее № <адрес> в Заволжском районе г. Ульяновска несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и строительного мусора на площади <данные изъяты>. (<данные изъяты> Согласно руководящим указаниям Росприроднадзора, изложенным в письме <данные изъяты> «Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от <данные изъяты> в случаях, когда ответчиками являются органы местного самоуправления, при возмещении вреда приоритетным является возмещение вреда возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, поскольку суммы, взыскиваемые с ответчиков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат в бюджеты муниципальных районов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов согласно ст. 46 Бюджетного РФ. В связи с этим взыскание ущерба в денежном выражении противоречит целям возложения обязанности возмещения вреда, т.к. причинитель заплатит самому себе, но вред окружающей среде останется фактически не возмещенным и не ликвидированным.

В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях и доводах иска настаивал.

Представитель Администрации г. Ульяновска в судебном заседании указал на непризнание иска. Полагает, что администрация г. Ульяновска является ненадлежащим ответчиком по делу. Истцом не установлены лица, которые непосредственно сбрасывали мусор. Фактически на администрацию пытаются возложить обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, а также рекультивации земель, за противоправные действия третьих лиц. Полагает, что администрация г. Ульяновска, надлежащим образом исполняет свои обязанности, предусмотренные как уставом муниципального образования, так и 131 ФЗ, а именно: организует сбор и утилизацию бытовых отходов, в том числе путем издания соответствующих нормативно-правовых актов. Представитель Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры градостроительства администрации города Ульяновска в судебном заседании указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска. Поддержал позицию ответчика.

Третьи лица Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, филиал «ЦЛАТИ» по Ульяновской области ФБУ «ЦЛАТИ» по ПФО» в судебное заседание не явились, извещались.

Выслушав представителей истца, ответчика третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В ходе рейдового мероприятия, проведенного по приказу Управления от. 2015 г. № 279, в целях проверки информации, изложенной в обращении гражданки ФИО1, на территории муниципального образования «Город Ульяновск» на земельном участке, расположенном в границах прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны водного объекта - реки Волга, северо-западнее территории парка «Прибрежный» (в районе спуска к реке Волга), в 390 м нее дома № 19 по проспекту Академика Филатова в Заволжском районе г. Ульяновска установлена свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора. По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Установлено, что указанный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов МО «Город Ульяновск», локально-правовые документы на указанный земельный участок не оформлялись, что подтверждается письмом КУГИГ г. Ульяновска от <данные изъяты>

Доказательств того, что земельный участок, на котором обнаружено несанкционированное размещение отходов производства и потребления, принадлежит на праве собственности (в оперативном управлении, аренде и т.д.) иному физическому или юридическому лицу (лицам), ответчик не представил.

Согласно официальному ответу, данному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, сведений о зарегистрированных правах на спорный земельный участок нет.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания лежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или ром.

Согласно экспертному заключению филиала "ЦЛАТИ по Ульяновской области" ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО" от 17 июня 2015 года № 6, размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате незаконного перекрытия поверхности почв несанкционированно размещенными отходами производства и потребления ( строительным мусором ) на земельном участке составляет <данные изъяты>

В силу пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется и в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (пункт 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ).

Положениями пункта 2 статьи 78 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на причинившее вред лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 37 Постановления Пленума "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" от 18.10.2012 N 21 (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 21), и по смыслу пункта 2 статьи 78 Закона N 7-ФЗ вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Возмещение вреда в натуре в качестве одного из способов возмещения вреда предусмотрено положениями статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из анализа действующего природоохранного законодательства и положений Гражданского кодекса, регулирующих обязательства вследствие причинения вреда, следует, что восстановление нарушенного состояния окружающей среды является способом возмещения вреда.

С учетом изложенного, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

На основании ст. 206 ГПК РФ су считает возможным установить срок исполнения решения суда обязывающего характера в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок достаточным и разумным.

Руководствуясь ст. 194 – 198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Ульяновской области удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования « Город Ульяновск» возместить вред, причиненный почвам как объекту окружающей среды, несанкционированным размещением отходов на общей площади <данные изъяты> на территории муниципального образования « Город Ульяновск» на земельном участке, расположенном в границах прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны водного объекта - <адрес> в Заволжском районе г. Ульяновска путем разработки проекта восстановительных работ и восстановления нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ за счет средств Муниципального образования «Город Ульяновск», в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме

Судья - В.П.Родионова