Дело № 2-518/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Продун Е.А.
при секретаре Петуховой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 3 октября 2018 года дело по иску Тороповой В.М., Торопова К.А., Пичугиной А.А. к АО «Коми энергосбытовая компания» в лице Печорского филиала о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Квартира ********** принадлежит на праве общей долевой собственности Тороповой В.М., Торопову К.А. и Тороповой А.А. (по 1/3 доле в праве) на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от **.**.**
С **.**.**. дом ********** находится в непосредственном управлении собственниками помещений, на обслуживании ООО «Сантехмонтаж Плюс», что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений данного дома от **.**.**.(т.1 л.д.80-82).
Торопова В.М., Торопов К.А. и Пичугина А.А. обратились в суд с иском к АО «Коми энергосбытовая компания» в лице Печорского филиала о признании действий по начислению и взиманию платы на общедомовые нужды исходя из площади общего имущества многоквартирного дома ********** по данным администрации МР «Печора» незаконными; возложении обязанности произвести перерасчет платы за период с ноября 2017 года по день рассмотрения дела в суде по начислению платы за общедомовые нужды исходя из площади общедомового имущества согласно сведениям технического паспорта, за исключением площади арендаторов, а также производить дальнейший расчет платы за общедомовые нужды исходя из площади общедомового имущества согласно сведения технического паспорта, за исключением площади арендаторов. Кроме того, истцы просили взыскать с ответчика моральный ущерб в размере 9489 руб.
Определением Печорского городского суда от **.**.** производство по делу по иску Торопова К.А. и Пичугиной А.А. о защите прав потребителей в части требования о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда прекращено в связи с отказом истцов от иска в данной части.
В судебном заседании истец Торопова В.М. на иске настаивала.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие истцов Торопова К.А. и Пичугиной А.А.
Представитель ответчика Хозяинова А.В., действующая на основании доверенности №... от **.**.**., иск не признала.
Представитель третьего лица ООО «Сантехмонтаж Плюс» Горбатовский П.М., действующий на основании доверенности от **.**.**., иск поддержал.
Председатель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Совета многоквартирного дома ********** Коробицын Н.В. иск поддержал.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей третьих лиц: администрации МР «Печора» и АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ в лице Филиала по Республике Коми, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения истца Тороповой В.М., представителя ответчика, представителей третьих лиц: ООО «Сантехмонтаж Плюс» и Совета многоквартирного дома **********, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено, что АО «Коми энергосбытовая компания» имеет статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Республики Коми, является ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Обязанность собственников жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, оплачивать коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, предусмотрена статьей 249 Гражданского кодекса РФ, статьей 39 Жилищного Кодекса РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (далее - Правила № 354).
Согласно ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Установлено, что многоквартирный дом ********** коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии не оборудован.
Согласно Правилам №... расчет размера платы за коммунальный ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
где: - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306; - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме; - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Коми утверждены приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 22.05.2017г. № 24/1-Т.В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в состав общего имущества в многоквартирном доме относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий). Из ответа АО «Коми энергосбытовая компания» в лице Печорского филиала от **.**.**. (исх. №...) на заявление истца Тороповой В.М. от **.**.**. следует, что для корректного расчета платы за потребленную электроэнергию Компания периодически производит сверки по площадям многоквартирных домов. Вся полученная от администрации МР «Печора» информация по площадям многоквартирных домов заносится в базу данных для дальнейшего расчета. Так, в октябре 2017 года Компанией получены сведения от администрации МР «Печора» по площади дома **********, которые приняты в работу (л.д.5).В ходе судебного разбирательства установлено, что до ноября 2017 года АО «Коми энергосбытовая компания» (Печорский филиал) использовало в расчетах платы за электроэнергию в МКД на общедомовые нужды данные о площади общего имущества многоквартирного дома ********** (128,6 кв.м), предоставленные Печорским отделением Филиала по Республике Коми АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».Как следует из письменного отзыва ответчика (т.1, л.д.30-32) и объяснений представителя ответчика в судебных заседаниях, на основании Приказа, а также в рамках договора по передаче электроэнергии сетевая организация запросила информацию о площадях помещений МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета электрической энергии и не имеющих управляющей организации, в администрации МР «Печора». Из представленного администрацией МР «Печора» Перечня многоквартирных домов, отредактированных в части общей площади нежилых помещений в части общей площади нежилых помещений, являющихся общим имуществом собственников помещений в МКД (исх. №...), по дому 9 **********: общая площадь МОП по данным на июнь 2017 года составляет 507,10 кв.м, общая площадь нежилых помещений- 743,9 кв.м (л.д.6,7).В связи с расхождением информации между АО «Коми энергосбытовая компания», администрацией МР «Печора» и АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в части общей площади помещений МКД, необходимо было прийти к единому мнению об использовании площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД. В ходе рабочего совещания было принято решение об использовании в расчетах информации по площади многоквартирных домов, предоставленной администрацией МР «Печора».Согласно протоколу рабочего совещания по вопросам урегулирования разногласий по виду «МКД без ОДПУ площадь ОДН» от **.**.**. было принято решение о принятии в расчеты площади МКД, которые согласовала администрация МР «Печора» ввиду предоставления данной информации на основании паспортов МКД (т.1 л.д.42).Вместе с тем, согласно техническому паспорту общая площадь дома ********** составляет 1325 кв.м, из которых: площадь квартир- 973,8 кв.м, площадь нежилых помещений (арендуемых нежилых помещений, расположенных на цокольном этаже) - 102 кв.м, площадь МОП (часть цокольного этажа, лестничные клетки, коридоры)- 249,2 кв.м. В связи с отсутствием в техническом паспорте сведений о площади чердака определением Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** Печорскому отделению Филиала по Республике Коми АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» было поручено провести инвентаризацию чердачного помещения дома ********** для определения его площади.Согласно информации, представленной Печорским отделением Филиала по Республике Коми АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по результатам инвентаризации, проведенной на основании определения суда от **.**.**, общая площадь многоквартирного жилого дома ********** составляет 1580,7 кв.м, в том числе: площадь нежилых помещений (в цокольном этаже) – 102 кв.м; площадь жилых помещений – 973,8 кв.м; площадь мест общего пользования – 504,9 кв.м, в том числе: площадь лестничных клеток – 128,6 кв.м, площадь цокольного этажа (кроме нежилого помещения) – 120,6 кв.м, площадь чердачного помещения – 255,7 кв.м (т.1, л.д. 224-227).Доводы представителя ответчика о том, что оснований подвергать сомнению представленную в октябре 2017 года информацию по площади помещений многоквартирного дома **********, входящих в состав общего имущества, которая использовалась в расчетах с ноября 2017 года, не имелось, поскольку администрация МР «Печора» является постоянным исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, не принимаются судом.Ссылка ответчика на пункт 25 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **.**.** N 491, в соответствии с которым застройщик, осуществляющий строительство, капитальный ремонт или реконструкцию многоквартирного дома, обязан передать под расписку в течение одного месяца после получения разрешения на введение объекта в эксплуатацию экземпляры инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (каждый на бумажном и электронном носителях): первый экземпляр - товариществу собственников жилья, созданному в соответствии со статьей 139 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме; второй экземпляр - по требованию первого обратившегося лица, являющегося собственником жилого помещения в таком доме (в случае если товарищество не создано), либо лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче; третий экземпляр - в муниципальный архив городского поселения или муниципального района, на территории которого расположен многоквартирный дом, а также на Устав МО МР «Печора» является несостоятельной.Из ответа администрации МР «Печора на запрос суда (т.1 л.д.111) и показаний свидетеля С, допрошенного в судебном заседании от **.**.**., следует, что площади МОП МКД без ОДПУ были взяты специалистами отдела жилищно-коммунального хозяйства из электронной базы данных администрации МР «Печора», составленной около 10 лет назад, которая не перепроверялась. На сегодняшний день проводится корректировка в части общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов.В соответствии с абзацем 3 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от **.**.** N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ).Технический паспорт на жилое помещение - это документ, который выдается БТИ и содержит в себе все технические характеристики помещения. Технический паспорт не влечет возникновения или прекращения прав и обязанностей, а представляет собой результат технической работы по осмотру и измерению объекта, его техническому описанию, предназначен для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности или статистического учета.Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения.Как установлено в ходе судебного разбирательства, на рабочем совещании от **.**.**. представитель АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не присутствовал; уточняющие сведения по объектам капитального строительства в связи с выявленным несоответствием площадей по данным администрации МР «Печора» и ранее использовавшимися данными АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» запрошены не были.Согласно п.4.4 договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме ********** от **.**.**., заключенного между собственниками помещений в указанном многоквартирном доме в лице Председателя Совета многоквартирного дома Коробицына Н.В. и ООО «Сантехмонтаж Плюс» (Управляющая организация) техническая документация на многоквартирный дом и иная, связанная с управлением многоквартирным домом документация находится в Управляющей организации и используется для целей исполнения договора. В судебном заседании установлено, что с запросами о площади помещений многоквартирного дома **********, входящих в состав общего имущества МКД, ни в ООО «Сантехмонтаж Плюс», ни к председателю Совета многоквартирного дома ********** ответчик АО «Коми энергосбытовая компания» также не обращался.Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией по ********** отношении АО «Коми энергосбыовая компания» по обращению Тороповой В.М., перенаправленному из Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Коми, было установлено, что при начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды АО «Коми энергосбытовая компания» применяет площади, которые не соответствуют данным АО Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и техническому паспорту жилого дома ********** Было выдано предписание. На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о признании действий ответчика по начислению и взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды по адресу: ********** исходя из данных о площади общедомового имущества, предоставленных администрацией МР «Печора» незаконными в связи с неправомерностью их принятия к расчету.Требование истца о возложении на АО «Коми энергосбытовая компания» в лице Печорского филиала произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды и производить дальнейший расчет платы исходя из площади общедомового имущества согласно сведениям технического паспорта многоквартирного дома, за исключением площади арендуемых нежилых помещений, также подлежит удовлетворению.Согласно ст.15 Закона Российской Федерации от **.**.** N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее- Закон о защите прав потребителей) моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности компенсации морального вреда (статья 15).Таким образом, на правоотношения между АО «Коми энергосбытовая компания» и истцом Тороповой В.М., которая пользуется предоставляемыми ответчиком услугами для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, распространяется законодательство о защите прав потребителей.Поскольку факт нарушения прав истца Тороповой В.М., выразившееся в неправомерном начислении и взимании платы за электроэнергию на общедомовые нужды по адресу: ********** на основании информации администрации МР «Печора», нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности компенсировать ей моральный вред в соответствии со статьей 15 Закона РФ "О защите прав потребителей".Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **.**.** N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. На основании изложенного, учитывая, что факт нарушения прав потребителя нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд, исходя из принципа разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда в сумме 1000 рублей.Согласно п.6 ст.13 Закона о защите потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.Для применения указанной нормы суду необходимо установить факт несоблюдения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.На основании изложенного суд приходит к выводу о несоблюдении ответчиком в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. С ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 500 руб.Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст.196 ГПК РФ).В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб. (по двум требованиям неимущественного характера). Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ,Р Е Ш И Л:Признать незаконными действия АО «Коми энергосбытовая компания» в лице Печорского филиала по начислению и взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды по адресу: **********, исходя из данных о площади общедомового имущества многоквартирного дома, предоставленных администрацией муниципального района «Печора».Обязать АО «Коми энергосбытовая компания» в лице Печорского филиала» произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды по адресу: ********** производить дальнейший расчет платы исходя из площади общедомового имущества согласно сведениям технического паспорта многоквартирного дома, за исключением площади арендуемых нежилых помещений.Взыскать с АО «Коми энергосбытовая компания» в пользу Тороповой В.М. денежную компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей (Одна тысяча рублей) и штраф в размере 500 рублей (Пятьсот рублей).Взыскать с АО «Коми энергосбытовая компания» в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в размере 600 рублей (Шестьсот рублей).Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.Председательствующий Е.А.Продун
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****