ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-518/2011 от 02.12.2011 Лунинского районного суда (Пензенская область)

     Мотивированное

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 р.п.Лунино, Пензенской области

              02 декабря 2011 г.

 Лунинский районный суд Пензенской области в составе :

 судьи Фокиной Г.И.

 при секретаре Лашкай И.Ю.

 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению управления пенсионного фонда РФ (ГУ УПФР ) по Лунинскому району, Пензенской области о включении в стаж работы периода срочной службы по призыву и сверхсрочной службы в рядах Советской Армии и о понуждении пересмотреть размер пенсии с учётом указанного периода -

 у с т а н о в и л :

 Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении в стаж работы периода срочной службы по призыву и сверхсрочной службы в рядах Советской Армии и о понуждении пересмотреть размер пенсии с учётом указанного периода, указывая на то, что с № года в возрасте 55 лет согласно действующего закона о пенсиях он получает льготную пенсию, так как имеет стаж работы в районах Крайнего Севера более 15 лет, в который вошли : служба в Армии с № <адрес>, сверхсрочная служба в армии - №, работа в Усть-Камчатском морском торговом порту с № Кроме срочной службы в Армии в районах Крайнего Севера, он имеет около двух лет стажа сверхсрочной службы на Крайнем Севере, которая, по мнению истца, является не военной службой, а обычной работой, за которую он получал зарплату, в связи с чем сверхсрочную службу нельзя приравнивать к военной службе.

 В 2005 году он был письменно извещён Пенсионным фондом об отказе в льготном исчислении пенсии, с чем он не был согласен и неоднократно обращался с этим вопросом в Управление Пенсионного фонда по <адрес> и в военный комиссариат <адрес>.

 Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФР по <адрес> ему разъяснена причина отказа в льготном исчислении пенсии тем, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает такой возможности. Будучи не согласным с позицией ответчика, истец указал также на то, что он 13 лет пользовался льготами при начислении пенсии, как имеющий необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и согласно Конституции РФ, которая предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, истец указал на то, что ответчик не имел права ухудшать его пенсионные права.

 В судебном заседании истец исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении и, уточнив их просил суд обязать ответчика выплачивать ему пенсию с учётом льготного стажа - периода срочной службы по призыву и сверхсрочной службы в рядах Советской Армии в районах Крайнего Севера с 1957 по октябрь 1959 года и сверхсрочной службы в армии с октября 1959 г. по май 1960 г., с мая 1960 г. по ноябрь 1961 <адрес> считает, что пенсия ему была назначена неправильно изначально, без учёта 15 летней работы в районах Крайнего Севера, т.к. службу в Армии следует считать работой.

 Представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования истца не признала и пояснила суду, что в соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» гражданам, проработавшим не менее 15 лет в районах Крайнего Севера (либо не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) и имеющим трудовой стаж не менее 20 для женщин и 25 лет для мужчин, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при исчислении размеров пенсии предусмотрено установление повышенного отношения заработков, которое определяется в зависимости от величины районного коэффициента.

 Статьей 14 Закона от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено установление фиксированного базового размера страховой части в повышенном размере лицам, также проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет (или 20 лет в местностях, приравненных к ним) и имеющим страховой стаж не менее 20 для женщин и 25 лет для мужчин, одним из условий чего является наличие определенного периода работы в районах Крайнего Севера, либо в приравненных к ним местностях, т.е. правоустанавливающим является термин «работа». Вследствие чего в подсчет «северного» стажа не включаются периоды прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, поскольку действующим законодательством не предусмотрена такая возможность. Данные периоды были включены в общий страховой стаж истца и согласно действовавшего законодательства по состоянию на день ухода истца на пенсию, его льготный ( Северный ) стаж был исчислен как 1 к 1,5 ( без службы в Армии), что явилось основанием для снижения возраста ухода истца на пенсию. Ранее закон не предусматривал возможности исчисления пенсии Северянам в повышенном размере, потому пенсионным фондом никак не могли быть ухудшены права истца, он получает пенсию в размере, исчисленном по состоянию на день ухода на пенсию, с последующим её повышением в соответствии с действующим законодательством, предусматривающим такую возможность. Что касается исчисления пенсии в повышенном размере с учётом льготного Северного стажа, то в отношении истца он применим быть не может, поскольку календарный стаж истца менее 15 лет, что является препятствием в исчислении повышенной пенсии в соответствии с последующим законодательством, в соответствии с которым этот стаж ( не менее 15 лет) должен быть календарным ( т.е. отработанным фактически), а исчисленный в льготном порядке ( 1 к 1,5 ) таких последствий не влечёт. Размер пенсии истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 8886 руб.59 коп., в том числе : 2963,07 руб.- фиксированный базовый размер, 5923,52 руб.- страховая часть трудовой пенсии, в том числе валоризация - 1781,19 руб., ему никогда не назначалась пенсия в повышенном размере, с учётом 15 лет трудовой деятельности в районах Крайнего Севера. Доводы истца о том, что он 13 лет пользовался льготами при начислении пенсии, как имеющий необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера, являются ошибочными.

 Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.         Судом установлено, что истец является получателем трудовой пенсии по старости назначенной с ДД.ММ.ГГГГ.

 Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».     По состоянию на день ухода истца на пенсию действовал закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 340-I, в соответствии с которым истец получил право на досрочное назначение пенсии ( при неполном «Северном» стаже), но не на получение надбавки к ней. Районный коэффициент влекущий повышение пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера указанным Законом не был предусмотрен.

 В соответствии со статьей 30 закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», гражданам, проработавшим не менее 15 ( в календарном исчислении) лет в районах Крайнего Севера (либо не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) и имеющим трудовой стаж не менее 20 для женщин и 25 лет для мужчин по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при исчислении размеров пенсии предусмотрено установление повышенного отношения заработков, которое определяется в зависимости от величины районного коэффициента.

 Кроме того, статьей 14 Закона от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено установление фиксированного базового размера страховой части в повышенном размере лицам, также проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет (или 20 лет в местностях, приравненных к ним) и имеющим страховой стаж не менее 20 для женщин и 25 лет для мужчин.

 Одним из условий начисления пенсий в таком порядке является наличие определенного периода работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях, т.е. правоустанавливающим является термин «работа». Вследствие чего в подсчет «северного» стажа не включаются периоды прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, поскольку действующим законодательством не предусмотрена такая возможность. Данные периоды включаются в общий страховой стаж.

 Трудовая деятельность и военная служба не равноценны по объёму и характеру психофизических затрат при их осуществлении, поэтому военнослужащим назначается государственная, а не трудовая пенсия, по повышенным нормам пенсионного обеспечения за счёт средств федерального бюджета.

 При назначении трудовых пенсий военная служба учитывается только при исчислении страхового ( общего) трудового стажа ( аналогично ст.ст. 88, 90, 94 ранее действовавшего Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 113-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

 Период прохождения службы в Вооружённых Силах РФ также не подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку указанный период может быть засчитан в специальный трудовой стаж только в случаях, когда это прямо предусмотрено пенсионным законодательством. Однако, при назначении государственной ( не трудовой) пенсии военнослужащим военная служба ( срочная и сверхсрочная) в районах Крайнего Севера засчитывается в выслугу лет в календарном исчислении.

 Законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет                     ( пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачёт периодов службы в специальный ( в районах Крайнего Севера) стаж. Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и порядок исчисления выслуги лет военной службы регулируется специальными законодательными и нормативными актами, а именно Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ", которые также не содержат положений, уравнивающих понятия "военная служба" и "трудовая деятельность".

 В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и ст.5 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", лица, имеющие право на различные государственные пенсии, обладают правом выбора пенсии, что также не указывает на равнозначность военной службы и трудовой деятельности и в связи с чем назначение повышенной трудовой пенсии истцу, с учётом периодов службы в Армии ( в том числе с учётом сверхсрочной службы), невозможно.

 Соответственно не имеется законных оснований для назначения истцу повышенной трудовой пенсии с учётом районного коэффициента в связи с работой в районах Крайнего Севера по причине отсутствия у него необходимого специального трудового стажа ( 15 календарных лет). По состоянию на день ухода на пенсию, без учёта времени службы в Армии ( в том числе срочной с 1957 по октябрь 1959 года и сверхсрочной с октября 1959 г. по май 1960 г., с мая 1960 г. по ноябрь 1961 г.) истец имел стаж работы в районах Крайнего Севера 13 лет 10 месяцев и 10 дней, что истцом не оспаривается.

 Размер пенсии истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 8886 руб.59 коп., в том числе : 2963,07 руб.- фиксированный базовый размер, 5923,52 руб.- страховая часть трудовой пенсии, в том числе валоризация - 1781,19 руб., что истцом также не оспаривается. Пенсия истцу назначена в соответствии с действующим законодательством. Каких - либо оснований для повышения размера пенсии истцу не имеется, потому в иске ему следует отказать.

 Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд -

                                                               Р Е Ш И Л :

 ФИО1 в иске к государственному учреждению управления пенсионного фонда РФ (ГУ УПФР ) по <адрес> о включении в стаж работы периода срочной службы по призыву и сверхсрочной службы в рядах Советской Армии и о понуждении пересмотреть размер пенсии с учётом указанного периода - отказать.

      Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.

 С У Д Ь Я :

 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

 Судья :