Кумертауский городской суд Республики Башкортостан
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кумертауский городской суд Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№2-519/2011 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кумертау 10 мая 2011 года
... городской суд РБ в составе председательствующего судьи Идиятовой Н.Р., при секретаре Ивановой Ю.В., с участием старшего помощника прокурора. .. Воробьевой Л.В., представителя ответчика Котловой Н.В. (доверенность от. ..), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора. .. в интересах неопределенного круга лиц о приведении в соответствие с федеральным законодательством нормативного акта в его части,
УСТАНОВИЛ:
прокурор. .. обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с заявлением о приведении в соответствие с федеральным законодательством нормативного акта в его части. В обоснование заявленных требований указал, что решением Совета городского округа город. .. Республики Башкортостан (Совет) от 24 февраля 2011 года №. .. «О размере родительской платы, взимаемой на содержание ребенка в муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждениях городского округа город. .. Республики Башкортостан» установлен размер платы, взимаемой с родителей на содержание детей в муниципальных бюджетных и автономных дошкольных учреждениях ГО г.. .. РБ. Пунктом 1 данного решения с 01 марта 2011 года установлен размер платы, взимаемой с родителей на содержание детей в муниципальных бюджетных и автономных дошкольных образовательных учреждениях ГО г.. .. РБ в сумме. .. руб. в месяц, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей,. .. руб. в месяц. Между тем, согласно ч. 2 ст. 52.1 Закона РФ «Об образовании» размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать. .. процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, -. .. процентов указанных затрат. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается. В пункте 1 решения Совета от 24 февраля 2011 года № 46-15 указано только об установлении размера платы, взимаемой с родителей на содержание детей, однако не указано об освобождении от родительской платы за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с туберкулезной интоксикацией, посещающих муниципальные образовательные учреждения дошкольного образования, что является пробелом нормативного правового акта. Считает, что положениями пункта 1 решения Совета от 24 февраля 2011 года нарушаются права граждан, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с туберкулезной интоксикацией на поддержку со стороны государства, а потому упомянутый пункт решения Совета подлежит дополнению, предусматривающему освобождение от родительской платы граждан, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с туберкулезной интоксикацией. Просит возложить на представительный орган местного самоуправления обязанность по приведению пункта 1 решения Совета от 24 февраля 2011 года № 46-15 в соответствие с федеральным законодательством.
В судебном заседании старший помощник прокурора. .. Воробьева Л.В. просила удовлетворить требования прокурора по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Совета Котлова Н.В. с заявленными требованиями не согласилась, просила в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
В отзыве представитель Совета Котлова Н.В. в удовлетворении требований прокурора просит отказать, ссылаясь на следующее. Пункт 2 ст. 52.1 Закона РФ «Об образовании» является нормой права прямого действия и применяется на всей территории Российской Федерации. Принятие отдельного муниципального нормативного правового акта, предусматривающего освобождение от родительской платы за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с туберкулезной интоксикацией, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не требуется.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Судом установлено, что 24 февраля 2011 года Советом городского округа г. Кумертау РБ принято решение «О размере родительской платы, взимаемой на содержание ребенка в муниципальных бюджетных и автономных дошкольных образовательных учреждениях городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан» № 46-15. ...
Указанное решение Совета от 24 февраля 2011 года № 46-15 опубликовано в общественно-политической газете «Кумертауское время» от 03 марта 2011 года № 33 (8631) и вступило в законную силу, что подтверждается справкой № 128 и газетой «Кумертауское время» № 33 (8631) (л.д. 11, 22).
Пунктом 1 вышеприведенного решения Совета установлен с 01 марта 2011 года размер платы, взимаемой с родителей на содержание детей в муниципальных бюджетных и автономных дошкольных учреждениях ГО г. Кумертау РБ в сумме. .. руб. в месяц, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей,. .. руб. в месяц.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьей 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ «Об образовании» федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон: разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 52.1 указанного Закона учредители образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей (далее - родительская плата) за содержание ребенка в указанных организациях, если иное не установлено настоящим Законом и иными федеральными законами.
Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать. .. процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, -. .. процентов указанных затрат. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.
Советом ГО г. Кумертау РБ 24 февраля 2011 года принято решение «О размере родительской платы, взимаемой на содержание ребенка в муниципальных бюджетных и автономных дошкольных образовательных учреждениях городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан», в котором установлены конкретные суммы родительской платы, взимаемой на содержание ребенка, то есть данный нормативный правовой акт устанавливает конкретные размеры родительской платы во исполнение ч.ч. 1, 2 ст. 52.1 Закона РФ «Об образовании». Таким образом, муниципальное образование в лице Совета ГО г. Кумертау РБ реализует свое право, предоставленное федеральным законодательством на установление платы, взимаемой с родителей или законных представителей за содержание ребенка в муниципальных бюджетных и автономных дошкольных образовательных учреждениях.
Между тем, положения ст. 52.1 Закона РФ «Об образовании» относительно того, что за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается, с учетом положений п. 2 ст. 3 вышеупомянутого Закона, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Совета от 24 февраля 2011 года № 46-15 принято для установления конкретных размеров родительской платы в денежных единицах, для тех лиц, которые от указанных выплат не освобождены, лица, же имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, освобождены от указанных выплат в силу положений ст. 52.1 Закона РФ «Об образовании», которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации, а потому в удовлетворении заявления прокурора. .. следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления прокурора г.. .. в интересах неопределенного круга лиц о приведении в соответствие с федеральным законодательством нормативного акта в его части – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Кумертауский городской суд РБ в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.
Судья подпись
Копия верна. Судья Н.Р. Идиятова
Решение вступило в законную силу 6 октября 2011 года