ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5190/22 от 30.09.2022 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 30 сентября 2022 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ефанова В.А.,

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5190/22 по исковому заявлению МУП г. Сочи «Сочитеплоэнерго» к Бурлуцкой С. А. о взыскании задолженности за потребленную горячую воду и тепловую энергию,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит суд взыскать с Бурлуцкой С.А. в пользу МУП «СТЭ» задолженность за потребленную горячую воду и тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 83 778,36 руб., пени за период с сентября 2019 по июнь 2022 в размере 27 598,24 руб., государственную пошлину в размере 3 427,53 руб.

В обоснование исковых требований указал, что ответчик является потребителем горячей воды и тепловой энергии МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго». Однако, в настоящее время за ответчиком числится задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 83 778,36 руб.

Как указывает истец, правоотношения между должником и ним регулируются гражданским законодательством РФ, нормами Жилищного кодекса РФ, «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года и «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.

Кроме этого, у ответчиков пеня составляет сумму в размере 48 442,31 руб.

Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований, поддержала правовую позицию, изложенную в иске, также пояснила, что действительно в помещении ответчика имеется счетчик, но так как она не предоставляла показатели прибора учета, а также что поверка счетчика не была произведена производилось начисления по нормативам. Также ответчик не представила документ, подтверждающий законность переоборудования, то есть отсоединение отопления от централизованной системы.

Ответчик Бурлуцкая С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что у нее в квартире имеется счетчик, однако начисления были произведены без учета показания счетчика. Кроме этого, батареи в квартире отсоединены от центрального отопления. Также пояснила, что выписка из ЕГРН неправильная, она только подала документы на регистрацию права собственности.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части по следующим основаниям.

Как видно из материалов гражданского дела, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГБурлуцкая С.А. является собственником с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 1 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ст. 219 ГК РФ).

Таким образом, выписка из ЕГРН подтверждает, что Бурлуцкая С.А. является собственником указанной квартиры.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В силу п.17 и п.30 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем (ресурсоснабжающей организацией).

В силу ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, а у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Таким образом, у Бурлуцкой С.А. обязанность по оплате коммунальных услуг возникла с даты регистрации права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 4, ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение).

В силу п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится потребителем ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

На основании п. 2, п. з, пп. б, пп. е п. 4 Правил МУП «СТЭ» является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет продажу коммунальных ресурсов и обязана предоставлять коммунальные ресурсы (горячую воду и отопление) всем потребителям - гражданам.

На основании п.п. А п. 32 Правил МУП «СТЭ» имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Согласно представленному МУП «СТЭ» расчету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, задолженность ответчика по оплате тепловой энергии и горячей воды по адресу: г. Сочи, , л/с 93817, составляет 83 778,36 руб.

В силу п. 14 ст. 155 ЖК РФ должники, несвоевременно внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Таким образом, в виду нарушений должником своих обязанностей по оплате коммунальных услуг, сумма неустойки в виде пени согласно представленному расчету за указанный период с сентября 2019 года по июнь 2022 года составляет 27 598,24 руб.

Суд соглашается с представленными истцом расчетами взыскиваемых сумм, так как расчеты произведены с учетом норм действующего законодательства и правил арифметического вычисления. При этом, доказательств, заслуживающих внимания суда о неправильности произведенного расчета задолженности суду не представлено.

Согласно ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Суд считает, что сумма неустойки не соразмерна последствиям нарушения обязательств, и полагает возможным снизить неустойку до 5 000 руб.

Доводы, ответчика, изложенные в судебном заседании не являются основанием для отказа в удовлетворении требований, и являются неправильным толкованием норм закона.

Так ответчик указывает на то, что в г. Сочи, отключена от централизованной системы отопления.

Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (ст. 25 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Таким образом, для отключения квартиры ответчика от сетей теплоснабжения можно отнести к переустройству помещения в многоквартирном доме, при этом, данное переустройство должно быть согласовано в соответствии с законом с органом местного самоуправления.

Суд не представлены доказательства соблюдения порядка при переустройстве квартиры, решения орган местного самоуправления по согласованию переустройства не выносил, доказательств обратного суду не представлено.

Согласно ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

Поскольку демонтаж стояков отопления и обогревающих элементов от централизованной системы отопления многоквартирного дома представляет собой изменение инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, то является переустройством, которое должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства.

Отказ собственника жилого помещения от коммунальной услуги по отоплению путем демонтажа обогревающих элементов (радиаторов) не может быть реализован без соблюдения приведенных выше норм ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, и не влечет расторжение договора теплоснабжения в установленном законом порядке.

Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального источника тепловой энергии предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, а также разрешение органа местного самоуправления. Проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей и энергоснабжающей организациями, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления и энергоснабжения.

С учетом того, что в жилом помещении сохранены разводящие трубы внутридомовой системы теплоснабжения, демонтаж приборов отопления (радиаторов) в квартире при сохранении элементов внутридомовой системы отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия, поступавшая в дом по централизованным сетям теплоснабжения для обогрева жилого помещения, расположенного внутри многоквартирного дома и граничащего с соседними помещениями, не расходуется.

Поскольку доказательств соблюдения процедуры переустройства жилого помещения, установленной в спорный период в материалы дела стороной ответчика не предоставлено, то демонтаж радиаторов отопления само по себе не освобождает ответчика от обязательств оплаты коммунальных слуг отопления.

Как указано ответчиком ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были оставлены акты контрольного съема показаний с приборов учета в квартиры ответчика. Дата последующей поверки определена ДД.ММ.ГГГГ.

Пункт 33 к(1) Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ), обязывает потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, а также лицу, указанному в пункте 31(1) настоящих Правил, не позднее 25-го числа текущего расчетного периода.

Вместе с тем, Бурлуцкая С.А. указанные в правилах обязательства не исполняла, следовательно начисления стоимости коммунальных услуг производилось без учета показаний прибора учета.

Как следует из актов контрольного съема показаний срок следующей поверки прибора учета в квартире ответчика определен ДД.ММ.ГГГГ.

Так, прибор учета считается вышедшим из строя по истечении межповерочного интервала поверки приборов учета. Если межповерочный срок был прерван несвоевременной поверкой прибора, то новый межповерочный срок, в течение которого показания этого прибора будут признаваться достоверными и могут быть использованы при расчете потребления коммунальных ресурсов, начинается с даты новой поверки прибора. Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с непроведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы потребителю не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении этого срока – по установленным нормативам потребления. Права на перерасчет платы за этот период у потребителя не возникает.

Согласно подпункту «д» пункта 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, истечение межповерочного интервала поверки приборов учета (поверки счетчика) является основанием для признания соответствующего прибора учета вышедшим из строя.

При этом в силу подпункта «а» пункта 59 Правил, если прибор учета вышел из строя либо истек срок его эксплуатации, определяемый периодом времени до очередной поверки, то плата за коммунальную услугу в первые 3 месяца рассчитывается исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, а если по истечении 3 месяцев (когда плата за услугу рассчитывалась из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса) поверка прибора учета так и не была произведена, то плата должна рассчитываться в соответствии с пунктом 60 Правил исходя из нормативов потребления с применением повышающего коэффициента.

На основании подпунктов «г» и «д» пункта 34 Правил потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать приборы учета, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; обеспечивать проведение поверок приборов учета в установленные технической документацией сроки, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Таким образом, во-первых, в период отсутствия поверки показания с прибора учета не могут считаться верными, поскольку прибор учета признается неисправным (вышедшим из строя); а во-вторых, по общему правилу ответственность за соблюдение сроков поверки лежит на потребителе (исключение – если самим договором с исполнителем предусмотрена его обязанность осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета).

При таких обстоятельствах суд полагает доводы ответчика несостоятельными и не являются основанием для отказа в иске.

По правилам ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление МУП г. Сочи «Сочитеплоэнерго» к Бурлуцкой С. А. о взыскании задолженности за потребленную горячую воду и тепловую энергию, удовлетворить в части.

Взыскать с Бурлуцкой С. А. в пользу МУП г. Сочи «Сочитеплоэнерго» задолженности за потребленную горячую воду и тепловую энергию в размере 83 778,36 руб., пени в размере 5 000 руб., госпошлину в размере 2 863,35 руб.

В удовлетворении стальных исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04.10.2022.

Председательствующий судья