ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5192/2015 от 24.11.2015 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-5192/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 ноября 2015 года город Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Андреева И.С., при секретаре Нафиковой К.К.,

с участием представителя административного истца, помощника прокурора г. Челябинска СТА,

представителя административных ответчиков КРР, действующая на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Прокурора города Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Челябинска об обязании разработать схему теплоснабжения,

установил:

Прокурор города Челябинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в районный суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к Администрации города Челябинска об обязании разработать проект схемы теплоснабжения г. Челябинска и направить ее для утверждения в Министерство энергетики Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что в ходе проведенной прокуратурой города Челябинска проверки по соблюдению органами местного самоуправления требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» на территории города Челябинска установлено, что администрацией города Челябинска нарушены требования ст. ст. 6 14 Федерального закона «О теплоснабжении», выражающиеся в отсутствии утвержденной схемы теплоснабжения города Челябинска. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Челябинска в адрес главы Администрации г. Челябинска внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, поскольку отсутствие указанного документа не позволяет организовать на территории города Челябинска эффективную систему снабжения населения энергоресурсами. Указанное представление оставлено без внимания, в связи с чем, и обратились в суд с указанными требованиями. Просит обязать Администрацию города Челябинска разработать проект схемы теплоснабжения и направить его в Министерство энергетики Российской Федерации

В судебном заседании представитель административного истца СТА поддержала требования в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении.

Административный ответчик, представитель Администрации г. Челябинска и Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Челябинска КРР с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, указанным в возражении.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав и проанализировав имеющиеся и дополнительно представленные лицами, участвующими в деле доказательства в их совокупности со всеми материалами дела, приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям:

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

В силу ст. 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

В судебном заседании установлено, что по результатам проведения проверки прокуратурой г. Челябинска соблюдения органами местного самоуправления требований Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ (далее – Федеральный закон «О теплоснабжении») на территории города Челябинска установлено, что администрацией города Челябинска нарушены требования ст. 6, ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении», выражающиеся в отсутствии утвержденной схемы теплоснабжения города Челябинска.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Челябинска в адрес главы Администрации г. Челябинска внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Данный акт прокурорского реагирования ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен, Администрацией города предпринимаются меры по устранению замечаний Минэнерго России.

В сентябре 2015 года прокуратурой г. Челябинска проведена повторная проверка в Администрации города Челябинска, в ходе которой установлено, что проект схемы теплоснабжения города Челябинска Администрацией до настоящего времени на утверждение главе города Челябинска не направлен, а проходит повторные публичные слушания, что подтверждается ответом первого заместителя главы Администрации г. Челябинска ПЮВ от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 4.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Согласно п. 14 ст.2 Федерального закона «О теплоснабжении» система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.

Схемой теплоснабжения, согласно данному закону, является документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно п.6 ч.1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующей территории относится утверждение схем теплоснабжения поселений с численностью населения менее пятисот тысяч человек, и в том числе определение единой теплоснабжающей организации.В соответствии с ч.2 ст. 23 Федерального закона «О теплоснабжении» развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения городского округа

Подпунктом 3 п.5 Устава города Челябинска, принятого решением Челябинской городской Думы от 26 мая 2015г. № 9/2, предусмотрено, что Администрация города Челябинска обладает полномочиями по организации в границах города Челябинска электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения города Челябинска, водоотведение, снабжение населения города Челябинска топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу требований к схемам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012г. № 154, данная схема является отдельным самостоятельным документом, содержащим в себе целый комплекс положений, разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.

Кроме того, вышеуказанным Постановлением Правительства РФ предусмотрен отдельный порядок разработки и утверждения схемы теплоснабжения, в силу которого полномочиями по утверждению схемы теплоснабжения наделен глава администрации поселения.

Таким образом, обязанность ответчика разработать и утвердить схему теплоснабжения города предусмотрена Федеральным законом «О теплоснабжении», Уставом города Челябинска, а также Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154.

В соответствии с п.4 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» в случае технической невозможности подключения к системе теплоснабжения объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения к системе теплоснабжения капитального строительства, отказ в заключение договора на его подключение не допускается.

Согласно п. 15,16 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденным правительством Российской Федерации., при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов должно быть осуществлено до 31 декабря 2011г. (ч.3 ст. 29 Федерального закона «О теплоснабжении»).

В ходе проверки прокуратурой города Челябинска установлено, что в связи с несоответствием требованиям к схемам теплоснабжения и требованиям к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № 154, проект схемы теплоснабжения г. Челябинска ДД.ММ.ГГГГг. возвращен Министерством энергетики Российской Федерации в Администрацию г. Челябинска на доработку.

Также проверка показала, что представленный на утверждение в Минэнерго России письмом Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГг. проект схемы теплоснабжения г. Челябинска до ДД.ММ.ГГГГ года не соответствует проекту схемы теплоснабжения г. Челябинска, размещенному в открытом доступе на сайте Администрации г. Челябинска, в отношении которого производились публичные слушания; отсутствует решение Администрации г. Челябинска о доработке схемы теплоснабжения после проведения публичных слушаний.

Кроме того, судом установлено, что в нарушение п. 14 указанных выше требований протокол и заключение по результатам публичных слушаний размещены на официальном сайте Администрации г. Челябинска в течение <данные изъяты> календарных дней с даты проведения публичных слушаний вместо 3 календарных дней. Проект схемы теплоснабжения направлен Главой Администрации <адрес> в Минэнерго России через 109 календарных дней после завершения публичных слушаний вместо предусмотренных законом <данные изъяты> календарных дней, что является нарушением п. 17 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. .

В заключении по итогам публичных слушаний отсутствуют указания на необходимость доработки проекта схемы теплоснабжения перед направлением в Минэнерго России.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами Администрации г. Челябинска требований действующего законодательства.

Доводы административного ответчика о том, что проводятся публичные слушания и по итогам проект схемы теплоснабжения будет разработан, не состоятельны и на существо рассматриваемого вопроса не влияют, поскольку проекта схемы теплоснабжения до настоящего времени нет.

Таким образом, исследовав и проанализировав вышеперечисленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о признании незаконным бездействия Администрации города Челябинска по утверждению схемы теплоснабжения и направления ее в Министерство энергетики Российской Федерации для утверждения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

решил:

Требования прокурора города Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию города Челябинска разработать проект схемы теплоснабжения и направить его в Министерство энергетики Российской Федерации в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий п/п И.С. Андреев

Копия ВЕРНА.

Судья И.С. Андреев