Дело № 2-5196/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2018 г. г. Сочи
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Варданян Л.Т., с участием истца ФИО1 и представителя ответчика по доверенности ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию города Сочи «Сочитеплоэнерго» о возложении обязанности произвести перерасчет оплаты начислений за отопление за период с февраля 2018 года по май 2018 года, произвести перерасчет платы за отопление с ноября 2017 года по май 2018 года, произвести перерасчет оплаты за горячее водоснабжение за январь, август 2017 года, декабрь 2015 года и ноябрь 2016 года, информацию о предоставленных услугах указывать в счетах-квитанциях, взыскании компенсации морального вреда, выдаче заверенных копий документов,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию города Сочи «Сочитеплоэнерго» о возложении обязанности произвести перерасчет оплаты начислений за отопление за период с февраля 2018 года по май 2018 года, произвести перерасчет платы за отопление с ноября 2017 года по май 2018 года, произвести перерасчет оплаты за горячее водоснабжение за январь, август 2017 года, декабрь 2015 года и ноябрь 2016 года, информацию о предоставленных услугах указывать в счетах-квитанциях, взыскании компенсации морального вреда, выдаче заверенных копий документов.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником <адрес> в городе Сочи, а ответчик является исполнителем коммунальных услуг по теплоснабжению на нужды отопления и горячего водоснабжения в указанном многоквартирном доме. Имея сомнения в правильности размера оплаты за отопление и горячее водоснабжение, истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением об уточнении порядка расчета оплаты. Получив ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, истец убедился в том, что начисления оплаты за отопление и горячее водоснабжение производятся в нарушение постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила). Абзац третий пункта 42(1) Правил детализирует определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, отсылая к формулам 3, 3(1), 3(2).
Формула учитывает такие показатели, как объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (далее ОДПУ), которым оборудован многоквартирный дом, соотношение общей площади 1-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, а также установленный тариф на тепловую энергию.
Формулы 3(1) и 3(2) применяются при оплате отопления в течение календарного года, применяться при расчете отопления в течение отопительного сезона не могут.
Истец ссылается на то, что в <адрес> в Центральном районе города Сочи установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ), который производит раздельно расчеты тепловой энергии и теплоносителя на нужды горячего водоснабжения (ГВС) и отопления, что подтверждено ответом управляющей компании «Югстройсервис» за № от ДД.ММ.ГГГГ и ответом ответчика за № от ДД.ММ.ГГГГ. В абзаце 6 пункта 42.1. Правил указано, что «при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, в случае, если при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в многоквартирном доме коллективные (общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта», т.е. расчет производится по формуле 3 Приложения 2 Правил, которая была указана выше. Истец не согласен с тем, что ответчик в своем ответе за № от ДД.ММ.ГГГГ ссылается на формулу, предусмотренную абзацем 5 Пункта 42.1. Правил, которую, по мнению истца, ответчик незаконно использует в расчетах оплаты за отопление в течение отопительного сезона 2017 -2018 годов, что приводит к завышению платы за отопление. Такие расчеты платы за отопление были в феврале, марте, апреле и мае 2018 года.
Кроме того, истец ссылается на то, что в период с ноября 2017 года по апрель 2018 года в квитанции в графах «отопление» был выполнен перерасчет, например: ноябрь 2017 г. «417,41 руб.», декабрь 2017 г. - «147,14 руб. Аналогичные перерасчеты произведены в период с ноября 2017 года по май 2018 года.
В ответе № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление истца ответчик пояснил, что «согласно п. 42 (1) Правил № 354 при оплате коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям ОдПУ тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды. На основании вышеизложенного, в квитанциях с начала отопительного сезона в графе «перерасчет по коммунальной услуге «отопление» определен размер платы за объем потребленной тепловой энергии, зафиксированный коллективным (общедомовым) прибором учета, но не предъявленный к оплате по коммунальной услуге «горячее водоснабжение» за период с июня по сентябрь 2017 г.».
Однако истец не согласен с изложенными доводами ответчика, поскольку, по его мнению, формула 3 Приложения 2 Правил, по которой рассчитывается плата за отопление, не содержит никаких дополнительных ссылок на коммунальную услугу «горячее водоснабжение». Кроме того, Правилами определен перерасчет за отопление только в одном случае: при оплате услуги отопления в течение календарного года и корректировочный расчет осуществляется только в первом квартале по формуле 3(2) Приложения 2 настоящих Правил. Других формул для перерасчета в Правилах нет. Расчет размера платы за горячую воду осуществляется в соответствии с п. 38, п. 42 и формулой 23 приложения N 2 Правил. В данной формуле не используются показания ОДПУ, а используются показания индивидуальных приборов учета по учету потребленного ресурса в куб. метрах, тариф на теплоноситель, тариф на тепловую энергию для ГВС и норматив подогрева куб. м/Гкал.
Формула 23 приложения N 2 Правил, где - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период. Это норматив, утвержденный Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 2/2017-н, с ДД.ММ.ГГГГ установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды. Ответчик с этим согласен в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ сослался на то, что «для домов с неизолированными стояками с полотенцесушителями, к которым относится МКД по <адрес>, норматив расхода тепловой теплоэнергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению составляет 0,066 Гкал/м3», но при этом ответчик, по мнению истца, завышает данный норматив при расчете оплаты его значение.
По мнению истца, в августе 2017 года при расходе ГВС 1 м3 норматив подогрева составил 0,168 Гкал вместо 0,066Гкал, что привело также к увеличению оплаты за услуги ГВС. Кроме этого, аналогичные нарушения по завышению тепловой энергии, используемой для нагрева 1м3 в декабре 2015 года, ноябре 2016 года, январе 2017 года.
Истец ссылается также на то, что в соответствии с пунктами 68 и 69 Правил, ст. 10 Закона о защите прав потребителей от ДД.ММ.ГГГГ ответчик обязан предоставлять информацию о предоставляемых услугах, что им игнорируется: не заполняются графы в счетах-квитанциях «суммарный объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период, на нужды отопления.
Истец указывает, что сотрудники МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" при его устном обращении в нарушение пункта 31 «д» перерасчет оплаты истцу не произвели. 09 и ДД.ММ.ГГГГ им были поданы письменные заявления в МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" о перерасчете размеров оплаты по указанным выше фактам, ответ на которые не получен и перерасчет не произведен.
Поскольку ответ на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении данных по расчету платы за услуги ГВС и отопления был дан истцу только ДД.ММ.ГГГГ после неоднократных обращений в контролирующие инстанции, за два месяца ему пришлось неоднократно посещать предприятие ответчика, тратить время на составление заявлений и изучение ответов ответчика, поэтому истец считает необходимым компенсацию причиненного ему морального вреда определить в размере 10 000 рублей, так как неуважительное отношение МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго» к исполнению своих обязанностей и неисполнение требований действующего законодательства привело к тому, что истцу пришлось тратить свое свободное и рабочее время.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ответчика произвести перерасчет начисленной платы за отопление за период с февраля 2018 года по май 2018 года включительно, расчет произвести помесячно с указанием в каждом месяце формул, по которым производился расчет, ссылок на законодательство с указанием формул и всех данных, которые использовались при расчетах, обязать ответчика произвести перерасчет оплаты (сторнировать) по отоплению, произведенной в период с ноября 2017 года по май 2018 года, обязать ответчика произвести перерасчет оплаты за горячее водоснабжение за январь и август 2017 года, декабрь 2015 года, ноябрь 2016 года, расчет произвести помесячно с указанием в каждом месяце формул, по которым производился расчет, ссылок на законодательство, формул и всех данных, которые использовались при расчетах, обязать ответчика в соответствии с пунктами 68 и 69 Правил, ст.10 Закона о защите прав потребителей № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлять информация о предоставляемых услугах в счетах-квитанциях, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей, после выполнения перерасчета выдать истцу документы, заверенные печатью и подписью руководителя.
В судебном заседании истец на удовлетворении своих исковых требований настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований ФИО1 возражала, в обоснование своих возражений представила письменные возражения на исковые требования, из которых следует, что многоквартирный жилой <адрес> в г. Сочи оборудован ОДПУ на горячее водоснабжение и отопление в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 28.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон 342 261-ФЗ), допущен в эксплуатацию к коммерческим расчетам (акт периодической проверки от ДД.ММ.ГГГГ). Коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Согласно части 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то указанная норма может быть истолкована лишь следующим образом: установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета.
Сведения о расчетах за потребленные услуги теплоснабжения по <адрес> за период с ноября 2017 по май 2018г. представлены в таблице.
расчетный период | площадь <адрес>, кв.м. | площадь кв. 44 кв.м. | двухкомпонент-ный тариф на горячую воду | Данные общедомового прибора учета | ||||||||||
период | объем теплоно- сителя ГВС, куб. м | кол-во тепло- вой энер- гии ГВС, Гкаал | отоп-ление, Гкал. | базо- вый расход | фактическое количес-тво теплоты необх. для нагрева 1куб. м х.в. | расчетное количество тепло-ты для нагре-ва 1куб. м х.в. | сверх-нормативноеколи-чество тепло-ты для нагр.1куб. м х.в. | инд. расход по дому мЗ вода + норма | объем ОДН мЗ, предъявленный УК ООО "Юг-строй-сервис" | объем ОДН Гкал предъявленный УК ООО "Юг-строй-сервис" | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
ноя. 17 | 2992,4 | 43,9 | 2280,03 | 01.10-31.10.17 | 220,710 | 22,647 | 41,872 | 11,600 | 0,102609759 | 0,066 | 0,03661 | 175,76 | 44,950 | 2,967 |
дек.17 | 2992,4 | 43,9 | 2280,03 | 01.11-30.11.17 | 43,316 | 0,000 | 0 | 0,066 | 0 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | ||
янв. 18 | 2992,4 | 43,9 | 2280,03 | 01.12-31.12.17 | 43,316 | 0,000 | 0 | 0,066 | 0 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | ||
февр. 18 | 2992,4 | 43,9 | 2280,03 | 01.01-31.01.18 | 193,470 | 23,990 | 48,308 | 12,454 | 0,123998553 | 0,066 | 0,058 | 188,7 | 4,770 | 0,315 |
март 18 | 2992,4 | 43,9 | 2280,03 | 01.02-28.02.18 | 186,930 | 20,802 | 38,404 | 10,338 | 0,111282298 | 0,066 | 0,04528 | 156,64 | 30,290 | 1,999 |
апр. 18 | 2995,3 | 43,9 | 2280,03 | 01.03-31.03.18 | 235,260 | 22,697 | 39,733 | 11,064 | 0,096476239 | 0,066 | 0,03048 | 167,63 | 67,630 | 4,464 |
май 18 | 2995,3 | 43,9 | 2280,03 | 01.04-30.04.18 | 231,280 | 23,220 | 15,306 | 15,975 | 0,100397786 | 0,066 | 0,0344 | 242,05 | 0,000 | 0,000 |
Размер платы по коммунальной услуге определен за фактический объем потребленной тепловой энергии, зафиксированной коллективным (общедомовым) прибором учета.
В части порядка определения размера платы за предоставленную услугу горячее водоснабжение: расчет размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, предоставленные населению, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила 354).
При наличии общедомового прибора учета, установленного на системе горячее водоснабжения МКД, оснащенного термодатчиком, согласно информации РЭК ДЦиТ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О расчетах за горячее водоснабжение», коллективные (общедомовые) объективно фиксируют фактическое потребление тепловой энергии по этому виду услуги, которое складывается из тепловой энергии, потребленной с водой, и теплоотдачи во внутридомовых разводящих трубопроводах и полотенцесушителях, которые отличаются от нормативных. Прибор учета тепловой энергии, установленный на <адрес>, фиксирует потребление тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, как в «Гкал», так и в «куб.м.». При неизменных компонентах тарифа на горячую воду фактическая стоимость услуг горячего водоснабжения в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета в различных месяцах различна, т.к. отличаются объемы тепловой энергии, ежемесячно зафиксированные прибором учета тепловой энергии, а также различны и объемы воды, потребленной на нужды горячего водоснабжения. В силу п.38 Правил 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева, в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Тарифы на услуги теплоснабжения для населения г. Сочи утверждены приказами региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края №-т. от ДД.ММ.ГГГГ№-т. от 15.12.2016г. №-т. от 25.01.2017г. №-т от 20.12.2017г. на горячую воду (с НДС):
компонент на тепловую энергию
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3047,49 руб./Гкал. (без роста к декабрю)
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3172,23 руб./Гкал.
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3172,23 руб./Гкал.
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3299,04 руб./Гкал.
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3299,04 руб./Гкал.
компонент на холодную воду
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 33,13 руб./Гкал. (без роста к декабрю)
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 33,72 руб./Гкал.
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 33,72 руб./Гкал.
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -35,02 руб./Гкал.
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 31,35 руб./Гкал.
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 31,35 руб./Гкал.
Данные тарифы применяются при предоставлении населению услуг горячего водоснабжения.
В <адрес> в г. Сочи стоимость одного кубического метра горячего водоснабжения определена, исходя из фактического потребления тепловой энергии, и теплоносителя, зафиксированного общедомовым прибором учета:
Определение стоимости за услугу ГВС по жилому дому №<адрес>:
декабрь 2015 года
22,115 Гкал - количество тепловой энергии в системе ГВС;
153,29 м - количество теплоносителя.
0,14426903 Гкал/м = 22,115 Гкал / 153,29 м
(22,115Гкал*3047,49руб./Гкал. +153,29м*33,13руб м)/153,29м = 472,79руб./м
Таким образом, фактическое потребление тепловой энергии и теплоносителя, зафиксированное общедомовым прибором учета, установленного в доме <адрес>, определило стоимость одного кубического метра горячего водоснабжения.
Расшифровка по начислениям предоставлена в таблице: | ||||||
данные за период расчета | ||||||
месяц расчета | Данные общедомового прибора учета | Фактическое кол-во т/э для нагрева 1мЗ ХОЛ.ВОДЫ, Гкал./м3 | двухкомпонентный тариф на горячую воду | фактическая стоимость 1 куб.м. | ||
тепловой носитель мЗ | тепловая энергия, Гкал | компонент на тепловую энергию, руб./Гкал | компонент на холодную воду, руб./м3 | |||
01.12.2016 | 207,39 | 20,26 | 0,0977 | 3172,23 | 33,72 | 343,62 |
01.11.2016 | 225,61 | ††††††????????? 0,1019 | 3172,23 | 33,72 | 357,12 | |
01.10.2016 | 248,97 | 21,536 | 0,0865 | 3172,23 | 33,72 | 308,12 |
01.09.2016 | 225,87 | 20,363 | 0,0902 | 3172,23 | 33,72 | 319,71 |
01.08.2016 | 284,64 | 18,578 | 0,0653 | 3172,23 | 33,72 | 240,77 |
01.07.2016 | 259,71 | 19,809 | 0,0763 | 3047,49 | 33,13 | 265,57 |
01.06.2016 | 228,38 | 21,178 | 0,0927 | 3047,49 | 33,13 | 315,73 |
01.05.2016 | 202,95 | 20,262 | 0,0998 | 3047,49 | 33,13 | 337,38 |
01.04.2016 | 200,87 | 21,071 | 0,1049 | 3047,49 | 33,13 | 352,81 |
01.03.2016 | 177,3 | 20,639 | 0,1164 | 3047,49 | 33,13 | 387,88 |
01.02.2016 | 162,31 | 23,�9�9 0,1478 | 3047,49 | 33,13 | 483,6 | |
01.01.2016 | 174,02 | 24,112 | 0,1386 | 3047,49 | 33,13 | 4:55,39 |
01.12.2015 | 153,29 | 22,115 | 0,1443 | 3047,49 | 33,13 | 472,79 |
При неизменных компонентах тарифа на горячую воду, фактическая стоимость услуг горячего водоснабжения в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, в различных месяцах различна, т.к. отличаются объемы тепловой энергии, ежемесячно зафиксированные прибором учета тепловой энергии, а также различны и объемы воды, потребленной на нужды горячего водоснабжения.
В ответ на требование о том, что потребители должны оплачивать лишь нормативный расход тепловой энергии и не должны оплачивать повышенный расход, учтенный ОПУ, ответчик поясняет, что повышенный расход тепловой энергии может быть вызван различными причинами, в том числе, может быть связан с теплоотдачей через стояки и полотенцесушители. В то же время, фактически потребленное количество тепловой энергии, определенное по общедомовому прибору учета (в Гкал), должно быть оплачено по тарифам на тепловую энергию, установленным уполномоченным органом для населения. Законных оснований для освобождения от оплаты части тепловой энергии, фактически потребленной жилым домом, не имеется". Согласно приказу РЭК ДЦиТ Краснодарского края от 18.05.2017г. №-нп «О внесении изменений в приказ РЭК ДЦиТ от ДД.ММ.ГГГГ№нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае» с 01.06.2017г. утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для домов с неизолированными стояками с полотенцесушителями, к которым относится МКД по <адрес> составляет - 0,066 Гкал./куб.м. С 01.06.2017г. в <адрес> применяется нормативная величина расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, исходя из утвержденного РЭК ДЦиТ норматива. На основании вышеизложенного ответчик считает требования ФИО1 необоснованными.
Истец ФИО1 в судебном заседании с указанными доводами представителя ответчика не согласился, указал на то, что представитель ответчика заявила, что перерасчеты с ноября 2017 год по май 2018 года производились по той причине, что в ноябре 2017 года управляющая компания не предоставила им сведения о показаниях ОДПУ. В своем ответе за № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик пишет, что начисления по нормативам в ноябре 2017 года были произведены в соответствии с пунктом 59.1 Постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года (далее Постановление) из-за отсутствия акта проверки, не представленного управляющей компанией. В соответствии с данным пунктом Постановления начисления по нормативам можно проводить только при неисправности установленного ОДПУ, но вычислитель был исправен, что доказывается ответом управляющей компании «Югстройсервис» от ДД.ММ.ГГГГ за №. Ответчик в своем ответе поясняет, что расчет производится за предыдущий полный месяц с 1 по 31 число, показания ОДПУ снимаются до 8 числа месяца, идущего за отчетным. Т.е. расчет должен был произведен в декабре 2017 года. В ОДПУ установлено устройство дистанционного съёма показаний - универсальный сетевой контроллер (УСК-С5М), что подтверждается ответом управляющей компании за № от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому считает, что ответчик имел возможность снять показания с ОДПУ дистанционно. Данное начисление произведено с нарушением действующего законодательства. Нарушив требования законодательства, ответчик получил беспроцентный кредит за счет потребителей. Производственная деятельность ответчика, в частности, его отношения с управляющей компанией, находятся за рамками рассматриваемого в суде вопроса о порядке расчета оплаты. В декабре 2017 и январе 2018 года начисленная сумма в ноябре 2017 года была сторнирована, что отражено в счетах - квитанциях. Это подтверждается самим ответчиком в ответе за № от ДД.ММ.ГГГГ Поэтому ссылки представителя ответчика на то, что перерасчеты платы за отопление вызваны невозможностью получения данных с ОДПУ и перерасчеты за все месяцы проводились в связи с этим, считает несостоятельными. Перерасчеты по оплате за отопление производились ежемесячно с ноября 2017 года по апрель 2018 года. Уже в квитанции за ноябрь 2017 года истцу выставлен перерасчет за отопление в сумме 417 рублей 41 коп, а ведь только в ноябре было произведено начисление оплаты за отопление, которое было после сторнировано. Согласно Постановления перерасчет производится только в одном случае: при оплате услуги отопления в течение календарного года, а не отопительного сезона, и только в первом квартале по формуле 3(2). В Приложении 2 Постановления нет других формул о проведении перерасчетов платы за отопление.
Истец также не согласен с доводом ответчика о том, что «перерасчет по коммунальной услуге отопление определен размер оплаты за объем тепловой энергии, зафиксированный коллективным прибором учета, но не предъявленный к оплате по коммунальной услуге горячее водоснабжение в период с июня по сентябрь 2017 года. Расчет оплаты за горячее водоснабжение и отопление осуществляется по разным формулам и при этом контуры учета ОДПУ для каждой услуги свои. При расчете за отопление используются показания ОДПУ, а в соответствии с п.38 Постановления в расчете оплаты за горячее водоснабжение показания ОДПУ не используются. Для определения объёма потребления используются показания индивидуальных приборов учета по потреблению теплоносителя (горячей воды), тарифы и нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды. В силу Правил № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке - нормативом расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома. Это не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг. Тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а является коммунальным ресурсом, используемым для предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению или отоплению. На это есть прямое указание в пункте 13 Постановления. Тепловая энергия, используемая на подогрев воды для горячего водоснабжения, распределяется между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Кроме того, истец не согласен с возражениями ответчика в той части, что повышенный расход тепловой энергии может быть вызван различными причинами, в том числе, может быть связан с теплоотдачей через стояки и полотенцесушители. Не соглашаясь с указанным доводом, истец считает, что на основании ст. 36 Жилищного кодекса РФ стояки относятся к общему имуществу многоквартирного дома, в связи этим начисления за потери тепловой энергии не могут быть начислены к оплате за индивидуальное потребление, а должны начисляться на нужды по содержанию общего имущества. Согласно пункта 5 ст.15 Жилищного кодекса РФ в площадь квартиры входят все помещения, в том числе и подсобные, кроме лоджий и балконов. При оплате отопления по площади помещения он уже оплатил отопление санузла, где установлен полотенцесушитель. Истец не согласен, что за одну и ту же услугу он должен платить дважды. Ответчик в своем ответе пояснил истцу, что «в соответствии с п. 42(1) Правил № 354 расчет определяется в соответствии с формулой 3 приложения №2 к настоящим Правилам».
Истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он суду предоставил расчет, произведенный им за ноябрь 2017 года и февраль 2018 года по формуле 3 Приложения 2 Постановления Правительства РФ №. За ноябрь 2017 года расчет выполнен правильно, за февраль 2018 года имеется излишнее начисление индивидуального потребления тепловой энергии на 0,164 Гкал, что вызвало неправомерное начисление в сумме 375 рублей, аналогичные нарушения допущены ответчиком при начислениях в квитанциях за март, апрель и май 2018 года. Справка по расчетам приобщена к исковому заявлению.
Истец считает, что правильность расчетов легко проверить, используя данные счетов-квитанций, которые также были приобщены к исковому заявлению. ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика заявил, что не знает, как истец получает исходные данные для расчетов, у ответчика таких цифр нет, что, по мнению истца, не соответствует действительности. Все данные получены из счетов-квитанций Многофункционального центра, которые являются финансовыми документами, на основании которых производится оплата за оказанные услуги. Эти данные представляются в МФЦ предприятием ответчика.
Заслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Поставщиком коммунальной услуги – горячего водоснабжения и тепловой энергии в жилые помещения многоквартирного жилого № по <адрес> в городе Сочи является ответчик – Муниципальное унитарное предприятие города Сочи «Сочитеплоэнерго».
Многоквартирный жилой оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения и отопления.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в частности плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, также плату за коммунальные услуги (п. 3).
При этом часть 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ определяет, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в частности плату за горячую воду и тепловую энергию.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 названной статьи, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, требования к режиму предоставления и качеству коммунальных услуг, а также к начислению платы за коммунальные услуги регулируются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В соответствии с пунктом 5 ст. 9 Федерального закона «О теплоснабжении» тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 354, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом) определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
При этом стоимость горячей воды МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго», выставляемой ежемесячно, определяет расчетным путем на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии исходя из фактического объема потребления холодной воды для приготовления горячей воды и фактического количества тепловой энергии, использованной для ее нагрева, в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Расчет размера платы за горячую воду осуществляется в соответствии с п. 38, п. 42 и формулой 23 приложения N 2 Правил. В данной формуле не используются показания ОДПУ, а используются показания индивидуальных приборов учета по учету потребленного ресурса в куб. метрах, тариф на теплоноситель, тариф на тепловую энергию для ГВС и норматив подогрева куб. м/Гкал.
Правилами № 354 определен перерасчет за отопление только в случае, если при оплате услуги отопления в течение календарного года и корректировочный расчет осуществляется только в первом квартале по формуле 3(2) Приложения 2 настоящих Правил. Другие формулы перерасчета услуги отопления Правила № 354 не содержат.
Расчет начисления истцу за потребленную горячую воду в январе, августе 2017 года превышал нормативы расхода тепловой энергии, а за тепловую энергию за период с ноября 2017 года по май 2018 года включал перерасчет за услугу отопление, в то же время ответчиком в силу требований ст. 56 ГПК РФ не представлено надлежащих доказательств повышенного расхода тепловой энергии.
При таких обстоятельствах, требование истца об обязании ответчика произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение исходя из норматива потребления соответствующего коммунального ресурса за периоды период с февраля 2018 года по май 2018 года, произвести перерасчет платы за отопление с ноября 2017 года по май 2018 года, произвести перерасчет оплаты за горячее водоснабжение за январь, август 2017 года, декабрь 2015 года и ноябрь 2016 года является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В то же время надлежащих доказательств нарушения прав при производстве расчетов в декабре 2015 и ноябре 2016 года истцом не представлено.
Суд приходит также к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении обязанности на ответчика информацию о предоставленных услугах указывать в счетах-квитанциях, поскольку форма и сведения, содержащиеся в счетах-квитанциях на оплату коммунальных услуг утверждаются соответствующими подзаконными нормативными актами, в связи с чем, принятие решения суда по такому вопросу не требуется.
По тем же основаниям суд отказывает в удовлетворении требований ФИО1 о возложении обязанности на ответчика выдать после перерасчета истцу документы, подписанные руководителем предприятия и скрепленные печатью предприятия, поскольку действующее законодательство предъявляет различные требования к оформлению документации различного уровня, перерасчет оплаты коммунальных услуг оформляется квитанцией, к которой не предъявляются требования о подписи руководителя и наличии печати предприятия.
Истцом также заявлено требование о компенсации причиненного ему ответчиком морального вреда в сумме 10 000 руб., которое подлежит частичному удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что при рассмотрении вопроса о компенсации морального вреда суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Поскольку ответчиком допущено нарушение прав истца как потребителя коммунальной услуги, доводы истца о причинении ему данными действиями ответчика морального вреда являются обоснованными.
Суд принимает во внимание характер допущенного нарушения прав истца ответчиком, степень вины последнего и иные заслуживающие внимания обстоятельства и с учетом совокупности исследованных обстоятельств, приходит к выводу, что взыскание с ответчика в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в размере 3 000 руб. будет отвечать требованиям разумности и справедливости.
В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 1 500 рублей.
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования города-курорта Сочи подлежит взысканию госпошлина в размере 600 рублей, из них 300 рублей по исковым требованиям неимущественного характер о возложении обязанности выполнить действия, 300 рублей – по исковым требованиям о взыскании компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию города Сочи «Сочитеплоэнерго» о возложении обязанности произвести перерасчет оплаты начислений за отопление за период с февраля 2018 года по май 2018 года, произвести перерасчет платы за отопление с ноября 2017 года по май 2018 года, произвести перерасчет оплаты за горячее водоснабжение за январь, август 2017 года, декабрь 2015 года и ноябрь 2016 года, информацию о предоставленных услугах указывать в счетах-квитанциях, взыскании компенсации морального вреда, выдаче заверенных копий документов - удовлетворить в части.
Возложить на муниципальное унитарное предприятие города Сочи «Сочитеплоэнерго» обязанность произвести перерасчет оплаты начислений за отопление за период с февраля 2018 года по май 2018 года, произвести перерасчет платы за отопление с ноября 2017 года по май 2018 года, произвести перерасчет оплаты за горячее водоснабжение за январь, август 2017 года.
Взыскать с МУП г. Сочи в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с МУП г. Сочи в пользу ФИО1 штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке в размере 1500 рублей.
Взыскать с МУП г. Сочи в доход местного бюджета города – курорта Сочи госпошлину в размере 600 рублей.
В соответствии со ст.199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.М. Вергунова